NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Продвижение чтения в обществе средствами библиотек»

Театр при школьной библиотеке как средство привлечения

детей к чтению



Фроликова Ульяна Владимировна, заведующая библиотекой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Рязани

Ни для кого не секрет, что сфера образования в последнее время существенно изменилась. Парадигма «образование на всю жизнь» сменилась на концепцию «образование в течение всей жизни». Библиотека как структурное подразделение образовательного учреждения не может оставаться в стороне. Она является важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса. Содержание ее документальных ресурсов направлено на повышение уровня учебных достижений школьников. Школьная библиотека перестала быть местом, где только выдают книги. Она стала духовным, информационным, образовательным центром для учеников, педагогов и родителей. В ее задачи входят:

  • приобщение детей и подростков к чтению;

  • формирование информационной культуры и грамотности участников образовательного процесса;

  • воспитание грамотной, интеллектуальной, творческой, нравственной личности, способной жить в информационном обществе и обществе знаний.

Формирование умений и навыков работы с информацией, включение их в целостную систему развития личности требует индивидуального подхода к каждому потребителю информации. Необходимо создать условия, чтобы каждый учащийся получил возможность развить свой собственный интерес к чтению, овладеть различными формами работы с первоисточниками.

Наша школа является «Школой полного дня», что предполагает развитую структуру дополнительного образования. На базе образовательного учреждения действуют более 40 кружков и секций.

В 2009 году был разработан проект «Библиотека +». Его цели:

  • привлечение учащихся к чтению;

  • максимальное удовлетворение информационных потребностей пользователей;

  • формирование информационной культуры и грамотности участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

  • изучить литературу по теме;

  • разработать программу курса «Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке»;

  • разработать методические рекомендации, сценарии проведения уроков информационной грамотности;

  • составить программу театрального кружка при школьной библиотеке;

  • разработать методические рекомендации, сценарии проведения уроков, сценарии театрализованных постановок.

В рамках этого проекта реализуются две программы. Одна из них направлена на формирование информационной культуры участников образовательного процесса.

Другая – «Со страниц на сцену» – направлена на привлечение детей и подростков к чтению путем использования возможностей самодеятельного театра. Уже третий год на базе школьной библиотеки работает театр «Рязаночка». Его основная задача – привлечь школьников и будущих первоклассников к чтению, привить им любовь к книге (привлечь детей в библиотеку гораздо проще, чем заинтересовать систематическим чтением). Цель театра – познакомить детей с биографиями писателей и их произведениями, воспитать такие общечеловеческие ценности, как милосердие, чувство патриотизма.

Творческий коллектив театрального объединения состоит из учащихся 5-9 классов, возраст которых – 12-16 лет. При формировании репертуара учитывается специфика психолого-возрастных особенностей детей, для которых готовится спектакль. Подбираются соответствующие произведения и форма проведения. Это может быть кукольная постановка или инсценировка.

В репертуаре театра – постановки по произведениям отечественной и зарубежной классики, русские народные сказки, авторские сценарии (эти разработки были отмечены на Всероссийском конкурсе «Школьный библиотекарь - 2010) и т.д. Специфика нашего театра заключается в том, что мы практически не используем готовые сценарии, а разрабатываем их сами. Прочитывается не одно произведение для того, чтобы выбрать подходящее. Затем следует этап работы над сценарием, который может быть написан на основе нескольких источников.

Постановки театра привлекаются в качестве дополнительного материала по учебным дисциплинам. Например, сценарий «Эпоха Петра Первого» был использован на уроке истории.

Дети выступают не только в школе, но и за ее пределами. Организуются благотворительные концерты: для дошкольников, детей с ограниченными возможностями, для людей пожилого возраста. Так, для детей-сирот из Дома ребенка был подготовлен кукольный спектакль «Лиса и заяц». Для учащихся начальной школы – постановки по сказкам А. С. Пушкина, А. Волкова, Н. Носова. Детям 11-13 лет интересен герой – сверстник, поэтому произведение А. Гайдара «Тимур и его команда» воспринимается учащимися 5-х и 6-х классов очень хорошо.

Для старшеклассников интересны произведения с ярко выраженными романтическими чувствами и здесь очень подходят произведения А.С. Пушкина («Барышня-крестьянка», «Метель») и В. Шекспира («Ромео и Джульетта»). Воспитанников детских садов театр «Рязаночка» знакомит с русскими народными сказками и сказками русских писателей, таких как В. Берестов, К. Чуковский, С. Маршак и другие.

Ещё одно важное направление нашего театра – пропаганда книги в среде детей с ограниченными возможностями. Восприятие художественных произведений, образов героев через театрализованные постановки даёт положительные эмоции, формирует позитивное отношение к книге, что очень важно для учащихся коррекционных школ. Наш коллектив сотрудничает со школой № 23, детским центром «Вера».

В преддверии Дня Победы был поставлен спектакль по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и показан ветеранам из Мальшинской богадельни и в госпитале.

Подводя итоги, хочется отметить, что такая форма работы по продвижению книги и чтения дает, несомненно, положительные результаты. К примеру, число читателей школьной библиотеки увеличилось с 82% до 96%.А книг выдано на 656 экземпляров больше, чем в прошлом году. Учащиеся школы читают не только в школьной библиотеке, но и в других библиотеках города.

Клуб «Книгочей» при областной библиотеке имени Горького: первые итоги и перспективы деятельности
Марина Петровна Буренко, заведующая абонементом ГУК «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»

В апреле 2010 года в Рязанской областной библиотеке им. Горького был создан читательский клуб «Книгочей». Основная цель этого проекта – способствовать превращению библиотеки в социокультурный центр, центр общения, обмена мнениями.

Клуб призван помочь раскрыть творческие способности читателей и сотрудников библиотеки, познакомить читателей с лучшими образцами современной литературы, разнообразить их досуг. Участие в работе клуба дает возможность читателям приобщиться к литературно-художественному творчеству, реализовать потребность в общении, обсудить в кругу единомышленников волнующие их проблемы, высказать собственную точку зрения по поводу прочитанных книг. В конечном итоге клубная деятельность способствует популяризации книги, чтения, библиотеки.

Клуб в библиотеке – это, как известно, не новая форма работы. Но мы стремимся придать ей новое звучание, наполнить новым содержанием, которое отвечало бы требованиям сегодняшнего дня. В связи с этим первая и главная задача библиотекарей – подбор литературы для чтения и последующего обсуждения. Мы стараемся выбрать книги, которые получили высокую экспертную оценку, были отмечены российскими литературными премиями, ведущими национальными премиями, стали событием в литературной жизни и обрели множество поклонников. При этом предпочтение отдаем книгам, чтение которых не требует специальной подготовки, т.е. тем, которые легко читаются и воспринимаются.

Следующая задача, которую необходимо решить руководителю клуба – это правильная организация и проведение дискуссии, создание атмосферы благожелательности и возможности открыто высказывать свое мнение. Заседания нашего клуба проходят вечерами в непринужденной обстановке, за чашкой чая. Для того, чтобы обсуждение проходило активно, мы заранее готовим 6-8 вопросов, с которыми участники знакомятся непосредственно на заседании. Мы стараемся составить вопросы таким образом, чтобы столкнуть противоположные точки зрения и тем самым оживить дискуссию. Вы можете видеть на экране в качестве примера вопросы к одному из заседаний, которое называлось «Просто ли вместе?» и было посвящено обсуждению книг А. Гавальда «Просто вместе» и П. Джордано «Одиночество простых чисел».

Организуя клуб, мы опирались на наших активных читателей, а потом к работе клуба подключились сотрудники библиотеки и другие читатели. Сейчас в составе клуба представители разных возрастных групп – от студентов до людей зрелого возраста. Клуб имеет собственную группу в социальной сети «В контакте», которую создали наши читатели.

За время работы клуба было проведено 11 заседаний. Первая встреча была посвящена книге Д. Глуховского «Метро 2033».Что ждет человечество в будущем? Готовы ли мы к нему? Способен ли Апокалипсис изменить природу человека? Ответы на эти вопросы члены клуба пытались найти в ходе обсуждения. Для второй встречи мы выбрали сложный многоплановый роман английской писательницы Антонии Байетт «Обладать», в котором сочетается искренность чувств с блестящей интеллектуальной игрой, историческая достоверность - с вымыслом.

На следующем заседании клуба любители чтения отправились в путешествие по миру с Диной Рубиной и героями ее книг. Предметом разговора стали книги: «Высокая вода венецианцев», «Воскресная месса в Толедо», «Белая голубка Кордовы» – номинант литературной премии «Русский букер» 2010 г. Участники клуба разделились на горячих поклонников творчества писательницы и их оппонентов. Однако в ходе обсуждения все согласись с тем, что Дина Рубина – яркий самобытный автор. Ее книги отличает стремительный сюжет, тонкий психологизм, образный язык, юмор.

Члены клуба по достоинству оценили искрящиеся солнцем романы Дж. Харрис «Шоколад» и Дж. Стюарт «Сват из Перигора». Однако надо отметить, что если мы выбираем для обсуждения книги, которые оцениваются всеми положительно, то жаркой дискуссии не получается. Поэтому предпочтительнее выбирать для обсуждения литературу, которая воспринимается неоднозначно, вызывает яростные споры. Как и случилось при обсуждении романа Е. Гришковца «Рубашка», где мнения активистов клуба разделились. Одни согласились с суждениями литературных критиков о том, что прозу Гришковца отличает оптимизм, доверительная интонация беседы с читателем; внимание к мелочам, из которых складывается жизнь. Другие считают, что Гришковец пишет интересно, подробно, но ни о чем.

Тему одного из заседаний нам подсказали читатели, члены клуба. Сами мы никогда бы не выбрали роман Нила Геймана «Американские боги», но не жалеем, что такое обсуждение состоялось. Эта книга представляет собой причудливую смесь жанров, калейдоскоп событий, вставных историй, объединенных темой духовной связи современного человека с культурой предков.

Предметом обсуждения на очередном заседании клуба стал популярный роман современного немецкого автора Б. Шлинка «Чтец». Любителей чтения не оставили равнодушными проблемы, затронутые в книге: вина и ее искупление, сопротивление и приспособленчество, верность и предательство.

«Судьбы скрещенье» – тема заседания по книге Майи Кучерской «Бог дождя», лауреата премии «Русский букер» 2007 года. Образ главной героини вызвал немало противоречивых суждений и мнений. Это роман о воспитании чувств, о стремлении человека найти путь к самому себе.

Подводя итоги первого года работы клуба, следует отметить, что его деятельность активизирует работу всей библиотеки, привлекает новых читателей, объединяет людей по интересам. «Книгочей» помогает участникам клуба с пользой проводить свободное время, дает возможность развить свои способности. А также помогает библиотекарям раскрыть себя читателям как творческих, постоянно развивающих свой читательский талант профессионалов. Сотрудники библиотеки стали активными членами клуба, участниками и организаторами встреч, а библиотечная жизнь стала более интересной и разнообразной.


Содержание



Материалы 1

межрегиональной научно-практической конференции 1

«Продвижение чтения в обществе средствами библиотек» 1

1

К вопросу об эффективности программ продвижения чтения и роли современной библиотеки* 6

Кашкаров Андрей Петрович, 6

Университетское сообщество и библиотеки: технологии социального партнерства в деятельности по продвижению чтения 18

Еременко Татьяна Вадимовна, доктор педагогических наук, директор Института непрерывного образования Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина 18

Соловьев Александр Васильевич, доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина 18

Проекты библиотеки имени Горького по продвижению чтения 22

Методика составления муниципальной программы поддержки 25

и развития чтения 25

К чтению – через досуг и общение: обслуживание старшего поколения 30

Организация деятельности библиотек по продвижению чтения 35

в Михайловском районе 35

Историко-краеведческий центр при Ершовской сельской библиотеке Старожиловского района 37

Деятельность Лашманской публичной библиотеки по поддержке и развитию чтения в поселке 41

Театр при школьной библиотеке как средство привлечения 49

детей к чтению 49

Буренко М.П. Клуб «Книгочей» при областной библиотеке имени Горького: первые итоги и перспективы деятельности...........................................................55


1 Мировое политическое развитие: век ХХ: Пособие для преподавателей старших классов школ, гимназий и лицеев. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – С. 41.

2 О «мозговом штурме» 11 марта 2011 г. в РОУНБ им. А.М. Горького см. подробнее на блоге «Локальная культура» http://communityculture.blogspot.com/2011_03_06_archive.html.

3 Youth Service California [Электронный ресурс]: Официальный вебсайт. – Режим доступа: www.yscal.org. – Загл. с экрана.


страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы: