NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по проведению игр для детей младшего школьного возраста


Подвижные игры – как средство решения двигательной активности школьников и решения педагогических задач

на уроках физической культуры.

Методические рекомендации по проведению игр для детей младшего школьного возраста
Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Число игр, на земле за время существование человечества бесчисленное множество. Назначение этих игр самое различное. С целью упорядочения бесчисленного множества игр они могут, представлены как самостоятельные классы, границы между которыми не являются жесткими. Такими самостоятельными играми являются: азартные, военно-исторические, логические игры, деловые, дидактические, компьютерные, ситуационно - ролевые, сюжетно - ролевые, подвижные игры, спортивно-интеллектуальные, спортивные. Предметом данных рекомендаций являются игры подвижные.

Подвижные игры – игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений.

Простота правил, их вариативность, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и многое другое издавна способствовали широкой популярности подвижных игр.

Активно использовались подвижные игры в физической подготовке воинов в Древнем Риме, Спарте и Афинах. Для проведения игр строились специальные помещения и огромные стадионы.

Содержание народных подвижных игр заложило в дальнейшем основу программы Олимпийских игр, которые проводятся с 776г. до нашей эры
(с этого года началась запись победителей состязаний) в Древней Греции.

На Руси подвижные игры на протяжении многих веков также использовалась в народной педагогике, как средство физического совершенствования.

В годы правления Петра 1 подвижные игры активно используются как средство физического воспитания. Исторические документы свидетельствуют, что Пётр 1 широко внедрял в физическую подготовку молодёжи русскую лапту и городки. Особенно следует отметить применение Петром 1 в физической подготовке молодёжи игр, представляющих собой систему увлекательных «потех» на суше и на воде, а также введение им физического воспитания в учебных заведениях, где специально рекомендовалось использовать подвижные игры.

Выдающийся русский полководец Суворов А.В. придавал большое значение физическим упражнениям, отмечая полезность, в том числе
и подвижных игр. Герцен А.И., Белинский В.Г., Ушинский К.Д.,
Лесгафт П.Ф.и др. пропагандировали и применяли подвижные игры
в физическом воспитании молодёжи.

После Великой Октябрьской революции, в 1921 году, создается специальный институт, занимающийся проблемами детских игр. С этого времени решение проблем совершенствования системы физического воспитания возможно только при условии широкого использования всех средств физической культуры и спорта, среди которых подвижные игры занимают не последнее место.

Таким образом, анализ истории развития системы физического воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что подвижные игры широко использовались в подготовке молодёжи к труду
и успешному выполнению воинских обязанностей. Благодаря большой популярности число подвижных игр многообразно. Но при этом, каждая игра базируется на следующих понятиях или имеет следующие особенности: игра наполнена определенным содержанием, имеет свою форму и особенности.

Содержание игры составляют: сюжет (образный или условный), правила, двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма игры – организация действий учеников – индивидуальная, групповая, коллективная. Форма игры обуславливается ее содержанием.

Методические особенности зависят от ее формы, им свойственны: образность, самостоятельность действий, ограничиваемая правилами, творческая инициативность, изменчивость ситуаций, элементы соревнования, эмоциональный тонус.

Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.
Педагогическая классификация подвижных игр

Различают три основные группы игр:

  1. Имитационные (подражательные)

    1. творческие

    2. обусловленные правилами.

  2. Элементарно-спортивные

  • некомандные;

  • переходные;

  • командные (полуспортивные).

  1. Спортивные игры.


Лесгафт П.Ф. делил все игры на две группы:

  1. Игры простые, в которых каждый из участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим.

  2. Игры с партиями, в которых каждый участник своими действиями стремится поддержать интересы целой группы лиц.

Кроме того, можно встретить другие классификации, в основании которых находятся:

  • Степень сложности (простые, сложные);

  • Возраст детей;

  • Виды движений, преимущественно входящих в игры (с бегом, прыжками и т.д.);

  • Физические качества, преимущественно проявляемые в игре (игры способствующие развитию силы, быстроты и т. д.);

  • Игры, рекомендованные в подготовке к занятиям различных видов спорта;

  • В зависимости от сложности взаимоотношений между игроками (некомандные, переходные, командные).


Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим
и без водящего.

Точно также командные игры распадаются на два основных вида:

  1. игры с одновременным участием всех играющих;

  2. игры с поочередным участием всех играющих (эстафеты).


Отличие подвижных игр от спортивных игр

  1. Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.

  2. Для судейства игры не требуются категории судейства.

  3. Отличие по рангам соревнований (чемпионата мира по пятнашкам не производится).

  4. Не требуется специальной техники и тактики игры.

  5. Не требуется уровня специальной физической подготовки (СФП).


Место подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания

Спортивно-игровой метод физического воспитания нашел широкое применение в практике работы по физической культуре и спорту с детьми дошкольного возраста, с учащимися образовательных школ и лицеев,
со студентами, с призывниками, с взрослым населением.

Игры являются одним из важнейших средств формирования у детей
и подростков высоких нравственных и физических качеств. Особенно большое место они занимают в физическом воспитании детей дошкольного
и школьного возраста, т.к. игры благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению здоровья.

Применение подвижных игр очень широко:

  • они могут быть составной частью урока и служить для обучения, тренировки и проверки подготовленности учеников;

  • могут быть средством отбора учащихся в спортивную секцию;

  • применяются во внеурочное время на занятиях;

  • используются в качестве подготовки к сдаче зачетных нормативов, проводимой на эмоциональном фоне, связанном с применением подвижных игр, стимулируют двигательную активность, меньше утомляют, подготавливают к значительным функциональным нагрузкам;

  • игры с успехом применяют в спортивной тренировке.


Анализ основных типов подвижных игр с различным двигательным содержанием и их педагогическое значение

В качестве примера воспользуемся классификацией, в основе которой лежат взаимоотношения играющих. Различие этих отношений позволяют выделить три основные группы игр: некомандные, переходные
и командные.


Некомандные подвижные игры – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других.

Например – пятнашки в разных вариантах.

Командные подвижные игры – это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Например: игра между командами и имеют простые правила игры.

Эстафеты – это командные игры с поочередным участием игроков. По характеру перемещений эстафеты классифицируются на три группы: линейные, встречные, круговые.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр
в занятиях с детьми школьного возраста


  1. Разучить и усовершенствовать основные виды движения, имеющие главным образом, прикладное значение: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание и т. д.

  2. Развивать отдельные группы и обучать напряжению и расслаблению мышц.

  3. Развивать быстроту, ловкость, гибкость.

  4. Воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость.

При выборе и проведении подвижных игр важна роль воспитателя, учителя.

Для 7-11 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с преобладанием темпов роста тела относительно массы.
В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он еще содержит значительное количество хрящевой ткани, формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Доля мышц
в массе тела составляет 23%.

В 7-11 летнем возрасте морфофункциональные перестройки системы кровообращения заключаются в увеличении объема сердца и минутного объема крови (МОК), более редкий пульс. Однако функциональный резерв сердца еще недостаточен для длительной напряженной физической работы.

Классическое построение урока физической культуры подразумевает наличие в его структуре трех основных частей, подготовительной, основной, заключительной. Желаемый подбор игрового материала, как основного средства физического развития, в начальных классах, будет способствовать эффективному решению учебно-воспитательных задач в каждой части урока.

Максимальная продолжительность игр 10-15 минут, они проводятся
в основной части урока и по степени воздействия на организм относятся
к играм средней и большой интенсивности. Планируя проведение игры, педагог должен продумать систему определения победителя и нагрузку на ученика.

Основу игрового материала для подготовительной части урока составляют игры средней и малой интенсивности. Их продолжительность
5-7 минут, а учебное содержание включает в себя обще-развивающие
и строевые упражнения. Для заключительной части урока также характерны мало интенсивные игры, продолжительность 3-5 минут.
Список используемой литературы


  1. Спортивные и подвижные игры: Учебное пособие для техникумов. ФК, Под ред. П.А.Чумакова. - М: Физкультура и спорт, 1970г.

  2. Спортивные игры в физическом воспитании школьников. Учебное пособие: О.П.Дегтярёва, И.П.Лопатин, В.А.Перов, Ю.И.Портных С.Л.Фетисова – СПб. РГПУ им. А.И.Герцена. 1998 г.

  3. Теория и методика преподавания спортивных игр: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб: РГПУ им. Герцена С.Л.Фетисова 2002г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: