NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Материалы по составлению основных образовательных программ по направлениям бакалавриата

Раздел 1.1.

Здесь должна быть представлена карта компетенций соответствующей практики.

Раздел 1.2.

Изложены требования к практической подготовке студентов в соответствии о ФГОС направления, на котором обучается студент.

В соответствии с этим документом должны быть разработаны и приведены требования: какие представления должен иметь студент, что он должен знать и уметь использовать, чем он должен овладеть и какие получить навыки после прохождения всех видов производственной практики для подтверждения тех или иных компетенций.

Раздел 1.3.

В соответствии с рабочим учебным планом приводится перечень всех видов практики для данного направления, указываются сроки их проведения и объем в неделях и ЗЕТ.

Раздел 1.4.

В разделе отмечается, что студенты до выезда на практику должны пройти инструктаж о порядке прохождения практики и общий инструктаж по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Допуск к работе на объектах производственной практики осуществляется после проведения обязательных инструктажей по техники безопасности и охране труда: вводного и на рабочем месте с оформлением установленной документации и приказа по предприятию. Приказ о прохождении практики должен быть обязательно оформлен и в случае, когда студенты работают на неоплачиваемых местах.

В период практики студентам необходимо сдать экзамены на квалификационную группу по технике безопасности и получение рабочих профессий и получить квалификационные удостоверения.

Раздел 1.5.

Приводится примерная тематика лекций, указывается их продолжительность и место проведения. Тематика и формы проведения согласуются с предприятием.

Раздел 1.6.

Излагаются разработанные выпускающей кафедрой нетрадиционные формы прохождения практики.

Раздел 1.7.

В этом разделе должно быть указано, что перед отъездом на практику студент должен пройти медицинскую комиссию, оформить медицинскую справку установленного образца (если это требуется по месту прохождения практики), получить в деканате или на кафедре командировочное удостоверение, программу практики, дневник и выписку из приказа по практике (направление  письмо гл. инженеру предприятия). Взять с собой паспорт, студенческий билет, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН, страховой медицинский полис, а ранее работавшим - трудовую книжку.

В дневнике отражаются все виды практики. На основании записи в дневнике каждый студент индивидуально составляет отчет по практике, которой должен содержать 20-30 листов формата А4. В отчете отражаются вопросы, связанные с основной работой студента-практиканта на рабочем месте и детальной проработкой индивидуального задания, а также - экономики, организации и управления производством, охраны окружающей среды, безопасности жизнедеятельности, правовые вопросы, приводятся необходимые схемы, эскизы и др. производственно-технические материалы.

Отчет по практике и дневник являются основными документами, под­тверждающими выполнение программы практики.

В случае индивидуального прохождения практики следует передать руководителю практики от предприятия командировочное удостоверение, выписку из приказа ЮРГТУ (НПИ) на практику, и, после выхода приказа по предприятию о принятии на практику, приступить к выполнению программы практики.

Руководитель практики от кафедры за месяц до начала практики согласовывает программу практики с предприятием, разрабатывает индивидуальные задания. В графике прохождения практики должно быть учтено время на составление отчета и его защиту. Отчет студента проверяют и подписывают руководители практики от предприятия и университета (кафедры), также записывают в дневник отзыв с оценкой о работе студента во время практики.

По окончании практики студент защищает отчет с дифференцированной оценкой в комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят: руководитель практики от кафедры, преподаватель, ведущий курс, по которому проводилась практика, и, по возможности, руководитель практики от предприятия.

3. Методические указания по составлению разделов для каждого вида сквозной программы практики

3.1. Цели и задачи

В разделе формулируются цели и задачи практики с учетом назначения практики по учебному плану.

3.2. Объем практики в неделях и ЗЕТах.

В этом разделе указывается, что базами практики являются предприятия, соответствующие профилю подготовки бакалавра. При отсутствии финансирования кафедры должны предусмотреть возможность использовать в качестве баз практики внутри университетские и научно-исследовательские производственные структуры: службы главного механика, энергетика, бухгалтерию, ПФУ, предприятия НОПК, учебные и научно-исследовательские полигоны и др.

Закрепление баз практики должно способствовать установлению и упрочнению прямых контактов кафедры с предприятием, а также развитию кооперации между ними в деле подготовки бакалавров.

3.4. Содержание практики

В этом разделе приводится полный и подробный перечень вопросов, под­лежащих изучению на практике. Характер вопросов зависит от профиля бакалаврской подготовки, характера предприятия, учреждения, организации - объекта практики и определяется выпускающей кафедрой. Такими вопросами могут быть изучение существующей структуры и технологии производства, новых прогрессивных технологических процессов, оборудования, конструкторских разработок, новых методов проектирования, монтажа, строительства. В этом же разделе указывается характер участия студентов в выполнении производственного задания, в научно-исследовательской и проектно-конструкторской работе.

Практика, как составная часть учебного процесса, должна быть самым тесным образом связана со всем теоретическим обучением студентов в вузе. Поэтому, приступая к разработке этого раздела программы, необходимо тщательно проанализировать ФГОС направления, по которому обучается студент, учебный план и изучаемые дисциплины. По мере прохождения различных практик программа должна быть увязана со многими дисциплинами, приобретенными компетенциями и предусматривать решение возрастающих по сложности теоретических и производственных задач. Практика на последнем курсе должна закрепить подготовку студента к будущей самостоятельной деятельности.

Поставленная задача реализуется поэтапным, от практики к практике, приобретением студентом необходимых компетенций, знаний, умений, навыков, которые должны быть изложены в настоящем разделе для каждого вида практики.

Цель практики - закрепление теоретических знаний, сбор материалов для подготовки квалификационной работы и приобретение производственных навыков в роли дипломированных бакалавров (магистров). Задачи практики определяются профилем подготовки бакалавра (магистра).

3.5. Индивидуальное задание

Необходимо указать, что каждый студент должен выполнять индивидуальное задание по направлению подготовки по более глубокому изучению какого-либо вопроса производства. На младших курсах индивидуальное задание должно носить менее сложный характер, на старших - оно должно максимально приблизить студента к выполнению курсовых проектов и квалификационной работы. В разделе приводится примерная тематика индивидуальных заданий.

Последняя практика, ее содержание и необходимые компетенции формируются совместно с предприятиями, на которых проводится практика.

3.6. Производственная работа и приобретение квалификации

В разделе указывается, что студенты в процессе прохождения практики могут работать на рабочих местах по направлению подготовки, если это не приведет к снижению качества выполнения практики. Конкретные виды работ, выполняемых студентами на рабочих местах, согласовываются с руководителем практики от ЮРГТУ (НПИ).

Отмечается, что студенты в зависимости от курса обучения в период практики могут сдать экзамен на соответствующую квалификационную группу по технике безопасности, например для энергетиков, на 2 группу для студентов младших курсов, на 3 группу для старших курсов и на приобретение рабочих профессий, и получить квалификационное удостоверение.

3.7. Указывается перечень необходимых компетенций и прилагаются карты компетенций практики (дисциплины).

3.7. Литература.

Указать перечень литературы, используемой студентами при изучении вопросов практики.

4. Методические указания по составлению рабочих программ практики

Рабочая программа - это часть сквозной программы для вида практики, составленная с учетом особенностей предприятий - объектов практики. Рабочая программа содержит разделы 3.1  3.7 сквозной программы с более конкретным изложением таких разделов как индивидуальные задания (может по заданию предприятия), содержание практики.
Приложение 4.1.

Титульный лист сквозной программы практик
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)"

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по ОД

_______________ ____________

Подпись Ф.И.О.

«___»_________20 ... г

СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИК

Направление _______________________________________________

код и название направления

__________________________________________________________________________
Факультет__________________________________________________

Кафедра___________________________________________________
Новочеркасск 2010
Приложение 4.2.

Обратная сторона титульного листа сквозной программы

Программа составлена на основании ФГОС направления _____________

______________________________________________________________

код (номер) и наименования направления

рабочего учебного плана _______________________________________

дата утверждения

Составитель (и) _______________________________________________

_____________________________________________________________

Объем ___________ страниц

Тираж ___________ экз.


Сквозная программа практик рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:__________________________________________________________

____________________________________________________________

название кафедры
«_____» __________20 г. Протокол № ________
Зав. кафедрой
Программа рассмотрена и одобрена экспертной комиссией УМУ ЮРГТУ(НПИ).

Протокол № _______ от «_____» __________20 г
Начальник УМУ ___________________________
Руководитель практики университета __________________

Приложение 4.3.

Титульный лист рабочей

программы практики
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА___________________________ ПРАКТИКИ

вид практики
Направления _____________________________________________

Код и наименование направления

Факультет__________________________________________________

Кафедра___________________________________________________

Новочеркасск 2010

Приложение 4.4.

оборотная сторона титульного листа

рабочей программы (вид практики),

как части сквозной программы

Составитель (и)_______________________________________________

_____________________________________________________________

Ф.И.О.
Объем_______страниц

Тираж_______экз.
Рабочая программа____________________________________________

название вида практика

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:___________________

____________________________________________________________

название кафедры

«_______»___________ 200 г. Протокол № _____.

Зав. кафедрой _______________________________________
Руководитель практики ЮРГТУ(НПИ) __________________________

Приложение 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно - Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)»

ПОЛОЖЕНИЕ

об участии предприятий в формировании компетенций выпускников в ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ)

Новочеркасск 2010
I. Общие положения

Настоящее положение разработано на основании законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов) третьего поколения.
II. Цели и задачи

2.1. Основные цели:

  • формирование профессиональных, универсальных и профильно-специализированных компетенций выпускника совместно с предприятиями;

  • подготовка специалистов способных к быстрой адаптации на предприятии;

  • участие предприятий в подготовке собственных кадров из числа выпускников университета.

2.2. Для реализации вышеуказанных целей необходимо решить следующие задачи:

  • с помощью предприятий – потенциальных партнеров обозначить те компетенции, которые необходимы для определенного профиля направления бакалавра (магистра, специалиста) из числа обозначенных в ФГОСе и дополнительных (по требованию предприятия);

  • определить перечень дисциплин (модулей дисциплины) поддерживающих эти компетенции;

  • определить методы, способы и технологии формирования этих компетенций;

  • привлекать специалистов из числа сотрудников предприятия;

  • использовать базы (материальную, учебную и кадровую) крупных предприятий для подготовки компетентных специалистов.


III. Пути реализации поставленных задач

3.1. Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Набор общеличностных и профессиональных компетенций указан в каждом Федеральном Государственном образовательном стандарте третьего поколения. Также в ФГОС определены перечни профилей подготовки по направлениям (специальностям). Для каждого профиля в некоторых ФГОС определены также профильно-специализированные компетенции (ПСК).

3.1.1. ПСК можно дополнять по требованию предприятия.

3.1.2. Для этого:

  • на предприятие направляется пакет документов:

  • анкета (приложение 5.1);

  • перечень компетенций, указанных в ФГОС (приложение 5.2);

  • форма для внесения дополнительных компетенций (приложение5.3);

  • руководство предприятия указывает в приложении 2 в графе 3 оценку потребности данной компетенции (обязательная - 2 балла, желательная – 1 балл). В графе 4 – технологии формирования знаний, умений и навыков только для ряда компетенций обязательных – 2-х бальных и очень важных для предприятия и будущего специалиста. Графа 5 заполняется в том случае, если возможна роль предприятия в получении данной компетенции за счет специалистов предприятия, выполнения работ по заданию предприятия, изучение материалов во время прохождения практик и т.д.

  • при необходимости указываются дополнительные профильно-специализированные компетенции, для этого в приложении 3 заполняются графы с 1 по 3;

  • в приложении 3 графа 4 указывается дисциплина, поддерживающая компетенции. В графе 5 определяется уровень знаний, умений и владений по данной дисциплине. Технологии формирования знаний, умений и владений по данной дисциплине указываются в графе 6.

Например: знания могут формироваться в результате прослушивания лекций и самостоятельного изучения материала, контролироваться текущей аттестацией (тестированием). Умения могут формироваться за счет практических (семинарских) и лабораторных занятий, самоконтроля знаний и защиты контрольных работ. Владения материалом можно показать при выполнении курсовых и дипломных работ, при прохождении практик, сдачи зачетов и экзаменов, активном участии в различных деловых играх, анализировании и участии в научных изысканиях, проведении научных исследований и т.д.

3.3. Представители университета совместно с руководством предприятия могут определить и скорректировать роль предприятия в формировании дополнительных и некоторых обязательных компетенций у выпускников (см. приложение 3 графа 7), для этого необходимо решить вопросы:

  • об использовании инновационного оборудования предприятия в деле формирования компетенций специалистов;

  • об организации практик студентов на данном предприятии (заключение договоров):

  • об участии высококвалифицированных специалистов в образовательном процессе (руководство практикой, руководство курсовым и дипломным проектированием, выполненным по заданию предприятия, проведение лабораторных и практических работ на базе предприятия и т.д.);

  • создание на базе предприятия филиалов кафедр университета.

3.4. На основании совместного формирования компетенций выпускника и перечня дисциплин в базовый и рабочий учебный план подготовки бакалавра, специалиста и магистра вносятся дополнения и изменения.

3.5. Рабочие учебные планы подготовки по направлениям (специальностям) согласовываются с руководителями предприятий, участвующих в формировании компетенций.

Приложение 5.1.
АНКЕТА

Для работодателей профильных направлений

по формированию основных и дополнительных перечней компетенций выпускника

Направление подготовки (специальности) _____________________________

_______________________________________________________________
Уважаемые коллеги!

Просим Вас принять участие в разработке и формировании учебных планов нашего направления подготовки (бакалавров, магистров, специалистов) в соответствие с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС), III поколения высшего профессионального образования, профильно – специализированной подготовкой, основанных на компетентностном подходе, которые вводятся в системе уровневой подготовки, ориентировочно в 2010-2011 годах.

Укажите, пожалуйста, в таблице сведения о себе, а затем заполните приложения 2 и 3.

Данные о респонденте

№ п/п

Наименование




1

Предприятие




2

Ф.И.О. ответственного за сотрудничество




3

Должность




4

Тел., E-mail





По всем интересующим Вас вопросам анкеты Вы можете обращаться к __________________ тел. _________
Благодарим Вас за согласие участвовать в подготовке учебных планов и формировании компетенций выпускника
Приложение 5.2.
Компетенции бакалавра (магистра, специалиста) в соответствии с ФГОСами III поколения по направлению подготовки


№ п/п

Компетенции

Оценка потребности

2-балла – обязательная

1 балл - желательная

Технологии формирования

Роль предприятия

1

2

3

4

5
















Руководитель предприятия ____________________
Зав. выпускающей кафедрой _________________

Приложение 5.3.

Дополнительные профильно-специализированные компетенции


№ п/п

Наименование компетенции

Оценка потребности в баллах

Дисциплины, подтверждающие компетенцию

Уровни знаний

Технологии формирования

Роль предприятия

1

2

3

4

5

6

7












Знать








Уметь




Владеть












Руководитель предприятия _____________________
Приложение 5.4.

страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы:







В новой форме по математике и русскому языку

Аналитические материалы: 1 стр.