NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения



Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Совете администрации Красноярского края

Методические рекомендации

для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

по вопросу защиты детей от жестокого обращения

Красноярск

2006
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)
Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Виды насилия над детьми:

Физическое




Сексуальное





Насилие над детьми



Отсутствие заботы


(пренебрежение основными потребностями ребенка)




Психическое (эмоционально дурное обращение)


Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Признаками физического насилия над ребенком являются:

Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие)

Задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей)

Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь)

Основные типы травм:

На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов или костей травматического характера.

На голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждения. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

в возрасте 0-6 мес. отмечается:

малоподвижность

безразличие к окружающему миру

отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы

редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.
в возрасте от 6 мес. до 1,5 лет:

боязнь родителей

боязнь физического контакта со взрослыми

постоянная беспричинная настороженность

плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки
в возрасте от 1,5 до 3 лет:

боязнь взрослых

редкие проявления радости, плаксивость

реакция испуга на плач других детей

крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности
в возрасте от 3 до 6 лет:

примирение со случившимся, отсутствие сопротивления пассивная реакция на боль

болезненное отношение к замечаниям, критике

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость

псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)

негативизм, агрессивность

лживость, воровство

жестокость по отношению к животным

склонность к поджогам
в младшем школьном возрасте:

стремление скрыть причину повреждения и травм

одиночество, отсутствие друзей

боязнь идти домой после школы
в подростковом возрасте:

побеги из дома

суицидальные попытки (попытки самоубийства)

делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение

употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств
Особенности поведения родителей или попечителей,

позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку


  • Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и желание внести ясность в происшедшее

  • Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица

  • Обвинение в травмах самого ребенка

  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению

  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка

  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком

  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве

  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.)

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

  • ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

  • нет прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

  • не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

  • устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) - это: постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:

задержка физического и умственного развития

нервный тик

энурез

печальный вид

различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология)
К особенностям поведения ребенка при психическом насилии над ним относятся:

беспокойство или тревожность

нарушение сна

длительно сохраняющееся подавленное состояние

склонность к уединению

агрессивность

чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение

угрозы или попытки самоубийства

неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников

плохая успеваемость

низкая самооценка

нарушение аппетита
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми

Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается

Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка

Постоянное сверхкритичное отношение к нему

Негативная характеристика ребенка

Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником

Перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых

Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку

Сексуальное насилие над детьми – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

К косвенным признакам наличия сексуального насилия над ребенком относятся:

повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевры, повреждение кожи груди, бедер

расширение ануса

следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях

заболевания, передающиеся половым путем

беременность

повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей

резкие изменения веса (потеря или прибавление)

вагинальные кровотечения

психосоматические расстройства

Особенности поведения детей:

Дети дошкольного возраста:

ночные кошмары

страхи

регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста)

несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками

открытая мастурбация

несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении

беспричинные нервно-психические расстройства
Дети младшего школьного возраста:

низкая успеваемость

замкнутость, стремление к уединению

изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя)

ухудшение взаимоотношений со сверстниками

несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение

стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости
Дети старшего школьного возраста, подростки:

депрессия

побеги из дома или институциональных учреждений

низкая самооценка

угрозы или попытки самоубийства

сексуализированное поведение

употребление наркотиков или алкоголя

проституция или беспорядочные половые связи

жалобы на боли в животе

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

следы сексуального насилия;

запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – для принятия решения по административному производству в отношении родителя или иного законного представителя, составления мотивированного заключения и направления материалов по лишению родительских прав в прокуратуру или суд.

принять неотложные меры по оказанию помощи ребенку.
2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

3. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в случаях выявления фактов жестокого обращения с детьми


Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики:

проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;

оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

проводить работу по реабилитации жертв насилия.

4. Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком

Действия сотрудников медицинских учреждений.

В случае выявления при патронаже явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;

2) при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости;

3) направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

4) руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение № 1), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;

5) руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №2), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству.

6) при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения детей с телесными повреждениями насильственного характера сотрудники лечебно-профилактических учреждений незамедлительно сообщают в дежурные части органов внутренних дел.

Действия сотрудников образовательных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение № 1), приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Действия сотрудников органа опеки и попечительства.

Действия, предусмотренные статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации:

при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.):

1) выйти на место для обследования условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов), составить соответствующий акт;

2) вынести по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение главы муниципального образования);

3) исполнить данный акт немедленно (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов);

4) незамедлительно уведомить об отобрании ребенка у родителей прокурора, который при наличии соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные законом;

5) обеспечить временное устройство ребенка (поместить в приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом ребенка, лечебное учреждение);

6) в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав

Действия, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации:

при поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком:

1) направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии в документах по делопроизводству;

2) направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии в документах по делопроизводству;

3) готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.

Действия сотрудников социозащитных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения:

1) провести совместно со специалистами органов опеки и попечительства и сотрудниками органов внутренних дел обследование условий жизни и воспитания ребенка, составить акт обследования;

2) незамедлительно изъять ребенка из семьи и поместить в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по акту сотрудника внутренних дел, присутствующего при составлении акта обследования;

3) в случаю, если факты жестокого обращения с ребенком, ранее помещенного в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, выявлены сотрудником данного учреждения в ходе реабилитационной работы с ребенком, направить служебную записку руководителю учреждения о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования;

3) руководитель учреждения направляет информацию о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение № 1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

4) руководитель учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов остаются в документах по делопроизводству.

Действия сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) поступающую информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

зафиксировать в документах по делопроизводству;

отразить в соответствующей графе квартального отчета о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, направляемого в краевую комиссию;

проанализировать и выявить причины и условия, способствовавшие жесткому обращению с ребенком;

организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;

организовать индивидуально – профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия;

2) при поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан, дать поручение социальным педагогам или сотрудникам социозащитных учреждений провести обследование условий жизни и воспитания ребенка;

по результатам акта обследования направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов остаются в документах по делопроизводству;

3) при получении административного протокола, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей), в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, необходимо направить сообщение в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми.


Приложение № 1

Начальнику РОВД ________ района

_____________________________

(должность, место работы)
Заявление
" __" _________ 200____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).

Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

"___"_________200__года

_________________________ ______________ ________________

(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение № 2
Межведомственная форма учета сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате

насилия в семье


  1. Ф.И.О несовершеннолетнего, дата рождения: _____________________________________________________________ ______________________________________________________________

  2. Дата, время и место проявления насилия в отношении несовершеннолетнего: ________________________________________

3. Источник получения информации: ________________________________ _________________________________________________________________

  1. Адрес проживания, социальный статус семьи: ______________________________________________________________ _______________________________________________________________

  2. Сведения об обидчике: степень родства, возраст, место проживания,

место работы_____________________________________________________

  1. Краткое описание случившегося:____________________________________

  2. Последствия:__________________________________________________

  3. Принятые меры: ____________________________________________________________________________________________________________________________


"___"_________200__года

_________________________ ______________________ ______________

(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)


страница 1


скачать

Другие похожие работы: