NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» Историческая основа и патриотических пафос стихотворения. Кубан. Лермонтов на Кубани


М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» Историческая основа и патриотических пафос стихотворения. КУБАН. Лермонтов на Кубани.

I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России

— Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?

Дети вспоминают сказку «Ашик-Кериб», отрывок из стихотворения «Терек», говорят о том, что Лермонтов любил Кавказ.

Знакомство с детскими и юношескими годами поэта может быть организовано двумя способами: с помощью слова учителя или чтения статьи учебника. Ученики прочитают ее, ответят на вопросы. Учитель при необходимости дополнит материал статьи.

II. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

Чтение учителем

Эвристическая беседа

— О каком событии рассказывается в этом стихотворении?

Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.

— Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе?

Вспомним басню И. А. Крылова «Волк на псарне».

— Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?

Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя — это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.

— Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?

— Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?

Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.

— Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: «...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана»?

— С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?

— Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

— О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали...»?

об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском.

— Что означает фраза: «...ворчали старики...»? Что такое зимние квартиры!

По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.

— Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?

— «И вот нашли большое поле...» Что это за поле?

По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.

— Подберите синоним к выражению «ушки на макушке».

— Что означает фраза: «Забил заряд я в пушку туго...»?

Объясним, что артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.

— Почему солдат называет противника «брат мусью»? С какой интонацией он говорит о готовности к сражению?

— Как вы понимаете следующие слова?

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною.

Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку?

Подготовленный ученик рассказывает, что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» — звучит со сказочной интонацией. В сказках три — волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.

— Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи?

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

— Найдите эпитеты в строках: «И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень». Какое настроение они создают?

— Почему ликовал француз?

Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.

— Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?

Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.

— Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам,

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

— Как вы понимаете эти слова рассказчика?

Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.

Булат — сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова сражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал с сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.

— «И молвил он, сверкнув очами...» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение?

Дети отметят слова молвил, очами. Строфу прочитаем торжественно и сдержанно, без ложного пафоса.

Описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!») прочитает один из учеников. Возможные задания:

Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?

— С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.

— Как вы думаете, почему автор пишет: «...рука бойцов колоть устала...», а не «руки бойцов колоть устали»?

— С помощью каких строк автор передает грохот боя?

Ученики уже встречались с примерами аллитерации (термин не называем) и покажут роль звука [р] в строках: «И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел».

— Подберите синоним к глаголу изведал.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

— Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш?

Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.

— С какими строками стихотворения перекликаются слова сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали...»?

Ученики отметят строки: «Земля тряслась — как наши груди...» С помощью выявления таких деталей можно донести до детей мысль о точности и одновременно фольклорности рассказа о великом событии. Предложим им найти строку в тексте, при чтении которой вспоминается мать сыра земля.

— Рассмотрите в учебнике репродукцию фрагмента «Бородинской панорамы». Какие строки лермонтовского стихотворения соответствуют тому, что изобразил художник?

По некошеному полю скачут всадники и сшибаются в схватке, пушечный дым и дым горящих деревень застилает окрестности, летят ядра и пули, ржут кони. Слева над массой всадников видно знамя.

Читаем предпоследнюю строфу.

— К чему были готовы русские воины?

— Что означают слова: «Вот затрещали барабаны — // И отступили басурманы»?

В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.

— Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?

Воин сожалеет о гибели многих русских людей.

После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о Бородинском сражении. (Дать готовый материал)

Бородинское сражение можно разделить на четыре этапа:

1) с пяти до десяти часов утра — французская армия наносит главный удар по левому флангу русских войск, однако ей не удается прорвать фронт войск генерала П. И. Багратиона;

2) с девяти до двенадцати часов — Наполеон направляет главный удар против центра русских войск в районе батареи Н. Н. Раевского, где несет огромные потери, но не может прорвать позиции русских;

3) с двенадцати до четырнадцати часов — действия русской кавалерии генерала Ф. П. Уварова и казаков атамана М. И. Платова на левом фланге и в тылу неприятельских войск с целью облегчить положение центральных позиций и дать возможность подтянуть резервы;

4) с четырнадцати до восемнадцати часов — безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.

Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск.

Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные военачальники, личным примеров вдохновлявшие подчиненных. Генерал П. И. Багратион отбивал атаки французских колонн на Семеновские флеши и был смертельно ранен во время восьмой атаки. Под генералом М. Б. Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного места в центре русской обороны, где он не появлялся и не ободрял солдат своими словами и примером.

Когда французы ворвались на батарею Раевского, находившиеся поблизости генерал-майор А. П. Ермолов и начальник артиллерии генерал-майор А. И. Кутайсов собрали отступающих, построили их и ударили в штыки. Батарея была отбита. А. И. Кутайсов заплатил за этот успех жизнью.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

I. Выразительное чтение стихотворения «Бородино»

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения. Ученики слушают внимательно, обсуждают и оценивают выступления товарищей.

Образ старого солдата — участника сражения

Прочитаем материал рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. _____). Впервые в литературе Лермонтов показал историческое событие глазами рядового воина.

— Какие характерные черты солдата вы заметили?

Характерные черты солдата — простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину свою!»

Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит, что солдаты начали считать свои раны и убитых товарищей.

Искренность чувств, особенная правдивость описания создают впечатление, будто читатель тоже участвует в этом событии.

Два раза — в начале и в конце стихотворения — поэт устами солдата выражает гордость за ушедшее поколение и жалобу на нынешнее:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

— В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

Основная мысль стихотворения — то, что русские люди не жалеют жизни для победы над врагом, для защиты Родины. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем из стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

Самостоятельная работа

Напишите ответ на один из вопросов:

— В чем заключается основная мысль стихотворения?

— Каким предстает перед нами защитник Родины?

Домашнее задание

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

Индивидуальное задание

Подготовить чтение или пересказ народных преданий о кладах.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: