NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по использованию гостов при оформлении проектов. Предназначены для студентов спбгэту "лэти" всех специальностей дневной и вечерней форм обучения



Министерство образования РФ

_____

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ”

_______________________________________________________________________


ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Методические указания

к дипломному проектированию и преддипломной практике

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ “ЛЭТИ”

2003

УДК 378.14

Оформление и защита дипломного проекта: Методические указания к дипломному проектированию и преддипломной практике /Сост.: И.С.Зуев, С.Э.Миронов, Н.М.Сафьянников. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 1999. 32 с.– Отредактировано в соответствии с новым стандартом ГОСТ 7.32–2001 на Отчет о научно-исследовательской работе, введенным с 01.07.2002.
Описаны методика работы над дипломным проектом (дипломной работой), этапы прохождения проектов и соответствующий перечень необходимых документов, даются методические рекомендации по использованию ГОСТов при оформлении проектов.

Предназначены для студентов СПбГЭТУ “ЛЭТИ” всех специальностей дневной и вечерней форм обучения.

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

 СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 1999

ВВЕДЕНИЕ


Дорогие наши выпускники! Поздравляем вас с началом самого ответственного этапа обучения в нашем университете – разработкой дипломного проекта (дипломной работы). Работа над дипломом – это прежде всего начало вашего поиска своего места в жизни в наших нелегких условиях рынка рабочей силы. Для многих из вас тематика диплома может стать и тематикой будущей работы. Советуем постоянно думать именно в этом направлении и стремиться выполнять проект по месту будущей работы.

Настоящие методические указания призваны помочь вам на этом пути и рассказать об этапах прохождения проекта начиная от преддипломной практики и кончая защитой в государственной экзаменационной комиссии. Диплом – это обычно первый ваш серьезный самостоятельный законченный проект. Внимательно отнеситесь к оформлению документов и их комплектности – исправлять ошибки перед самой защитой будет трудно.

Следует особо подчеркнуть, что написание пояснительной записки к дипломному проекту (работе) нельзя считать чисто оформительской работой. Это творческий процесс выражения вашей мысли в языковой форме, в процессе которого происходит проработка многочисленных деталей. Нередко именно здесь и рождаются самые ценные идеи. Особенно в поисковых, научных работах. Пояснительная записка – это ваш отчет и о разработке конкретного проекта, и об обучении в университете в целом, это в то же время и квалификационная работа инженера, магистра, бакалавра.

Если вы хотите, чтобы вас поняли, ваши мысли должны быть изложены в общепринятой форме, то есть соответствовать Государственным Общероссийским Стандартам (ГОСТ). Господа! Не следует изобретать "деревянный велосипед" – сначала изучите то, что было создано до вас. Свою форму следует использовать только в том случае, если ваша мысль выходит за пределы гостированных форм. Такое, конечно, иногда случается, но не часто. Одна из основных целей настоящих методических указаний – помочь вам в практическом освоении наиболее часто используемых фрагментов ГОСТов. Методические указания в силу их ограниченного объема не заменяют изучения ГОСТов как таковых.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Дипломное проектирование (ДПР) является заключительным этапом обучения студента в высшем техническом учебном заведении и представляет собой законченную самостоятельную работу, качество которой оценивается государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Следует отметить, что в ГЭК дипломант защищает прежде всего свою квалификацию в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94, № 3. По результатам защиты ГЭК решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера, магистра или бакалавра в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности.

Целью дипломного проектирования является:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных научных, инженерных, экономических и производственных задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических и экспериментальных исследований;

- освоение методов обоснования научно-технических решений с учетом современных экономических и технических требований при разработке реальных инженерных объектов.

Если дипломное проектирование носит характер самостоятельной научно-исследовательской работы, результатом которой не является технология или продукт (аппаратный, программный, методический), то оно считается дипломной работой.

1.1 Тематика и виды дипломного проектирования


Темы проектов определяются профилирующими кафедрами с учетом возможных мест работы молодых специалистов, реальных запросов современного производства и сферы обслуживания, тематики учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы .

Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта (работы). Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Темы дипломных проектов могут выдаваться научно-исследовательскими и проектными организациями, промышленными предприятиями, а также организациями сферы обслуживания с профильными подразделениями, где студенты проходят преддипломную практику и дипломное проектирование.

