NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы Псков 2013 74-ббк м-54



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Псковский юридический институт

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению и защите

выпускной квалификационной работы


Псков 2013

74-ББК

М-54


Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы специалиста (дипломной работе) / Лаврентьева И.С., Лозина Ю.А., Таратынова Н.Ю., Пилявец Ю.Г. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2013.– 67 с.

Рецензенты:

И.И. Агатий, кандидат психологических наук, декан факультета подготовки государственных и муниципальных служащих Псковского юридического института ФСИН России;

Ю.А. Смирнова, кандидат филологических наук, начальник Организационно-научного и редакционно-издательского отдела Псковского юридического института ФСИН России.

В настоящем пособии изложены основные требования к содержанию квалификационной работы специалиста, определен порядок ее подготовки, правила оформления и процедура защиты. В приложении даны образцы основных унифицированных форм документов, связанных с защитой квалификационной работы. Содержание методических рекомендаций соответствует современным требованиям написания и оформления выпускных квалификационных работ в высшем учебном заведении.

Методические рекомендации предназначены для студентов и слушателей выпускных курсов, профессорско-преподавательского состава.
Утверждены на заседании методического совета ФКОУ ВПО ПЮИ ФСИН России. Протокол №4 от 11 декабря 2012























© Псковский юридический институт ФСИН России, 2013



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………….………… ……………………………………..... 6

Раздел 1. Общие требования к квалификационной работе………………... 7

Раздел 2. Организация выполнения квалификационной работы

2.1. Этапы и сроки выполнения выпускной
квалификационной работы …………………………………………… 10

2.1.1. Подготовительный этап ………………….………… ………..… 10

2.1.2. Основной этап ………………….………… …………………..… 10

2.1.3. Заключительный этап ………………….………… ……..……… 11

2.2. Характеристика этапов выполнения
выпускной квалификационной работы ………………….……..…….. 11

2.2.1. Выбор и утверждение темы
выпускной квалификационной работы . …………………………….... 11

2.2.2. Задание и план-график на подготовку
выпускной квалификационной работы … ……………………………. 13

2.2.3. Научный руководитель и научный консультант
выпускной квалификационной работы ………………………………. 14

2.2.4. Изучение и анализ литературы по теме
выпускной квалификационной работы ……………………………… 15

2.2.5. Составление плана выпускной квалификационной работы …. 21

2.2.6. Осмысление собранного материала и написание работы ….… 22

Раздел 3. Структура выпускной квалификационной работы

3.1. Титульный лист ……………….………… ………………………... 24

3.2. Содержание работы ………………………… ……………………. 24

3.3. Определения, обозначения и сокращения ……………………….. 25

3.4. Введение ……………….………… ……………………………….. 21

3.5. Содержательная часть выпускной квалификационной работы … 25

3.6. Заключение (выводы и предложения) ……………….………….. 27

3.7. Список использованной литературы ……………….…………… 28

Раздел 4. Оформление квалификационной (дипломной) работы

4.1. Общие требования к оформлению работы ……………………… 41

4.2. Оформление сносок ……………….………… …………………… 44

4.3. Сокращение слов и словосочетаний в библиографическом описании документов ……………….………… ……………………… 46

Раздел 5. Процедура защиты выпускной квалификационной работы выпускником

5.1. Подготовка выпускной квалификационной работы
к защите …………………………………………………………... 48

5.2. Процедура защиты выпускной квалификационной работы .…... 49

5.3. Рекомендации по составлению текста выступления на защите выпускной квалификационной работы…………….………… ………. 52

5.4. Рекомендации по составлению компьютерной презентации выпускной квалификационной работы с помощью пакета
Microsoft PowerPoint ……………….………… ……………………….. 54

Приложения ……………….………………………………………………... 56




ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВКР – выпускная квалификационная работа специалиста (дипломная работа)

ВПО – высшее профессиональное образование

ГАК – государственная аттестационная комиссия

ГОС – государственный образовательный стандарт

ИГА – итоговая государственная аттестация

НИР – научно-исследовательская работа

ВВЕДЕНИЕ
Защита выпускной квалификационной работы является частью итоговой государственной аттестации выпускников Псковского юридического института ФСИН России, завершающих обучение по специальности 030501.65 – Юриспруденция, квалификация – юрист.

Методические указания включают в себя единые требования, предъявляемые к структуре, содержанию и объему выпускной квалификационной работы, определяют порядок выбора и утверждения темы работы, организации ее выполнения и защиты. Настоящие методические рекомендации разработаны на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1155 и другими нормативными актами.

Главная задача методического пособия – упорядочить работу учащегося по подготовке выпускной квалификационной работы, а также дать четкое представление о процедуре ее защиты.

В настоящей работе приводится описание процесса подготовки рукописи выпускной квалификационной работы, правила ее оформления, процедура защиты.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Требования к итоговой государственной аттестации установлены Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим специальностям и направлениям подготовки. Выполнение и защита ВКР являются видом учебной деятельности, который завершает процесс освоения студентом образовательной программы ВПО. Содержание ВКР и уровень ее защиты рассматриваются как основной критерий при оценке уровня профессиональной подготовки выпускника и качества реализации образовательной программы. С учетом этих требований выпускная квалификационная работа – это самостоятельное, творческое научно-практическое исследование одной из актуальных проблем теории и практики в сфере юриспруденции, выполненное на заключительном этапе обучения и подводящее итоги изучения учащимся всего набора учебных дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой вуза, демонстрирующее его подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности.

Выполнение выпускной квалификационной работы способствует решению следующих задач:

  • систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания по профилирующим дисциплинам, повысить общую и профессиональную эрудицию выпускника;

  • приобрести навыки практического применения теоретических знаний при решении конкретной научной или научно-методической задачи;

  • овладеть методикой исследования при решении конкретных правовых проблем в избранной области профессиональной деятельности;

  • развить прикладные умения и практические навыки проведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований с использованием современных научных методов (планирование и проведение исследований, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление);

  • проверить уровень подготовленности курсантов (слушателей) к работе в правоохранительных органах и учреждениях юридического профиля;

  • приобрести опыт представления и публичной защиты результатов своей научной и практической деятельности.

Цель защиты ВКР – установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ГОС ВПО. Квалификационная работа и результаты ее защиты перед Государственной аттестационной комиссией – обязательное условие присвоения выпускнику квалификации высшего профессионального уровня, определенного ГОС ВПО по соответствующей специальности с выдачей диплома.

Выпускная квалификационная работа должна отвечать ряду обязательных требований:

  • являться самостоятельным исследованием, которое посвящено решению актуальных задач теоретического, методического и практического характера;

  • иметь научный характер, основанный на использовании современных статистических данных, действующих нормативных правовых актов, научных разработок и состояния практики;

  • содержать критический анализ имеющихся в науке точек зрения по теме и изложение своего отношения к решению проблемных вопросов;

  • иметь четкую структуру, завершенность, отвечать принципам логичности, четкости, достоверности и последовательности изложения фактического материала;

  • отражать умения выпускника пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации; анализировать сложившуюся ситуацию (тенденции) в практике; логично и четко излагать свои мысли; делать собственные суждения по проблемным вопросам темы исследования;

  • содержание и план работы должны соответствовать теме исследования;

  • предмет исследования должен быть связан с актуальными проблемами юриспруденции, с практикой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов;

  • теоретические положения, выводы и рекомендации, должны отвечать поставленным в работе задачам;

  • достоверность полученных результатов, аргументированность и обоснованность выводов;

  • логическая последовательность изложения материала;

  • научный стиль написания;

  • изложение материала должно быть с учетом принятой научной терминологии;

  • соответствие объема работы установленным в настоящих рекомендациях требованиям;

  • оформление работы должно соответствовать предъявляемым требованиям.

Выпускная квалификационная работа должна включать в себя как теоретическую часть, в которой автор демонстрирует знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, содержащую отдельные самостоятельные выводы и рекомендации.

Цель выполнения ВКР состоит не столько в получении нового знания, сколько в освоении выпускником различных методов исследовательской деятельности, решении типовых задач в рамках исследования. Вместе с тем организация деятельности по выполнению дипломной работы должна воспроизводить структуру научного исследования, и единые требования к квалификационной работе не исключают, а предполагают оригинальность постановки и решения конкретных вопросов при разработке темы исследования. Именно в этом выпускная квалификационная работа максимально приближается к научному исследованию, что, в свою очередь, является одним из основных критериев оценки качества выпускной работы.

Выпускная квалификационная работа оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, картами, схемами, списком использованной литературы.

Рекомендуемый объем квалификационной работы 65–75 страниц машинописного текста (без приложений). Работа не может отклоняться от указанного объема более чем на 5 %.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1. Этапы и сроки выполнения
выпускной квалификационной работы


Подготовка дипломной работы осуществляется в сроки, определенные графиком учебного процесса рабочего учебного плана. ВКР выполняется в течение последнего учебного года параллельно с теоретическим и практическим обучением.

Условно последовательность всех работ, связанных с выполнением выпускного исследования, можно разбить на несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.
2.1.1. Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя:

  • выбор темы работы;

  • назначение научного руководителя в соответствии с выбранной темой;

  • выдвижение гипотезы исследования, составление предварительного плана работы, списка литературы, нормативных источников, требующих изучения;

  • подбор и изучение литературы (нормативных правовых актов, монографий, статей, практических материалов и т. п.);

  • разработка задания на выполнение квалификационной работы;

  • определение необходимости консультанта;

  • совместное с научным руководителем корректирование плана дипломной работы;

  • определение проблемы, объекта и предмета, цели и задач исследования;

  • разработка и утверждение плана-графика выполнения выпускной работы;

  • определение методологического аппарата исследования.


2.1.2. Основной (исследовательский) этап

Основной этап включает в себя:

  • исследовательскую работу в соответствии с утвержденным планом-графиком;

  • окончательное согласование с научным руководителем содержания квалификационного исследования;

  • сбор и обобщение фактического материала для исследования, его систематизацию;

  • подготовку отдельных глав и частей работы и предоставление их научному руководителю для предварительного ознакомления с целью выявления возможных недостатков;

  • устранение указанных недостатков;

  • написание и оформление дипломной работы;

  • представление выпускной работы научному руководителю.


2.1.3. Заключительный этап

Заключительный этап включает в себя:

  • получение отзыва научного руководителя;

  • получение рецензии;

  • подготовку доклада к заседанию по защите дипломной работы;

  • защиту дипломной работы.


2.2. Характеристика этапов выполнения
выпускной квалификационной работы

2.2.1. Выбор и утверждение темы
выпускной квалификационной работы


Тематика выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития правовой науки. При определении тематики рекомендуется учитывать реальные задачи юридической науки и практики. Перечень тем квалификационных работ ежегодно обновляется кафедрами с учетом новейших социально-экономических, правовых, политических потребностей общества, достижений юридической мысли. При формировании тем кафедры учитывают специализацию и направление подготовки выпускников. Представленные кафедрами темы выпускных квалификационных работ обсуждаются на заседании кафедры, методическом совете института, согласовываются с курирующим институт управлением ФСИН России и утверждаются начальником института.

Тема выпускной квалификационной работы выбирается учащимся самостоятельно в соответствии с утвержденным перечнем тем, разработанных кафедрами института, и индивидуальными интересами. Обучающийся имеет право выбора любой темы из предложенного кафедрой перечня, руководствуясь личными научными интересами и потребностями будущей практической деятельности. Для студентов заочного отделения (работающих по специальности) рекомендуется, как правило, выбирать темы, соответствующие профилю их практической работы.

Выпускнику, в отдельных случаях, предоставляется возможность выбирать собственную актуальную тему выпускной квалификационной работы. Предлагая для выпускной работы свою тему, обучающийся должен представить обоснование целесообразности ее разработки. В обосновании необходимо указать актуальность исследования темы. Обязательным условием является проведение выпускником ранее исследований в этой области, например, в форме научного исследования, подготовки статей, конкурсных работ и т. п., и желание продолжить работу над данной темой в объеме выпускной квалификационной работы. Тема, предложенная слушателем, обсуждается на заседании кафедры, затем на методическом совете института. Для утверждения предложенной самостоятельно темы выпускной квалификационной работы необходимо подать рапорт (для аттестованных сотрудников) или заявление на имя начальника института, согласованный с предполагаемым научным руководителем и начальником кафедры, содержащий название темы, обоснование актуальности, перечень работ, ранее выполненных по этой теме. К рапорту или заявлению прилагаются выписки из протоколов о результатах обсуждения предложенной темы на заседании кафедры и методическом совете.

Работа над одной темой нескольких обучаемых не допускается.

При выборе темы выпускной работы учитываются следующие обстоятельства:

  • соответствие темы предполагаемому месту прохождения преддипломной практики;

  • возможность использования конкретных материалов базы практики;

  • соответствие темы научным интересам обучающегося.

Тема квалификационной (дипломной) работы должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость. Формулировка темы должна быть краткой, предельно конкретной, соответствовать избранной специализации, отражать суть выпускной работы, содержать указание на объект и предмет исследования.

После выбора темы учащийся пишет рапорт (заявление) на имя начальника института (приложение 1) с просьбой закрепить за ним избранную тему. Рапорт (заявление), согласованный с научным руководителем и начальником кафедры, является основанием для закрепления приказом по институту за выпускником выбранной им темы.

После этого изменение тем или их формулировок допускается лишь в исключительных случаях на основании служебной записки руководителя кафедры, с последующим изданием приказа по вузу об изменении темы. ВКР с неутвержденными и самовольно измененными темами к защите не допускаются.

Темы утверждаются на предвыпускном курсе. Окончательное утверждение темы выпускной квалификационной работы должен быть произ­веден не менее чем за шесть месяцев до защиты ВКР. В случае если студент в установленные сроки не избрал тему ВКР, кафедра вправе определить ее по собственному усмотрению.
2.2.2. Задание и план-график на подготовку
квалификационной работы


Научный руководитель составляет и выдает учащемуся задание с указанием сроков начала и окончания работы. Цель его составления – уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем. В нем указываются: тема квалификационной (дипломной) работы, краткая характеристика основного содержания работы (в виде перечня глав и параграфов работы), срок предоставления законченной работы (приложение 2). Задание составляется в двух экземплярах и подписывается научным руководителем и студентом (слушателем). Один экземпляр задания после завершения работы подшивается к диплому.

На основании задания выпускник по согласованию с научным руководителем составляет план-график подготовки квалификационной (дипломной) работы (приложение 3), который также подшивается к работе.

План-график включает в себя этапы подготовки дипломной работы с указанием заданных и фактических сроков их выполнения. Выпускник обязан предоставлять подготовленные материалы в установленные в плане-графике сроки. При систематический нарушениях плана-графика подготовки работы научный руководитель обязан доложить об этом на заседании кафедры, на котором может быть принято решение о недопуске обучаемого к защите дипломной работы, а также рапортом в учебный отдел.

После проверки выпускной квалификационной работы научный руководитель готовит на нее отзыв, в котором в том числе должна содержаться характеристика текущей работы выпускника над выбранной темой.

Не позднее, чем за месяц до итоговой государственной аттестации на кафедре заслушиваются научные руководители о степени готовности выпускной квалификационной работы и принимается решение о допуске к защите. При этом решается вопрос о назначении рецензентов из числа специалистов соответствующей квалификации в данной отрасли знаний.
2.2.3. Научный руководитель и научный консультант квалификационной (дипломной) работы

Научный руководитель квалификационной работы назначается приказом начальника института по представлению кафедры.

Научным руководителем могут быть преподаватели кафедр, преподаватели-совместители из других вузов, а также опытные практические работники (например, из органов государственной власти, правоохранительных и судебных органов), как правило, имеющие ученые степени кандидата или доктора наук и являющиеся специалистами в области юриспруденции. За одним научным руководителем закрепляется не более восьми учащихся по дневной и восьми учащихся по заочной формам обучения.

Научный руководитель отвечает за качество представленной к защите выпускной квалификационной работы.

Обязанности научного руководителя:

  • непосредственное руководство и контроль процесса исследования;

  • разработка совместно с выпускником задания на выполнение работы, представление этого документа на заседание кафедры;

  • оказание обучающемуся помощи в разработке календарного плана-графика выполнения выпускной работы, в подборе литературы, нормативных и правовых актов, справочных материалов и других источников по теме исследования;

  • проведение консультаций по написанию выпускной работы;

  • проверка выполнения работы (по частям и в целом).

  • контроль за выполнением плана-графика подготовки квалификационной работы и своевременное ее предоставление на кафедру;

  • составление письменного отзыва о работе.

В процессе подготовки квалификационной работы каждому выпускнику при необходимости может быть назначен научный консультант по отдельным разделам работы, как правило, связанным с использованием информационных технологий, междисциплинарных исследований, курируемых несколькими кафедрами.

Научным консультантом могут быть профессора, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные преподаватели смежных кафедр института, других вузов (по согласованию), высококвалифицированные специалисты-практики. Назначение научного консультанта должно быть согласовано с начальником кафедры и научным руководителем. Консультации проводятся за счет лимита времени, отведенного на руководство квалификационной работой. Фамилии консультантов указываются в индивидуальном задании на работу. Консультант проверяет соответствующую часть выполненной работы и ставит свою подпись на титульном листе выпускной работы.

Темы научных работ и научные руководители оформляются приказом начальника института перед направлением выпускника на практику. В исключительных случаях, но не позднее, чем за 3 месяца до защиты выпускной работы, по заявлению руководителя кафедры, согласованному с заместителем начальника института по учебной работе, приказом начальника института может быть заменен научный руководитель или скорректирована тема квалификационной (дипломной) работы.
2.2.4. Изучение и анализ литературы
по теме квалификационной (дипломной) работы

Поиск информации

При подготовке квалификационной работы рекомендуется использовать максимально широкий круг источников: монографии, учебники, учебные пособия, справочники, сборники научных трудов, статей и материалы научно-практических конференций, статьи в журналах и газетах, а также материалы информационной сети Интернет.

Первое, с чего необходимо начать подготовку работы, – это взять соответствующие учебники, монографии и разобраться с содержанием проблемы исследования, при этом необходимо обратить внимание на ссылки, которые составят начальную библиографическую базу для будущей работы.

Далее целесообразно посетить библиотеку, отделы каталога (алфавитный, предметный и систематический), имеющие отношение к теме работы. При поиске литературы можно использовать различные библиографические издания: «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Новая литература по общественным наукам» и «Новая иностранная литература по общественным наукам» (издания по теме «Правоведение»).

Большую помощь могут оказать различные информационные издания:

  • реферативные журналы, например Институт информации по общественным наукам (ИНИОН) выпускает серию журналов под общим названием «Общественные науки» и «Общественные науки за рубежом» (рубрика «Государство и право»);

  • бюллетени сигнальной информации, включающие в себя библиографическое описание литературы, выходящей по определенным отраслям знаний;

  • экспресс-информация – информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, других публикаций, позволяющих сделать заключение о возможности их использования в дипломной работе, не обращаясь к первоисточнику;

  • аналитические обзоры – информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области (проблемы) науки и техники. Например, ИНИОН выпускает группу изданий «Аналитическая информация. Проблемно-тематические сборники» по темам: «Федерализм, региональное управление и местное самоуправление»; «Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом»;

  • материалы практической деятельности (примеры, факты, обобщения работы судебно-следственных, прокурорских и иных административных органов, органов государственной власти и управления, конкретные уголовные и гражданские дела).

Важным источником оперативной информации по проблемам исследования являются материалы таких периодических профильных изданий, как «Государство и право», «Хозяйство и право», «Законность», «Российская юстиция», «Черные дыры» в российском законодательстве» и т. д.

Все учебники, монографии и статьи журналов и газет, материалы электронных ресурсов выписываются аккуратно, со всеми необходимыми реквизитами – это будущий список литературы. Не стоит это делать дважды, лучше один раз и качественно.

За помощью в поисках литературы можно обратиться к библиографу. Кроме того, во многих библиотеках существует платная услуга по поиску и составлению списка источников по предложенной проблеме.

Квалификационная (дипломная) работа выполняется выпускником на основе анализа действующего законодательства, подзаконных и иных нормативных актов, научной, практической и методической литературы. Важно, чтобы выпускник не только хорошо знал теоретическую и методологическую базу по теме исследования, но и имел представление о фактических правовых последствиях применения того или иного закона.

При изучении литературы и законодательства следует обратить внимание на изменения и дополнения, внесенные с момента издания соответствующего источника до времени подготовки дипломной работы. Неоценимую помощь в этом может оказать Интернет: использование таких информационно-правовых систем, как «Гарант» (www.garant.ru), «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru), «Кодекс» (www.kodeks.net), «Референт» (www.referent.ru), позволит безошибочно определить действующий закон, познакомиться с новейшими изменениями в законодательстве и проектами отдельных федеральных законов.

В названных информационно-правовых системах очень удобная система поиска. Возможна сортировка нормативных правовых актов по критерию действительности, объекту правового регулирования (например, необходимо найти нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции; по заданию строки поиска выстраиваются все соответствующие нормативные правовые акты), что значительно облегчит создание нормативно-правовой базы исследования.

Информационно-правовые системы полезны и в поиске статей правовой направленности, комментариев к нормативным правовым актам, а также результатам правоприменительной деятельности.

Оперативный доступ к новейшим документам возможен также на сайте «Российской газеты» (www.rg.ru). Отдельные нормативные правовые акты размещены на официальных сайтах органов государственной власти: Президента Российской Федерации (http://president.kremlin.ru), Правительства Российской Федерации (www.government.ru), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (http://www.duma.ru), Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (http://www.council.gov.ru), Конституционного Суда Российской Федерации (http://ks.rfnet.ru), Верховного Суда Российской Федерации (http://www.vsrf.ru), Конституционного суда Российской Федерации (http://www.ksrf.ru) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (http://www.fci.ru), сайтах «Официальная Россия» (http://www.gov.ru), «Система арбитражных судов» (http://www.arbitr.ru), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (http://ombudsman.gov.ru), ФСИН России (http://www.fsin.su), МВД России (http://www.mvd.ru) и т. д.

Информация о деятельности международных организаций и международно-правовых документах размещена на сайтах Организации Объединенных Наций и ее органов (www.un.org/russian), ЮНЕСКО (www.unesco.org/general/russian), Международной организации труда (www.ilo.org), Международной организации здравоохранения (www.who.int), Всемирного банка [вместе с Международным банком развития, Международной финансовой корпорацией (www.woldbank.org)), Совета Европы (вместе с Европейским Судом по правам человека (www.coe.int)), ОБСЕ (www.osce.org), Интерпола (www.interpol.int), Европейского союза и его органов (http://europa.eu.int).

Кроме того, Интернет дает возможность доступа к научной информации, в том числе о проходящих научных конференциях, семинарах, симпозиумах по различным проблемам и отраслям права. Российский сегмент сети Интернет содержит большое количество информационных ресурсов, посвященных правовой тематике (в этом случае речь не ведется о базах данных рефератов весьма сомнительного качества). Их количество постоянно растет. Для поиска научной правовой информации можно пользоваться наиболее известными поисковыми системами типа «Яндекс» (www.yandex.ru), базами данных на них (например, www.rambler.ru/db/law), специализированными правовыми каталогами (www.pravopoliten.ru), отдельными online-библиотеками, как правовыми («ЮрЦентр» http://text.jurcenter.ru, «Юридический Клуб» http://lawyerclub.kodeks.net, портал «Law Firm» www.lawfirm.ru, «образовательный юридический портал» http://law.edu.ru), так и общеотраслевыми (www.elibrary.ru), online-версиями журналов «Право и жизнь» (www.law-n-life.ru), «Право и политика» (www.law-and-politics.com), «Государство и право» (доступны указатели материалов – www.igpran.ru/rus/magazine), сайтами отдельных институтов.

Обратите внимание, что в настоящее время идет довольно интенсивный процесс правотворчества, чаще всего в Интернете встречаются готовые работы по старому законодательству, и это одна из причин отказаться от использования находящихся там работ. Кроме того, могут возникнуть проблемы с авторским правом. Следует также помнить о том, что преподаватели периодически знакомятся с размещенными в сети работами.
Работа с источниками информации

Работа с источниками информации – это умение правильно оценить сущность и значимость информации, разобраться в структуре материала, в удобной форме зафиксировать все необходимое для последующей работы.

Поскольку основным источником информации будет книга, рассмотрим некоторые особенности работы с ней.

Работая с литературными источниками, необходимо делать выписки наиболее важных положений, что поможет накопить нужные сведения и облегчит запоминание. Выписки удобно делать на карточках, при этом необходимо четко фиксировать источник, откуда взята информация (фамилию и инициалы автора, полное название книги, статьи, издательство, год издания, страницу). Часть карточки целесообразно оставлять свободной для возможного последующего внесения возникающих вопросов, суждений, аргументов «за» или «против».

При необходимости фиксировать значительные объемы информации можно использовать ксерокс, при этом на полях следует крайне лаконично обозначить суть информации, что облегчит дальнейшую работу (не забывайте на каждой отксерокопированной странице указать все выходные данные источника).

В процессе сбора материала целесообразно для каждой главы завести отдельную папку для облегчения его систематизации.

При изучении литературы не следует стремиться только к заимствованию материала. Необходимо осмыслить найденную информацию, при этом целесообразно письменно фиксировать свои размышления. Этот процесс должен продолжаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания цитируются дословно либо излагаются своими словами. После каждого цитирования, использования фактических и статистических данных обязательна ссылка на автора и источник: название, место издания, год издания, номер страницы.

Любой источник, на который ссылается автор дипломной работы, должен быть внесен в библиографический список.
Сбор и анализ практического материала

Практический материал для квалификационной работы обучающийся собирает в основном во время преддипломной практики. Эффективность сбора практического материала в значительной степени зависит от того, насколько выпускник понимает предмет своего исследования.

К числу основных материалов, которые необходимы для выполнения дипломной работы, относятся уставы, положения, договоры органов государственной власти и местного самоуправления; учредительные документы и устав организации (копия); договоры (с приложениями); решения судов, материалы гражданских и уголовных дел; статистические данные и отчеты, сведения об организационной структуре; другие данные, необходимые для максимально полного раскрытия темы квалификационной работы.

Ссылки на практические материалы судебных и правоохранительных органов даются в работе с согласия руководителя соответствующего учреждения. С их разрешения в случае необходимости проводятся социологические исследования в правоохранительных органах и учреждениях ФСИН России.

Кроме того, можно использовать результаты правоприменительной практики, опубликованные в таких юридических журналах, специальных изданиях, как «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации», на информационном портале «КонсультантПлюс» и др.

При сборе и обобщении материалов практики следует отбирать не только отрицательные, но и положительные факты; критически оценивать теорию и сложившуюся практику. Однако критика должна быть объективной. Отстаивая свою точку зрения, выпускник должен обосновать ее, проявить корректное отношение как к ученым-теоретикам, так и к практикам.

Перед тем как приступить к изучению и обобщению практики, полезно составить программу, отметив в ней, что надо выяснить по материалам практики, конкретным гражданским, уголовным, административным делам, другим материалам правоприменительных органов. Желательно согласовать эту программу с научным руководителем.

Целесообразно изучать правоприменительную практику не в одном, а в двух и более регионах с обязательным сопоставлением с общероссийской, что позволит сделать более глубокие аргументированные выводы.
Использование в квалификационной работе научных достижений

Квалификационную работу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений, имеющегося практического опыта.

Слушателю (студенту), приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами исследования, что позволит ему провести системный анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практически выводы.
2.2.5. Составление плана квалификационной работы

После предварительного ознакомления с литературой по теме дипломной работы и выяснения ее основных проблемных вопросов можно приступить к составлению плана работы.

План квалификационной работы представляет собой составленный в определенном порядке, наряду с введением и заключением, перечень глав и развернутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе.

Правильно составленный план служит основой в подготовке дипломной работы, помогает систематизировать научно-теоретический, методический и практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Предварительный план квалификационной работы выпускник составляет самостоятельно, обсужден с научным руководителем, который затем его утверждает.

Согласно традиционной структуре, ВКР должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть 2 – 3 параграфа.

План квалификационной работы имеет динамичный характер: в процессе работы он может уточняться, могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.

Что можно использовать в качестве вспомогательного плана? Идеально подойдут методические рекомендации, глава из учебника или монографии, статьи нормативного акта (например, в работе «Договор купли-продажи» достаточно раскрыть соответствующие нормы ГК РФ и составить по ним план).

При составлении плана необходимо помнить о том, что заглавие разделов и параграфов должны точно отражать содержание изложенного в них материала, они не могут сокращать или расширять объем заложенной в конкретной главе или параграфе смысловой информации. Каждое заглавие должно быть, по возможности, коротким, но излишняя лапидарность нежелательна. Чем короче заглавие, тем он шире по своему содержанию. Недопустимо, чтобы заголовок пункта плана совпадал с названием работы.
2.2.6. Осмысление собранного материала и написание работы

На этом этапе проводится анализ фактов, обобщение полученных результатов, формулируются основные идеи, положения, выводы.

Это наиболее сложный этап подготовки ВКР. Имеется несколько методических приемов изложения материала. Наиболее часто используются следующие из них:

  • строго последовательный;

  • целостный (с последующей обработкой каждой главы);

  • выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Строго последовательное изложение материала выпускной работы требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил полностью один раздел, он не может переходить к следующему. Однако для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не будет найден лучший из них.

Целостный прием требует на подготовку чистовой рукописи значительно меньше времени, так как сначала пишется вся работа вчерне, с формулированием основных идей и положений, затем производится ее обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение часто применяется при написании дипломных работ. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить основные ее положения с научным руководителем.

Черновой вариант работы целесообразно оформлять на одной стороне листа. Это позволит разрезать лист для вклейки новых положений, что удобно и для замечаний научного руководителя.




страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: