NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Математические сказки




МО

доклад на тему
«Математические сказки»


Подготовила:

учитель начальных классов

Вережникова Елена Александровна


Сказки любят все, но особенно — дети.

Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных заня­тиях. Именно для такой работы предназна­чены сказки «О нуле», «Победа знаний», «Герой планеты Фиалка». Для удобства сказка разбивается на части.
О нуле . :

1. Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.

2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все.

Между Цифирией и королевством Арифме­тики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умноже­ние и Деление. Как добраться до Арифме­тики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

3. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложи­тесь, тогда дам вам напиться». Все исполни­ли приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сло­жился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.

4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с нолем, оказалось в проиг­рыше и было расстроено.

5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чи-

' сел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно число не делится на Ноль.

7. Правда, королева Арифметика прими­рила все числа с этим лентяем: она стала

просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз.

И стали числа жить-поживать да добра наживать.
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказ­ку; рассмотреть сказку как задание с пропус­ками.

Приведем некоторые примерные вопросы, которые можно задать учащимся. Порядко­вый номер соответствует абзацу сказки.

1. Почему страна называлась Цифирией?

Что означает число ноль?

2. Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.)

Какие реки разделяли страну Цифирию и королевство Арифметики

Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.)

Кто собирался переходить через пустыню? (Числа.)

Чем числа отличаются от цифр?

3. Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно?

4. Приведите два примера, иллюстрирую­щих слова сказки: «...стать парами и вы­честь меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды».

Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше?

Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось во­ды поровну? Приведите примеры.

5. Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение?

6. Почему при переходе через реку Деле­ние числа не захотели становиться в пару с Нолем?

7. Во сколько раз первое число больше или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5?

Предложить ребятам сочинить продолже­ние сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский за­мысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некото­рые советы:

а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно успеш­но решать в паре с Нолем;

б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает.

Под заданием с пропусками мы понимаем выделение интонацией (отдельные предло­жения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов, но которые можно восста­новить по смыслу сказки, на основе строгой взаимосвязи математических понятий. На­пример, в 5-м абзаце: «Число, стоящее в паре с Нолем, вообще... воды»; в 6-м: «С тех пор ни одно число не... на Ноль»; в 7-м: «Она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого ...в ...раз».

Безусловно, вышеописанные приемы рабо­ты можно комбинировать.

Отметим также, что применение сказок на уроках повторения и закрепления делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитатель­ный эффект и способствуют развитию мыш­ления.

Ниже мы приводим еще несколько неболь­ших сказок, с которыми можно провести аналогичную работу. Вопросы к ним придума­ет учитель. Возможно, будут найдены и дру­гие формы и методы работы со сказкой.
Победа знаний

Это было давно.

В некотором царстве, в некотором государ­стве на престол взошел неграмотный король: в детстве он не любил математику и род­ной язык, рисование и пение, чтение и труд... Вырос этот король неучем. Стыдно перед на­родом. И порешил король: пусть все в этом государстве будут неграмотными. Он закрыл школы, но разрешил изучать только военное дело, чтобы завоевать побольше земель, стать богатым.

Вскоре армия этого государства стала большой и сильной. Она беспокоила все близлежащие страны, особенно доставалось маленьким.

Короля-неуча звали Пуд. Он стал предво­дителем своей разбойничьей армии.

По соседству с государством неучей нахо­дилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военной наукой.

Армия в этой стране была небольшая, но хорошо обученная. Славилась она своей разведкой и бегунами на длинные дистанции.

Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы. Как спасти государство? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию.

Через два дня перед лагерем войск Пуда появилась на повозке большая фанерная кукла. Часовые ее не хотели пропускать, но кукла сказала, что она — подарок, от государ­ства Длина королю Пуду. Часовые вынужде­ны были пропустить куклу.

Повозка с куклой въехала в лагерь. Пуд с приближенными рассмотрели куклу и удивились ее размерам и умению говорить' человеческим голосом.

Кукла сказала, что ее зовут Кило и что у нее есть младшие братья Метр и Дециметр.

Солнце все ниже и ниже. На землю опусти­лась ночь. Когда весь лагерь Пуда заснул, кукла раскрылась, и из нее вышли 1000 кукол по имени Метр, а из каждой из них — по 10 кукол, которых звали Дециметр, из каждого Дециметра — по 10 воинов-Сантиметров. Они окружили спящее вражеское войско и уничтожили его. Только король Пуд спасся бегством (позже его найдут в другом коро­левстве) .

Так умный король, любящий науки, побе­дил неуча — короля Пуда. И все соседние государства стали жить в мире и дружбе.
Герой планеты «Фиалка»

Сегодня на всей Земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете «Фиалка», на которой жили разум­ные существа.

Прошло полчаса полета. И вдруг из-за ма­шинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью, аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сооб­щить о происшедшем в центр управления по­летом и продолжать экспедицию.

Наконец экипаж достиг неизвестной пла­неты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообраз­ной формы. Жители Фиалки не умели вы­числять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир.

Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товари­щей. Но выхода не было. С трудом он вспом­нил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1м — 1 кв. м и т. д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нари­совал прямоугольник, в котором поместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей стороны 4 квадратика, а вдоль меньшей 3. Затем Коля изобразил еще 1 прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина 3.

— Что же делать? — думал Коля.— Сто­роны прямоугольника равны 4 и 3 квадра­тикам, а площадь 12, стороны прямоугольни­ка равны 10 и 3 квадратикам, а площадь 30. Знаю! — закричал мальчик.— Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умно­жить на ширину.

Коля доложил командиру корабля о вы­полнении задания.

Эту сказку можно использовать не только при закреплении материала, но и при изуче­нии нового — площади прямоугольника. Уче­ник может выступить в роли Коли, сделать пусть небольшое, но открытие.

Элементы проблемного обучения в форме сказки-игры вызывают у детей большой интерес.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Жили-были

6 стр.