NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Материалы в помощь Важнейшее понятие – сюжет


Материалы в помощь

Важнейшее понятие – сюжет.

Сюжет – цепь событий в произведении, когда одно подготавливает другое.

Произведения литературы делят на три рода.

  1. Эпос – произведения о ком-либо. К эпическим относятся такие жанры как рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея, басня, литературная сказка. Рассказ - небольшое эпическое произведение с одним – двумя главными героями. В центре рассказа – один – два эпизода, в которых раскрывается характер героя. Новелла – рассказ с внезапной концовкой. Часто детективные рассказы являются по сути новеллами. Повесть – более крупное эпическое произведение, которое может охватывать значительно более крупный, чем рассказ, кусок жизни героя и героев. В повести бывает не одна, а две и более сюжетных линий. Роман – крупное эпическое произведение, в котором происходит переплетение сюжетных линий, герои выступают в системе сложных связей с другими персонажами, роман раскрывает жизнь в наиболее полном ее воплощении. Роман – это целый кусок действительности, из которого мы подробно узнаем о жизни героя или героев.. Эпопея – самое крупное произведение, в центре которого жизнь целого народа на историческом переломе. Таковы «Илиада» Гомера, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон».

  2. Лирика – произведения, проникнутые чувствами и мыслями автора. Это стихи и песни.

  3. Драма – произведение для игры на сцене. В драме сложно выражается авторская позиция: через диалоги, монологи, развитие действия, ремарки ( авторские примечания).


К лиро-эпическим относят такие жанры как поэма и баллада.
Композиция – построение произведения, которое включает завязку события, развитие действия, кульминацию – высшую точку в развитии действия – и развязку. В композицию могут входить пролог – небольшое сообщение о будущих героях и месте действия до начала завязки, и эпилог – сообщение о том, что сталось с героями, когда события уже завершились.

Краткие сведения о литературно-историческом процессе.

Что стоит знать о мировой литературе
Эпохи

  1. Античная литература.

Греция: героический эпос – Гомер «Илиада» и «Одиссея», великие драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.

Римская литература: Катулл, Гораций, Вергилий, Овидий.

  1. Средневековая литература. Рождение рыцарского романа, в конце средневековья и в начале нового времени творил Данте, автор «Божественной комедии».

  2. Эпоха Возрождения: Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Шекспир (великие трагедии и комедии), Сервантес («Дон Кихот»).

  3. Эпоха барокко: Кальдерон, Тирсо де Молина.

  4. Эпоха классицизма: Мольер, Расин, Корнель.

  5. Можно говорить об эпохе Просвещения: Даниель Дэфо, Джонатан Свифт, Вольтер, Дидро, Руссо.

  6. Эпоха сентиментализма: ранний Гете, Карамзин.

  7. Эпоха предромантизма и романтизма. (см. лекцию по романтизму)

  8. Эпоха реализма

  9. Эпоха модернизма

  10. Постмодернизм



Понятие о литературном направлении.
В различные эпохи у творцов вырабатывается общий подход к таким понятиям как роль человека в обществе, важность того или иного материала из жизни, который становится предметом изображения, задачи художественного творчества.

Общность взглядов авторов эпохи на роль человека, задачи искусства и отбор жизненного материала и называют направлением в искусстве.
Первым направлением в искусстве стало барокко, до этого (см. список эпох) направлений не существовало, а были античный взгляд на мир, средневековая картина мира и великие творцы Возрождения, которых невозможно поместить ни в какие рамки. Барокко в литературе возникло в 17 веке. Но в литературе его влияние не столь значительно как, например, в архитектуре.

Классицизм – возник в середине 18 века во Франции при Людовике 14. Происходит от слова классикус – по-латыни - образцовый. Исторические условия возникновения – абсолютистское государство. Задача искусства в таком государстве – служить государственным интересам, воспитывать граждан. Образец – античный мир, облагороженная природа. Человек в произведениях классицистов всегда часть государства, его поступки либо благородны, образцовы, правильны, либо – смешны, нелепы, глупы. Для классицизма характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение правил.

Исходя из того, какую часть действительности изображает автор, он обращается к одному из жанров, на которые строго делилась литература классицизма.

Высокие жанры – трагедия, ода, эпопея. Их герои – короли, полководцы, наследники престола, придворные. События – войны, династические браки, борьба за Отечество, борьба с деспотией, рождение наследника, восхождение на престол. Вспомните оды Ломоносова и Державина.

Низкие жанры – басня, сатира, бытовая прозаическая комедия. Герои – слуги, ленивцы, обжоры, трусливые офицеры, доктора-шарлатаны, лгуны и т.д. Задача автора – показать, как не надо себя вести.

Средние жанры – песня, драма, повесть.
Главный конфликт в произведениях классицистов – конфликт между долгом гражданина и его чувствами, страстями, желаниями.
Романтизм

Романтизм – важнейшее литературное направление, влияние которого слышится до сегодняшнего дня. Существовал с конца 18 до конца 19 века.

Началом новой эпохи в жизни Европы стала Великая французская революция 1789 – 1794 гг., которая попыталась воплотить идеи эпохи Просвещения в жизнь. Но главной заслугой революции стало разрушение феодального строя.

Разрушение основ феодализма вело к полному освобождению человека от прежних оков, к обоснованию идеи личности, свободы, прав человека. Романтики видели задачу искусства в полном раскрепощении человеческих возможностей. Отсюда – огромный интерес к внутреннему миру человека. Поэтому такое развитие получила лирика – лирическая поэзия. Главный герой романтического стихотворения – чаще всего сам автор, его переживания, его любовь, его страдания, его душа. В поэзию романтиков активно вошла их собственная жизнь. Стихи стали похожи на лирический дневник. Такова поэзия Байрона, Гете, Шиллера, Мицкевича, Пушкина, особенно до 1830 г. лирика Лермонтова, Боратынского. Интерес к истории души человеческой составляет основу романа «Герой нашего времени».

Интерес к внутреннему миру человека – важнейшая черта романтической литературы.

Но мир, увиденный людьми той эпохи, предстал перед ними гораздо более сложным, чем это казалось до событий революции. Эпоха Просвещения верила, что стоит только изменить форму правления, и разумный человек устроит жизнь по законам разума и гармонии. Вместо этого Французская революция привела к кровавым событиям, к террору 1794 года, к поражению революционеров и двадцатилетней войне во всей Европе. Загадочной казалась фигура Наполеона. Мир стал в глазах романтиков загадкой, разгадать которую никто не в силах. Это привело к тому, что картина мира в произведениях романтиков двойственная. Есть видимый всем мир, мир обычный, мир простых людей. Но есть и невидимый, ночной, таинственный и загадочный мир, который открывается только поэтам, музыкантам и художникам. То есть тем, кто посвящен в секрет двойственности мира. Посмотрите стихотворение Тютчева «День и ночь».

Отказ от прежней разумной картины мира привел к тому, что романтики стали искать в истории и в самой действительности некие фигуры, которые таинственно правят миром. Это называется персонификация исторического процесса. Наполеон и стал такой знаковой фигурой, посланцем судьбы, загадкой рока. А сама жизнь предстала, как игра неуправляемых стихийных сил., которые часто губят человека. Таковы «Вечер накануне Ивана Купала» и «Вий» Гоголя. Его же «Портрет», «Записки сумасшедшего». Эта стихия слышится в «Медном всаднике» Пушкина, в «Пиковой даме». Губят человека таинственный силы в стихотворении Гете «Лесной царь», в балладе Лермонтова «Тамара».

Двойственность мира – важнейшая черта мировоззрения романтиков.

Золото становится самодовлеющей силой, приводящей к сумасшествию. гибели. Романтики чувствовали, что деньги, капитал стали играть огромную роль в мире, но не могли понять, почему. Именно это и привело их к созданию таких персонажей, у которых карманы полны золота, но за это золото приходится отдавать душу. Эти персонажи – модификации (разновидности) дьявола. Мефистофель у Гете в «Фаусте, Басаврюк у Гоголя в «Вечере накануне…», Михель –Голландец в «Холодном сердце» Гауфа, Люцифер, Вельзевул, просто черт и т.д.

Важнейшим свойством мировоззрения романтиков стало неприятие ими современного буржуазного, коммерческого мира за его неэстетизм, мелочность и корыстолюбие. В поисках идеала другой, небуржуазной жизни романтики устремляли свой взгляд в прошлое, в страны, еще не пришедшие к капиталистической действительности, к неизвестному будущему.

Вспомните строчки Лермонтова «Богатыри – не вы!», «Печально я гляжу на наше поколенье». Романтики обратили особенно пристальный взгляд на прошлое. Они идеализировали его, но попутно открыли своеобразие разных народов. Выяснилось, что у каждого народа в прошлом была своя история, Е тьма привычек, суеверий, представлений, особенностей, что народы могут быть не похожи друг на друга, что человек в прошлом – не то же самое, что сегодняшний человек. Предшествующая эпоха этого не знала. Романтики открыли науку историю, то есть науку о своеобразии развития человечества. Они открыли своеобразие национального характера и создали блестящие образцы такого характера. Это Пугачев в «Капитанской дочке», купец Калашников у Лермонтова, это Тарас Бульба в повести Гоголя. В зарубежной литературе это герои Вальтера Скотта, Гюго, Дюма, Мицкевича, Фенимора Купера.

Романтическая эпоха открыла понятие историзм.

Историзм – это понимание того, что всякое явление в истории когда-то зародилось, прошло определенные этапы и к моменту его осознания уже дало плоды и, возможно, прекратило существовать. Блестящие образцы исторического мышления дал Пушкин в «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке».

Романтикам был свойствен интерес и в истории к эпохам загадочным и темным. Они впервые заинтересовались средневековьем. Гюго написал произведение, одним из главных персонажей которого стал Собор Парижской Богоматери. После этого возник в Европе интерес к давно забытой и разрушающейся готической архитектуре. Романтики видели в великих творцах Возрождения своих предшественников. Они создали целый культ Шекспира и Сервантеса, открыли для себя поразительный мир «Божественной комедии» Данте и мир Рабле.

Для воплощения своих замыслов романтическая эпоха создала свою систему жанров. Это исторический роман, литературная баллада, литературная фантастическая сказка.

Создание исторического романа связано с именем Вальтера Скотта, который впервые показал, что история может быть захватывающим воображение материалом для создания произведения. Что прошлое совсем не похоже на настоящее. Отсюда в исторических романах описания старинных городов и замков, народных обычаев, праздников, одежды, еды, оружия и т.д.

Так как романтики открыли своеобразие различных народов, они не могли не заинтересоваться народным искусством – фольклором. Именно в эту эпоху начинается сбор и изучение народных песен, сказок, пословиц и т. д. В творчестве писателей этой эпохи важную роль играют обработанные легенды, предания, поверья. Вспомните сказку старой калмычки в «Капитанской дочке», легенды в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Почти все авторы той эпохи писали литературные сказки: Пушкин и Жуковский, Лермонтов и Ершов, братья Гримм и Гауф, Гофман и Андерсен.

Бурная эпоха революций и войн заставила романтиков с пристальным интересом обращаться к фигурам руководителей народных движений, войн и мятежей. Таковы образы Пугачева и Степана Разина у Пушкина, Тараса Бульбы у Гоголя, Робин Гуда у Вальтера Скотта, мятежников в романах Гюго и Дюма.

Эта же бурная эпоха продиктовала и особенность изображения героя в произведениях романтиков. Герой чаще всего предстает в неравной борьбе со стихией, с историческими обстоятельствами. Он бежит от этого мира в мир дикий, еще не открытый для цивилизации, он гибнет в борьбе. Таковы герои крупнейшего поэта эпохи Джорджа Байрона. Такой герой получил наименование байронический герой. На него похожи персонажи «Южных поэм» Пушкина Пленник, Алеко, братья–разбойники. Вечно в борении находится герой Лермонтова, кажется, что он борется с целым миром. Отсюда в произведениях этих авторов, особенно Байрона и Лермонтова, изображение подвига, поединка.

Главный конфликт в произведениях романтиков – конфликт между недостижимой мечтой и действительностью.

Дальнейший материал - более глубокий взгляд на эпоху.

. Романтизм

Начало той эпохи восходит к событиям Великой французской революции 1789 года, нанесшей решающий удар феодальному строю. Тогда на знаменах третьего сословия был начертан лозунг: "Свобода, равенство братство". Нет нужды говорить, как мало он мог быть воплощен в практике; его утопичность обнаружилась очень скоро. Но идея свободы, равенства, братства именно как идея пустила корни в умах, проросла в сознании как духовный, нравственный - и художественный - идеал. Под этим знаком и развивалась исполненная гума­низма художественная культура века. Ее сверхзадачей, ее осознанной или неосознанной миссией стало приготовление умов и сердец к тому, чтобы принять великую идею единой человеческой семьи, сжиться с этой идеей задолго до того, как она сможет получить действительное, не номинальное осуществление в жизни. Это была новая в человеческой истории идея, но­вый идеал, прежним временам неведомый.

Достоевский писал "...основная мысль всего искусства 19 столетия... восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков.. Эта

мысль - оправдание униженных и всеми отринутых парий общества ...Она есть неотъемлемая принадлежность и, может быть, историческая необходимость девятнадцатого столетия..." Кажется, Достоевский не преувеличивал, она действительно проходит красной нитью в большом искусстве века.

Другая его характерная примета - критицизм, вызванный расхож­дением идеалов и практики. С высоты идеалов, которые в лозунгах фран­цузской революции были провозглашены декларативно, но на деле полу­чили лишь извращенное и лицемерное воплощение, искусство критически исследовало реальное положение вещей.
Начало XIX в. ознаменовано такими противоположными течениями, вступаю­щими в конфликт даже между собой, как неоклассицизм и романтизм. Чувства и личные представления у романтиков находятся за пределами общества. Среди первых прояв­лений романтизма можно назвать произведения немцев Гете и Шиллера, а также лирическую поэзию Вордсворта и Китса. В области музыки переход от классицизма к романтизму наиболее ярко прослеживается в произведениях Бетхове­на, который в Девятой симфонии положил на музыку "Оду к радости" Шиллера, ставшую сегодня европейским гимном.


Для Франции несколько десятилетий начиная от взятия Бастилии равня­лись прежним столетиям по интенсивности перемен. Смерч революции 1789 года, покончившей с феодальным строем; консульство и империя На­полеона I, его победоносный марш по странам Европы и его быстро насту­пивший конец; пора отрезвлении и разочарований после Венского кон­гресса, в период реставрации Бурбонов; новый революционный взрыв в 1830 году - и новая, так называемая июльская монархия Луи-Филиппа, ставленника биржевиков и банкиров; затем революция 1848 года и Вторая республика, уже через три года сменившаяся Второй империей Луи-Бона­парта, — вот главные вехи насыщенного событиями шестидесятилетия. А затем франко-прусская война. Парижская коммуна, ее разгром и наступле­ние Третьей республики. История ступень за ступенью сходила с высот ве­ликой драмы — все совершилось, собственно, на протяжении одной чело­веческой жизни. Поколение, знавшее славу и позор Наполеона, жар рево­люции и прозаический холод "финансовой монархии", жило с разладом в умах и сердцах, с потрясенным, но и разбуженным сознанием. В "Испове­ди сына века" писателя-романтика Альфреда Мюссе есть страницы, рису­ющие настроения первых "детей века". Мюссе говорит о мальчиках, со школьной скамьи опьяненных сказочными победами Наполеона, жаждав­ших отдать жизнь за славу Франции. Когда они стали юношами, оказа­лось, что не за что жертвовать - тень "Цезаря" исчезла, и вялое спокойст­вие воцарилось кругом. "И тогда на развалинах мира уселась встревожен­ная юность. Все эти дети были каплями горячей крови, затопившей землю. Они родились во чреве войны и для войны. <...> И вот они смотрели на землю, на небо, на улицы и дороги: везде было пусто - только звон цер­ковных колоколов раздавался где-то вдали. <...> Ощущение неизъяснимо­го беспокойства начинало бродить во всех юных сердцах...". Мюссе гово­рит о крушении иллюзий и трауре по иллюзиям, об отчаянии, сменявшем­ся самоиронией, о "вызове всем силам небесным", о смутной надежде на грядущий день.

Вот тот комплекс переживаний, из которого вырастал французский романтизм. Незажившая рана недавнего героического прошлого, неудов­летворенность настоящим, неясное чаяние будущего, жажда небывалого, жажда больших страстей. И постепенно приходящее прозрение - стремле­ние взглянуть наконец жизни прямо в глаза, отбросив иллюзии.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Литература по философии

Литература: 1 стр.