Темы дипломных проектов и работ согласуются с кафедрой и утверждаются приказом ректора. После утверждения темы она не подлежит изменению. Поэтому следует уделить самое серьезное внимание формулировке названия темы, выбору вида ДПР и его содержанию.

В дипломных проектах необходимо отражать основные направления технико-экономической политики государства на повышение производительности труда, качества продукции, улучшение культуры производства, снижение материалоемкости изделий, экономию сырьевых и энергетических ресурсов, улучшение обслуживания организаций и населения.

Проекты должны разрабатываться с глубоким обоснованием технико-экономических решений на основе анализа отечественного и зарубежного передового опыта в тесной связи с проблемными вопросами развития народного хозяйства страны и спецификой отрасли производства.

Тематика дипломного проектирования должна соответствовать профилю обучения, быть актуальной, отвечать современному состоянию науки и техники и учитывать перспективы развития.

Например, в проектной работе по созданию новых средств вычислительной техники резко возросла доля алгоритмических, системотехнических, структурных и программных вопросов. Возросли и ужесточились требования к унификации и стандартизации конструктивно-технологического исполнения устройств. Методика проектирования ЭВМ четвертого и последующих поколений определила совместное проектирование аппаратных и программных средств ЭВМ. Разработчикам систем на основе больших интегральных схем (БИС) стал недоступен уровень отдельных элементов и связей между ними. В ряде случаев электронные схемы требуют не схемотехнической, а программной настройки на выполнение определенных функций или режимов работы.

Основное условие при выборе темы дипломного проекта – тема и содержание проекта должны обеспечивать студенту-дипломанту возможность проявить свои знания, умения и навыки в области проектирования, внедрения и эксплуатации современных конкурентоспособных систем и устройств с учетом конкретных требований практики и тенденции развития.

Тематика дипломного проектирования распределяется по видам проектирования следующим образом.

I. Дипломные работы (ДР). Выполнение ДР допускается с разрешения заведующего кафедрой по представлению служебной записки от руководителя. ДР должна носить научно-исследовательский характер с преобладанием теоретических вопросов. Обычно ДР подразделяются на три группы:

1. Дипломные работы математического характера (ДРМ), где преобладают математические методы, модели, доказательства теорем, решаются принципиальные вопросы синтеза устройств, определяются математические и логические соотношения и т.п.

2. Дипломные работы исследовательского характера (ДРИ), в которых рассматриваются и анализируются структуры и процессы различного вида, в том числе информационные.

3. Методические разработки технологий, курсовых проектов и лабораторных работ (ДРТ).

В ДР конструкторско-технологический раздел может отсутствовать.

II. Дипломные проекты (ДП) содержат самостоятельную инженерную разработку устройств, систем, технологий. Результатом разработки является технология или продукт (аппаратный, программный, методический), обычно уровня эскизного проекта, оформленный в соответствии с требованиями ЕСКД, ЕСПД, ЕСТПП.

ДП подразделяются на следующие виды:

1. ДП, ориентированные преимущественно на схемотехническую разработку аппаратной части проектируемого (или модернизируемого) изделия (ДПА). В ДПА рассматриваются, например, вопросы разработки процессоров и основных входящих в их состав устройств, спецвычислителей, контроллеров внешних устройств, интерфейсов, преобразователей формы представления информации.

В ДПА разрабатываются схемы электрические, оптические, гидравлические и т. д. различных уровней иерархии: структурные, функциональные, принципиальные, соединений; строятся временные диаграммы, анализируются и оптимизируются временные, схемотехнические, электрические параметры, в том числе с использованием оригинальных технических решений.

Конструкторско-технологический раздел включает выбор системы конструктивных элементов, компоновку и размещение элементов, трассировку межсоединений, оценку надежности и технологичности изделий, расчеты тепловых режимов и паразитных электромагнитных связей и т. п. Разрабатываются сборочные чертежи конструктивных модулей первого (интегральные схемы), второго (типовые элементы замены – ТЭЗы) или третьего (блоки) уровней иерархии, а для четвертого (рамы) и пятого (стойки) уровней – чертежи общего вида.

2. ДП системного уровня (ДПС). Эти проекты соответствуют системному этапу проектирования на стадиях технического предложения и эскизного проекта. В ДПС могут решаться, например, следующие задачи: разработка архитектуры вычислительных систем, состава команд и форматов представления команд и данных; разработка и анализ цифровых систем автоматического управления на базе микропроцессорных средств; разработка микроконтроллеров и отладка целевого программного обеспечения; разработка, анализ и моделирование систем передачи данных.

Особое внимание уделяется разработке программ моделирования системы, вопросам ее анализа, оптимизации и синтеза, разработке программных средств, обеспечивающих функционирование системы.

В графической части ДПС, оформляемой в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСПД, представляются схемы структурные всех исследуемых вариантов, схемы системы аппаратной и программной частей, схемы алгоритмов и отдельных программ. Возможно представление схем функциональных и общих схем, а также чертежей общего вида систем.

В ДПС разработка схем принципиальных не предусматривается, а конструкторско-технологический раздел может отсутствовать.

3. Дипломные проекты, ориентированные преимущественно на разработку информационных процессов, в том числе программного обеспечения (ДПП).

В этом случае аппаратная часть комплектуется из типовых модулей различного уровня иерархии (микропроцессорных компонентов и процессоров, блоков памяти, интерфейсных плат, контроллеров, устройств связи с объектом и т. п.).

В самом проекте на аппаратном уровне могут рассматриваться вопросы компоновки системы с известными архитектурными и внешними характеристиками, а основное внимание уделяется информационной части системы. Разрабатываются как системные, так и проблемно-ориентированные программы. Тематика ДПП может охватывать операционные системы (ОС) или их части, драйверы для новых или нестандартных периферийных устройств, проблемно-ориентированные программные средства для интеллектуальных терминалов, баз данных и знаний, систем автоматизации проектирования различного назначения, системы микропрограммного управления, системы научных исследований, измерения, регистрации, контроля на базе персональных ЭВМ и рабочих станций.

Ориентировочный минимальный объем разрабатываемых программ составляет 600–700 операторов используемого языка программирования.

Основная документация отражает структуру программного обеспечения, содержит схемы системы, алгоритмов отдельных программ, данных. Описание программного продукта оформляется в соответствии с требованиями ЕСПД с возможной регистрацией в Фонде алгоритмов и программ или Агентстве по авторским правам. Пояснительная записка должна содержать описание программной системы, в которую встраивается разрабатываемый программный продукт, структуру продукта и его описание на уровне разработчика. Отдельный раздел должен быть посвящен вопросам тестирования и эксплуатационной документации (описание применения, руководство оператора и т. д.). В ДПП должны присутствовать листинги программ (15–20 страниц основных модулей), тесты для отладки и проверки, распечатки контрольных прогонов. Если разрабатывается комплекс программ, то должна присутствовать спецификация.

В конструкторско-технологическом разделе проекта (который в ДПП может отсутствовать) могут рассматриваться задачи технологии программирования, оцениваться надежность или временные характеристики программного или программно-аппаратного комплекса.

4. Дипломные проекты конструкторско-технологического уровня (ДПКТ) посвящены разработке конструкции изделий или технологии их изготовления. Здесь может рассматриваться компоновка, размещение и трассировка для модулей первого и второго уровней, разработка топологии интегральных схем и оптимизация схемотопологических характеристик, обеспечение тепловых режимов конструктивных модулей, влияние электромагнитных связей, разработка технологических маршрутов изготовления, параметров технологического процесса, формирование данных для технологического оборудования, контроль и испытания разрабатываемых устройств. Как правило, такие проекты должны учитывать возможности современных САПР конструкторско-технологического обеспечения производства.

В качестве конструкторско-технологической документации представляются, например, схемы электрические различного уровня (Э1, Э2, Э3 и т. д.), топологические чертежи, чертежи размещения элементов и трассировки соединений печатных плат (Э4), сборочные чертежи и чертежи общего вида, схемы температурных полей. Могут представляться также технологические карты разрабатываемых операций технологического процесса, а также маршрутные карты.

Далее, при отсутствии конкретизации, аббревиатурой ДП будет обозначаться дипломное проектирование, дипломный проект или работа.

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: