Материалы межрегиональной научно-практической конференции Книговедение – книга – библиотечное дело в региональном социуме: теория и практика
Комитет по культуре и туризму Рязанской области
Государственное учреждение культуры
«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Материалы
межрегиональной научно-практической конференции
Книговедение – книга – библиотечное дело в региональном социуме: теория и практика
6 октября 2011 года
Рязань 2011
Составитель:
С.А. Антоненко, заведующая научно-методическим отделом библиотеки
Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Книговедение – книга – библиотечное дело в региональном социуме: теория и практика». Рязань, 6 октября 2011 года. / ГУК «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; Сост. С.А. Антоненко. – Рязань, 2011. – 63 с.
Оглавление
Соловьев А.В. Книга в контексте "открытой культуры"………………………. 4
Кутырова Е.И. Библиографический учет местного обязательного экземпляра и издание «Ежегодника Рязанской печати»…………………………………..... 7
Азовцева О.Я. Издательская деятельность Рязанской ОУНБ имени Горького………………………………………………………………………….11
Целикова М.В. Из истории библиотеки Сапожковского общественного собрания (XIX век)……………………………………………………………...16
Малина Н.Н. Создание и использование электронных изданий в отделе литературы по искусству библиотеки имени Горького……………………….21
Пронина Л.А. Издательская деятельность в сфере высшего образования: на примере Рязанского ГАТУ им. П.А. Костычева………………………………24
Королева О.Е. Электронное издание «Информационная грамотность школьника»………………………………………………………………………25
Бритенкова Т.Н. Издательская деятельность Рязанской областной специальной библиотеки для слепых…………………………………………..27
Кудинова С.Г. Инновационные технологии в ЦСДБ г. Рязани……………….30
Смирнова О.А. Тематические книжные коллекции как составная часть
фонда Рязанской областной юношеской библиотеки им. К.Г. Паустовского…………………………………………………………………32
Антоненко С.А. Модернизация библиотек как актуальная проблема библиотечной теории и практики………………………………………………36
Кондрашова М.Л. Книжные коллекции и собрания из фонда редких изданий Скопинской центральной библиотеки…………………………………………45
Грашкина М.А. Проект создания сектора реставрации книг при Сасовской центральной библиотеке………………………………………………………..49
Ефимова Н.Н. Использование компьютерных технологий в издательской деятельности Центральной районной межпоселенческой библиотеки Рязанского района……………………………………………………………….51
Лобова И.В. Опыт внедрения инноваций в библиотеке: роль издательской деятельности МУК «ЦБС г. Рязани»…………………………………………..53
Коробова С.В. Новые формы популяризации книжных памятников из фонда редких книг библиотеки имени Горького……………………………………...57
Программа конференции………………………………………………………..61
Книга в контексте "открытой культуры" *
________________________________________________________________
А.В. Соловьев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина
В данной статье предлагается кратко обсудить три основных вопроса:
1.Как современная социокультурная реальность влияет на практики чтения?
2.Какое место в современной социокультурной реальности занимает открытая культура?
Чтобы осмыслить, что происходит с чтением и с книгой, как с базовой формой чтения, необходимо сказать несколько тривиальных вещей о современной социокультурной реальности, а точнее о современной культуре.
Во-первых, современную культуру можно обозначить как массовую клип-культуру. По выражению известного футуролога Элвина Тоффлера «консенсус пошатнулся»: человек «клип-культуры» обстреливается разорванными и лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами1. В клип-культуре человек все больше получает короткие модульные вспышки информации в виде рекламы, рецензий, обрывков новостей, которые не укладываются в прежние ментальные ячейки. Клип-культура как культурный феномен уже достаточно прочно вошла в обыденное сознание: Дмитрий Иванов, известный социолог, автор модной книги «Глэм-капитализм» указывает, что мы живем в «интенсивном настоящем», в потоке моментов, ситуаций и событий, когда открываются какие-то перспективы, но люди не успевают эти перспективы реализовывать – ситуация изменяется и возникают новые перспективы2. Филолог и философ Михаил Эпштейн, осмысляя ситуацию «перенаселенности в культуре», предлагает писателям пользоваться корпускулярным методом творчества и создавать произведения в жанре «трактат-бонзай», умещая макрокосм темы в микрокосме текста3, и очевидно, что многие современные писатели пользуются этим советом.
Во-вторых, использование современных мини-мультимедийных устройств приводит к приватизации общественного пространства: люди, номинально находящиеся в общественных местах, превращают их в личные пространства. При этом линейное общение заменяется перекрестным или, другими словами, сетевым общением, не дающим возможности сформировать прочные социальные связи. Происходит «аннигиляция общественного пространства»4, в котором люди как потребители уже не имеют возможности отвлечься от своего потребительского поведения: технические устройства предоставляют им всю необходимую информацию о продуктах, брэндах, их обсуждениях, местах продажи, а также инструкции, как до них добраться. Потребность в реальном общественном пространстве как пространстве общения уменьшается, и большинство трансакций переносится либо в физическую, либо в виртуальную сферу потребления. В городах основными центрами досуга для всех возрастных групп населения становятся торговые центры, в которых подавляющее большинство актов общения обслуживают акты потребления. В такой ситуации чтение является чисто операциональным, а не смыслопорождающим действием.
В-третьих, наряду с приватизацией общественного пространства мобильные устройства, социальные сети как информационно-коммуникационные технологии способствуют обобществлению личного пространства, которое традиционно используется как пространство тишины, созерцания, осмысления и рефлексии и, в том числе, как пространство чтения, способствующего обозначенным когнитивным практикам.
Книга, рассматриваемая как элемент клип-культуры или интенсивного настоящего, представляет собой не объект созерцания, осмысления и рефлексии, а объект момента, ситуации и события. Распространенным явлением подобного порядка сегодня является обсуждение новых книг без их прочтения. Например, роман Мишеля Уэльбека «Карта и территория», вышедший в 2010 году, подвергся «рецензированию» на вебсайте журнала «Сноб» на основании публикации лишь начальных фрагментов романа. Ситуация суперпотребительской клип-культуры, в которой объектом капитализации становится все и вся и, в том числе, книга, приводит к парадоксальным последствиям: бесплатными рекламными агентами новых книг являются их потенциальные потребители-читатели. Таким образом, акцент смещается с удовлетворения реальных потребностей людей на стимулирование все новых и новых потребностей. Культура суперпотребления превращает все объекты в одноразовые и, в том числе, книгу.
Теперь попробуем ответить на вопросы, какое место в современной социокультурной реальности занимает открытая культура, и что происходит с книгой в открытой культуре?
В условиях современной социокультурной реальности открытая культура и ее взаимоотношения с книгой могут рассматриваться с нескольких точек зрения. С точки зрения социальной философии и экономики открытая или свободная культура как концепция вызывает противоречивые реакции, например, связанные с проблемой пиратства, в том числе в сфере книгооборота. Лоренц Лессиг, автор концепции свободной культуры и одноименной книги, рассматривает свободную культуру как способ борьбы с «медиаконцернами, использующими технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество». Лессиг настаивает на том, что свободная культура не означает культуру без собственности, культуру в которой не платят создателю произведения. По мнению Лессига, свободная культура, как и свободный рынок, опирается на собственность и движима законами собственности и договорных отношений, но если собственность приобретает экстремальные феодальные черты, такую культуру нельзя назвать свободной. Приведу простой пример. Я и мой друг М. Соколов в течение более пяти лет осуществляем некоммерческий проект «Литерра», который представляет собой бесплатную онлайновую аудио-библиотеку произведений русской классической литературы5. Для стимулирования интереса к творчеству современных российских писателей у нас возникла идея записать и добавить в библиотеку несколько рассказов в исполнении их авторов. Мы обратились к достаточно известному российскому писателю, который сказал, что считает нашу идею интересной и полезной, но, к сожалению, не обладает правами на воспроизведение результатов своего творчества в письменной, аудио и визуальной форме.
С точки зрения коммуникации открытая культура - это культура открытого диалога или полилога, когда современный читатель может включиться в онлайн-обсуждение книги с ее автором и с большим количеством других читателей. Подавляющее большинство современных российских писателей поддерживают свое онлайн-присутствие в самых разных формах: в виде вебсайтов, страниц на литературных порталах, блогов, персональных страниц в социальных сетях. Одним из последних интересных примеров является спецпроект «Современные записки-2011» в разделе литература веб-портала OpenSpace.ru. Благодаря развитию и распространению «живых журналов» (live journal) и их разновидностей «маленький человек» стал автором, писателем, а уже состоявшиеся авторы укрепили свою популярность. Родился новый жанр – книга-блог. Одним из первых Евгений Гришковец опубликовал «Год ЖЖизни», роман, который представляет собой Интернет-дневник в «Живом журнале», состоящий из записей, сделанных в течение одного года6. Отзывы на блог-книгу на сайте онлайнового книжного магазина «Ozon.ru» свидетельствуют о возникновении нового сообщества «маленьких читателей» и «маленьких авторов».
С точки зрения производства (создания) открытая культура - это культура сотворчества, когда к созданию книги привлекается определенное онлайн-сообщество или случайные онлайн-пользователи. Примером подобных книг могут являться книги уже упомянутого мной создателя концепции «свободной культуры» Лоренца Лессига, а также известного кибер-культуролога и медиа-аналитика Дугласа Рашкоффа.
Несмотря на все эти новые культурные формы в нашей стране открытая культура, в отличие, например, от стран Западной Европы, остается в рамках экономики бедности, в основном ее адептами являются образованные граждане или, употребляя анахронизм, интеллигенция, которая, в силу финансовых обстоятельств, не имеет достаточного доступа к коммерциализированным культурным благам. В связи с этим приходится констатировать, что в ближайшее время перспективы развития открытой культуры в нашей стране нельзя назвать благоприятными. К сожалению, в рамках существующей культурной парадигмы для развития чтения мы, в основном, можем надеяться либо на государственное субсидирование программ по развитию чтения, либо на крупные и долгосрочные благотворительные проекты частного бизнеса.
Библиографический учет местного обязательного экземпляра и издание «Ежегодника Рязанской печати»
Е.И. Кутырова, главный библиограф отдела краеведения Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького
Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» (редакция от 11.07.2011 № 200-ФЗ) и Законом Рязанской области «О библиотечном деле» (редакция от 05.08.2011 № 60-ОЗ) на областную библиотеку имени Горького возложена функция депозитария Рязанской области – структуры, обеспечивающей использование, формирование, библиографическую обработку и хранение документов, издаваемых на территории Рязанской области, т.е. организацию коллекции местной печати. Законом предусмотрено, что производители документов на территории Рязанской области обязаны предоставлять в Рязанскую областную универсальную научную библиотеку имени Горького по три обязательных экземпляра каждого вида изданий. В состав местного обязательного экземпляра документов входят печатные издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания), документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, электронные издания и т.д.
Одной из целей формирования системы местного обязательного экземпляра документов является осуществление государственной регистрации и библиографического учета документов; подготовка и выпуск текущих библиографических указателей для учета и информирования пользователей об имеющихся в библиотеке документах.
Осуществляя функцию краеведческого депозитария, РОУНБ стала инициатором проведения в нашем городе выставок-ярмарок "Издано в Рязани", первая из которых была организована в 1995 году в рамках празднования 900-летия Рязани. В ней приняли участие 19 издательств, рекламно-издательских фирм, издательских отделов вузов, которые представили 195 названий книг. В том же 1995 г. было принято решение осуществлять библиографическую регистрацию местных документов и издавать «Ежегодник рязанской печати».
Эта задача была возложена на отделы комплектования и обработки и краеведения. Отдел комплектования и обработки осуществляет комплектование, учет и библиографическое описание документов в соответствии с ГОСТ, отдел краеведения – создание пособия и его предиздательскую подготовку.
Отдел краеведения имел некоторый опыт подобной работы, с 1960 г. ведя Хронологический каталог местных изданий, отражающий литературу со второй половины XIX века по настоящее время, изданную на территории Рязанского края.
Первый «Ежегодник» регистрировал только книги и включал 339 названий. С 1999 г. указатель носит название «Ежегодник рязанской печати», включает документы различного характера, но структура и принципы его организации остались практически неизменными.
Текущий библиографический указатель «Ежегодник печати» содержит информацию о документах (книгах, статистических сборниках, буклетах, учебниках, методических пособиях, рекомендациях, авторефератах на соискание ученых степеней и др.), поступивших в библиотеку в определенном году (изданных в текущем и предыдущем годах). Средний объем указателя – 700-800 названий.
Библиографическая запись состоит из порядкового номера и библиографического описания. Группировка библиографических записей осуществляется в соответствии с ББК для областных библиотек, внутри разделов - по алфавиту авторов и заглавий.
Библиографическое описание в "Ежегоднике" включает, помимо основных элементов описания, в обязательном порядке сведения:
место издания (при его отсутствии - место печатания)
издательство, издающая организация (при отсутствии – типография)
год издания (при отсутствии данных указывается год поступления в библиотеку).
Пока не решен вопрос об указании важной характеристики издания – его тиража.
Справочный аппарат содержит вспомогательные указатели: именной, алфавитный указатель авторов и заглавий, географический, указатель организаций, содержание.
Именной указатель включает три категории лиц:
- авторы;
- лица, ответственные за издания (редактор, составитель, автор-составитель, члены редколлегий и т.п.). Порядковый номер библиографической записи заключен в круглые скобки;
- персоналии. Порядковый номер библиографической записи приводится в квадратных скобках.
Алфавитный указатель авторов и заглавий отражает весь репертуар документов, учтенных в пособии.
Географический указатель включает две категории:
- место издания (кроме г. Рязани);
- географические объекты, о которых идет речь в том или ином издании. В данном случае порядковый номер библиографической записи дается в квадратных скобках. Географические названия "Рязань" и "Рязанская область" используются, в основном, для отражения исторических и культурных событий.
Указатель организаций представляет:
-организации, учреждения, коллективы и т.п., сведения о которых содержит то или иное издание;
- издающие организации. Издательства, для удобства поиска, расположены не по алфавиту названий, а под ключевым словом «Издательство».
Кроме того, в "Ежегоднике" помещается "Список периодических изданий, вышедших в ... году" на территории Рязанской области. Список включает следующие подразделы: "Газеты, изданные в г.Рязани", "Районные газеты" и "Журналы". В каждом подразделе названия изданий расположены в порядке алфавита с указанием даты выхода первого номера и периодичности. Данный список готовится сектором комплектования отдела комплектования и обработки РОУНБ им. Горького. Списки позволяют зафиксировать текущее состояние периодических изданий области, выход новых газет и журналов, закрытие прежних, переименование или смену учредителей.
Указатель учитывает издания официальных документов органов власти и управления, продукцию около пятидесяти издательств, издательских домов, индивидуальных издателей; общественных организаций; научные, учебные, методические издания свыше двадцати вузов и научно-исследовательских институтов и многое другое.
Как известно, для проекта «Издания регионов – информация для страны» РОУНБ представляет в Российскую книжную палату списки местных изданий, с 2008 г. используя для отбора АБИС «OPAC- Global». Сравнивая репертуар «Ежегодника» с изданием Российской Книжной палаты «Книги Российской Федерации», следует отметить, что рязанский указатель содержит гораздо более полный перечень местных изданий. Так, Рязанский Ежегодник за 2008 г. включает 733 названия, а Ежегодник книжной палаты за тот же год представляет около 60 местных изданий (примерно 10 %), причем примерно третья часть из них издана в предыдущем, 2007 г. и была отражена в Ежегоднике Рязанской печати» за 2007 г. Не включена в центральное издание, например, специфическая библиотечная продукция – «Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области». Но была выявлена и другая тенденция – в Ежегодник книжной палаты вошли книги, изданные в 2008 г., но поступившие в РОУНБ позднее года издания и вошедшие в «Ежегодник-2009» (монография «Исаев С.Н. Гендерные особенности динамики ценностных ориентаций личности в студенческом возрасте» Рязань: РВВКУС, 2008).
Приходится признать, что производители документов не всегда оперативно предоставляют в РОУНБ местный обязательный экземпляр, а в некоторых случаях – не предоставляют его вовсе. При просмотре изданий Книжной палаты за разные годы удается выявить некоторые документы, не поступившие в РОУНБ. Они отражаются в «Ежегоднике Рязанской печати» со знаком «*» и пополняют список докомплектования.
Кроме того, длительность процедуры передачи местного обязательного экземпляра из издательства в библиотеку и обработки документов в самой библиотеке не позволяют осуществлять выпуск «Ежегодника» с должной регулярностью.
Таким образом, перед создателями «Ежегодника рязанской печати» стоят задачи осуществления максимальной полноты комплектования и учета местного экземпляра документов и надлежащей оперативности издания указателя. Для этого продолжается активное сотрудничество с авторами и издающими организациями, в том числе и в рамках выставок «Региональная книга». Организация подобных выставок позволяет установить тесные контакты библиотеки с издательствами, способствовать выполнению издательствами закона "Об обязательном экземпляре", информировать население региона о вышедшей литературе и издательствах.
На нынешнем этапе формирование указателя осуществляется с использованием АБИС «Библиотека-2», что требует дополнительного ручного набора данных с печатных карточек электронного каталога. В дальнейшем ставится задача перехода в его подготовке на АБИС «OPAC- Global».
Приложение.
| Списки в РКП (названий) | Ежегодник рязанской печати |
1995 | 240 | 339 |
1996 | 199 | 526 |
1997 | 200 | 386 |
1998 | 220 | 364 |
1999 | 209 | 801 |
2000 | 248 | 666 |
2001 | 289 | 611 |
2002 | 185 | 504 |
2003 | 120 | 1032 |
2004 | 384 | 771 |
2005 | 313 | 775 |
2006 | 652 | |
2007 | 400 | |
2008 | 636 | |
2009 | 461 | |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: