NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Мбук «Чебулинская мцб» Центральная районная детская библиотека Сведения о цбс


МБУК «Чебулинская МЦБ»

Центральная районная детская библиотека
Сведения о ЦБС


Название ЦБС (точно по уставу)

МБУК «Чебулинская межпоселенческая центральная районная библиотека». Центральная районная детская библиотека.

Адрес:




Почтовый индекс

652270

Район

Чебулинский

Населенный пункт

пгт Верх - Чебула

Улица, дом

ул. Мира, 10

Сайт библиотеки


___

Электронная почта (e-mail)

bibliotecka. detsckaya @ yandex. ru

ICQ («аська»), скайп


___

Директор ЦБС (ФИО, тел)

Горелова Валентина Александровна, т. (44) 2-11-93

Заведующая детской библиотеки (ФИО, тел.)

Еремина Наталья Викторовна, т. (44) 2-11-93

Методист ЦБС (ФИО, тел)

Чеботова Мария Семеновна, т. (44) 2-11-93

Методист по работе с детьми (ФИО, тел.)

___

Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел.)

___

Начальник управления культуры и кино (ФИО, тел.)

Данильченко Ирина Александровна, т. (44) 2-16-86.




  1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.



    1. 1.1. Какие изменения произошли в 2011 году:


Сеть не изменилась.

Функционируют:



  • Чебулинская межпоселенческая центральная библиотека

  • Центральная районная детская библиотека;

  • 21 сельская библиотека-филиал.


1.2. Материально-техническая база детских библиотек.

- сведения о состоянии зданий и помещений

ЦРДБ располагается в приспособленном помещении (бывшее здание РК КПСС, 1 этаж).

Под библиотеку выделено 3 комнаты, общей площадью 260 кв. м.
- сведения о проведении ремонтных работ, затраты, бюджет (областной, местный, собственные средства, спонсорская помощь)

В 2011 г. ремонтные работы в библиотеке не проводились.

1.3. Приобретено (за счет, каких средств):
9 - мебели; 0 - техники: 0 - оборудования; 0 - другое.
За счёт спецсредств в 2011 году в библиотеку было приобретено 7 книжных шкафа и 2 компьютерных стола.
1.4. Технические средства.





Всего

ЦРДБ

Транспорт







ПК

19

3

Сканер

2

1

Многофункциональное устройство (принтер + ксерокс)

3

-

Проектор

1

-

Видеомагнитофон

-

-

Аудимагнитофон

1

-

Аудиопроигрыватель

-

-

DVD

1

-

Музыкальный центр

1

-

Караоке

-

-

Экран

1

-

Телевизор

3

-

Ксерокс

2

-

Другое (указать). Принтер

Ноутбук

10

1

1

-




  1. Работа с читателями – детьми.



Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные.





Кол-во детских библиотек в городе (поселке)

Кол-во жителей

Кол-во

детей

до

15 лет

Кол-во читателей (всего)

% охвата детского населения

Кол-во читателей

по ЕРК

% охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК

1.

1

5200

1819

1439

79,1

1311

72


2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеке (сравнении с 2010 годом). Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.
В 2011 году число читателей увеличилось на 19 человек. Это увеличение далось нам за счёт активной работы по привлечению читателей в библиотеку. С первоклассниками всех школ посёлка в сентябре была проведена игра-путешествие «Здравствуй, город книжный», со старшей и подготовительной группами детских садов – ознакомительные экскурсии «в волшебный дом – библиотеку».

Новых читателей нам добавил районный конкурс юных литераторов «Волшебное перо» и День радостного чтения, проведённого сотрудниками КОБДЮ.

Новых читателей даёт нам благотворительная акция «От игры к чтению», для воспитанников коррекционной школы-интерната: 2 часа в неделю они могут бесплатно поиграть на компьютере. Пока один ребёнок играет, остальные просматривают периодические издания, обменивают книги.

Уже второй год сотрудники ЦРДБ летом еженедельно выходят с мероприятиями на детские площадки посёлка. Эти выходы так же дали нам несколько новых читателей.

Ещё несколько новых читателей мы получили за счёт грустной реальности – реформирования образования. В нескольких селах, расположенных вблизи районного центра закрыты школы, а в ряде деревень 10 – 11 классы, дети и подростки вынуждены обучаться в школе районного посёлка Верх-Чебула, и не у всех имеется возможность посетить свою сельскую библиотеку. В основном это учащиеся 10-11 классов.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя – 12,3
2.1.3. Книгообеспеченность одного читателя – 15,5
2.1.3. Средняя дневная посещаемость – 64,7
2.1.4. Обращаемость фонда – 1,5

2.2. Читательский портрет современного ребенка.
Состав читателей по возрастам.

(см. дальше)
2.2.1. Жанровые предпочтения читателей.
Читатели дошкольного и младшего школьного возраста любят читать сказки и стихи, как русских, так и зарубежных детских писателей – классиков.

У читателей среднего школьного возраста в «любимчиках» остаются детективы, ужастики и фэнтези. Большим спросом пользуется литература универсального характера (энциклопедии, словари, справочники) по всем отраслям знания, особенно по информационным технологиям и естествознанию.

Юношество в основном берёт литературу в дополнение к школьной программе по всем отраслям знаний. Среди девочек большой популярностью пользуются романы о первой любви.
2.2.2. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы (не более 10).
Неизменной популярностью у читателей - детей пользуются сказки братьев Гримм, А.С. Пушкина, А. Линдгрен, Г.Х. Андерсена и др.

У подростков наибольшей популярностью пользуются книги Д.Емца о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве, книга Э. Б. Уайт «Паутина Шарлоты», так же пользуются спросом произведения Л. Гераскиной, К. Булычёва, А. Усачева, С. Лубенец, К. Матюшина, Г. Гордиенко, В. Копейко.
2.2.3. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу.
Фонд ЦРДБ не вполной мере соответствует читательскому спросу. Недостаточно справочной литературы по отраслям знания для читателей старшего школьного возраста, художественных произведений новой школьной программы по литературе.
2.3. Программно – целевая деятельность библиотеки (создание собственных программ и участие в региональных и федеральных программах).
2.3.1. Проекты.
Сколько всего разработано проектов в 2010 году? В каких грантовых конкурсах вы участвовали в 2011 г.? Какие проекты были поддержаны финансово, какова выделенная сумма?
В ЦРДБ разработан и активно реализуется 1 проект «Открываем книгу детям», сроком реализации 3 года (2010 – 2012), который входит в целевую программу развития и совершенствования библиотечного обслуживания детского населения Чебулинского района «Читающие дети – будущее России»

В грантовых конкурсах в 2011 году ЦРДБ не участвовала.

2.3.2. Библиотечные программы
На рубеже веков Россия оказалась перед проблемами, через которые прошли многие государства: падения статуса чтения и возрастание числа людей, отнесенных специалистами к категории «Функционально неграмотных». В связи с этим возникла необходимость в разработке программы, позволяющей помочь детям полюбить книгу и сформировать у них готовность к чтению, как уникальному и увлекательному занятию. А также оказать помощь в воспитательном, образовательном и просветительском процессе учителям, воспитателям и родителям района.

Так была разработана целевая программа развития и совершенствования библиотечного обслуживания детского населения Чебулинского района «Читающие дети – будущее России», сроком реализации 3 года (2010 – 2012)

Детское чтение – это те самые широкие врата, через которые ребенок входит в мир, в культуру. Этот способ вырастить детей настоящими гражданами и высоконравственными людьми, этот способ передачи знаний и опыта от поколения к поколению, способ передачи вкусов и пристрастий.

Только современная детская библиотека может противостоять имеющимся в нашей жизни негативным процессам (падению статуса чтения и книги, вторичной неграмотности), т.к. имеет специально подготовленные кадры для руководства детским чтением, а самое главное имеет в своих фондах богатейшее собрание лучшей детской литературы. Только сотрудники библиотеки могут профессионально дать оценку имеющейся в фонде детской литературе и преподнести ребенку поистине хорошую книгу. Только хорошая книга может вести ребенка по жизни, помочь сформировать характер, научить сопереживать, фантазировать, мыслить, творить.

Поэтому целью программы является продвижение и позиционирование чтения как определяющего фактора развития, формирования и утверждения личности ребенка, подростка в современном обществе, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями, обеспечение доступа пользователя – ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.

Задачи программы заключаются:

- в развитии и совершенствовании в Чебулинском районе политики в области детского чтения, библиотечного обслуживания детей и подростков;

- в совершенствовании структуры библиотечной системы района;

- в организации работы сельских библиотек района как поселенческих информационных центров по продвижению семейного чтения (Усть-Чебулинская библиотека-филиал № 23), краеведению (Покровская библиотека-филиал № 18, Усть-Сертинская библиотека-филиал № 22, Николаевская библиотека-филиал № 12), социальной деятельности (Дмитриевская библиотека-филиал № 5);

- в создании необходимых условий для сохранения и оптимального использования библиотечных ресурсов.

Для реализации программы задействованы областной и местный бюджеты, а также внебюджетное финансирование.

Партнерами программы являются:

  • Отдел культуры и кино администрации Чебулинского района;

  • Отдел образования администрации Чебулинского района;

  • Союз матерей Чебулинского района;

  • Союз отцов Чебулинского района.


В рамках программы, наряду с проектом «Открываем книгу детям», действуют 3 авторские программы: литературная творческая программа «Чтение с увлечением»; информационно-правовая программа по проблемам детства «Спасательный круг»; историко-краеведческая «Истоки».

С целью возрождения традиций семейного чтения для дошкольников и их родителей работает литературная гостиная «У камелька».

Эффективность программы:

Полученный опыт и знания в ходе реализации программы в сочетании с новыми информационными технологиями позволят:

- поднять % охвата библиотечным обслуживанием детского населения района;

- привести к оптимальному соответствию библиотечного фонда потребностям пользователей;

- повысить доступность. Оперативность предоставления информации для детей и подростков, руководителей детским чтением;

- повысить качественный уровень проводимых мероприятий и сделать их более современными, наглядными и привлекательными для юных пользователей библиотеки;

- обобщить и распространить опыт продвижения чтения, заявленный в программе.
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно досуговой деятельности библиотеки (опишите наиболее интересное и актуальное)
«Статистический анализ массовых мероприятий»


Форма мероприятия

Количество мероприятий

Посетило человек

Всего

% от общ.

кол-ва

в т.ч.

платные

Акция

-

-

-

-

Бенефис

-

-

-

-

Беседа

22

7,9

-

549

Вечер

2

0,9

-

29

Встреча

2

0,9

-

53

Выставка

30

11

-

280

Дебаты, дискуссия

2

0,9

-

23

Занятие кружка, клуба

8

3

-

92

Игра, конкурс

54

19,5

-

1391

Композиция

3

1

-

39

Конференция

-

-

-

-

Круглый стол

-

-

-

-

Лекция

-

-

-

-

Мастер-класс

5

2

-

30

Обзор

-

-

-

-

Посиделки

-

-

-

-

Театрал. предс-е, праздник

5

2

-

194

Презентация

3

1

-

67

Ток-шоу

-

-

-

-

Тренинг

-

-

-

-

Урок

25

9

-

825

Утренник

1

0,3

-

31

Час

82

29,7

-

1812

Экскурсия

8

3

-

35

Дополните список.
Викторина
Выставка- вернисаж
Устный журнал


13
1

10



4
0,3

3,6


-
-

-


504
30

272

Всего

276

100

-

6256



Какие формы работы с детьми являются наиболее популярными?
Большой популярностью у детей по-прежнему пользуются игровые и конкурсные формы работы, в том числе по аналогу телевизионных передач «100 к одному», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.

В 2011 году возрос интерес детей к тематическим, поэтическим и литературным часам (о чем говорит статистический анализ массовых мероприятий). Так тематические часы посетили 1812 детей и подростков (по сравнению с 2010 годом на 201 человека больше).

В этом году в рамках лектория «Копилка памяти России» был проведен познавательный час «Гусарская баллада», посвященный жизни кавалер-девицы Н.А. Дуровой, участнице Отечественной войне 1812 года.

Под звуки аудиозаписи песни «Друзьям» (муз. Р. Паулса, сл. П. Вяземского) ведущий открыл исторический экскурс во времена царствования Александра I, рассказал о том, что в одном строю с крепкими и сильными мужчинами воевала юная девушка Надежда Андреевна Дурова. Рассказ библиотекаря сопровождался слайд – презентацией картин «Н.А. Дурова» художник В.И. Гау, «Наполеон на Бородинских высотах» художника В.В. Верещагина, «Портрет князя М.И. Кутузова – Смолянского» художника Р. М. Волкова и других, а также «Гусарским маршем» (муз. А. Петрова) из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

Большое впечатление оказал на воспитанников социально-реабилитационного центра «Смена» тематический час «Гений «железной игры» о кузбасском штангисте, олимпийском чемпионе Александре Никифоровиче Воронине, которому в мае этого года исполнилось бы 60 лет. Рассказ ведущего сопровождался демонстрацией фотографий, статей и медалями спортивной тематики.

Обучающихся 7-9 классов средней школы заинтересовал час знакомства «Владимир Машков – российский актер театра и кино». Подростки узнали интересные факты из жизни знаменитого земляка, интервью, которые раскрывают внутренний мир актера, его жизненную позицию. Мини-викторина «Фильм! Фильм! Фильм!» позволила вспомнить фильмы и роли, которые сыграл В. Машков.

Учащиеся коррекционной школы-интерната с увлечением готовились и приняли участие в экологическом часе «Птичьему пенью внимаем с волненьем». Дети подготовили рассказы о том, какую пользу приносят птицы людям, природе, и что они нуждаются в нашей защите. Далее ребята отгадывали названия птиц по изображению на карточках, в конкурсе «Скворецжилсторой» «расселяли» птиц в свои домики, отгадывали загадки и кроссворды.
Из мероприятий библиотечной формы работы большим спросом пользуются устные журналы, викторины, беседы, позновательно-творческие занятия. Так, в летний период ребята из пришкольных лагерях с удовольствием приняли участие в заседании творческой гостиной «Наши руки не для скуки». Было организована выставка-демонстрация поделок членов кружка «Город мастеров», сопровождающаяся рассказом о занятиях в кружке и были даны несколько мастер-классов.
Перечислите и проанализируйте комплексные формы работы (Дни, недели, декады и др.), в том числе Неделя детской книги.
Наряду с разовыми мероприятиями библиотекари ЦРДБ проводят и комплексные. Так, уже доброй традицией стали акция «Весенняя неделя добра» и Неделя детской книги.

В этом году с 25 января по 25 марта ЦРДБ провела районный конкурс юных литераторов «Волшебное перо». Конкурс проводился в рамках Недели детской книги и был посвящён 105-летию со д.р. детской писательницы Агнии Барто. Целью конкурса было выявление и поддержка литературно одарённых авторов среди детей и юношества района. В конкурсе приняли участие дети и подростки от 7 до 16 лет Конкурсанты представляли свои работы в номинациях «Поэзия» и «Проза», которое оценивало компетентное жюри. Завершился конкурс праздничной программой «И сила слов звучит во мне», где были объявлены и награждены победители. Затем состоялся выезд в г. Мариинск, где ребята посетили достопримечательности города и побывали на спектакле «Про рыцарей и принцесс» городского театра «Жёлтое окошко». (Приложение № 7)
В апреле 2011 года проходила ежегодная акция «Весенняя неделя добра», в которой приняли участие и библиотеки Чебулинского района. Так, например, в ЦРДБ состоялась встреча с воспитанниками социально-реабилитационного центра «Смена» «Мы с одного земного шара». Она была посвящена замечательному писателю-художнику Е.И. Чарушину. С детских лет он очень любил животных. Став взрослым, он посвятил своё творчество братьям нашим меньшим. Библиотекарь рассказала, кто такой художник- анималист, почему и как Чарушину удавалась так точно передать характер животных. Затем дети послушали рассказ «Кот Епифан», далее детям было предложено ответить на ряд вопросов. В заключении все единогласно пришли к решению, что надо быть добрыми и человечными ко всем, чтобы сберечь жизнь на нашей планете.

С ребятами коррекционной школы-интерната была проведена дискуссия «Ищите в юности начало добрых дел и корни зла ищите тоже в детстве». Библиотекарь прочитала рассказ «Одиночество» (автор А. Федоров – Давыдов, журнал «Свечечка» № 11, 2007 г.). Затем ведущая предложила подумать и ответить на вопросы: Кого имеет в виду автор, изображая животных? А может ли такая ситуация быть в жизни старого человека? Как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам и д.т. В заключение дискуссии участники пришли к выводу, что забота о старых людях, уважение к ним должны проявляться у детей с раннего детства. Что и в сказках писатели напоминают нам о том, что надо делать добро на земле, тогда и жить будет легче человеку.

В ходе акции с детьми разного возраста были проведены игры, конкурсы и инсценировки о пользе добра.
Забота о здоровье является приоритетной задачей внутренней политики нашего государства. Очень важно сформировать у детей и молодежи способность быть здоровым, которая и составит основу для привития соответствующих форм поведения и навыков здорового образа жизни.

Центральная районная детская библиотека работает в этом направлении уже не первый год. В 2011 году на центральной детской площадке районного поселка была проведена викторина «Спорт! Спорт! Спорт!». Началось мероприятие с музыкальной зарядки, которую провела помощница ведущего Витаминка. Затем ребятам было предложено разбиться на 2 команды, придумать название, девиз и ответить на вопросы викторины. Далее Витаминка организовала спортивные игры «Шарик в кругу», «Змейка», «В мире животных» и другие. В заключении прошло подведение итогов и награждение команд по номинациям: «Самая спортивная команда» и «Самая дружная команда».

Также библиотекари организовали и провели занимательный час «Быстрее, выше, сильнее!» для ребят коррекционной школы. Ведущая рассказала о значении слова «здравствуйте» и предложила вспомнить пословицы о здоровье. Затем дети узнали о значении слова «иммунитет» и вместе с библиотекарем разработали правила закаливания. Закончился час игровыми заданиями, через которые участники пришли к выводу о пользе витаминов, средств гигиены и здорового образа жизни.
В апреле в ЦРДБ прошла Неделя космоса, посвященная Году космонавтики. В ходе вечера-портрета «Первопроходцы» дети узнали о дате отсчёта космической эры, о первых спутниках и их предназначениях, а литературная композиция рассказала о первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине и первой женщине-космонавте В.В. Терешковой.

Устный журнал «На заре космической эры» состоял из 4 тематических страниц. «Космические загадки» подготовили детей к восприятию темы. Страницы «Человек о космосе» и «Человек и космос» поведали о первой модели Вселенной, Млечном пути, орбите, о первых конструкторах космических летательных аппаратов, первых попытках освоения космического пространства и т.д. Завершился устный журнал страничкой «Знаешь ли ты?», которая позволила ребятам узнать ранее неизвестные факты и проверить свои знания в данной области.

Кроме этого, библиотека организовала и провела районный конкурс рисунков «Самая прекрасная из всех планет!». С демонстрацией лучших работ и награждением победителей.
Работа кружков, клубов по интересам (название клуба/кружка, направление деятельности, категория читателей, наиболее интересные мероприятия).
Патриотизм, любовь к своему Отечеству - актуальная тема наших дней. С 2004 года в ЦРДБ действует историко – патриотический клуб «Факел» (руководитель Миронова Нина Михайловна). Девизом клуба стали слова «История нетленна, как огонь». Участниками клуба являются учащиеся 7 «а» класса средней общеобразовательной школы.

Работая в этом направлении, мы ставим перед собой задачу – заинтересовать детей историей своей страны и родного края, проводя различные познавательные мероприятия.

В 2010 году в рамках клуба была продолжена работа по Отечественной войне 1812 года. В феврале в ходе заседания клуба «Факел» был организован вечер-портрет о Денисе Давыдове «Герой двенадцатого года, неукротимый партизан». Открылся вечер стихотворением Е.А. Баратынского «Денису Давыдову» под мелодию песни «Я люблю кровавый бой» из кинофильма «Эскадрон гусар летучих». Далее ведущие познакомили участников с биографией знаменитого гусара, начиная с детских лет и до того времени, как Денис Давыдов стал зачинателем и одним из руководителей партизанского движения, которое достигло больших успехов и сыграло не маловажную роль в победе над французами. В ходе вечера дети узнали об элементах гусарской военной форме начала ХIХ века, о видах кавалерии и о воинском уставе гусар.

В августе этого года прошла игровая программа «Главные символы России», посвященная 22 августа – Дню Государственного флага. Открылось мероприятие Государственным Гимном РФ. Затем библиотекари рассказали ребятам об истории возникновения флага, его видах. Далее дети разделились на две команды и приняли участие в игре «Колесо истории», все задания которой были посвящены флагу. Завершилась программа подведением итогов и награждением победителей.

К 4 ноября – Дню народного единства был проведен исторический вечер «история Российского государства в биографиях исторических личностей». Библиотекарь рассказала о том, что история нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.

Ребята познакомились с биографиями таких исторических личностей того времени как царевич Дмитрий, Лжедмитрий I, Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий II. Особое внимание было уделено Кузьме Минину и князю Д.М. Пожарскому. В завершении вечера дети приняли участие в мини-викторине «Лучший знаток истории».

Всего в рамках клуба было проведено 7 мероприятий.

С марта 2010 года на базе ЦРДБ действует кружок прикладного творчества «Город мастеров» (руководитель Камынина Зинаида Антоновна), в котором занимаются воспитанники коррекционной школы и центра «Смена». Цель занятий: научить детей навыкам прикладного творчества, привить любовь к труду, помочь детям развить творческие способности и художественный вкус.

Программа кружка предусматривает различные направления деятельности: работа с тканью, бумагой, природными материалами. Дети научились выполнять работы из папье-маше (уточка, пасхальные яйца), цветы из гофрированной бумаги, мягкие игрушки из помпончиков (птица, гусеница), работали в технике «флористика», лепили из пластилина кукол. В ноябре – декабре участники кружка занимались изготовлением новогодних игрушек-снежинок, рождественских венков, драконов – символа года 2012.

Всего было проведено 30 занятий.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: