NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»




Методические рекомендации

по сопровождению комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»



Методические рекомендации

по сопровождению комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»



Составитель:

В.Ф. Покасов, к.и.н., проректор по НМР СКИРО ПК и ПРО

Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи учителям, методистам районных (городских) информационно-методических служб по подготовке и практической организации образовательного процесса в рамках комплексного учебного предмета для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Содержание


Введение





Нормативно-правовая основа ОРКСЭ





Организация преподавания ОРКСЭ





Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»





Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности

на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»





Внеурочная работа в рамках изучения курса

«Основы религиозных культур и светской этики»





Требования к рабочей программе педагога





Структура и примерное содержание родительского собрания

по введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики»





Рекомендации по организации работы районного (городского) методического объединения учителей, преподающих предмет ОРКСЭ





Информационное обеспечение ОРКСЭ





Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ





Введение

Предмет, рассматриваемый в настоящем учебном курсе, т.е. религии и религиозная жизнь, необыкновенно сложен и тонок. В отличие, например, от математических определений и теорем или химических реакций, он воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений и мировоззрения. Разговор о религии затрагивает глубокие, а подчас потаённые и неосознанные сферы психики как педагога, так и учащегося. К тому же этот предмет совсем нов. Ещё не сложились стандарты и критерии оценки знаний в данной области. Поэтому будем считать, что мы, заинтересованные этой тематикой, стоим лишь в самом начале пути и только подходим к определению правильного тона, который позволит построить эффективную технологию преподавания этого предмета. То, что подходит одному педагогу, может не подходить другому. И это нормально.

Главным критерием правильности выбранного нами пути может быть лишь то, насколько полезной станет наша работа для воспитания и обучения отдельного человека и для блага общества в целом. Но что же считать в данном случае критерием «полезности»? Возросшая образованность учащегося расширит кругозор и сделает его культурнее. А кроме того, послужит и целям духовной безопасности. Это, хотя бы в какой-то мере, изменит к лучшему лицо будущего российского общества: с одной стороны, - послужит восстановлению его традиционных устоев, а с другой, ослабит агрессию и напряжённость. Знания о религиях, знакомство с многоликой отечественной культурой, уходящей корнями в глубь веков, помогут россиянам по-новому взглянуть на себя и своё место в мире.

Существует точка зрения, что изучение этической составляющей разных религий само по себе не сделает наших учеников высоконравственными людьми. Доля истины в этих возражениях, конечно, есть. Но что ни говори, а знание в любом случае предпочтительнее невежества! У изучения религиозных культур есть и утилитарный смысл, напрямую связанный с жизнедеятельностью человека, с его безопасностью. Нам постоянно приходится вступать в контакты с людьми, исповедующими различные - в том числе религиозные, нерелигиозные или антирелигиозные взгляды. Каким образом построить продуктивное общение с теми, кто придерживается иных воззрений? Этим навыкам следует целенаправленно учить. Изучение религий не только помогает учащимся осуществлять свободное и сознательное самоопределение в собственной мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, но и грамотно вести мировоззренческий диалог, овладевать искусством понимания других людей. Это в конечном счёте должно способствовать установлению климата взаимопонимания и гармонизации отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.


Какие задачи стоят перед учителем?

Глубокое изучение теоретических аспектов любой религии - дело специального образования, необходимого не для всех. Ведь массовая школа призвана выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или представителя конкретной профессии. Поэтому школьный учитель должен стать прежде всего популяризатором. В число его задач входят:

- в сжатой и увлекательной форме раскрыть философские, социологические, политические, культурные и экономические аспекты религии как общественного феномена;

- корректно и (что очень важно) занимательно рассказать учащимся о мире религий, подчеркнув факт его многообразия;

- осветить историю возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельства их появления и распространения;

- познакомить учащихся с основателями, виднейшими пророками, реформаторами и выдающимися деятелями разных религий;

- популярно раскрыть особенности учений различных религий (в первую очередь, их этическую составляющую), подчеркнув многообразие подходов к проблеме человеческой нравственности;

- описать различные религиозные традиции, которые не только ограничиваются церковной сферой, но и существенно влияют на быт, а также повседневную жизнь людей;

- познакомить учащихся с особенностями духовного и церковного искусства, а также с памятниками религиозной культуры, включая в первую очередь Россию, а также край (город, село), где находится данная школа;

- постараться привить уважение к этим памятникам, научить элементарным приёмам их изучения и сохранения;

- познакомить учащихся с ролью религий в истории нашего Отечества, а также в истории других стран мира;

- наглядно показать влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу;

- в деликатной форме познакомить школьников с характерными особенностями психологии последователей той или иной религии, поставив при этом в качестве конечной задачи воспитание терпимости и уважения к инакомыслящим;

- научить элементарным правилам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространённых в России;

- осветить современное состояние религиозной жизни российского общества и наиболее острые проблемы, которые в связи с этим возникают;

- защитить молодёжь от разрушительного влияния тоталитарных сект и организаций, действующих под религиозными лозунгами;

- привести и разъяснить современную статистику религий и географию их распространения в России и в мире в её динамике.

Основные методические подходы к изучению религий

Ключом к методике является признание и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений. Не проявляйте насилия, не навязывайте готовых рецептов, уважайте мнение оппонентов, давайте учащимся по возможности полную, объективную и многогранную информацию - вот главные требования к учителям. Нажим и неверный тон могут свести наши усилия к нулю.

В обобщённом виде методические принципы можно сформулировать так:

- максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках;

- учёт индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся, специфики семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома. Конфессиональные знания и навыки отдельных учащихся могут быть использованы на уроках (если это делается деликатно и по их собственному побуждению). Выявлять конфессиональную принадлежность учащихся (в любой форме) недопустимо. Учитель должен знать: чтобы побудить учащихся к полноценному разговору о религии, он должен достигнуть высокой степени доверия со стороны своих учеников;

- процесс обучения в рамках нашего предмета - это уважительный обмен информацией, постоянный диалог, в определённой мере взаимное обучение учителя и старшеклассников. Учитель должен стараться не утрачивать способности удивляться, сомневаться и выражать эмоции перед школьниками. Ведь он тоже в какой-то мере является «учеником» в тех сложнейших вечных вопросах, которые затрагиваются на уроках. На различии взглядов можно строить поисковую методику обучения. Формула такова: «давайте искать ответ вместе, и нет ничего страшного, если после урока мы будем иметь разные мнения». Споры и дискуссии в классе не только не помешают, но и значительно облегчат работу педагога, помогут прочному усвоению учащимися фактов и понятийного аппарата.

- доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только тех сюжетов в изучаемом материале, которые связаны с изучением ситуаций, опасных для жизни и здоровья учащихся;

- простота и «прозрачность» освещения учителем всех вопросов, включая самые сложные и отвлечённо-философские. На уроках нет места ничему заумному и тяжеловесному. Если учитель не способен объяснить что-либо достаточно просто, коротко и доходчиво, значит, он сам не до конца разобрался в сути проблемы;

- на уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введённое понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно без ущерба исключить. Желательно составить для себя «карту» понятий и терминов, разделив их на сквозные и специальные (применимые для той или иной конкретной религии);

- манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не надо бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешённых тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала;

- на занятиях могут широко использоваться приёмы лабораторной работы, заключающейся в решении поисковых задач на основе документов. Учащиеся выполняют сравнительный анализ текстов, определяют конфессиональную принадлежность их авторов и т.д. Автор этих строк разработал множество задач такого рода и широко пользуется ими (систематизировав их по типу рабочей тетради). Эти задачи будут продемонстрированы читателям в последующих лекциях;

- занятия по нашей тематике невозможны без использования настенных карт и атласов. Так как специальных картографических пособий мало, можно использовать общегеографические, этногеографические или исторические карты. Существуют специальные настенные этно-конфессиональные карты мира и России, однако в общеобразовательной школе они распространены мало и используются в основном в практике вузов;

- вполне уместно использование на уроках произведений изобразительного искусства, архитектуры, фрагментов художественной литературы, поэзии. Это делает уроки красивыми и поэтичными. На современном уроке обязательно должен присутствовать звук. Хотелось бы обратить особое внимание преподавателей на религиозную музыкальную культуру. Музыка - самый понятный всеобщий язык, он идёт от сердца к сердцу. И.С. Бах и П.И. Чайковский, например, принадлежали к разным христианским конфессиям, но их сочинения объединяют людей и возвышают мысли и чувства. Музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий. Заметим попутно, что качество воспроизведения видео- и аудиоиллюстраций должно быть достаточно современным и технологически безупречным. Если не соблюсти этого условия, то можно достигнуть плачевного результата. Ведь музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые мы будем демонстрировать, непривычен и малопонятен для большинства школьников;

- было бы очень полезным и эффективным использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет во много раз эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма, стоящего на соседней улице. В ходе такой миниэкскурсии можно познакомить учащихся с его архитектурой и устройством. При этом следует учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а, следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Краеведческий элемент будет способствовать решению ещё одной задачи - воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, культурному наследию предков;

- оценка знаний учащихся должна производиться с учётом того, как школьники владеют фактами и понятиями (включая умение их применять). Особой проверки заслуживает умение пользоваться картой, а также справочным материалом, взятым из словарей, справочников и других источников информации. При оценке ответов, сообщений и докладов следует учитывать манеру учащегося излагать свои мысли, степень самостоятельности его взглядов, убедительность и яркость. Недопустимо снижать оценку за высказывание собственной позиции, даже если она полностью противоречит точке зрения учителя.
Нормативно-правовая основа ОРКСЭ

Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст. ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне основной образовательной программы общего образования (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В действующих федеральных законах, нормативно-правовых актах, постановлениях и определениях Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует юридически формализованное понятие "конфессия". Глава II Закона определяет две организационные формы религиозных объединений и разграничивает их правовой статус: религиозная организация (структура, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лица) и религиозная группа (община, создаваемая без образования юридического лица).

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Организация образовательной деятельности в рамках ОРКСЭ регламентируется ФЗ «Об образовании» ст. 90 (проект) «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». Данная статья определяет общую цель ОРКСЭ; модульный характер его организации; право выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из учебных курсов, дисциплин, предметов (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы; проведение экспертизы основных образовательных программ в части указанных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной централизованной религиозной организации в соответствии с ее внутренними установлениями; привлечение соответствующих централизованных религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), об основах конфессионального вероучения; возможность проведения общественной аккредитации образовательных организаций, а также педагогических работников в случае реализации (преподавания) ими ОРКСЭ в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности образовательной организации и педагогических работников, отвечающего критериям и требованиям, утвержденным соответствующими централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями (порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, определяются проводящей ее российской централизованной религиозной организацией).

Требования к результатам и условиям преподавания ОРКСЭ определяются Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

До перехода 4 классов общеобразовательной школы на новые ФГОС НОО обучение ОРКСЭ регламентируется:

приказом Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р;

приказом Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

Цель и задачи ОРКСЭ

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Учебно-методическое обеспечение ОРКСЭ

Согласно приказу Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов» «в рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики». Таким образом, ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах должен быть представлен шестью модулями, из которых родители (законные представители) обучающегося, с учетом возможностей образовательного учреждения, выбирают один (Примерный перечень учебной литературы рекомендованный министерством образования и науки РФ прилагается). Недопустимо использование учебно-методических систем ОРКСЭ, в которых не представлены все шесть модулей.

Согласно ФЗ «Об образовании» ст. 90 программы, учебники и методические пособия ОРКСЭ по основам православной, исламской, буддийской, иудейской культуры должны пройти экспертизу, быть согласованы с соответствующими религиозными организациями. Это требование необходимо учитывать при выборе образовательным учреждением учебно-методических систем ОРКСЭ.

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: