Методические рекомендации по подготовке плана/отчета. Несколько общих замечаний
Все о вашей библиотеке
Елена В. Бахинская
Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе (инструкции, письмо Мин.образования и т.д.), не существует. Предлагаем вам очень подробные методические рекомендации по подготовке плана/отчета.
Несколько общих замечаний
План и отчет библиотеки - главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки.
Основная цель этого материала - помочь школьному библиотекарю грамотно и четко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учащимся и педагогам, а затем убедительно отчитаться.
При составлении плана/отчета библиотекари не всегда отражают в нем все виды работы. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остается неучтенным.
План/отчет, составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно
влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку администрацией школы.
С учетом этого и были составлены методические рекомендации к составлению плана/отчета работы школьной библиотеки.
План/отчет состоит из 8 разделов. А в приложении дан перечень основной внутри библиотечной документации школьной библиотеки.
Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды работ школьной библиотеки и носят рекомендательный характер, поэтому вовсе не обязательно в план конкретной школы вносить и выполнять все виды работ. Среди перечисленных видов работ библиотекари выбирают те, которые они выполняют в своей школе, и отражают их в своих планах с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.
Примерная схема годового плана/отчета работы школьной библиотеки.
(методические рекомендации)
1. Задачи библиотеки
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.
2. Основные функции библиотеки
Образовательная
Информационная
Культурная
3.Общие сведения
Количество учащихся________из них читателей_________
Количество учителей________из них читателей________
Другие работники и родители________
Объем библиотечного фонда_________
Книгообеспеченность (для отчета)____
Обращаемость (для отчета)_____
Объем учебного фонда_______
4. Работа с библиотечным фондом
Изучение состава фонда и анализ его использования.
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).
Комплектование фонда (в том числе н периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.
Оформление подписки на периодику, контроль доставки
Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
Учет библиотечного фонда
Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
Выдача документов пользователям библиотеки
Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК
Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
Проверка правильности расстановки фондов.
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
Работа по сохранности фонда:
организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;
организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.
Инвентаризация.
Обеспечение работы читального зала (при его наличии).
Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек)
5. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно - библиографическая работа.
Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий)
Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.
Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
6. Воспитательная работа
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации.
Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия , формами и методами индивидуальной и массовой работы: беседы, диспуты, литературные игры, читательские конференции, утренники, викторины, литературно-музыкальные композиции, библиотечные занятия и т.д.
Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.
Создание актива библиотеки и работа с ним.
Работа с детскими библиотеками.
7. Инфомационная работа
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
обзоры новых поступлений;
подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
оформление в кабинетах книжных выставок на изученную тему по какому-либо предмету;
помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: на абонементе, в читальном зале, по предварительному заказу через МБА, подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т. д.; помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:
-информирование о пользовании библиотекой их детьми;
-оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;
-индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся
начальной школы;
-выступление на родительских собраниях о новых поступлениях в фонд библиот.
8. Повышение квалификации
Освоение информации из профессиональных изданий, использование опыта лучших школьных библиотекарей, посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
Регулярное повышение квалификации.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризации библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.
Примерная схема плана/отчета работы с учебным фондом
1. Составление совместно с учителями предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.
2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы.
3. Контроль за выполнением сделанного заказа.
4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.
5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).
6. Прием и выдача учебников.
7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных особий.
8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.
9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.
10.Работа с резервным фондом учебников: ведение его учета, размещение на хранение,
составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда района, передача в другие школы.
11.Изучение и анализ использования учебного фонда.
12.Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.
13.Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
14.Расстановка новых изданий в фонде.
15.прведение рейдов по проверке состояния учебников.
16.Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию.
Основная внутрибиблиотечная документация
Общая
Положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой; Паспорт библиотеки; годовой и месячный планы работы; анализ работы за прошедший год; функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря; график и расписание работы библиотеки.
По основному фонду
Книга суммарного учета; инвентарные книги: журнал с копиями накладных; папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.); акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; тетрадь учета книг, принятых в замен утерянных; тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд); книга суммарного учета на нетрадиционные носители информации; тетрадь учета подарочных изданий; дневник работы школьной библиотеки; журнал учета справок; читательские формуляры.
По учебному фонду
Книга суммарного учета; копии накладных по доставке учебников; журнал (папка) учета поступивших учебников; тетрадь учета брошюрного фонда;картотека учебников; папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.); копии бланков-заказов учебников; тетрадь замены учебников; журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры; диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний; отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.
г.«Библиотека в школе». – 2003г. -№ 20. – С. 42-44
страница 1
скачать
Другие похожие работы: