«Межшкольный учебный комбинат» Проект «Профессиональная ориентация в системе образования города Енисейска» на 2014-2016 годы
Отдел образования администрации города Енисейска
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат»
Проект
«Профессиональная ориентация
в системе образования
города Енисейска»
на 2014-2016 годы
Енисейск, 2014
Отдел образования администрации города Енисейска
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат»
Проект
«Профессиональная ориентация
в системе образования
города Енисейска»
на 2014-2016 годы
Утвержден
приказом начальника отдела образования
администрации г. Енисейска
от 13.03.2014 г. № 44-п
Енисейск, 2014
Проект «Профессиональная ориентация учащихся в системе образования города Енисейска» разработан авторским коллективом в составе:
Галанина В.А. - методист МКУ «Информационно-методический аналитический центр»; Скобелкина Л.С. - директор МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»;
Плохих Г.И. – заместитель директора МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»; Журавлева Л.П. - заместитель директора МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»; Швецова С.Ю. – педагог-психолог МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»;
Чернавцева И.Н. - педагог-психолог МАОУ «Межшкольный учебный комбинат».
В разработке принимали участие:
Пакулева Е.С., педагог-психолог МАОУ СОШ № 1;
Меркулова Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2;
Дзюбинская А.В., педагог-организатор МБОУ СОШ № 3;
Федотова Н.А., учитель английского языка МБОУ СОШ № 7;
Соколова С.Г., заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ № 9; Журавлева А.М., учитель английского языка МАОУ СОШ № 9;
Бурдеева Е.В., руководитель отдела маркетинга КГОУ СПО ЕПК;
Дьяченко О.М., педагог-психолог КГБОУ НПО ПУ № 13;
Пожога М.С., директор МБОУ ДОД ЦДТ;
Бесхлебная А.В., директор МАОУ ДОД СЮН;
Воротникова А.С., директор МБОУ ДОД ХШ;
Мытькова Л.Н., директор МБОУ ДОД ДМШ;
Макеева Н.В., директор МБОУ ДОД ДХШ;
Туняков А.В., директор МБОУ ДОД ДЮСШ;
Моисеева Н.А., старший воспитатель МБДОУ № 11,
Иванова О.Н., старший воспитатель МБДОУ № 6;
Бродникова А.В., заведующая МБДОУ № 7;
Алимова Т.В., начальник отдела профобучения КГКУ ЦЗН;
Степанова Н.В., председатель правления некоммерческой организации «Союз поддержки развития малого и среднего предпринимательства Енисейского района и города Енисейска».
Научное сопровождение разработки концепции проекта:
Артюхова Т.Ю., заместитель директора по учебной работе ЛПИ – филиала СФУ, кандидат психологических наук, доцент.
Научное сопровождение процесса разработки проекта:
Соболевская Ж.В., кандидат педагогических наук.
Благодарим за внесенные конструктивные предложения Антонову О.А., главного специалиста Отдела образования администрации г. Енисейска по вопросам планирования и развития муниципальной системы образования, Кононову Т.В., директора МКУ «Информационно-методический аналитический центр».
Проект предназначен руководителям образовательных учреждений, учителям, классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям детских садов, работникам заинтересованных ведомств.
Содержание
-
1.
Актуальность проекта
7
2.
Цели и задачи проекта
8
3.
Субъекты профориентационной работы в муниципальном образовании г. Енисейск
9
4.
Основные действия по реализации проекта
13
4.1.
Организационно-управленческое обеспечение проекта
13
4.2.
Система рекомендуемых профориентационных мероприятий в соответствии с возрастными этапами профориентационной работы. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы
16
4.3.
Городские межведомственные профориентационные мероприятия
34
4.4.
Методическое сопровождение системы профориентационных мероприятий
36
4.5.
Включенность родителей в профориентационную деятельность
38
5.
Система оценки результатов проекта
40
5.1.
Качественные критерии и показатели результативности проекта
40
5.2.
Количественные показатели результативности Проекта
42
6.
Финансирование проекта
44
7.
Сроки исполнения Проекта
44
8.
Приложение 1. Анализ настоящего состояния профориентационной работы в системе образования г.Енисейска
45
9
Приложение 2. Схема межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия
50
10
Приложение 3. Карта профессиональных проб в комплексной системе профориентации
51
11
Приложение 4. Глоссарий Проекта. Основные понятия профориентации
53
Паспорт Проекта
Основания для разработки Проекта | Основанием для разработки Проекта послужили следующие документы: Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты, Стратегия развития системы профессиональной ориентации в Красноярском крае до 2020 года, письмо Министерства образования и науки Красноярского края «Об организации работы по профессиональной ориентации образовательных учреждений» от 19.09.2013 № 10288. Научным и практическим основанием для данного Проекта стали идеи Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, О.Н.Олейниковой, С.Н.Чистяковой, Т.П.Афанасьевой, В.И.Ереминой, А.И.Адамского, С.С.Кравцова, а также опыт профориентационной работы |
Заказчик Проекта | Отдел образования администрации города Енисейска |
Разработчики Проекта | Рабочая группа участников муниципальной системы профориентации |
Исполнители Проекта | Администрация образовательных учреждений города, классные руководители, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, библиотекари, воспитатели детских садов, методисты. |
Целевая аудитория | Учащиеся образовательных учреждений, воспитанники детских садов |
Цель Проекта | Формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований муниципального и регионального рынка труда |
Задачи Проекта |
|
Методы оценки результативности Проекта | Мониторинг, тестирование, анкетирование, анализ, обработка статистических данных, наблюдение |
Механизм реализации Проекта | Проект реализуется путём поэтапного выполнения запланированных мероприятий. 1 этап - подготовительный (январь – август 2014 г.); 2 этап - практический (2014-2015 учебный год, 2015-2016 учебный год); 3 этап - аналитический (сентябрь – декабрь 2016 г.) |
Ожидаемый результат | Готовность учащихся общеобразовательных учреждений самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального профессионального плана, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда |
Контроль за исполнением Проекта | Контроль за исполнением Проекта осуществляет Отдел образования администрации города Енисейска |
Сроки реализации Проекта | 2014-2016 гг. |
Актуальность Проекта
В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает с каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать жизнь осознанно и самостоятельно. Сознательный, целенаправленный выбор профессии позволяет избежать экономических, производственных, финансовых потерь и дает возможность человеку построить свою судьбу без трагических переломов и деформаций.
Особое значение решение этой проблемы имеет для Красноярского края в контексте программы социально-экономического развития, инвестиционных проектов. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов поставил задачу сориентировать школьников на получение востребованных профессий и закрепить их в крае. Стратегией развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года предусмотрена разработка планов, программ, проектов на муниципальном уровне; усиление влияния на процесс профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций и активизация работы с родителями; внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы.
Исследование профессиональных планов и намерений выпускников общеобразовательных учреждений г. Енисейска показывает, что 25 % выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор; 60 % выбирают ВУЗ в качестве места учебы. При этом основными критериями выбора будущей профессии являются «современность и перспективность профессии», «высокая заработная плата», «соответствие профессии моим способностям». Только 7% участников опроса считают, что выбор будущей профессии обусловлен рынком труда, возможностью устроиться на работу по выбранной специальности, («рыночным спросом»; «наличием работы по специальности»).
Подтверждают эти данные и итоги набора в учебные заведения в 2013 году: в высшие учебные заведения поступило 75,2 % выпускников школ города, в средние специальные учебные заведения – 15,7 %, профессиональное училище выбрал 1 выпускник (профессия – сварщик).
Результаты исследования показывают, что имеющиеся профессиональные планы школьников и их ожидания могут привести к личностным и социальным конфликтам, поскольку их желания не соответствуют потребностям общества. Так на начало 2014 г. рабочие специальности составляют 77 % потребности предприятий и организаций г. Енисейска в квалифицированных кадрах. Доля молодежи в общем составе безработных составляет 43,3 %. Общероссийская статистика подтверждает серьезность данной проблемы, фиксируя, что лишь около 40 % выпускников вузов работают по специальности.
Анализ негативных тенденций позволяет выявить следующие ключевые моменты формирования профориентационных представлений учащихся общеобразовательных учреждений:
профессионально-образовательный выбор зачастую определяется стихийными и ложными представлениями о престижности и востребованности отдельных профессий и специальностей на рынке труда;
отсутствие у учащихся реальной информации о собственных образовательных и профессиональных возможностях и предпочтениях; а также навыков планирования будущего профессионального образования и конкурентного поведения на рынке труда;
отсутствие информации об особенностях условий деятельности и оплаты труда, содержании и специфике труда в рамках конкретных профессий, о перспективах карьерной динамики в разных видах профессий;
слабое представление учащихся и их родителей о существующей структуре профессий и географии, их востребованности на территории Красноярского края;
отсутствие компетентности учащихся в области трудового права, занятости населения, трудоустройства
Таким образом, актуальность разработки Проекта определяется необходимостью решения указанных выше проблем посредством качественного развития системы профессиональной ориентации школьников. В современных условиях каждый выпускник должен знать, какие процессы происходят на рынке труда, уметь соотнести себя, свою личность с набором чисто специфических черт, качеств, умений, навыков и потребностью общества в них. В связи с этим для создания полноценной и преемственной системы профессиональной ориентации учащихся требуется формирование системы профориентации в каждом образовательном учреждении, учитывающей специфику его деятельности.
Актуальность разработки Проекта определяется еще и рядом обстоятельств методического свойства. Накопленный в условиях плановой экономики научно-практический и методический опыт профориентации оказывается лишь частично адекватным рыночным отношениям и не может быть некритически перенесен в современные условия. В связи с этим становится необходимой разработка методик и технологий профориентационной работы, непосредственно опирающихся на «философию» рыночных отношений, готовящих молодежь к эффективному поведению на рынке труда.
Проект «Профессиональная ориентация в системе образования г. Енисейска» на 2014-2016 годы носит муниципальный статус и позволяет развернуть в пределах города комплексную систему профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, охватывающей все ступени обучения.
2. Цели и задачи Проекта
Цель: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований муниципального и регионального рынка труда.
Задачи:
Разработать систему профориентационных мероприятий, обеспечивающую:
предоставление учащимся углубленной информации о мире профессий, о спросе на рынке труда и необходимом уровне образования;
проведение диагностических исследований, касающихся склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей;
оказание помощи учащимся при возникновении трудностей, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).
Разработать формы и методы межведомственного взаимодействия участников системы профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников.
Обеспечить включенность родителей в профориентационную деятельность.
Обеспечить методическое сопровождение системы профориентационных мероприятий.
3. Субъекты профессиональной ориентации в муниципальном образовании
г. Енисейск
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: