NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Лики красоты


Лики красоты

  1. Добрый день, дорогие друзья! Когда-то Ф. М. Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». Задумайтесь, может быть это правда?



  1. Внутренняя и внешняя красота – всегда восхищала всех. А её живым воплощением являются вечные женские образы, явившиеся миру как чудо, как средство спасения и пример для подражания.



  1. На протяжении многих веков женщина, её красота, очарование, загадочность были предметом восхищения и поклонения. Она вошла в мир искусства в незапамятные времена, когда появились мудрые и прекрасные богини древней Индии и Египта, когда античный скульптор изваял из мрамора Афродиту, когда художник эпохи Возрождения перенёс на полотно таинственную улыбку Джоконды…



  1. Для всех художников предшествующих эпох женщина была воплощением совершенства и гармонии живых форм природы, идеалом любви и материнства. Последующие века, в сущности, не привнесли ничего нового к найденному тысячи лет назад. Во все времена женщина оставалась предметом поклонения, украшением жизни, символом радости бытия. Прелестные, готовые взлететь к небесам, и всё же такие земные богини Ботичелли, блистательные венецианки Тициана и Веронезе, лукавые, простодушные образы Рембрандта, милые парижанки Мане и Ренуара, загадочные женщины Рокотова и Боровиковского. В них всех колдовство своего времени

Итак, наш сегодняшний разговор о женских образах в мировом искусстве.

Александр Кожейкин

Нарисую Тебя




Нарисую улыбку, дыханьем цветка
жизнь вдохну, не успев на портрет наглядеться.
Мне покажется: ты улыбнёшься слегка,
моя кисть - продолжение линии сердца,
что рисует глаза и морщинки твои,
успевая закончить как раз до рассвета.
Но спросите у грозной, бессонной змеи,
что печалью зовётся, возможно ли это?
На мгновение только прервусь. Как во сне
пролечу сотни вёрст, но тебя не покину.
Я усталый мольберт прислоню к тишине,
а потом с новой силой закончу картину.
Василий Алоев

Портрет

Он рисовал поначалу штрихами простейшими
Брови, глаза и лица каноничный овал.
В полупрозрачном хитоне сидящую женщину,
Юный художник, влюблённый в неё, рисовал.

Ту, что в безумстве одаривал жгучими ласками,
Шею и руки её целовал горячо...
Он, словно маг, колдовал над палитрою с красками
Несколько суток без сна - так он был увлечён.

Счастье в глазах, освящённых улыбкою ангела,
Лёгкий румянец на бархатно-нежных щеках...
Сотни мазков вытирал, и накладывал набело -
Трудно давались прожилки на тонких руках.

Этот портрет апогеем стал в жизни художника.
Холст обветшал и покрылся морщинками лет.
Только с годами, сильней и безумнее, может быть,
Был он влюблён в ту, с которой писался портрет…


  1. Одним из самых трогательных женских образов, несомненно, является Мадонна. Счастье материнства, страдание и трагедия утраты соединились в многочисленных воплощениях святой художников эпохи Возрождения.

  2. Перед глазами проходят произведения великого Леонардо «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте»…

Поэтов разных времён тоже привлекал этот драматический сюжет. Алексей Толстой посвятил своё стихотворение картине Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»

А. Толстой

МАДОННА РАФАЭЛЯ
Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед — и ясным оком

Голгофу видит пред собой.
А вот стихотворение поэтессы середины ХХ века Маргариты Алигер












Маргарита Алигер






  1. О КРАСОТЕ

    По всей земле, во все столетья,

    великодушна и проста,

    всем языкам на белом свете

    всегда понятна красота.

    Хранят изустные творенья

    и рукотворные холсты

    неугасимое горенье

    желанной людям красоты.

    Людьми творимая навеки,

    она понятным языком

    ведет рассказ о человеке,

    с тревогой думает о нем

    и неуклонно в жизни ищет

    его прекрасные черты.
    Чем человек сильней и чище,

    тем больше в мире красоты.
    И в сорок пятом, в сорок пятом

    она светила нам в пути

    и помогла моим солдатам

    ее из пламени спасти.
    Для всех людей, для всех столетий

    они свершили подвиг свой,

    и этот подвиг стал на свете

    примером красоты земной.

    И эта красота бездонна,

    и безгранично ей расти.
    Прощай, Сикстинская Мадонна!

    Счастливого тебе пути!



    Выражение «гений чистой красоты» являтся крылатым и передаёт преклонение и восхищение простого смертного богиней: недоступной и прекрасной. Известно, что они принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
    Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».




  1. Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

  1. 1. В 1754 году картина была приобретена королём Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за неё 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму.

2. В 19 и 20 веке русские писатели и художники отправлялись в Дрезден, чтобы увидеть «Сикстинскую Мадонну». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

1. Художник Карл Брюллов писал: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».

2. Лев Толстой и Фёдор Достоевский в рабочих кабинетах имели репродукцию «Сикстинской Мадонны». Жена Ф. М. Достоевского в своём дневнике записала: «Фёдор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».


1. Эта картина служит как бы лакмусовой бумажкой в оценке характера героев Достоевского. Так в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет увидеть всю глубину его нравственного падения.

2. Идею и композицию «Сикстинской мадонны» Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии в жизни людей.
«Он творил всегда то, что другие только мечтали создать», – писал о Рафаэле Гёте.
1. Не случайно А. С. Пушкин сравнивал свою возлюбленную с мадонной. Ведь это воплощение любви и чистоты.
А. С. Пушкин

Мадонна


Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
2. Время сохранило множество портретов Мадонны Пушкина. Каждый из них вновь и вновь доказывает нам, что столь пламенные чувства вспыхнули в душе поэта не напрасно.

Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить её стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Всё в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Всё было comme il faut — без всякой фальши. Наталье Николаевне минуло только 16 лет, когда она впервые встретилась с Пушкиным на одном из балов в Москве зимой 1829 года.

2. Она была в белом воздушном платье, с золотом на голове. Александр Сергеевич не мог отвести от нее глаз. Она была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта восторженная скромность только возвысила ее в глазах поэта. Первая красавица привлекала и взоры художников.
1. Акварель А.П.Брюллова является единственным известным портретом Натальи Николаевны, созданным при жизни Пушкина. 8 декабря 1831 года поэт писал ей из Москвы:«Брюллов пишет ли твой портрет?».Несомненно об этом портрете писал Пушкин жене 30 июля 1834 года из Петербурга в Полотняный завод: «Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым. Смотри».

2. Портрет хранился в семье Пушкиных, а с 1844 года Пушкиных-Ланских. После смерти Натальи Николаевны он находился у ее детей. В 1927 году внук Н. Н. Пушкиной-Ланской, П. И. Арапов (сын ее старшей дочери от второго брака), передал портрет в Пушкинский дом (Институт русской литературы), откуда поступил во Всесоюзный музей А.С.Пушкина.

1. «Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился.» — писал поэт П. А. Плетнёву вскоре после свадьбы.
Ольга Киевская
По - ангельски кротко, по - дьявольски томно
Шлёт взор из – под век,
А в грации шеи таится надломно
Тюльпана побег.

Изящной головки слегка озадачен
Прелестный бутон.
Кого осчастливил, кому предназначен
Сей дивный поклон?

Открытое платье всем кажет несмело
Обрушенность плеч.
Простите ей, люди.
Она не сумела супруга сберечь.

Когда довелось, не страшась катафалка,
Под дулом стоять,
Поэт посчитал - за Такую не жалко
Жизнь богу отдать.

Асадов Эдуард

Когда мне говорят о красоте


Когда мне говорят о красоте
Восторженно, а иногда влюбленно,
Я почему-то, слушая, невольно
Сейчас же вспоминаю о тебе.

Когда порой мне, имя называя,
О женственности чьей-то говорят,
Я снова почему-то вспоминаю
Твой мягкий жест, и голос твой, и взгляд.

Твои везде мне видятся черты,
Твои повсюду слышатся слова,
Где б ни был я - со мною только ты,
И, тем гордясь, ты чуточку права.

И все же, сердцем похвалы любя,
Старайся жить, заносчивой не став:
Ведь слыша где-то про сварливый нрав,
Я тоже вспоминаю про тебя...

  1. А вот ещё один из вечных образов. Юная Александра Петровна Озерова, дочь помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, была родственницей любимца Павла I, влиятельного графа П.Х.Обольянинова, женатого на ее кузине. Когда Александра Петровна вышла замуж за Струйского, ей было семнадцать или восемнадцать лет. Вскоре после свадьбы супруги совершили путешествие в Москву, где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, художнику Рокотову, их фамильные портреты. Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи.

    1. Художнику удалось передать романтичность и порывистость поэтической натуры «странного барина». «Мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза — все это делает образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным», — пишет искусствовед.

    2. Но еще более загадочен и таинственен портрет юной Александры. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец на щеках и такие задумчивые, выразительные глаза, чуть-чуть грустные, едва замечающие окружающее, а скорее, всматривающиеся куда-то вдаль, или внутрь себя, или в будущее.

    1. Художник Рокотов, о котором Струйский, едва ли не единственный, оставил подобие воспоминаний и которого Николай Еремеевич весьма высоко ценил , согревался душой в этой семье, которая часто наезжала в Москву и приглашала любимого художника.

    2. Сохранилась легенда о любви Рокотова к Струйской, видимо, навеянная особым тоном очарования и удачей таланта художника, создавшего ее портрет. Вряд ли это было на самом деле так, хотя, конечно, Александра Петровна не могла оставить равнодушным ничье сердце.

    1. Сам Струйский так описывал свою возлюбленную в одном из множества стихотворений, посвященных ей:
    Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
    Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
    И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.
    Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.
    Почтить твои красы, как смертный, я немею,
    Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею.
    («Элегия к Сапфире»)

2. Николай Еремеевич создал вокруг своей возлюбленной необычную для того времени атмосферу поклонения, восторга и творчества, духовного тепла и созидания. Oн оставил после себя на многие годы освященный своей любовью воздух усадьбы Рузаевка, где выросли еще многие поколения дворян, сохранив в ней дыхание муз, среди них был поэт А. Полежаев. Он оставил своим наследникам главное богатство — блаженство творчества и красоты.

1. Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых четверо были близнецами и десять умерли в младенчестве. Но всю оставшуюся жизнь ее согревал пламень поэтического вдохновения мужа.

2. Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. А для нас она так и осталась той прекрасной, в легкой дымке загадки и очарования, немного грустной и едва улыбающейся молодой женщиной с портрета Рокотова.
Наверное, это была одна из самых красивых женщин «безумного осьмнадцатого столетья»...

Н. Заболоцкий

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.


Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?


Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…


  1. А много раньше другой поэт – Яков Полонский – обратился «К портрету Лопухиной» кисти В.Л.Боровиковского:

Она давно прошла, – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражала
Страданье – тень любви,и мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела;
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать –
Прощать – молчать…


2. История русского искусства знает произведения, которые являются как бы поворотными вехами в развитии нашей портретной живописи. К числу таких этапных произведений принадлежит портрет М. И. Лопухиной, написанный Боровиковским в 1797 году.

1. Героиня портрета В.Л. Боровиковского - Мария Ивановна Лопухина (1779-1803), урожденная графиня Толстая, прожила очень короткую жизнь. Она умерла в возрасте двадцати трех лет, едва успев выйти замуж. Она была дочерью отставного генерала И. А. Толстого, родной сестрой знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца и женой ничем не примечательного офицера. Через пять лет после написания портрета Мария Ивановна скоропостижно скончалась от чахотки. «Портрет Лопухиной» считается едва ли не лучшей работой Боровиковского.
2. Ее портрет написан в самом конце XVIII столетия, когда художников все больше занимает мир человеческих чувств, переживаний и настроений.

Именно в эти же годы в искусстве начинает осознаваться красота и величие природы, ее эстетическая ценность. В ней видятся отражение человеческой души, тонкие созвучия внутреннему миру.
1. Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был нов и характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Боровиковский не только создал здесь тип, характерный для русской культуры 1790-х годов и овеянный поэтической женственностью, но и сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи.
2. Угадав в девочке гениальный дар, почувствовав в ней приму фамильного театра, Шереметев-младший загорелся желанием поскорее вывести ее на сцену и дать лучшие роли. И вот ее мечта сбылась. 22 июня 1779 года, когда Прасковье было всего 11 лет, она дебютировала в маленькой роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы» под сценическим псевдонимом Горбунова.
А на следующий год она впервые вышла на сцену Жемчуговой – граф придумал сменить неблагозвучные крестьянские фамилии своих актрис на псевдонимы, образованные от имен драгоценных камней – Жемчугова, Бирюзова, Гранатова. По преданию, юную актрису будущий супруг нарек Жемчуговой за нежный, жемчужный голос, а как потом утверждала молва - за сказочный, громадный жемчуг, подаренный ей императором Павлом I, другом детства Шереметева-младшего.


  1. После смерти жены Шереметев строил Странноприимный дом, начатый ещё его женой, больницы и храмы в Москве, Петербурге, Ростове. Уходил из дома с крупной суммой денег раздавать милостыню и возвращался без копейки. Завещал капитал на вспоможение семействам, «претерпевающим скудость», на сиротские пособия, на создание библиотек. На его портрете кисти Боровиковского стояла подпись «граф Милосердов».

  2. И рассказывая в записках сыну о покойной матери, граф напоминал ему, что не знатность и не славу, а лишь благие дела можно взять с собой за двери гроба. Именно такой пример для подражания всей своей жизнью она показывала. Окончательно подорвав здоровье, граф умер от простуды в январе 1809 года. Его похоронили рядом с женой в простом гробу: все деньги, которые пошли бы на подобающее графу Шереметеву погребение, он приказал раздать бедным.

Павел Антокольский

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК

 Ты подошла с улыбкой старомодной
И отвернулась, не всмотревшись в нас,
И каждый гость, когда ему угодно,
Вставал, шутил, стрелялся — в добрый час!
И воскресал в другую дверь — химерой
И неопасной тенью.
                                   Вот и ночь
Окаменела, превратилась в серый   
Гранит Невы, но не смогла помочь.
Вот съежились, усохли, почернели
Разносчик, баба—немец, гайдуки...
Вот на ветру, не запахнув шинели,
Прошел костлявый дух моей тоски.

И я проснулся тенью обветшалой,
Изображеньем чьих-то давних лет.  
Но быть собой мне все-таки мешала
Чужая жизнь, которой больше нет.

И нет тебя, проплывшей в легком вальсе
И отпылавшей, молодость губя.
И как ни спорь, ни сетуй, ни печалься,
Ни утешайся,— больше нет тебя —
Ни в прошлом, ни сегодня, ни в грядущем,
Ни в книгах, недочтенных впопыхах...
Ты временем, Кощеем завидущим,
Похищена.
                     Но ты в моих стихах.

2. Вот как объясняет тайну женского обаяния французский поэт Пьер де Ронсар.

Пьер де Ронсар

* * *
Природа каждому оружие дала:
Орлу - горбатый клюв и мощные крыла,
Быку - его рога, коню - его копыта,
У зайца - быстрый бег, гадюка ядовита,
Отравлен зуб её. У рыбы - плавники,
И, наконец, у льва есть когти и клыки.
В мужчину мудрый ум она вселить умела,
Для женщин мудрости Природа не имела
И, исчерпав на нас могущество своё,
Дала им красоту - не меч и не копьё.
Пред женской красотой мы все бессильны стали.
Она сильней богов, людей, огня и стали.

1. Но только в союзе с внутренней красотой она становится всесильной. Ведь очарование рано или поздно проходит, к красивой внешности можно привыкнуть. Но к доброте, беззащитности, милосердию, заботе, кротости и чистоте привыкнуть нельзя. Об этом свидетельствуют удивительные портреты, на которых изображены женщины, являющиеся образцами добродетелей.

2. Время сохранило много таких образов для нас как напоминание о непреходящих ценностях.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: