NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по подготовке плана/отчета. Несколько общих замечаний

Все о вашей библиотеке

Елена В. Бахинская


Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе (инструкции, письмо Мин.образования и т.д.), не существует. Предлагаем вам очень подробные методические рекомендации по подготовке плана/отчета.

Несколько общих замечаний


План и отчет библиотеки - главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки.

Основная цель этого материала - помочь школьному библиотекарю грамотно и четко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учащимся и педагогам, а затем убедительно отчитаться.

При составлении плана/отчета библиотекари не всегда отражают в нем все виды работы. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остается неучтенным.

План/отчет, составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно

влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку администрацией школы.

С учетом этого и были составлены методические рекомендации к составлению плана/отчета работы школьной библиотеки.

План/отчет состоит из 8 разделов. А в приложении дан перечень основной внутри библиотечной документации школьной библиотеки.

Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды работ школьной библиотеки и носят рекомендательный характер, поэтому вовсе не обязательно в план конкретной школы вносить и выполнять все виды работ. Среди перечисленных видов работ библиотекари выбирают те, которые они выполняют в своей школе, и отражают их в своих планах с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.
Примерная схема годового плана/отчета работы школьной библиотеки.

(методические рекомендации)

1. Задачи библиотеки

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

  • Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

2. Основные функции библиотеки

  • Образовательная

  • Информационная

  • Культурная

3.Общие сведения

  • Количество учащихся________из них читателей_________

  • Количество учителей________из них читателей________

  • Другие работники и родители________

  • Объем библиотечного фонда_________

  • Книгообеспеченность (для отчета)____

  • Обращаемость (для отчета)_____

  • Объем учебного фонда_______

4. Работа с библиотечным фондом

  • Изучение состава фонда и анализ его использования.

  • Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

  • Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).

  • Комплектование фонда (в том числе н периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.

  • Оформление подписки на периодику, контроль доставки

  • Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.

  • Учет библиотечного фонда

  • Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.

  • Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

  • Выдача документов пользователям библиотеки

  • Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК

  • Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.

  • Проверка правильности расстановки фондов.

  • Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

  • Работа по сохранности фонда:

      • организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;

      • систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;

      • обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;

      • организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;

      • обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.




  • Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.

  • Инвентаризация.

  • Обеспечение работы читального зала (при его наличии).

  • Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек)


5. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно - библиографическая работа.


  • Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий)

  • Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.

  • Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.


6. Воспитательная работа


  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации.

  • Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия , формами и методами индивидуальной и массовой работы: беседы, диспуты, литературные игры, читательские конференции, утренники, викторины, литературно-музыкальные композиции, библиотечные занятия и т.д.

  • Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.

  • Создание актива библиотеки и работа с ним.

  • Работа с детскими библиотеками.


7. Инфомационная работа

  • Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:

      • совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

      • обзоры новых поступлений;

      • подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

      • оформление в кабинетах книжных выставок на изученную тему по какому-либо предмету;

      • помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;

      • помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.




  • Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: на абонементе, в читальном зале, по предварительному заказу через МБА, подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т. д.; помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

  • Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:

-информирование о пользовании библиотекой их детьми;

-оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;

-индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся

начальной школы;

-выступление на родительских собраниях о новых поступлениях в фонд библиот.
8. Повышение квалификации

  • Освоение информации из профессиональных изданий, использование опыта лучших школьных библиотекарей, посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.

  • Регулярное повышение квалификации.

  • Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

  • Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризации библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.



Примерная схема плана/отчета работы с учебным фондом



1. Составление совместно с учителями предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.

2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы.

3. Контроль за выполнением сделанного заказа.

4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.

5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).

6. Прием и выдача учебников.

7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных особий.

8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.

9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.

10.Работа с резервным фондом учебников: ведение его учета, размещение на хранение,

составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда района, передача в другие школы.

11.Изучение и анализ использования учебного фонда.

12.Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.

13.Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.

14.Расстановка новых изданий в фонде.

15.прведение рейдов по проверке состояния учебников.

16.Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию.

Основная внутрибиблиотечная документация
Общая

Положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой; Паспорт библиотеки; годовой и месячный планы работы; анализ работы за прошедший год; функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря; график и расписание работы библиотеки.

По основному фонду


Книга суммарного учета; инвентарные книги: журнал с копиями накладных; папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.); акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; тетрадь учета книг, принятых в замен утерянных; тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд); книга суммарного учета на нетрадиционные носители информации; тетрадь учета подарочных изданий; дневник работы школьной библиотеки; журнал учета справок; читательские формуляры.

По учебному фонду


Книга суммарного учета; копии накладных по доставке учебников; журнал (папка) учета поступивших учебников; тетрадь учета брошюрного фонда;картотека учебников; папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.); копии бланков-заказов учебников; тетрадь замены учебников; журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры; диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний; отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.

г.«Библиотека в школе». – 2003г. -№ 20. – С. 42-44

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.