NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Материалы межрегиональной научно-практической конференции Книговедение – книга – библиотечное дело в региональном социуме: теория и практика


Комитет по культуре и туризму Рязанской области

Государственное учреждение культуры

«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»

Материалы

межрегиональной научно-практической конференции

Книговедение – книга – библиотечное дело в региональном социуме: теория и практика
6 октября 2011 года

Рязань 2011

Составитель:

С.А. Антоненко, заведующая научно-методическим отделом библиотеки

Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Книговедение – книга – библиотечное дело в региональном социуме: теория и практика». Рязань, 6 октября 2011 года. / ГУК «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; Сост. С.А. Антоненко. – Рязань, 2011. – 63 с.

Оглавление

Соловьев А.В. Книга в контексте "открытой культуры"………………………. 4

Кутырова Е.И. Библиографический учет местного обязательного экземпляра и издание «Ежегодника Рязанской печати»…………………………………..... 7

Азовцева О.Я. Издательская деятельность Рязанской ОУНБ имени Горького………………………………………………………………………….11

Целикова М.В. Из истории библиотеки Сапожковского общественного собрания (XIX век)……………………………………………………………...16

Малина Н.Н. Создание и использование электронных изданий в отделе литературы по искусству библиотеки имени Горького……………………….21

Пронина Л.А. Издательская деятельность в сфере высшего образования: на примере Рязанского ГАТУ им. П.А. Костычева………………………………24

Королева О.Е. Электронное издание «Информационная грамотность школьника»………………………………………………………………………25

Бритенкова Т.Н. Издательская деятельность Рязанской областной специальной библиотеки для слепых…………………………………………..27

Кудинова С.Г. Инновационные технологии в ЦСДБ г. Рязани……………….30

Смирнова О.А. Тематические книжные коллекции как составная часть
фонда Рязанской областной юношеской библиотеки им. К.Г. Паустовского…………………………………………………………………32

Антоненко С.А. Модернизация библиотек как актуальная проблема библиотечной теории и практики………………………………………………36

Кондрашова М.Л. Книжные коллекции и собрания из фонда редких изданий Скопинской центральной библиотеки…………………………………………45

Грашкина М.А. Проект создания сектора реставрации книг при Сасовской центральной библиотеке………………………………………………………..49

Ефимова Н.Н. Использование компьютерных технологий в издательской деятельности Центральной районной межпоселенческой библиотеки Рязанского района……………………………………………………………….51

Лобова И.В. Опыт внедрения инноваций в библиотеке: роль издательской деятельности МУК «ЦБС г. Рязани»…………………………………………..53

Коробова С.В. Новые формы популяризации книжных памятников из фонда редких книг библиотеки имени Горького……………………………………...57
Программа конференции………………………………………………………..61

Книга в контексте "открытой культуры" *

________________________________________________________________

А.В. Соловьев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина

В данной статье предлагается кратко обсудить три основных вопроса:

1.Как современная социокультурная реальность влияет на практики чтения?

2.Какое место в современной социокультурной реальности занимает открытая культура?

Чтобы осмыслить, что происходит с чтением и с книгой, как с базовой формой чтения, необходимо сказать несколько тривиальных вещей о современной социокультурной реальности, а точнее о современной культуре.

Во-первых, современную культуру можно обозначить как массовую клип-культуру. По выражению известного футуролога Элвина Тоффлера «консенсус пошатнулся»: человек «клип-культуры» обстреливается разорванными и лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами1. В клип-культуре человек все больше получает короткие модульные вспышки информации в виде рекламы, рецензий, обрывков новостей, которые не укладываются в прежние ментальные ячейки. Клип-культура как культурный феномен уже достаточно прочно вошла в обыденное сознание: Дмитрий Иванов, известный социолог, автор модной книги «Глэм-капитализм» указывает, что мы живем в «интенсивном настоящем», в потоке моментов, ситуаций и событий, когда открываются какие-то перспективы, но люди не успевают эти перспективы реализовывать – ситуация изменяется и возникают новые перспективы2. Филолог и философ Михаил Эпштейн, осмысляя ситуацию «перенаселенности в культуре», предлагает писателям пользоваться корпускулярным методом творчества и создавать произведения в жанре «трактат-бонзай», умещая макрокосм темы в микрокосме текста3, и очевидно, что многие современные писатели пользуются этим советом.

Во-вторых, использование современных мини-мультимедийных устройств приводит к приватизации общественного пространства: люди, номинально находящиеся в общественных местах, превращают их в личные пространства. При этом линейное общение заменяется перекрестным или, другими словами, сетевым общением, не дающим возможности сформировать прочные социальные связи. Происходит «аннигиляция общественного пространства»4, в котором люди как потребители уже не имеют возможности отвлечься от своего потребительского поведения: технические устройства предоставляют им всю необходимую информацию о продуктах, брэндах, их обсуждениях, местах продажи, а также инструкции, как до них добраться. Потребность в реальном общественном пространстве как пространстве общения уменьшается, и большинство трансакций переносится либо в физическую, либо в виртуальную сферу потребления. В городах основными центрами досуга для всех возрастных групп населения становятся торговые центры, в которых подавляющее большинство актов общения обслуживают акты потребления. В такой ситуации чтение является чисто операциональным, а не смыслопорождающим действием.

В-третьих, наряду с приватизацией общественного пространства мобильные устройства, социальные сети как информационно-коммуникационные технологии способствуют обобществлению личного пространства, которое традиционно используется как пространство тишины, созерцания, осмысления и рефлексии и, в том числе, как пространство чтения, способствующего обозначенным когнитивным практикам.

Книга, рассматриваемая как элемент клип-культуры или интенсивного настоящего, представляет собой не объект созерцания, осмысления и рефлексии, а объект момента, ситуации и события. Распространенным явлением подобного порядка сегодня является обсуждение новых книг без их прочтения. Например, роман Мишеля Уэльбека «Карта и территория», вышедший в 2010 году, подвергся «рецензированию» на вебсайте журнала «Сноб» на основании публикации лишь начальных фрагментов романа. Ситуация суперпотребительской клип-культуры, в которой объектом капитализации становится все и вся и, в том числе, книга, приводит к парадоксальным последствиям: бесплатными рекламными агентами новых книг являются их потенциальные потребители-читатели. Таким образом, акцент смещается с удовлетворения реальных потребностей людей на стимулирование все новых и новых потребностей. Культура суперпотребления превращает все объекты в одноразовые и, в том числе, книгу.

Теперь попробуем ответить на вопросы, какое место в современной социокультурной реальности занимает открытая культура, и что происходит с книгой в открытой культуре?

В условиях современной социокультурной реальности открытая культура и ее взаимоотношения с книгой могут рассматриваться с нескольких точек зрения. С точки зрения социальной философии и экономики открытая или свободная культура как концепция вызывает противоречивые реакции, например, связанные с проблемой пиратства, в том числе в сфере книгооборота. Лоренц Лессиг, автор концепции свободной культуры и одноименной книги, рассматривает свободную культуру как способ борьбы с «медиаконцернами, использующими технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество». Лессиг настаивает на том, что свободная культура не означает культуру без собственности, культуру в которой не платят создателю произведения. По мнению Лессига, свободная культура, как и свободный рынок, опирается на собственность и движима законами собственности и договорных отношений, но если собственность приобретает экстремальные феодальные черты, такую культуру нельзя назвать свободной. Приведу простой пример. Я и мой друг М. Соколов в течение более пяти лет осуществляем некоммерческий проект «Литерра», который представляет собой бесплатную онлайновую аудио-библиотеку произведений русской классической литературы5. Для стимулирования интереса к творчеству современных российских писателей у нас возникла идея записать и добавить в библиотеку несколько рассказов в исполнении их авторов. Мы обратились к достаточно известному российскому писателю, который сказал, что считает нашу идею интересной и полезной, но, к сожалению, не обладает правами на воспроизведение результатов своего творчества в письменной, аудио и визуальной форме.

С точки зрения коммуникации открытая культура - это культура открытого диалога или полилога, когда современный читатель может включиться в онлайн-обсуждение книги с ее автором и с большим количеством других читателей. Подавляющее большинство современных российских писателей поддерживают свое онлайн-присутствие в самых разных формах: в виде вебсайтов, страниц на литературных порталах, блогов, персональных страниц в социальных сетях. Одним из последних интересных примеров является спецпроект «Современные записки-2011» в разделе литература веб-портала OpenSpace.ru. Благодаря развитию и распространению «живых журналов» (live journal) и их разновидностей «маленький человек» стал автором, писателем, а уже состоявшиеся авторы укрепили свою популярность. Родился новый жанр – книга-блог. Одним из первых Евгений Гришковец опубликовал «Год ЖЖизни», роман, который представляет собой Интернет-дневник в «Живом журнале», состоящий из записей, сделанных в течение одного года6. Отзывы на блог-книгу на сайте онлайнового книжного магазина «Ozon.ru» свидетельствуют о возникновении нового сообщества «маленьких читателей» и «маленьких авторов».

С точки зрения производства (создания) открытая культура - это культура сотворчества, когда к созданию книги привлекается определенное онлайн-сообщество или случайные онлайн-пользователи. Примером подобных книг могут являться книги уже упомянутого мной создателя концепции «свободной культуры» Лоренца Лессига, а также известного кибер-культуролога и медиа-аналитика Дугласа Рашкоффа.

Несмотря на все эти новые культурные формы в нашей стране открытая культура, в отличие, например, от стран Западной Европы, остается в рамках экономики бедности, в основном ее адептами являются образованные граждане или, употребляя анахронизм, интеллигенция, которая, в силу финансовых обстоятельств, не имеет достаточного доступа к коммерциализированным культурным благам. В связи с этим приходится констатировать, что в ближайшее время перспективы развития открытой культуры в нашей стране нельзя назвать благоприятными. К сожалению, в рамках существующей культурной парадигмы для развития чтения мы, в основном, можем надеяться либо на государственное субсидирование программ по развитию чтения, либо на крупные и долгосрочные благотворительные проекты частного бизнеса.

Библиографический учет местного обязательного экземпляра и издание «Ежегодника Рязанской печати»
Е.И. Кутырова, главный библиограф отдела краеведения Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького
Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» (редакция от 11.07.2011 № 200-ФЗ) и Законом Рязанской области «О библиотечном деле» (редакция от 05.08.2011 № 60-ОЗ) на областную библиотеку имени Горького возложена функция депозитария Рязанской области – структуры, обеспечивающей использование, формирование, библиографическую обработку и хранение документов, издаваемых на территории Рязанской области, т.е. организацию коллекции местной печати. Законом предусмотрено, что производители документов на территории Рязанской области обязаны предоставлять в Рязанскую областную универсальную научную библиотеку имени Горького по три обязательных экземпляра каждого вида изданий. В состав местного обязательного экземпляра документов входят печатные издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания), документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, электронные издания и т.д.

Одной из целей формирования системы местного обязательного экземпляра документов является осуществление государственной регистрации и библиографического учета документов; подготовка и выпуск текущих библиографических указателей для учета и информирования пользователей об имеющихся в библиотеке документах.

Осуществляя функцию краеведческого депозитария, РОУНБ стала инициатором проведения в нашем городе выставок-ярмарок "Издано в Рязани", первая из которых была организована в 1995 году в рамках празднования 900-летия Рязани. В ней приняли участие 19 издательств, рекламно-издательских фирм, издательских отделов вузов, которые представили 195 названий книг. В том же 1995 г. было принято решение осуществлять библиографическую регистрацию местных документов и издавать «Ежегодник рязанской печати».

Эта задача была возложена на отделы комплектования и обработки и краеведения. Отдел комплектования и обработки осуществляет комплектование, учет и библиографическое описание документов в соответствии с ГОСТ, отдел краеведения – создание пособия и его предиздательскую подготовку.

Отдел краеведения имел некоторый опыт подобной работы, с 1960 г. ведя Хронологический каталог местных изданий, отражающий литературу со второй половины XIX века по настоящее время, изданную на территории Рязанского края.

Первый «Ежегодник» регистрировал только книги и включал 339 названий. С 1999 г. указатель носит название «Ежегодник рязанской печати», включает документы различного характера, но структура и принципы его организации остались практически неизменными.

Текущий библиографический указатель «Ежегодник печати» содержит информацию о документах (книгах, статистических сборниках, буклетах, учебниках, методических пособиях, рекомендациях, авторефератах на соискание ученых степеней и др.), поступивших в библиотеку в определенном году (изданных в текущем и предыдущем годах). Средний объем указателя – 700-800 названий.

  Библиографическая запись  состоит из порядкового номера и библиографического описания. Группировка библиографических записей осуществляется в соответствии с ББК для областных библиотек, внутри разделов - по алфавиту авторов и заглавий.

 Библиографическое описание  в "Ежегоднике" включает, помимо основных элементов описания, в обязательном порядке сведения:

место издания (при его отсутствии - место печатания)

издательство, издающая организация (при отсутствии – типография)

год издания (при отсутствии данных указывается год поступления в библиотеку).

Пока не решен вопрос об указании важной характеристики издания – его тиража.

 Справочный аппарат  содержит вспомогательные указатели: именной, алфавитный указатель авторов и заглавий, географический, указатель организаций, содержание.

 Именной указатель  включает три категории лиц:

- авторы;

- лица, ответственные за издания (редактор, составитель, автор-составитель, члены редколлегий и т.п.). Порядковый номер библиографической записи заключен в круглые скобки;

- персоналии. Порядковый номер библиографической записи приводится в квадратных скобках.

 Алфавитный указатель авторов и заглавий  отражает весь репертуар документов, учтенных в пособии.

Географический указатель включает две категории:

- место издания (кроме г. Рязани);

- географические объекты, о которых идет речь в том или ином издании. В данном случае порядковый номер библиографической записи дается в квадратных скобках. Географические названия "Рязань" и "Рязанская область" используются, в основном, для отражения исторических и культурных событий.

Указатель организаций представляет:

-организации, учреждения, коллективы и т.п., сведения о которых содержит то или иное издание;

- издающие организации. Издательства, для удобства поиска, расположены не по алфавиту названий, а под ключевым словом «Издательство».

Кроме того, в "Ежегоднике" помещается  "Список периодических изданий, вышедших в ... году"  на территории Рязанской области. Список включает следующие подразделы: "Газеты, изданные в г.Рязани", "Районные газеты" и "Журналы". В каждом подразделе названия изданий расположены в порядке алфавита с указанием даты выхода первого номера и периодичности. Данный список готовится сектором комплектования отдела комплектования и обработки РОУНБ им. Горького. Списки позволяют зафиксировать текущее состояние периодических изданий области, выход новых газет и журналов, закрытие прежних, переименование или смену учредителей.

Указатель учитывает издания официальных документов органов власти и управления, продукцию около пятидесяти издательств, издательских домов, индивидуальных издателей; общественных организаций; научные, учебные, методические издания свыше двадцати вузов и научно-исследовательских институтов и многое другое.

Как известно, для проекта «Издания регионов – информация для страны» РОУНБ представляет в Российскую книжную палату списки местных изданий, с 2008 г. используя для отбора АБИС «OPAC- Global». Сравнивая репертуар «Ежегодника» с изданием Российской Книжной палаты «Книги Российской Федерации», следует отметить, что рязанский указатель содержит гораздо более полный перечень местных изданий. Так, Рязанский Ежегодник за 2008 г. включает 733 названия, а Ежегодник книжной палаты за тот же год представляет около 60 местных изданий (примерно 10 %), причем примерно третья часть из них издана в предыдущем, 2007 г. и была отражена в Ежегоднике Рязанской печати» за 2007 г. Не включена в центральное издание, например, специфическая библиотечная продукция – «Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области». Но была выявлена и другая тенденция – в Ежегодник книжной палаты вошли книги, изданные в 2008 г., но поступившие в РОУНБ позднее года издания и вошедшие в «Ежегодник-2009» (монография «Исаев С.Н. Гендерные особенности динамики ценностных ориентаций личности в студенческом возрасте» Рязань: РВВКУС, 2008).

Приходится признать, что производители документов не всегда оперативно предоставляют в РОУНБ местный обязательный экземпляр, а в некоторых случаях – не предоставляют его вовсе. При просмотре изданий Книжной палаты за разные годы удается выявить некоторые документы, не поступившие в РОУНБ. Они отражаются в «Ежегоднике Рязанской печати» со знаком «*» и пополняют список докомплектования.

Кроме того, длительность процедуры передачи местного обязательного экземпляра из издательства в библиотеку и обработки документов в самой библиотеке не позволяют осуществлять выпуск «Ежегодника» с должной регулярностью.

Таким образом, перед создателями «Ежегодника рязанской печати» стоят задачи осуществления максимальной полноты комплектования и учета местного экземпляра документов и надлежащей оперативности издания указателя. Для этого продолжается активное сотрудничество с авторами и издающими организациями, в том числе и в рамках выставок «Региональная книга». Организация подобных выставок позволяет установить тесные контакты библиотеки с издательствами, способствовать выполнению издательствами закона "Об обязательном экземпляре", информировать население региона о вышедшей литературе и издательствах.

На нынешнем этапе формирование указателя осуществляется с использованием АБИС «Библиотека-2», что требует дополнительного ручного набора данных с печатных карточек электронного каталога. В дальнейшем ставится задача перехода в его подготовке на АБИС «OPAC- Global».

Приложение.





Списки в РКП (названий)

Ежегодник рязанской печати

1995

240

339

1996

199

526

1997

200

386

1998

220

364

1999

209

801

2000

248

666

2001

289

611

2002

185

504

2003

120

1032

2004

384

771

2005

313

775

2006

652




2007

400




2008

636




2009

461




страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: