NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Рекомендации по организации работы районного (городского)

методического объединения учителей, преподающих предмет ОРКСЭ

Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа методического объединения.

Методическое объединение учителей, преподающих курс ОРКСЭ, создается в целях обеспечения современного уровня преподавания, развития профессионального мастерства педагогов, повышения качества знаний обучающихся, совершенствования учебно-воспитателыюго процесса в целом. Работа методического объединения должна носить системный характер.

Система «методическое объединение учителей, преподающих предмет ОРКСЭ» включает в себя подсистемы, которыми в данном случае являются основные направления деятельности методического объединения в соответствии с направлениями работы образовательного учреждения. Элементами данной системы можно назвать кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, воспитанников школы и их возможности и потребности, традиционный урок и новые педагогические технологии, а также многое другое. Организация работы районного методического объединения, обеспечивающая связи и отношения между элементами и подсистемами, призвана обеспечить функционирование и развитие данной системы в целом.

Можно выделить основные аспекты организации работы районного методического объединения: характеристика кадрового состава; составление плана работы методического объединения в соответствии с направлениями деятельности образовательного учреждения; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение.

Приоритетными направлениями деятельности учителей, преподающих предмет ОРКСЭ, являются патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения, воспитание толерантности, создание условий, способствующих успешной социализации личности.

Методическое объединение определяет направления работы, которые конкретизируют или дополняют общешкольную педагогическую тему, намечают форму практического выхода результата деятельности – выступление учителей на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции. Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций.

Методическое объединение составляет план взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет наставничество, квалифицированная помощь молодым специалистам и неспециалистам. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. В компетенцию районного методического объединения могут входить вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Направления и формы работы районного(городского) методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала.

Характеристика кадрового состава включает в себя изучение таких вопросов, как профессиональный уровень педагога, образование, повышение квалификации, аттестация, педагогический стаж, учебная нагрузка, награды, индивидуальный план самообразования, результативность педагогической деятельности, участие в научно-методической и опытно-экспериментальной работе.

Предлагаемый пакет материалов районного (городского) методического объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ, включает в себя следующий перечень:

титульный лист; общие положения о районном методическом объединении учителей-предметников; тематику проблем педагогических советов, научно-практических конференций, научно-методических семинаров, заседаний методического объединения; основные задачи, направления и формы работы методического объединения; характеристику кадров; самообразовательную работу над методической темой; индивидуальный план работы; учебно-методическое обеспечение преподавания курса ОРКСЭ; план работы методического объединения; анализ работы методического объединения; формыотчетности; протоколы заседаний районного(городского) методического объединения.
Приложения

РАЙОННОЕ(ГОРОДСКОЕ) МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ, ПРЕПОДАЮЩИХ КУРС ОРКСЭ

20__/____ УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЛОЖЕНИЕ О РАЙОННОМ (ГОРОДСКОМ) МЕТОДИЧЕСКОМ

ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ, ПРЕПОДАЮЩИХ ПРЕДМЕТ ОРКСЭ

1. Общие положения

При наличии в районе более пяти учителей, работающих по одной и той же специальности, создается районное(городское) методическое объединение учителей, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению молодежи, объединяющих творческие инициативы, разрабатывающих современные требования к обучению и воспитанию молодежи.

2. Задачи районного (городского) методического объединения учителей

В работе районного методического объединения учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

  • отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности;

  • взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом достигнутых результатов;

  • организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета;

  • изучение передового педагогического опыта;

  • экспериментальная работа по предмету;

  • ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету; анализ методов преподавания предмета;

  • отчеты о профессиональном самообразовании учителей; работа на курсах повышения квалификации в институтах; отчеты о творческих командировках;

  • организация и проведение предметных недель в школе; организация и проведение первого этапа предметных олимпиад, конкурсов, смотров; вопросы состояния внеклассной работы по предмету с обучающимися (факультативные курсы, кружки и т.п.).

3. Функции районного (городского) методического объединения

Работа районного(городского) методического объединения организуется на основе планирования, отражающего план работы района, рекомендаций районных и городских методических кабинетов, учитывающих индивидуальные планы профессионального самообразования учителей.

Районное (городское) методическое объединение учителей может организовывать семинарские занятия, циклы открытых уроков по заданной и определенной тематике.

Одной из функциональных обязанностей районного (городского) методического объединения учителей является разработка системы внеклассной работы по предмету.

4. Обязанности учителей районного (городского) методического объединения.

Каждый учитель обязан:

  • участвовать в одном из методических объединений, иметь собственную программу профессионального самообразования;

  • участвовать в заседаниях методического объединения, практических семинарах и т.д.;

  • активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных занятиях по предмету), стремиться к повышению уровня профессионального мастерства.

  • Каждому участнику районного (городского) методического объединения необходимо знать тенденции развития методики преподавания предмета, Закон РФ «Об образовании», нормативные документы, методические требования к категориям; владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

5. Организация деятельности районного(городского) методического объединения учителей, преподающих предмет ОРКСЭ

Районное (городское) методическое объединение учителей избирает председателя и представителя в региональное методическое объединение.

План работы методического объединения утверждается руководителем муниципальной методической службы.

За учебный год проводится не менее 4 заседаний районного методического объединения учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Заседания районного (городского) методического объединения учителей оформляются в виде протоколов.

ТЕМАТИКА ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ, НАУЧНО-

ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ, АДМИНИСТРАТИВНЫХ

СОВЕЩАНИЙ, СЕМИНАРОВ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СОВЕТОВ,

ЗАСЕДАНИЙ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО)

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

1. Нормативно-правовая база по предмету ОРКСЭ и возможности ее реализации. Особенности составления рабочей программы по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

2. Концепция духовно-нравственного воспитания патриота России.

  1. Религиозная культура в школе – инновационный проект российского образования.

  2. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» – требование времени.

  3. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта.

6. Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в
младшем подростковом возрасте и пути их решения.

  1. Российская религиозно-культурная традиция как основа курса «Основы религиозных культур и светской этики».

  2. Специфика курса «Основы религиозных культур и светской этики», его отличие от традиционных учебных курсов.

9. Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.

  1. Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры.

  2. Ориентация учащихся на освоение и принятие социально-значимых ценностей. Нравственные заповеди в религиях мира (из опыта работы).

  3. Культура и религия. Культурно-историческое пространство региона. Возможности использования проектной деятельности в процессе преподавания ОРКСЭ.

13. Человек в религиозных традициях мира. Мастер-класс в системе
преподавания ОРКСЭ.

  1. Роль религиозных конфессий в истории России.

  2. Совершенствование диагностики личностного развития обучающихся.

16. Анализ преподавания предмета ОРКСЭ. Проблемы и способы их решения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

  1. Создание условий для развития педагогического мастерства учителей, преподающих курс ОРСЭ.

  2. Развитие системы духовно-нравственного воспитания школьников.


НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО)

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

  1. Изучение нормативных документов.

  2. Изучение трудных разделов и тем программы.

  3. Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.

  4. Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков.

  5. Организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом.

  6. Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

  7. Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей.

  8. Организация конференций, педагогических чтений, круглых столов.

  9. Организация наставничества в работе с молодыми специалистами.

  10. Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями.

  11. Организация накопления методических материалов и разработок.

  12. Отчеты учителей по теме самообразования.

  13. Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам.

  14. Участие в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.


РАЙОННОЕ (ГОРОДСКОЕ)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

__________ УЧЕБНЫЙ ГОД

ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВ

  1. Фамилия, имя, отчество

  2. Год рождения

  3. Образование (когда и какой вуз окончил) ______________________________

  4. Специальность, квалификация _

  1. Должность

  2. Педагогический стаж

  3. Учебная нагрузка

  4. Категория, разряд (год присвоения)

  5. Повышение квалификации (курсы, год)

  1. Ученая степень

  2. Звание («Отличник народного образования», «Почетный работник», Заслуженный учитель РФ) __________________________________________________

  3. Награды, поощрения

  4. Печатные работы

  5. Домашний телефон



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

КУРСА ОРКСЭ


Класс

Предмет

Программа

Планирование

Учебник

Хрестоматия, другие материалы





















ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО)

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ

№ от « » 201__ года

Тема заседания

Присутствовали:


Обсуждаемые вопросы

Ф.И.О.

выступавших на

заседании

Содержание выступлений

Литература по

обсуждаемой

проблеме

Результаты,

итоги

обсуждения


ПЛАН РАБОТЫ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НА 20 ____ УЧЕБНЫЙ ГОД


Сроки

Тема, задачи работы

Форма работы

Состав

исполнителей

Ответствен- ный

Где

подводятся

итоги

Ожида-

емый результат

сентябрь



















октябрь



















ноябрь



















декабрь



















январь



















февраль



















март



















апрель



















май



















июнь




















АНАЛИЗ РАБОТЫ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ № ЗА 20 _____ УЧЕБНЫЙ ГОД


Направления работы

Итоги работы в 20____ году

Задачи МО на 20____уч.год

1. Заседания МО учителей (дата, тема, итоги)







2. Открытые уроки, семинары, конференции







3. Внеклассная работа (олимпиады, конкурсы творческих работ, экскурсии)







4. Повышение квалификации








В целях изучения отношения участников процесса к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ руководителям методических объединений рекомендуем провести мониторинговые исследования.

В ходе мониторинга ставятся задачи по изучению:

• оценки уровня профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ на данном этапе;

  • результативности изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ;

  • профессиональных запросов и предложений учителей для оптимизации процесса повышения квалификации по комплексному учебному курсу ОРКСЭ.

I. Оценка уровня профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ

1. Оценка учителями степени своей подготовленности к преподаванию комплексного учебного курса ОРКСЭ:

A) оцениваю степень своей подготовленности к преподаванию курса как остаточную;

Б) необходимы курсы повышения квалификации в межкурсовой период;

B) требуется постоянное методическое сопровождение;

Г) нужно пройти дополнительную курсовую подготовку.

2. Оценка учителями учебных пособий по курсу ОРКСЭ:

Учебные пособия «Основы православной культуры»; «Основы светской этики»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»

A)удачный дизайн и качественная полиграфия;

Б) доступность текстов для восприятия учащихся;

B)социокультурный подход в изложении материала, ориентированность
на жизненный опыт ребенка;

Г) удачно подобранный иллюстративный ряд;

Д) информативность;

И) диалогичность;

К) наличие обратной связи;

Л) четкая структура;

Н) оптимальный объем текстов.

3. Имеющиеся, на взгляд учителей, недостатки учебных пособий:

  1. трудные для восприятия учащихся тексты;

Б) сложные формулировки определений;

В) недостаточно примеров из жизненного опыта детей;

Г) избыток теоретического материала;

Д) отсутствие текстов из художественных произведений;

Е) большой объем текстов и малый формат иллюстраций;

Ж) нет никаких недостатков данного учебного пособия;

З) недостаточное количество вопросов и заданий.

4. Оценка учителями мультимедийных пособий по курсу ОРКСЭ

(каждый модуль мультимедийного пособия оценивается по 5-балльной системе):

Мультимедийные пособие по ОСЭ

Мультимедийные пособия по ОМРК

Мультимедийные пособия по ОПК

Мультимедийные пособия по иудейской культуре

Мультимедийные пособия по буддийской культуре

Мультимедийные пособия по исламской культуре

A) информативность и интерактивность;

Б) иллюстрации и социокультурный характер;

B) соответствие логике учебного пособия;

Г) дизайн;

Д) соответствие возрасту.

5. Недостатки мультимедийных пособий:

A)однотипные задания;

Б) некорректно составленные вопросы;

B)отсутствие в пособиях каких-либо недостатков;

Г) слабый иллюстративный ряд;

Д) поверхностность и примитивность заданий;

Е) отсутствие диалогичности в текстовом материале;

Ж) технические сложности в применении пособия;

З) поверхностность и примитивность.

6. Оценка учителями книги для родителей по курсу ОРКСЭ:

  1. четкое и понятное разъяснение целей курса ОРКСЭ родителям;

Б) доступность изложения;

  1. информативность;

Г) психологически грамотный подход к изложению материала;

Д) практические советы для родителей;

Е) развитие взаимодействия семьи и школы;

Ж) сама идея создания такой книги;

З) недостаточная практическая ориентированность книги;

И) недостаток информации о содержании разных модулей курса;

К) содержание книги ориентировано на родителей с достаточно высоким образовательным уровнем.

7. Предложения учителей по дополнению учебно-методического комплекса ОРКСЭ:

  1. есть необходимость в наглядных пособиях;

Б) есть необходимость в видеоприложении;

  1. есть необходимость в дополнительных дидактических материалах;

Г) есть необходимость в музыкальном аудиоприложении;

Д) есть необходимость в справочной литературе для учителя и в словаре;

Е) другое.

II. Оценка результативности изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ

8. Ожидания учителей в отношении результатов комплексного учебного курса ОРКСЭ

8.1. Ожидания учителей в отношении учащихся:

  1. улучшение их взаимоотношений с окружающими;

Б) духовно-нравственное развитие школьников;

  1. формирование мотивации нравственного поведения;

Г) формирование культурологической компетентности;

Д) развития определенных нравственных качеств - доброты, милосердия, отзывчивости и т.д.;

Е) интерес к изучаемому курсу;

Ж) формирование знаний и навыков;

З) повышение уровня общей эрудиции;

И) формирование навыков нравственной рефлексии;

К) формирование качеств независимой личности - уверенности в себе, ответственности, самостоятельности.

8.2.Ожидания учителей в отношении родителей:

A) более содержательное и близкое общение с детьми и сотрудничество со школой в вопросах духовно-нравственного воспитания;

Б) активизация нравственного воспитания в семье;

B) надежды на улучшение взаимоотношений в семье и социуме;

Г) оказание родителями помощи ребенку в изучении курса ОРКСЭ;

Д) курс ОРКСЭ будет стимулировать личностный рост родителей;

Ж) заинтересованность родителей в изучении курса.

9. Личные ожидания учителей в отношении курса ОРКСЭ:

  1. приобретение опыта духовно-нравственного воспитания школьников;

Б) возможность профессионального роста в целом;

  1. повышение уровня общей эрудиции;

Г) преподавание курса ОРКСЭ будет способствовать личностному росту;

Д) повышение культурологической компетентности.

10. Мнения учителей о восприятии курса ОРКСЭ учащимися:

  1. на данном этапе апробации восприняли курс положительно;

Б) проявляют интерес к курсу;

  1. активны на уроках;

Г) проявляют положительные эмоции в отношении курса;

Д) неоднозначное воспринимают курс;

Е) испытывают трудности в усвоении учебного материала.

11. Мнения учителей о восприятии курса ОРКСЭ родителями:

A) в целом положительное;

Б) считают курс необходимым для их детей;

B) проявляют активный интерес;

Г) включились в совместную деятельность в рамках курса; Д) на данном этапе нейтральное; Е) формальное; Ж) настороженное.

По поручению министерства образования Ставропольского края ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО проводит ежегодное анкетирование на предмет предоставления информации в МО СК по следующей форме.
Информация

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: