NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Межшкольный учебный комбинат» Проект «Профессиональная ориентация в системе образования города Енисейска» на 2014-2016 годы



Отдел образования администрации города Енисейска
Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Межшкольный учебный комбинат»






Проект
«Профессиональная ориентация

в системе образования

города Енисейска»
на 2014-2016 годы


Енисейск, 2014

Отдел образования администрации города Енисейска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Межшкольный учебный комбинат»

Проект

«Профессиональная ориентация

в системе образования

города Енисейска»

на 2014-2016 годы

Утвержден

приказом начальника отдела образования

администрации г. Енисейска

от 13.03.2014 г. № 44-п


Енисейск, 2014

Проект «Профессиональная ориентация учащихся в системе образования города Енисейска» разработан авторским коллективом в составе:

Галанина В.А. - методист МКУ «Информационно-методический аналитический центр»; Скобелкина Л.С. - директор МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»;

Плохих Г.И. – заместитель директора МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»; Журавлева Л.П. - заместитель директора МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»; Швецова С.Ю. – педагог-психолог МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»;

Чернавцева И.Н. - педагог-психолог МАОУ «Межшкольный учебный комбинат».
В разработке принимали участие:

Пакулева Е.С., педагог-психолог МАОУ СОШ № 1;

Меркулова Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2;

Дзюбинская А.В., педагог-организатор МБОУ СОШ № 3;

Федотова Н.А., учитель английского языка МБОУ СОШ № 7;

Соколова С.Г., заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ № 9; Журавлева А.М., учитель английского языка МАОУ СОШ № 9;

Бурдеева Е.В., руководитель отдела маркетинга КГОУ СПО ЕПК;

Дьяченко О.М., педагог-психолог КГБОУ НПО ПУ № 13;

Пожога М.С., директор МБОУ ДОД ЦДТ;

Бесхлебная А.В., директор МАОУ ДОД СЮН;

Воротникова А.С., директор МБОУ ДОД ХШ;

Мытькова Л.Н., директор МБОУ ДОД ДМШ;

Макеева Н.В., директор МБОУ ДОД ДХШ;

Туняков А.В., директор МБОУ ДОД ДЮСШ;

Моисеева Н.А., старший воспитатель МБДОУ № 11,

Иванова О.Н., старший воспитатель МБДОУ № 6;

Бродникова А.В., заведующая МБДОУ № 7;

Алимова Т.В., начальник отдела профобучения КГКУ ЦЗН;

Степанова Н.В., председатель правления некоммерческой организации «Союз поддержки развития малого и среднего предпринимательства Енисейского района и города Енисейска».
Научное сопровождение разработки концепции проекта:

Артюхова Т.Ю., заместитель директора по учебной работе ЛПИ – филиала СФУ, кандидат психологических наук, доцент.

Научное сопровождение процесса разработки проекта:

Соболевская Ж.В., кандидат педагогических наук.
Благодарим за внесенные конструктивные предложения Антонову О.А., главного специалиста Отдела образования администрации г. Енисейска по вопросам планирования и развития муниципальной системы образования, Кононову Т.В., директора МКУ «Информационно-методический аналитический центр».


Проект предназначен руководителям образовательных учреждений, учителям, классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям детских садов, работникам заинтересованных ведомств.

Содержание

1.

Актуальность проекта

7

2.

Цели и задачи проекта

8

3.

Субъекты профориентационной работы в муниципальном образовании г. Енисейск

9

4.

Основные действия по реализации проекта

13

4.1.

Организационно-управленческое обеспечение проекта

13

4.2.

Система рекомендуемых профориентационных мероприятий в соответствии с возрастными этапами профориентационной работы. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы

16

4.3.

Городские межведомственные профориентационные мероприятия

34

4.4.

Методическое сопровождение системы профориентационных мероприятий

36

4.5.

Включенность родителей в профориентационную деятельность

38

5.

Система оценки результатов проекта

40

5.1.

Качественные критерии и показатели результативности проекта

40

5.2.

Количественные показатели результативности Проекта

42

6.

Финансирование проекта

44

7.

Сроки исполнения Проекта

44

8.

Приложение 1. Анализ настоящего состояния профориентационной работы в системе образования г.Енисейска

45

9

Приложение 2. Схема межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия

50

10

Приложение 3. Карта профессиональных проб в комплексной системе профориентации

51

11

Приложение 4. Глоссарий Проекта. Основные понятия профориентации

53


Паспорт Проекта

Основания для разработки Проекта

Основанием для разработки Проекта послужили следующие документы: Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты, Стратегия развития системы профессиональной ориентации в Красноярском крае до 2020 года, письмо Министерства образования и науки Красноярского края «Об организации работы по профессиональной ориентации образовательных учреждений» от 19.09.2013 № 10288. Научным и практическим основанием для данного Проекта стали идеи Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, О.Н.Олейниковой, С.Н.Чистяковой, Т.П.Афанасьевой, В.И.Ереминой, А.И.Адамского, С.С.Кравцова, а также опыт профориентационной работы

Заказчик Проекта

Отдел образования администрации города Енисейска

Разработчики Проекта

Рабочая группа участников муниципальной системы профориентации

Исполнители Проекта

Администрация образовательных учреждений города, классные руководители, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, библиотекари, воспитатели детских садов, методисты.

Целевая аудитория

Учащиеся образовательных учреждений, воспитанники детских садов

Цель

Проекта

Формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований муниципального и регионального рынка труда

Задачи

Проекта

  1. Разработать систему профориентационных мероприятий, обеспечивающую:

  • предоставление учащимся углубленной информации о мире профессий, о спросе на рынке труда и необходимом уровне образования;

  • проведение диагностических исследований, касающихся склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей;

  • оказание помощи учащимся при возникновении трудностей, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).

  1. Разработать формы и методы межведомственного взаимодействия участников системы профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников.

  2. Обеспечить включенность родителей в профориентационную деятельность.

  3. Обеспечить методическое сопровождение системы профориентационных мероприятий

Методы оценки результативности

Проекта

Мониторинг, тестирование, анкетирование, анализ, обработка статистических данных, наблюдение

Механизм реализации Проекта

Проект реализуется путём поэтапного выполнения запланированных мероприятий.

1 этап - подготовительный (январь – август 2014 г.);

2 этап - практический (2014-2015 учебный год, 2015-2016 учебный год);

3 этап - аналитический (сентябрь – декабрь 2016 г.)

Ожидаемый результат

Готовность учащихся общеобразовательных учреждений самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального профессионального плана, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда

Контроль за исполнением Проекта

Контроль за исполнением Проекта осуществляет Отдел образования администрации города Енисейска

Сроки реализации Проекта

2014-2016 гг.



  1. Актуальность Проекта


В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает с каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать жизнь осознанно и самостоятельно. Сознательный, целенаправленный выбор профессии позволяет избежать экономических, производственных, финансовых потерь и дает возможность человеку построить свою судьбу без трагических переломов и деформаций.

Особое значение решение этой проблемы имеет для Красноярского края в контексте программы социально-экономического развития, инвестиционных проектов. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов поставил задачу сориентировать школьников на получение востребованных профессий и закрепить их в крае. Стратегией развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года предусмотрена разработка планов, программ, проектов на муниципальном уровне; усиление влияния на процесс профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций и активизация работы с родителями; внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы.

Исследование профессиональных планов и намерений выпускников общеобразовательных учреждений г. Енисейска показывает, что 25 % выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор; 60 % выбирают ВУЗ в качестве места учебы. При этом основными критериями выбора будущей профессии являются «современность и перспективность профессии», «высокая заработная плата», «соответствие профессии моим способностям». Только 7% участников опроса считают, что выбор будущей профессии обусловлен рынком труда, возможностью устроиться на работу по выбранной специальности, («рыночным спросом»; «наличием работы по специальности»).

Подтверждают эти данные и итоги набора в учебные заведения в 2013 году: в высшие учебные заведения поступило 75,2 % выпускников школ города, в средние специальные учебные заведения – 15,7 %, профессиональное училище выбрал 1 выпускник (профессия – сварщик).

Результаты исследования показывают, что имеющиеся профессиональные планы школьников и их ожидания могут привести к личностным и социальным конфликтам, поскольку их желания не соответствуют потребностям общества. Так на начало 2014 г. рабочие специальности составляют 77 % потребности предприятий и организаций г. Енисейска в квалифицированных кадрах. Доля молодежи в общем составе безработных составляет 43,3 %. Общероссийская статистика подтверждает серьезность данной проблемы, фиксируя, что лишь около 40 % выпускников вузов работают по специальности.

Анализ негативных тенденций позволяет выявить следующие ключевые моменты формирования профориентационных представлений учащихся общеобразовательных учреждений:

  • профессионально-образовательный выбор зачастую определяется стихийными и ложными представлениями о престижности и востребованности отдельных профессий и специальностей на рынке труда;

  • отсутствие у учащихся реальной информации о собственных образовательных и профессиональных возможностях и предпочтениях; а также навыков планирования будущего профессионального образования и конкурентного поведения на рынке труда;

  • отсутствие информации об особенностях условий деятельности и оплаты труда, содержании и специфике труда в рамках конкретных профессий, о перспективах карьерной динамики в разных видах профессий;

  • слабое представление учащихся и их родителей о существующей структуре профессий и географии, их востребованности на территории Красноярского края;

  • отсутствие компетентности учащихся в области трудового права, занятости населения, трудоустройства

Таким образом, актуальность разработки Проекта определяется необходимостью решения указанных выше проблем посредством качественного развития системы профессиональной ориентации школьников. В современных условиях каждый выпускник должен знать, какие процессы происходят на рынке труда, уметь соотнести себя, свою личность с набором чисто специфических черт, качеств, умений, навыков и потребностью общества в них. В связи с этим для создания полноценной и преемственной системы профессиональной ориентации учащихся требуется формирование системы профориентации в каждом образовательном учреждении, учитывающей специфику его деятельности.

Актуальность разработки Проекта определяется еще и рядом обстоятельств методического свойства. Накопленный в условиях плановой экономики научно-практический и методический опыт профориентации оказывается лишь частично адекватным рыночным отношениям и не может быть некритически перенесен в современные условия. В связи с этим становится необходимой разработка методик и технологий профориентационной работы, непосредственно опирающихся на «философию» рыночных отношений, готовящих молодежь к эффективному поведению на рынке труда.

Проект «Профессиональная ориентация в системе образования г. Енисейска» на 2014-2016 годы носит муниципальный статус и позволяет развернуть в пределах города комплексную систему профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, охватывающей все ступени обучения.
2. Цели и задачи Проекта
Цель: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований муниципального и регионального рынка труда.
Задачи:

  1. Разработать систему профориентационных мероприятий, обеспечивающую:

  • предоставление учащимся углубленной информации о мире профессий, о спросе на рынке труда и необходимом уровне образования;

  • проведение диагностических исследований, касающихся склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей;

  • оказание помощи учащимся при возникновении трудностей, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).

  1. Разработать формы и методы межведомственного взаимодействия участников системы профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников.

  2. Обеспечить включенность родителей в профориентационную деятельность.

  3. Обеспечить методическое сопровождение системы профориентационных мероприятий.


3. Субъекты профессиональной ориентации в муниципальном образовании

г. Енисейск


страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: