NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по работе библиотек со школами по правовому просвещению / гбук ро «Библиотека им. Горького»


Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека

имени Горького»
Центр правовой информации и образовательных ресурсов


Методические рекомендации

по работе библиотек со школами

по правовому просвещению

Рязань 2012


Составитель: Палачева Людмила Ивановна, заведующая центром правовой информации и образовательных ресурсов

Методические рекомендации по работе библиотек со школами по правовому просвещению / ГБУК РО «Библиотека им. Горького»; сост. Л.И. Палачева. – Рязань, 2012. – 7 с.

Стратегия публичной библиотеки – обеспечение информационных, образовательных, культурно-досуговых запросов населения в условиях цифровой революции. Поэтому тот, кто формирует свою деятельность в соответствии с составляющими информационного пространства, и будет успешен.

Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.

Обеспечение качественного доступа к правовой информации гражданина любого возраста, нуждающегося в ней, по-прежнему остается одной из важных задач библиотек.

Архитектура современной повестки дня Современная действительность диктует библиотеке необходимость участия в ярко выраженных межведомственных, многоуровневых связях для взаимовыгодного сотрудничества. Это, как известно, особая ответственность, особые требования библиотеки к качеству своей работы. Умение библиотеки работать в партнерстве – это ее социальная огранка, некий параметр активности. (- это ее социальная активная позиция)

Библиотека – это нейтральная территория, в отличие от школы, например. В то же время у библиотеки и школы много общих точек соприкосновения и точек воздействия, в том числе воздействия на молодежную аудиторию по популяризации правовых знаний.

Интересной в плане осуществления партнерских отношений библиотеки и школы как двух важных социальных институтов является проектная деятельность, привлекающая денежные средства извне и призванная служить развитию основных функций. Библиотеки Рязанской области вместе с другими регионами третий год участвуют в семинарах-практикумах по проектной деятельности на тему «Новая роль библиотек в образовании», организуемых благотворительным фондом Михаила Прохорова на базе Воронежской ОУНБ имени Никитина. Правовое просвещение школьников на этих семинарах – заметная тема.

Проекты-победители семинара 2012 года выставлены на сайте фонда М. Прохорова по адресу: http://www.prokhorovfund.ru/

Обратимся к опыту российских регионов, реализующих самые разнообразные проекты и программы по правовому просвещению и информированию школьников.

В рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века» в г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа действует программа правового просвещения несовершеннолетних, родителей, педагогического коллектива «Азбука практического права: изучаем вместе», автором и руководителем которой является учитель-филолог Фируза Ражаповна Мухаметова. Программа представляет собой материал для школьных правоведов, организаторов правового просвещения и информирования школьников. С материалом можно ознакомиться по адресу в интернете http://festival.1september.ru. (При использовании программы необходимо оформить ссылку на сайт, помня об авторских правах).

Интересную работу предлагают библиотеки Нижегородской области.

В ЦБС Борского района была выполнена программа «Первый шаг к правосознанию», цель которой – воспитание гражданско-правовой культуры молодежи. В ЦБС Краснобаковского, Воскресенского и некоторых других районов для молодежи действовали клубы правоведов, работавшие по утвержденной программе, предлагаемой к использованию.

В ЦБС Богородского района работал информационно-правовой лекторий «Правовой всеобуч», в рамках которого прошли часы правовых знаний, уроки права, юридические практикумы на темы: «Конституция – Ваши права и обязанности», «Свобода и право выражать свои взгляды», «Защита прав и свобод», «Защита прав потребителей» и проч.

Круглый стол «Секреты права – юным», подготовленный секретарем комиссии по делам несовершеннолетних Уренского района Нижегородской области, познакомил старшеклассников и их родителей с организациями, занимающимися правовой защитой, со статистическими данными о детской преступности. Активно участвовали они и в ситуативной игре «Имею право»: обменивались мнениями, разыгрывая различные правовые ситуации. Материалы круглого стола широко востребованы школами района и города.

Представляет интерес калужское методическое пособие по правовому просвещению, включающее материалы регионального научно-практического семинара на тему: «Роль библиотек в формировании правовой культуры граждан», прошедшего под эгидой избирательной комиссии Калужской области и Калужской областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского. Материал представляет собой подробное описание мероприятий по правовому просвещению и информированию: интересные темы выставок, информационных стендов, встреч и пр.

Обратимся к крупному социальному проекту, осуществляемому в Пермском крае. В 2010-2011 годах здесь был пред­принят эксперимент по радикальному об­новлению библиотек через создание на их базе Центров правовой и гражданской активности (ЦПГА). ЦПГА – инноваци­онные структуры, появившиеся в результате преобразования библи­отеки в организационную и коммуникационную площадку для про­ведения встреч, направленных на информирование общественности, реализацию посреднической деятельности и по­вышение уровня гражданского участия. Проект предусматривает откры­тость библиотек для взаимодействия с разными группами: органами власти разного уровня, государственными учреждениями, а также местными школами, средними специальными учебными заведениями, районными газетами, больницами и т.п., способность к восприятию разных точек зрения и видов деятельности, направленных на получение общественных благ и защиту общественных интересов.

Пермский опыт обобщен в методическом пособии «Новая роль библиотек», изданным пермским аналитическим центром «ГРАНИ», действующим под руководством С. А. Маковецкой. (Материал есть в фондах РОУНБ имени Горького).

Интересен опыт активной, неформальной, интересной работы некоторых муниципальных библиотек Рязанской области.

Центральная библиотека г. Касимова работает в тесном партнерстве с образовательными учреждениями, городской администрацией, комитетом по молодежной политике, Центром психолого-медико-социального сопровождения «Доверие», сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних. Здесь проходят крупные и по-настоящему интересные населению Касимова события: встречи с представителями государственных и общественных организаций, образовательных учреждений. Традиционны встречи для трудных подростков с врачами-наркологами, психологами. В библиотеке 4 года действует информационный центр «Наркомания: взгляд на проблему», в рамках которого ведется собственная, активно использующаяся база данных.

По итогам проведенных встреч выпускаются методические пособия, которые в своей работе используют и филиалы библиотеки.

Сотрудники Касимовской центральной городской библиотеки владеют компьютерными приложениями power point, publisher, movie maker, используя свои умения и навыки для разработки и изготовления буклетов, визиток, стоек, фильмов, участвуя с этим в городских праздниках и акциях и получая заказы от администрации на изготовление информационных форм.

Такую работу трудно не заметить.

Интересная, емкая работа по правовому просвещению молодежи выполняется модернизированной библиотекой поселка Гусь Железный Касимовского района. Местная администрация использует библиотеку, в которую поступают важные вопросы жителей к главе администрации, как площадку для встреч с населением. В библиотеке, взаимодействующей со школой, интересно детям. Здесь традиционны совместные мероприятия, популяризирующие право как отрасль знания: командные и ролевые игры, викторины, письменные задания, театрализованные представления. Активна работа в предвыборный период, есть связь с местным участковым полиции для организации бесед и встреч со старшеклассниками.

Неформально работает Полянская сельская модернизированная библиотека Рязанского муниципального района с местной школой, приглашая детей к нетрадиционному и любопытному по форме сотрудничеству. Например, в предвыборный период здесь проводилась творческая игра «Выборы президента библиотечной республики», которая явилась моделью «взрослых» выборов: здесь были и избирательная комиссия, и выступления кандидатов с предвыборной программой, и, конечно, голосование.

Кстати, фондом Михаила Прохорова в 2011 году был поддержан проект «Лето с книжкой», реализованный сотрудниками Полянской сельской библиотеки совместно с Подвязьевской сельской модернизированной библиотекой и центральной детской библиотекой Рязанского района. И это не случайно. Работа в библиотеке не терпит стагнации, монотонности, и увенчается успехом только тогда, когда выполняется людьми заинтересованными и неравнодушными.

Рязанская ОУНБ имени Горького четвертый учебный год ведет теоретико-практический курс «Потребительская безопасность» для старшеклассников Рязанской средней школы № 7. Программа курса размещена на сайте библиотеки в разделе «Издания РОУНБ». Обратная связь с участниками курса показывает, что знания, полученные ими в ходе занятий, оказываются весьма полезными и время от времени применяются на практике.
Литература.


  1. В помощь работе библиотек по воспитанию правовой культуры населения [Текст]: метод. рек. / сост. Н. В. Аверьянова; отв. за вып. Л. Н. Патрина; ТОГУК «Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А. С. Пушкина». – Тамбов, 2012.

  2. Методическое пособие по правовому просвещению. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Мухаметова Ф. Р. Программа правового просвещения несовершеннолетних, родителей, педагогического коллектива «Азбука практического права: изучаем вместе». – Режим доступа: http://festival.1september.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  4. Работа ПЦПИ по правовому просвещению населения и формированию правовой культуры личности. – Режим доступа: http://www.nlr.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  5. Технологии социального партнерства и библиотеки Пермского края. – режим доступа: http://do.gendocs.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  6. Центр правовой и гражданской активности. Новая роль библиотек. Пермь: Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ», 2012.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Методические рекомендации Рязань 2012 Составитель

Методические рекомендации: 1 стр.