NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Продвижение чтения в обществе средствами библиотек»

Деятельность Лашманской публичной библиотеки по поддержке и развитию чтения в поселке


Наталья Михайловна Семихина, заведующая Лашманской МПБ МУК «Касимовская центральная районная межпоселенческая библиотека»
Общая проблема спада интереса к чтению затронула и Лашму. Библиотека находится в поселке, где практически не осталось производства, закрываются старшие классы в школе, и, соответственно, сокращается численность населения. На этом фоне библиотека ведет активную борьбу за каждого читателя. И самым важным направлением в этой деятельности, по нашему мнению, является привлечение в библиотеку юных читателей.

Для еще не умеющих читать детей стараемся создать атмосферу чуда и праздника – в оформлении детского абонемента много игрушек, есть живой уголок и игротека.

Как только первоклассники заканчивают изучение азбуки, мы посвящаем их в читатели. Теперь перед библиотекарем стоит другая задача – найти индивидуальный подход к каждому маленькому читателю. И мы делаем все, чтобы не оттолкнуть ребенка от процесса чтения, а сделать его интересным и повседневным занятием. Во-первых, предварительно беседуем с преподавателем, который дает оценку технике чтения учеников. Во-вторых, с родителями, которые посвящают нас в мир увлечения своих детей. Таким образом, создается представление о возможностях и интересах ребенка, что помогает в подборе литературы для него.

Первоклассники посещают не только детский абонемент, но и читальный зал, в котором их привлекают красочные иллюстрации и яркие обложки книг, не совсем еще понятных по содержанию. Но это тоже первая ступенька к познанию. Психологи говорят: «Важно с первых классов школы прививать детям интерес к серьезной, «взрослой» литературе, учить обращаться за нужными сведениями к различного рода справочникам».

Учащиеся 3-4 классов с удовольствием участвуют в литературных конкурсах и викторинах. Проверено на практике, что активизирует процесс привлечения к чтению организация таких, например, конкурсов, как оформление вопросов на настенных стендах или в форме буклетов. Чтобы правильно ответить на вопросы, у ребенка есть время обратиться за помощью к книге.

Начиная с пятого класса, активно вводим такую форму работы, как обзоры литературы: тематические и авторские.

Замечено, что наибольший интерес вызывает книга, рассказ о которой дополнен показом на мониторах компьютеров иллюстративного материала и отрывков из фильмов, музыкальным оформлением по этому произведению.

В старших классах учащиеся переключаются на чтение литературы, помогающей в подготовке к экзаменам. Мы предлагаем им профильную литературу.

Старшеклассники чаще всего посещают мероприятия, посвященные творчеству писателей-рязанцев.

Тесная связь между школой и библиотекой помогает в работе по организации летнего чтения школьников. Учителя литературы заранее подают в библиотеку списки для летнего чтения по каждому классу, а мы, согласно этим спискам, формируем специальный стеллаж «Что читать летом». В начале сентября проводим награждение самого активного читателя в период летних каникул.

Вышесказанное относилось к дошкольному и школьному возрасту наших читателей.

Для привлечения взрослых читателей мы, прежде всего, используем рекламу. В ежеквартальной газете «Ваша библиотека», распространяемой в поселке, существует постоянная рубрика «Новые поступления». В читальном зале библиотеки представлена информация о новых поступлениях в книжный фонд.

Библиотека знакомит читателей с литературным творчеством земляков, издавая брошюры и буклеты с их произведениями. Так, в 2010 году, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, вышел сборник стихотворений «Память», в котором мы напечатали стихи о войне односельчан разных поколений.

В библиотеке проводятся мероприятия, посвященные творчеству писателей и поэтов, встречи с авторами. Правда, эти встречи сложно организовать, так как зачастую приглашенные просят обеспечить их автотранспортом, на что у библиотеки нет средств. В связи с этим хочется обратиться с просьбой: организовать, если это возможно, выезды рязанских писателей и поэтов в сельские библиотеки. Непосредственная встреча читателей с авторами, я думаю, поднимет интерес населения к их творчеству.

Читатель идет в библиотеку за книгой, периодическим изданием. Поэтому, чтобы не заросла дорога в библиотеку, важно удовлетворять запросы наших пользователей, пополнять книжный фонд и фонд периодических изданий. При скудном централизованном финансировании комплектования мы стараемся использовать все возможности для решения этого вопроса. Например, участвуем в конкурсах. Так, по результатам ежегодного областного конкурса библиотечных проектов мы в этом году заняли второе место, и средства призового фонда позволят приобрести новую литературу.

Еще одним фактором, благодаря которому мы сохраняем наших читателей, является уважительное отношение к ним, создание комфортной библиотечной среды. Читатели для нас – не гости, а полноправные хозяева. И неслучайно свою газету, распространяемую в поселке, мы назвали «Ваша библиотека». Библиотека настолько стала своей для населения, что люди не только дарят нам книги и журналы, но и бумагу, ручки, цветочную рассаду и многое другое.

На ежегодном празднике поселка библиотека благодарит жителей и награждает самых активных читателей и спонсоров.

Профессиональное чтение – инновационность мышления – модернизация библиотек: опыт МУК «ЦБС г. Рязани»
Наталья Александровна Маркова,

заместитель директора МУК «ЦБС г. Рязани»
Инновационные изменения в библиотечном деле в условиях модернизации всех сфер деятельности, бюджетной реформы, развития информационно – коммуникационных технологий предъявляют новые требования к профессиональному уровню библиотечного специалиста, требуют постоянного повышения образовательного потенциала, профессиональной компетенции.

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 г. и план действий по их реализации (согласованы с Правительством Российской Федерации 01.06.2006 № МФ-П44-2462), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р), проект Концепции развития библиотечного дела в РФ до 2015 года (одобрен решением Коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 8 октября 2007 года) предусматривают усовершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры.

В соответствии с Концепцией дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации (2003 г.) муниципальные библиотечные системы являются одним из звеньев структуры дополнительного образования. Одной из основных форм дополнительного библиотечного образования, определенных Концепцией, - повышение квалификации – обновление теоретических и практических знаний в соответствии с новыми требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения новых производственных задач.

На современном этапе в организации непрерывного библиотечного образования в условиях ЦБС наблюдаются негативные тенденции:

- регионализация и муниципализация профессионального образования (когда муниципальные библиотеки имеют все меньше возможностей использовать ресурсы даже областных библиотек), что приводит к определенной его ограниченности и снижению эффективности;

- уменьшение количества библиотечных работников, обучающихся в высших профессиональных учебных заведениях, в связи с введением платных форм обучения, территориальной отдаленностью и другими факторами;

- краткосрочный характер обучения ограниченного круга специалистов (библиографы, автоматизаторы, заведующие отделами обслуживания, руководители библиотек) по суженной тематике наиболее актуальных проблем в областных библиотеках;

- отсутствие эффективной системы информации по проблемам библиотечного дела (системе профессиональных изданий);

- отсутствие возможности переобучения и участия в региональных, федеральных мероприятиях по повышению квалификации, творческих командировках по обмену опытом из-за недостаточного финансирования деятельности ЦБС.
Создание в существующей ситуации эффективной системы непрерывного профессионального образования – основа успешной деятельности ЦБС.

Важным элементом системы непрерывного образования является профессиональное самообразование библиотекарей, способствующее постоянному расширению и углублению общих и профессиональных знаний, приобретению умений обобщать и внедрять передовой опыт, совершенствованию творческого мышления.

Основная форма самообразования – профессиональное чтение – овладение знаниями в соответствии с квалификацией и характером выполняемой работы, способствующее поддержанию профессионального престижа; основными условиями которого являются целенаправленность, систематичность, последовательность, осмысление материала, умение работать с книгой.

Актуальность проблемы чтения библиотекаря усиливается в современной ситуации системного кризиса чтения и читательской культуры в России. В Национальной программе поддержки и развития чтения обозначено четкое понимание потребности в специалистах, владеющих современными подходами, методиками и технологиями развития читательской компетентности, способных принимать эффективное, деятельное участие в развитии и поддержке чтения населения.

Центральная городская библиотека имени С. А. Есенина является методическим центром для 14 библиотек Централизованной библиотечной системы города Рязани.

Персонал ЦБС составляет 217,5 штатных единиц, из них – 127 специалистов, в том числе библиотечных – 114. Высшее образование имеют 103 (80%), в том числе библиотечное – 62 (63 %); среднее специальное образованием - 18 человек (15%), обучаются в РЗИ (ф) МГУКИ – 4 человека. 82 специалиста (64,5 %) работают более 10 лет, 18 человек (14 %) – от 5 до 10 лет, 21 человек (16,5 %) – от 1 до 5 лет. Возрастной состав: 55 человек (43%) - от 31 до 50 лет, 13 человек (10%) – до 30 лет, 53 человека (47,7 %) – от 51 года и выше.

С 2001 года в ЦБС реализуется программа «Система повышения квалификации библиотечных работников в современных условиях», направленная на поддержание высокого профессионализма библиотечного персонала на основе использования комплекса форм и методов обучения в соответствии с «Положением о системе повышения квалификации библиотечных работников МУК «ЦБС г. Рязани». В 2005 году ЦГБ стала одним из победителей в Третьем Всероссийском конкурсе муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей».

Особое значение придается профессиональному самообразованию библиотечных специалистов. Основными источниками профессиональной информации для библиотекарей являются: отраслевое книгоиздание, отраслевая периодика, Интернет, участие в профессиональных мероприятиях.

Одно из условий системы непрерывного образования библиотекарей – формирование качественного фонда специализированной профессиональной литературы. Фонд отдела организационно – методической работы ЦГБ составляет более 2700 экземпляров документов, в том числе: книги – более 2000 экземпляров, периодические издания – до 600 экземпляров, издания на нетрадиционных носителях – до 70 экземпляров. По подписке поступает 25 названий профессиональной журнальной периодики.

Формирование фонда методических изданий и профессиональной периодики осуществляется с учетом профессиональных читательских потребностей библиотекарей, приоритетных направлений деятельности ЦБС. Основные поставщики издательской продукции по проблемам библиотечного дела: издательства ГПНТБ России, «Профессия» (г. Санкт - Петербург), «Литера», «Либерия – Бибинформ», «Пашков Дом», «Фаир – Пресс» (г. Москва).

В отделе организационно – методической работы ЦГБ читают 74 из 114 библиотечных специалистов ЦБС, в основном, руководители структурных подразделений ЦГБ, заведующие библиотеками – филиалами, которые предоставляют методическую литературу специалистам библиотек для производственной учебы и самообразования. Библиотекари знакомятся с новинками литературы и профессиональными изданиями в специально выделенное рабочее время на самообразование – часы для «внутренней работы» перед обслуживанием пользователей. По результатам анализа читательских формуляров библиотекарей выявлены наиболее востребованные журналы: «Библиотека», «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Новая библиотека», «Информационный бюллетень РБА», «Библиополе».

Наблюдается дифференцирование чтения специалистов. Руководители библиотек изучают издания по управлению персоналом, регламентирующие и законодательные документы, юридические библиотечные издания «Библиотека и закон», «Независимый библиотечный адвокат», «Справочник руководителя». Руководители специализированных служб и подразделений библиотек обращаются к документам по профилю работы, выбранным направлениям деятельности. Необходимо отметить, что библиотечные специалисты активно читают литературу по библиотечному делу, маркетингу, менеджменту, компьютерным технологиям, краеведению, экологии, а также литературу смежных отраслей (по культурологии, психологии, социологии, праву и др.), которая стала одной из основ профессионального чтения.

Доступ библиотекарей к муниципальной, правовой и социально значимой информации обеспечивается путем предоставления полнотекстовых правовых баз данных «Гарант», «Консультант Плюс», «Законодательство России», «Законодательство Рязанской области» Центра спецсвязи и информации ФСО РФ в Рязанской области в 10 Центрах правовой информации (ЦГБ, библиотеки – филиалы №1,4,7,8,9,10,12,14,15).

Методической службой ЦБС систематически осуществляется информирование библиотечных специалистов, предоставление методической литературы, оказывается помощь в организации их чтения, обмен информацией.

В отделе организационно – методической работы ЦГБ ведутся систематическая картотека методических и библиографических материалов; 46 тематических папок по библиотечной работе («Библиотека и местное самоуправление», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Социальная работа библиотек», «В помощь повышению квалификации библиотечных работников», «Библиотеки семейного чтения» и др.); организуются выставки методических изданий актуальной тематики («Библиотечное обслуживание: новая реальность», «Поддержка и развитие чтения в библиотеке», «Правовая и социально значимая информация: потребности общества, интересы населения, роль муниципальных библиотек», «Новые методические пособия» и др.); издаются информационный список «Новая методическая литература, поступившая в ЦБС», библиографические списки по актуальным проблемам библиотечного дела. Для библиотек методической службой ежегодно разрабатываются, издаются и распространяются более 80 методических материалов по организации обслуживания читателей, справочно – информационной работе, проведению культурно – просветительских мероприятий и другим направлениям библиотечной работы.

Побудительный фактор творческой самореализации профессионалов – информационный взаимообмен, анализ и оценка разработанных и воплощенных на практике идей и проектов. В ЦГБ тиражируются методические материалы, поступающие из сектора информации работников культуры и искусства РОУНБ им. М.Горького. ЦБС регулярно получает «Библиотечный вестник» (электронное издание РОУНБ им. М.Горького и Рязанского библиотечного общества). Являясь с 2000 года членом Российской Библиотечной Ассоциации, получает официальное издание «Информационный бюллетень РБА», информационный бюллетень «Публичная библиотека» (электронное издание секции публичных библиотек РБА).

На базе информационно – библиографического отдела ЦГБ ведется индивидуальное информирование 6 руководителей структурных подразделений ЦБС по 8 темам (новое в законодательстве, законодательство о труде, рекламная деятельность библиотеки, массовая работа библиотеки и др.). Отделом организационно – методической работы ЦГБ осуществляется текущее информирование библиотекарей специализированных структурных подразделений ЦБС по профильным направлениям работы.

В соответствии со «Сводным планом организационно-методической работы ЦБС» в ЦГБ обеспечивается групповое информирование библиотекарей. Проводятся Дни информации в ЦГБ; библиографические обзоры новых поступлений методической литературы, профессиональных периодических изданий, обзоры книжных новинок, литературно - художественных журналов, тематические обзоры на часах профессионального общения, тематических семинарах, групповых консультациях, Днях новых поступлений в ЦГБ.

В ЦБС практикуются интерактивные формы повышения квалификации с применением Интернет: обзоры Web – сайтов портала Library.ru, библиотек России, РСРI. Ресурсы сети Интернет специалисты ЦБС используют при самостоятельной подготовке (Web – сайты Российского представительства Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», «Межрегионального центра библиотечного сотрудничества», «Российской Библиотечной Ассоциации», профессиональных периодических изданий и издательств и другие).

Знакомству библиотекарей с новой краеведческой литературой способствуют встречи, презентации книг рязанских писателей и поэтов (А. Тамоников «Грозовые ворота», А. Евстифеев «Голубые огни мироздания», Л. Алматова – Белая «Родник моей души» и других).

Организация и участие библиотекарей в методических мероприятиях ЦБС, библиотечных мероприятиях регионального и федерального значения требует определенного уровня подготовленности. Предварительное изучение профессиональной литературы создает установку на восприятие новой информации. Также в ЦГБ им. С.А.Есенина при проведении семинаров, «круглых столов» составляются библиографические списки по заявленной теме («Информационно – библиографическая деятельность библиотеки», «Формирование информационной культуры», «Потребительское просвещение в библиотеке» и другие) для самостоятельного изучения литературы библиотекарями (домашнее задание).

Чтение – необходимое условие для профессионального роста. Эффективной формой, стимулирующей профессиональное чтение, является аттестация библиотечного персонала, в ходе которой нестандартно мыслящие библиотекари защищают новые идеи, проекты, программы. При подготовке к аттестации молодые специалисты готовят рефераты, выполняют практические задания, используя профессиональные издания.

Полученные профессиональные знания способствуют совершенствованию профессионального библиотечного сознания, формированию активной позиции, творческому развитию, росту инновационного потенциала личности, позволяют добиваться более высоких результатов в производственной деятельности.

Сравнительный анализ кадрового состава ЦБС за 2008 – 2010 годы показал, что уровень образования библиотечных работников постоянно повышается (с 89 специалистов, имеющих высшее образование в 2008 г. до 103 специалистов в 2010 г.).

Результатом эффективной работы по повышению квалификации, отлаженной системы информирования библиотечных специалистов, стали инновационные достижения за период модернизации деятельности ЦБС: разработка и реализация комплексных программ, программ развития специализированных библиотек, авторских программ и проектов; создание специализированных библиотек–филиалов и служб; информатизация библиотечной деятельности; развитие системы социального партнерства, победы библиотек в профессиональных конкурсах.

2006 год – библиотека - филиал №4 – лауреат Четвертого Всероссийского смотра – конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения.

2009 год – библиотека-филиал №12 – дипломант Всероссийского Конкурса инновационных проектов «Свершения и мечты молодых библиотекарей России».

ЦГБ им. С.А.Есенина, библиотеки – филиалы №4,7,8,9,10,12,14,15 являются лауреатами, победителями межрегиональных и областных библиотечных конкурсов.

страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы: