NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий Глава защита прав ребенка 1


Как защитить права детей и учителей

(методические рекомендации для педагогов)
Всеволод Луховицкий


Глава 1. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА 1

1.1. Ситуации, в которых учитель
(классный руководитель) обязан защищать права ребенка 1

1.1.1. Жестокое обращение 1

1.1.2. Ситуации, в которых требуется взаимодействие
с правоохранительными органами 4

1.2. Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмешаться
и защитить права ребенка 5

1.2.1. Конфликты на уроках из-за содержания изучаемой дисциплины,
из-за оценок, из-за поведения 6

1.2.2. Оскорбления, унижение достоинства, жестокое обращение 7

1.2.3. Детский труд и самообслуживание 8

1.2.4. Нарушение принципов образовательной политики:
светского характера образования, идеологического и политического многообразия 10

1.2.5. Проявления ксенофобии и нетерпимости, дискриминация 11

Глава 2. ЗАЩИТА ПРАВ УЧИТЕЛЯ 12

2.1. Ситуации, в которых права учителя нарушаются родителями или учащимися 12

2.1.1. Обвинения в жестоком обращении 13

2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности 14

2.2. Ситуации, в которых трудовые права учителя
нарушаются школьной администрацией 15

Обзор законодательства 17



Глава 1. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

1.1. Ситуации, в которых учитель
(классный руководитель) обязан защищать права ребенка


Начнем с ситуаций, когда учитель просто не имеет права раздумывать, дол­жен ли он что-то делать. В соответствии с современным законодательством учитель обязан защищать ребенка в нескольких случаях.

1.1.1. Жестокое обращение

Что имеют в виду, когда говорят о жестоком обращении с ребенком?

Жестокое обращение1 - это любые умышленные действия или бездейс­твие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых обязан­ности по воспитанию ребенка возложены по закону, а также лиц, обязан­ных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья. В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, следует говорить о следующих формах жестокого обращения:

• физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);

• психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);

• сексуальное насилие (нарушается психосексуальное развитие);

• пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое раз­витие).

Физическим насилием является умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причине­ние боли, лишение свободы и др.), которое причиняет ущерб его физическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возник­новения таких нарушений. Физическое насилие может проявляться и в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблаго­приятной обстановке.

Психическим (эмоциональным) насилием являются эпизодические или регу­лярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению выраженных эмоциональных или поведенческих нарушений.

Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем зло­употребления доверием, что причинило вред его физическому или психичес­кому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

Пренебрежение основными нуждами — это постоянное или периодическое неисполнение родителями обязанностей по удовлетворению потребностей ре­бенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопаснос­ти, приводящее к ухудшению здоровья, нарушению развития или получению травм.

Жестокому обращению ребенок может подвергаться не только в семье. В предисловии к книге Е.И.Цимбала О.В.Зыков - президент фонда «Нет алкого­лизму и наркомании», член Общественной палаты РФ, кандидат медицинских наук - пишет, что основной фактор, который повышает риск возникновения насилия, - это закрытость среды, в которой пребывает ребенок. О.В.Зыков вы­деляет три зоны, в которых ребенок может подвергнуться насилию:

• в семье;

• в учебно-воспитательных учреждениях с различной степенью закрытости (детские дома, воспитательно-исправительные учреждения ФСИН, кадетские корпуса, элитарные школы и др.);

• в детских общественных организациях (детские кружки, секции, скаут­ские и пионерские организации и др.).

Есть ли в каких-либо нормативных актах четко прописанные обязан­ности классного руководителя (учителя) изучать условия жизни ребенка, посещать семьи учащихся?

Сейчас не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность классного руководителя посещать места жительства учащихся. Однако такая обязанность может быть возложена на классного руководителя должностной инструкцией, с которой он может в любой момент ознакомиться в администрации школы. Как правило, в инструкциях есть только общая фра­за о необходимости тесного взаимодействия с родителями2.

Посещение места жительства несовершеннолетних отнесено к компетен­ции инспекторов ПДН (подразделений по делам несовершеннолетних), учас­тковых инспекторов, социальных педагогов.

Обязан ли классный руководитель, узнав о жестоком обращении с ре­бенком в семье, предпринимать какие-то шаги?

Классный руководитель обязан сообщить о жестоком обращении с ребен­ком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав ребенка.

Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель заметил у ученика какие-то следы физического или психического насилия, он должен обязатель­но поговорить с ребенком и его родными.

Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко об­ращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять. Однако иногда утверждения ребенка вызывают сомнения:

• ребенок рассказывает о насилии, однако соответствующие телесные пов­реждения у него отсутствуют;

• ребенок рассказывает о насилии, но при этом не проявляет страха перед родителями;

• ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение может свидетельство­вать и о страхе перед физическим наказанием).

Кроме того, о ложности обвинений родителей свидетельствуют чрезмерно общий характер утверждений («отец меня постоянно бьет, жить с ним невоз­можно»), отсутствие эмоциональной реакции при рассказе, невозможность описания какого-либо конкретного случая (времени, места и характера дейс­твий), сходство рассказа ребенка с рассказами взрослых или с сюжетами по­пулярных фильмов.

Следует обращать внимание на совпадение рассказа о событии ребенка и каждого из родителей. При выявлении противоречий необходимо установить их причину. Несовпадения в описании родителями обстоятельств события, которые они не могут объяснить, свидетельствуют о том, что травма была по­лучена ребенком в результате физического насилия.

Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные поврежде­ния являются следствием физического насилия. Однако не только родители-насильники склонны отрицать неслучайный характер травм. Нередко отри­цают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением пра­вильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью. Ложь может быть вызвана страхом перед супругом-насильником, полной зависимостью от него, стремлением сохранить семью или собственное материальное бла­гополучие.

Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.

Какие органы занимаются защитой ребенка от жестокого обращения в семье?

Таких органов множество. Существуют они на различных уровнях - от районного до федерального:

1) подразделения по делам несовершеннолетних ОВД;

2) социальные педагоги в школе;

3) отделы по охране прав детства или отделы по работе с трудными семья­ми в муниципальных, районных органах образования;

4) городские, районные органы опеки и попечительства;

5) городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних;

6) городские, районные органы социальной защиты (специалисты отдела по делам семьи и детей);

7) региональный уполномоченный по правам ребенка (или по правам человека).

Надзорным органом по отношению ко всем перечисленным службам и ор­ганизациям является прокуратура. Именно в прокуратуру следует обращаться при возникновении спорных вопросов, а также при ненадлежащем исполне­нии сотрудниками этих служб своих обязанностей.

Что могут сделать эти органы для защиты ребенка от жестокого обра­щения в семье?

Некоторые педагоги рассуждают так: «Никаких реальных механизмов за­щиты ребенка от жестокого обращения в семье нет. От обращений в милицию или комиссию по делам несовершеннолетних ребенку будет только хуже, по­тому что самый известный и широко применяемый способ - лишение роди­тельских прав. А что будет с ребенком? В детский дом пойдет?» Но на самом деле специалисты - социальные работники, психологи, юристы - обладают достаточно большим набором способов воздействия на ситуацию в семье.

Сразу после получения информации о случае физического насилия органы опеки и попечительства, другие социальные службы должны оценить ситуацию в семье и принять решение о возможности дальнейшего проживания в ней ребенка. В большинстве случаев дети, пострадавшие от жестокого обращения, остаются в семье. Оставление ребенка в семье предполагает проведение с ней социальной работы. Основными направлениями этой работы являются:

• воздействие на причину, создающую напряженную обстановку в семье;

• оказание необходимой материальной поддержки; повышение родитель­ской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;

• психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;

• обучение родителей ненасильственным приемам воспитания и поддержа­ния дисциплины;

• помещение ребенка в группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;

• содействие родителям в трудоустройстве, получении медицинской помощи;

• улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и про­живающими отдельно.

Все перечисленные направления работы должны осуществляться во взаи­мосвязи, для чего необходим план работы с семьей. Постановка семьи на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, органе внутренних дел, учрежде­нии социального обслуживания дает возможность их сотрудникам осущест­влять контроль ситуации в семье, что имеет особенно большое значение для случаев физического насилия. Содержание плана работы с семьей не должно ограничиваться только потребностями ребенка. Необходимо выяснить и по возможности полно удовлетворить потребности его родителей, только в этом случае родители могут изменить отношение к ребенку, отказаться от физичес­кого насилия и стать по-настоящему эффективными воспитателями.

1.1.2. Ситуации, в которых требуется взаимодействие
с правоохранительными органами


В каких случаях учитель (классный руководитель, школьный психо­лог) обязан присутствовать при допросах? Как он должен себя вести, что­бы защитить права ученика?

Классный руководитель (или школьный психолог) может быть привлечен к участию в гражданском и в уголовном процессах в качестве специалиста.

В гражданском процессе допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, кото­рый вызывается в суд. Здесь все достаточно просто и очевидно. Педагог имеет право с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержа­ния данных им показаний.

В случае уголовного процесса все значительно сложнее. В УПК РФ сказано, что участие педагога в допросе несовершеннолетнего имеет целью оказание помощи следователю в получении правдивых показаний от допрашиваемого посредством установления психологического контакта между следователем и подростком, правильной с точки зрения педагогики постановки вопросов, а также подготовки самого допроса3.

Означает ли это, что классный руководитель обязательно должен быть на сто­роне следствия? Может ли он быть уверен, что следователя интересует только поиск истины? Значит, учитель должен знать, какие у него есть возможности для защиты прав ребенка, подозреваемого в совершении уголовного преступления.

Дело в том, что педагог имеет право знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей4.

Замечания по протоколу вносятся в его текст после записи показаний допра­шиваемого. Педагог письменно высказывает свое мнение о ведении допроса и о записях в протоколе. Если у педагога нет замечаний, перед своей подписью он делает отметку: «Замечаний по ведению допроса не имею. Протокол мной прочитан лично. Содержание протокола соответствует показаниям».

Если же у педагога появляются сомнения в том, что допрос проходил в стро­гом соответствии с нормами закона, он обязан об этом написать в протоколе.

Кроме того, если педагог чувствует, что до допроса к ребенку применялись незаконные методы, он может зафиксировать это в своих замечаниях, а также сообщить об этом родителям ребенка и его адвокату.

Как должен вести себя педагог, к которому обратились сотрудники правоохранительных органов с какими-то запросами, просьбами, свя­занными с его учениками (например, запрос об учащихся «грузинской национальности» или входящих в «неформальные молодежные объеди­нения»5)?

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона «О милиции» сотрудники милиции име­ют право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Однако при этом требования сотрудников милиции должны быть законны­ми, т.е. направленными:

• на обеспечение безопасности личности;

• на предупреждение и пресечение преступлений и административных пра­вонарушений;

• на выявление и раскрытие преступлений;

• на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопас­ности;

• на защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности;

• на оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Любые другие требования сотрудников милиции являются незаконными. Отвечать за исполнение заведомо незаконного требования придется должнос­тному лицу, в нашем случае - педагогу.

Согласно Закону «О персональных данных»6, обработка (т.е. сбор, сис­тематизация, накопление, хранение, уточнение, использование, распро­странение, уничтожение) персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допус­кается.

Согласно закону, запрос сведений о национальной принадлежности уча­щихся или об их принадлежности к так называемым неформальным молодеж­ным объединениям может осуществляться лишь в связи с производством по конкретному уголовному делу.

Как правило, подобные запросы администрация школы получает в устной форме. В таких ситуациях необходимо потребовать запрос в письменном виде. В последующем, при наличии оснований полагать, что запрашиваемая информа­ция не способствует достижению вышеперечисленных целей, следует направить полученный запрос прокурору и действовать в соответствии с указаниями проку­ратуры.

Также не следует забывать о своем непосредственном начальстве. Самый простой и естественный ход для директора школы - сообщить о запросе в управление образования. Как правило, руководители управ­лений поддерживают директоров школ в их нежелании нарушать права учащихся.

Обязан ли классный руководитель информировать правоохранитель­ные органы обо всех правонарушениях, совершенных учениками?

Исходя из принципа законности, школьная администрация обязана информи­ровать органы внутренних дел обо всех противоправных фактах, влекущих уго­ловную либо административную ответственность. Классный же руководитель должен прежде всего думать о ребенке, оценивать воспитательный эффект лю­бого своего шага.

Отдельно в нормативных актах прописана обязанность школьной админис­трации в случаях выявления фактов распространения наркотических и психо­тропных веществ на территории учебного заведения информировать об этом органы внутренних дел7.

Это объясняется тем, что администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образова­тельного процесса (следовательно, и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ)8.

Законом установлены правовые основания для проведения индивидуаль­ной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия9.

1.2. Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмешаться
и защитить права ребенка


Часто учителю кажется, что ему придется выбирать: защищать права ученика и идти на конфликт с другим учителем или школьной админис­трацией - или в любой ситуации поддерживать своих коллег, не обращая внимания на нарушение прав ребенка в школе. На самом деле это ложная дилемма. Права всех участников образовательного процесса неразрывно связаны, никто не может чувствовать себя защищенным в школе, где одна группа может безнаказанно нарушать права другой.

Во-первых, защищая школьника от незаслуженного наказания, учитель по­казывает администрации свое умение и готовность защищать и самого себя. Юридически грамотного человека начальство уважает и побаивается, с ним предпочитают «не связываться». Директор и завучи, как правило, не сильны в правовых вопросах и понимают, что с «крючкотвором» лучше не ссориться, а использовать его знания «в мирных целях», на пользу школе.

Во-вторых, он дает детям образец правового поведения. Дети понимают, что учитель защищает ученика не из личной симпатии, а из чувства справед­ливости. И использует при этом не интриги и не силу, а право как реальный действенный инструмент.

В-третьих, он получает серьезную поддержку и защиту в лице учеников и их родителей.

Защищать права своих учеников педагогу и легче, и труднее, чем родите­лям. С одной стороны, он действует «изнутри» школы, лучше знает ситуацию, может быстрее получить и проверить информацию о каких-либо нарушениях прав учащихся. С другой стороны, он работник данной школы, заинтересо­ванный в ее хорошей репутации не только у родителей, но и в РУНО. К тому же учитель - наемный работник, во многом зависящий от работодателя (ди­ректора школы).

А теперь, несмотря на столь сложное положение педагога, перейдем все же к описанию конкретных действий.

Если у вас есть основания предполагать, что в вашей школе было нару­шено чье-то право (вы сами узнали об этом или к вам обратился ученик с просьбой о помощи), вы должны действовать следующим образом:

A. Убедиться в достоверности информации. Ни в коем случае нельзя начи­нать с обещаний наказать виновных и с официальных заявлений. Даже если вы сами были свидетелем и все кажется вам очевидным, все равно надо вы­слушать обе стороны. Способы проверки известны. Это опрос других детей (желательно индивидуально, наедине), беседа с возможным нарушителем прав ребенка (общее описание ситуации, без упоминания фамилии конкрет­ного ученика). Не исключено, что решение будет найдено уже на этом этапе, например, если ваш коллега оскорбил ребенка невольно, не осознавая пос­ледствий своих слов или действий.

Б. Точно квалифицировать нарушение (о каком именно праве идет речь? не были ли действия учителя законными или вызванными необходимостью?) и изучить соответствующие нормативные акты (см. далее описание наиболее частых нарушений).

B. Поговорить с родителями ученика. Знают ли они о конфликте? Какова их позиция? Эти вопросы особенно важны, потому что многие родители либо вообще не интересуются школьной жизнью, либо заранее согласны с любыми действиями педагогов. Ваши действия будут эффективны только в том случае, если родители активно вас поддержат.

Г. Найти единомышленников среди педагогов, обсудить ситуацию с ними. Все это вы должны проделать до того, как предпримете открытые шаги по защите нарушенного права. Д. Далее следует:

1) Поговорить с завучем, директором. Объяснить, что ваша цель - не нака­зать виновного педагога, а найти решение, устраивающее все стороны. Пре­дупредить, что вы и родители школьника готовы идти до конца.

2) Обратиться к директору школы или в орган школьного самоуправления (если он функционирует) с официальным заявлением о нарушении права ре­бенка. Лучше всего было бы, если бы одновременно аналогичное заявление по­дали родители. (Если директор не хочет брать заявление, можно оставить его секретарю, получив расписку на втором экземпляре, или отправить по почте с уведомлением о вручении.) Обычно больше ничего делать не требуется, потому что директор всегда старается решить конфликт внутри школы, без вмешательс­тва вышестоящего начальства и тем более правоохранительных органов.

3) Обратиться с жалобой в управление образования, в прокуратуру, к упол­номоченному по правам человека или уполномоченному по правам ребенка (если в вашем регионе они есть). Эту жалобу должны подавать родители (опе­куны), вы можете выступать только в роли консультанта. Жалобы родителей, как правило, не остаются без ответа. За последние годы известны десятки случаев, когда вышестоящее начальство или же правоохранительные органы реагировали достаточно быстро и эффективно.

Разберем теперь несколько наиболее типичных ситуаций, когда дети или родители считают, что права ребенка нарушены педагогическими работника­ми школы.

1.2.1. Конфликты на уроках из-за содержания изучаемой дисциплины,
из-за оценок, из-за поведения


Первый случай: ученик жалуется вам как классному руководителю на то, что учитель-предметник постоянно занижает ему отметки, учитывая не зна­ния, а поведение на уроке.

Прежде всего ученику нужно объяснить, что любая отметка всегда субъектив­на. Определить, насколько справедливо поставлена отметка, со стороны бывает достаточно сложно. У каждого учителя могут быть свои критерии оценки знаний учащихся, поэтому бессмысленна жалоба: «Она поставила мне тройку, а другие учителя (в другой школе) за такой же ответ ставят пятерку». По закону, если речь идет о текущей успеваемости и промежуточной аттестации, педагогический кол­лектив может сам выработать любые внутренние способы оценивания достиже­ний учащихся, в том числе отказаться от пятибалльной системы или вообще пе­рейти на безоценочное обучение10. Все имеющиеся нормативы (такая-то отметка за такое-то количество ошибок) обязательны только при итоговой аттестации - эк­заменах в 9 и 11 классах. [Чтобы не давать детям и их родителям лишнего повода для жалоб, проще всего зафиксировать выработанные (общешкольные или инди­видуальные) критерии в письменном виде и ознакомить с ними всех желающих.]

Так что о несправедливой отметке можно говорить только в том случае, если учитель демонстрирует «избирательный подход» к одному или несколь­ким детям. Например, полкласса не выполнили задание, а двойку поставили одному-единственному ученику. Доказать факт предвзятого отношения очень трудно, поэтому мы можем рекомендовать не вступать в долгие дискуссии ни с учеником, ни с обвиняемым учителем, а действовать строго в рамках закона. Самое правильное решение в этой ситуации - официальное (приказом по шко­ле) назначение комиссии, проверяющей реальный уровень знаний ученика.

Более сложный случай - если ребенок жалуется на то, что учитель наказы­вает за несогласие с его точкой зрения. Здесь возможны три варианта:

• речь действительно идет о мировоззренческих проблемах, учитель навя­зывает детям свои политические или философско-религиозные взгляды, нару­шая свободу убеждений своих учеников11;

• имеется несовпадение мнений по какому-то конкретному вопросу (чаще всего в оценке поступков и характеров людей, произведений искусства);

• ребенок не различает объективную информацию и собственное мнение по поводу этой информации (так, девятикласснику нравится «предпринима­тель» Чичиков, и он начинает доказывать, что в поэме Гоголя это единствен­ный положительный герой).

С правовой точки зрения немедленного вмешательства требует только пер­вый вариант. Необходим серьезный разговор с учителем, который, возможно, не видит никакой своей вины: «Я же просто честно им рассказываю, я не могу думать по-другому».

В самом деле, сложно ожидать от верующего, воцерковленного человека беспристрастного изложения теории эволюции, а от убежденного либерала-западника - признания исторической закономерности Октябрьской револю­ции 1917 г. Но можно и должно требовать строгого исполнения двух пунктов: во-первых, четко отделять свою позицию от позиции авторов действующих программ и учебников и, во-вторых, не карать детей за их взгляды.

Вероятно, работу такого учителя придется контролировать в течение дли­тельного времени: например, поручить кому-то дополнительную проверку наиболее важных контрольных работ учеников, которые стоят на иных по сравнению с учителем идейных позициях.

Разумеется, все должно быть максимально деликатно по отношению к учи­телю, чтобы дети не сделали вывода о его общей профессиональной несосто­ятельности.

1.2.2. Оскорбления, унижение достоинства, жестокое обращение

Агрессия со стороны учителя по отношению к ученику, увы, явление до­вольно распространенное. Чаще всего оно связано с низким уровнем педаго­гического мастерства. Учитель может оскорбить и даже ударить ребенка не от природной жестокости, а от бессилия. Но школа как учреждение должна зани­мать однозначную позицию: достоинство всех участников образовательного процесса должно быть защищено и обеспечено системой четко прописанных мер.

Не надо бояться огласки и публичного разбирательства: гласное обсужде­ние поможет снять с учителя обвинения, если они ложны, и научит всех конт­ролировать свои эмоции. Алгоритм прост:

• получить письменное заявление от ученика или его родителей (родители решатся на это только в том случае, если убеждены в серьезности обвине­ния);

• приказом по школе создать комиссию для проведения служебного рассле­дования (обязательно включить в нее представителей родителей и учащих­ся)12;

• опросить обе стороны конфликта и свидетелей (при полной гарантии ано­нимности);

• принять решение и довести его до сведения всех сотрудников и учащихся (решение этой комиссии в любом случае будет более мягким, чем судебный приговор).

Многочисленные судебные процессы, на которых учителя были осужде­ны именно за оскорбления, унижение достоинства и жестокое обращение со школьниками, объясняются в том числе и нежеланием школьной админист­рации решить проблему внутри школы, чтобы родители не были вынуждены искать справедливости в прокуратуре и суде.

1.2.3. Детский труд и самообслуживание

В последние годы все чаще школьники жалуются на принуждение к труду. Все слышали, что принудительный труд запрещен, тем более детский. Неко­торые дети заявляют даже о том, что учеба - это тоже принудительный труд и что они «перерабатывают», выполняя домашние задания13. Поэтому учителю необходимо знать, что такое принудительный труд и детский труд. Эти зна­ния пригодятся учителю и для того, чтобы не допустить принуждения к труду со стороны работодателя.

Под принудительным трудом понимается всякая работа или служба, тре­буемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг14.

Однако пункт 2 статьи 2 Конвенции № 29 «О принудительном или обяза­тельном труде» уточняет:

<«.. > термин "принудительный или обязательный труд"... не включает в себя:

a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;

b) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государс­твенных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в рас­поряжение частных лиц, компаний или обществ;

d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоя­тельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия <...> и во­обще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;

e) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива <...> при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ <.. .»>.

Для учителей как наемных работников чрезвычайно важно также то, что российский Трудовой кодекс признает принудительным трудом «нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в пол­ном размере»15.

Под детским трудом понимается не любая работа, выполняемая лицом до 18 лет. Многие дети в различных странах выполняют работу, которая полностью сочетается с получением ими образования и с их полноценным физическим и умственным развитием, получая или не получая плату, которая соответствует их уровню зрелости и возрасту. В понятие «детский труд» не включается деятель­ность, связанная с оказанием помощи после уроков в школе и выполнением до­машних заданий, с работой по домашнему хозяйству, в саду, огороде, по уходу за маленькими детьми или при выполнении других легких видов работ.

Детский труд - это оплачиваемая и не оплачиваемая работа или деятель­ность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отно­шении сопряжена с опасностью для детей или причинением вреда детям.

Международными документами определяются категории труда, в котором ни при каких обстоятельствах не должен участвовать ребенок. В частности, Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 138 и № 182 выде­ляют труд, который ставит под угрозу физическое, умственное или нравствен­ное благополучие ребенка, так называемый опасный труд.

Если говорить о принудительном труде в современной российской школе, то обычно имеется в виду принуждение школьников к участию:

• в ремонтных работах;

• в субботниках по благоустройству школы и пришкольной территории;

• в летней трудовой практике.

С правовой точки зрения проблема сложная. Если исходить из буквы за­кона, можно сказать, что все эти виды деятельности школьников не являются принудительным трудом, так как совершаются для «местного сообщества» либо из «учебно-воспитательных соображений».

Но необходимо учитывать большое количество факторов:

• добровольность (кто и как принимает решение о необходимости работы; различные формы принуждения: от угрозы отчисления из школы до осужде­ния коллективом);

• посильность (известны многочисленные случаи, когда детям приходится делать непосильную работу просто потому, что ее необходимо сделать для школы, а нанять рабочих нет средств);

• соблюдение всех санитарных норм (один из самых важных и практически полезных пунктов, так как дети не знают, в каких условиях им можно рабо­тать, а в каких - нельзя);

• учебно-воспитательное значение (осмысленность труда, наглядность ре­зультатов труда; проблема вознаграждения за труд).

Кроме этого нужно различать учебные занятия (предметы типа «домо­водство», «технология», «труд») и внеклассную работу, в том числе трудовую практику. Учитель может требовать посещения уроков и выполнения учебных заданий, но не ремонта стульев или подметания школьного двора.

«Учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предус­мотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родите­лей (законных представителей)»16.

В приказе Министерства образования РФ сказано: «Вопросы организа­ции производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьни­ков за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана»17.

К сожалению, школа довольно часто практически вынуждена использовать труд родителей и учеников из-за нехватки бюджетных средств. Можно обсу­дить различные варианты решения этой проблемы с родителями, с советом школы и т.д.

Субботники вряд ли можно отнести к принудительному труду. Однако, ана­лизируя конкретные случаи организации субботников, можно обратить вни­мание на «частности»:

• имеют ли работники (педагоги, школьники) право высказаться?

• есть ли прямая польза для школьного коллектива?

• можно ли считать школу «местным сообществом»?

• не является ли эта работа просто сверхурочным, неоплаченным трудом, экономящим средства, предназначенные для организации уборки школы?

Таким образом, если к вам обратились дети с жалобами на принуждение к труду, вам придется вместе с ними проанализировать ситуацию по всем вы­шеперечисленным параметрам и принять меры, если нарушение в самом деле имеет место.

1.2.4. Нарушение принципов образовательной политики:
светского характера образования, идеологического и политического многообразия


Говоря о трактовке этих принципов в современном российском законода­тельстве, мы имеем в виду четыре аспекта:

• право иметь любые убеждения, исповедовать любую религию или не ис­поведовать никакой (последнее мы хотим особенно подчеркнуть, потому что мало кто решается сейчас говорить о правах атеистов, агностиков или людей, не желающих самоопределяться в рамках существующих конфессий);

• запрет дискриминации по религиозным или политическим основаниям (в том числе и запрет навязывать кому-либо определенные убеждения);

• светский характер государства, предполагающий невмешательство госу­дарства в религиозную (и - шире -духовную) жизнь граждан, полный нейтра­литет по отношению ко всем религиозным и политическим организациям, не признанным по суду экстремистскими;

• запрет создания на предприятиях и в учреждениях политических или ре­лигиозных организаций, политической агитации и пропаганды.

Если конкретизировать эти положения применительно к проблеме реализа­ции свободы совести в государственной и муниципальной школе, то мы полу­чим несколько четких требований.

1. Никакие органы государственной власти, как и органы местного самоуп­равления, не имеют права разрабатывать, одобрять, рекомендовать для обяза­тельного изучения учебные курсы, программы, учебные пособия, в которых прямо или косвенно поддерживается или осуждается та или иная религия.

2. Учителя не имеют права использовать свой предмет для пропаганды какой-либо религии или политической доктрины. Во всяком случае, личные убеждения учителя не должны влиять на оценку качества знаний учащихся.

3. Родителям учащихся должно быть предоставлено право выбора образо­вания, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям. При этом любое давление на родителей исключено, а их желание, чтобы дети получали религиозное образование, должно быть ясно выраженным.

4. Главная задача органов управления образованием - следить за соблюде­нием прав и свобод учащихся при организации факультативных курсов рели­гиозного и религиоведческого характера.

5. Все вышесказанное относится не только к обучению на уроках, но и к внеклассным и внешкольным воспитательным мероприятиям18. Надо пом­нить, что внеклассные мероприятия не могут быть обязательными19. Недопус­тимы любые угрозы и санкции за неучастие ученика во внеклассных и вне­школьных мероприятиях.

Большую опасность представляет собой политизация школы. В СМИ описаны случаи, когда школьная администрация и учителя не препятствуют молодежным отделениям партий в проведении политической агитации, что противоречит конституционному принципу идеологического многообразия и прямо запрещено Законом «Об образовании»20. В некоторых регионах партии пытались вести предвыборную агитацию через учителей, которые объясняли детям, как должны голосовать их родители.

К сожалению, значительная часть родителей не осознает все это как нару­шение своих родительских прав21. Мало кто из родителей интересуется содер­жанием образования и тем более воспитательной внеклассной работой. Поэ­тому до сих пор заявления о нарушении свободы совести мы слышим только от родителей, для которых особенно важно, во что и как именно будут верить их дети: протестантов, мусульман, иудеев.

Но это не означает, что все в порядке и нарушений нет. Учитель может по собственной инициативе поднять вопрос о свободе убеждений школьников и добиться прекращения антиконституционной практики. Основной способ – строгое исполнение требований всех нормативных актов, регулирующих ра­боту учителя и жизнь школы.

Если, например, вам предлагают вместе с классом принять участие в освяще­нии школы или в манифестации, организованной каким-либо молодежным дви­жением, поинтересуйтесь, есть ли письменный приказ директора школы. Как в нем сформулированы цели мероприятия? На кого возложена ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей? В конце концов, объясните своему начальству, что в должностной инструкции классного руководителя нет ни слова об обязательном участии в религиозных и политических мероприятиях.

1.2.5. Проявления ксенофобии и нетерпимости, дискриминация

Как могут проявляться ксенофобия и нетерпимость школьников?

В школе ксенофобия22 и нетерпимость у детей могут проявляться в разных формах:

• общие оскорбительные замечания о людях разных национальностей, не направленные ни на кого лично;

• прямые оскорбления, обращенные к конкретному ребенку как представи­телю определенной расовой, этнической или религиозной группы;

• всевозможные действия, причиняющие вред ребенку. Сюда относятся словесные преследования, настраивание других одноклассников против «жер­твы», отбирание и порча вещей «жертвы», физическое насилие.

Надо иметь в виду, что жертвы национальной и религиозной нетерпимости, как правило, - люди запуганные и готовые к новым издевательствам, поэтому очень немногие из них решатся обратиться за помощью к взрослому, тем более учителю. Так что и в этом случае отсутствие жалоб еще не означает, что все в порядке.

Как вести себя учителю, если он узнал о каком-либо проявлении не­терпимости по отношению к его ученику со стороны одноклассников?

Почему необходимо реагировать на любое проявление ксенофобии и не­терпимости? Достаточно часто можно услышать такое рассуждение: «Если я буду обращать внимание на ксенофобские высказывания и выходки не­скольких хулиганов, ими могут заинтересоваться остальные дети, которым пока что не приходит в голову издеваться над одноклассниками других на­циональностей. Не надо говорить о таких сложных и взрывоопасных про­блемах». Но именно потому, что ксенофобия заразительна, учителю необхо­димо прямо и откровенно показать детям, что он не потерпит ни малейших ее проявлений. Здесь могут помочь традиционные «авторитарные» меры воздействия, тем более что нетерпимые люди признают только силу и ав­торитет. Невозможно убедить антисемита в том, что евреи - тоже люди, но вполне реально продемонстрировать ему вашу решимость защищать от него потенциальных жертв.

Что делать, если взрослые поддерживают ксенофобию детей?

Ксенофобия особенно опасна, когда она не встречает активного осуж­дения со стороны взрослых. К сожалению, некоторые учителя - воль­но или невольно - своим поведением провоцируют рост нетерпимости. Одни думают, что, подчеркивая этнические или религиозные особен­ности, они занимаются патриотическим воспитанием. Другие исполь­зуют ксенофобские настроения для манипулирования классом.

В таких случаях следует говорить о более опасном явлении, чем ксенофо­бия, - о дискриминации23. Дискриминация в школе может проявляться, во-пер­вых, в неравном отношении учителя к ребенку на уроках и во внеклассной работе, а во-вторых, в настраивании против ребенка одноклассников и их ро­дителей, организации травли.

Как может действовать учитель, если он видит в школе проявления дискри­минации в отношении какого-то ребенка?

Прежде всего необходимо понять, как относится к этому школьное руководство. Одно дело - если один-единственный учитель на своих уроках придирается к ученикам «не той национальности» или молчали­во поддерживает издевательства над ними со стороны одноклассников, а школьная администрация ни о чем не догадывается. Тогда решение очевидно: сообщить директору школы о вопиющем нарушении законо­дательства.

Совсем другая ситуация, если администрация знает обо всем, но по тем или иным причинам боится связываться с учителем-националистом. Тогда самый первый шаг - официальное заявление на имя директора. Это доку­мент, от него не отмахнешься - придется реагировать. Возможно, это за­явление развяжет Директору руки, позволит ему навести порядок, не под­вергая себя опасности: мол, это не его личная инициатива, его вынудили принять меры.

Наконец, возможен самый плохой вариант: гласное или негласное одобре­ние дискриминации со стороны директора школы. Здесь придется выходить за пределы школы: обращаться за помощью к уполномоченному по правам человека (или по правам ребенка, если он есть в регионе), в СМИ, в проку­ратуру.

Помните, что, как и в большинстве других случаев, закон на вашей стороне и на стороне ребенка, тем более что сейчас борьба с ксенофобией и дискри­минацией стала одним из официальных приоритетов всех органов государс­твенной власти.

Как классный руководитель может заниматься профилактикой ксено­фобии и нетерпимости?

Помимо принятия мер по уже произошедшим случаям необходима про­думанная работа классного руководителя по профилактике ксенофобии. Вот несколько советов24:

• Относиться с уважением к любым попыткам детей определить (проявить) их собственные этнические ощущения, при этом мягко пресекая их интерес к «национальности» других людей, например одноклассников. Делать акцент на общности потребностей, прав, интересов людей независимо от того, к ка­ким этническим группам они себя причисляют сами и кем по национальности их считают другие. Воспитывать у детей чувство коллективизма, классного и школьного патриотизма.

• Ни в коем случае нельзя связывать национальность (этническую при­надлежность) ученика с его успехами и неудачами, вообще с его поведением, хотя сам ребенок может быть искренне убежден в том, что он успешен именно благодаря тому, что он русский или татарин. Не допускать подобных высказы­ваний: «Посмотрите, Ахмет нерусский, а какое хорошее сочинение написал!» Вне зависимости от того, к какой этнической группе причисляет себя учитель, в работе с детьми необходимо помнить о нравственном принципе расового безразличия: сознательно относиться к людям как к индивидуальностям, а не как к членам этнической группы.

• Не использовать самим и обращать внимание детей на опасность стан­дартных формул «мы, русские...», «они, евреи...», какими бы уважаемыми людьми эти слова ни произносились. Объяснять, что в разговоре о националь­ном характере ссылки на авторитеты не должны учитываться: это всего лишь мнение, основанное на глубоко личных переживаниях. Если Н.В.Гоголю необ­ходимо было видеть виновников всех бед в поляках, а Ф.М.Достоевскому - в евреях, то это их личные проблемы, а не проблемы межэтнических отноше­ний русских, евреев и поляков.

• Помнить, что неприязнь к «чужим», негативные стереотипы формиру­ются в процессе социализации только при определенных условиях. Процесс образования и воспитания должен включать в себя и противоположное воз­действие, направленное на формирование единственно возможной в демок­ратическом обществе нетерпимости - нетерпимости к любым проявлениям ксенофобии.

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.