NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации Рязань 2012 Составитель: Галина Борисовна Серёгина, заведующая отделом мба и эдд



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека

имени Горького»

Организация электронной доставки документов

в библиотеках области
Методические рекомендации

Рязань 2012

Составитель: Галина Борисовна Серёгина, заведующая отделом МБА и ЭДД

Организация электронной доставки документов в библиотеках области: Методические рекомендации / ГБУК РО «Библиотека им. Горького»; сост. Г. Б. Серёгина. – Рязань, 2012. – 7 с.


Оглавление


1. Введение………………………………………………………………..4
2. Понятие «Система электронной доставки документов»………………4
3. Технология выполнения ЭДД………………………………………..5
4. Как разместить заказ на необходимый документ……………………6
5. Как получить заказанный документ по системе ЭДД………………6
6. Заключение…………………………………………………………….6
Литература………………………………………………………………...6

Приложение. Электронные адреса служб электронной доставки

документов…………………………………………………………………7


  1. Введение


Обеспечение доступа к информации – это одна из основных задач библиотек. Однако, в последнее десятилетие её выполнение осложнилось рядом обстоятельств, среди которых: неприемлемо длительные сроки получения первоисточников по системе МБА; переход от существовавшей ранее жесткой централизации сбора печатной продукции и комплектования библиотек к их, по сути, «самообеспечению»; резкое сокращение потока поступлений по системе контрольного обязательного экземпляра; возрастающий объем публикаций (их число удваивается сейчас каждые восемь лет). Эти причины приводят к неполноте фондов, в то время как требования читателей к библиотечным коллекциям возрастают. Далеко не всегда можно получить в библиотеке необходимые первоисточники, информация о которых легко доступна, благодаря возможности поиска в библиографических базах данных (БД), на оптических компакт-дисках и доступных в сети Интернет. В любой библиотеке недостаточно ресурсов для удовлетворения информационных запросов читателей. Поэтому библиотеки испытывают потребность в обмене ресурсами. На сегодняшний день наиболее востребованной и разработанной системой обмена ресурсами и предоставления их удаленным пользователям является система электронной доставки документов (ЭДД).
2. Понятие «Система электронной доставки документов»
Электронная доставка документов – это программно-технологический комплекс для обеспечения оперативного доступа читателей к библиотечным фондам, основанный на преобразовании потока запросов в форме вторичной информации в полнотекстовую.

Электронная доставка документов (ЭДД) – одна из наиболее стремительно развивающихся информационных услуг. Основное влияние на развитие ЭДД оказывают: распространение глобальных информационных сетей, такие технологические новшества, как системы интерактивного дистанционного информационного поиска, совмещенные с электронными системами заказа копий документов, автоматическая обработка запросов, средства хранения информации, технические и программные средства сканирования и распознавания текста.

ЭДД превращается в один из важнейших способов библиотечно-информационного обеспечения, развивая деятельность служб сигнальной информации и поиска в базах данных, вытесняя традиционный межбиблиотечный абонемент (МБА), что особенно актуально для удаленных пользователей.

Электронная доставка документов дает возможность заказать электронную копию печатных документов из фондов библиотек, а именно:

- статей из журналов и сборников;

- фрагментов из книг объемом не более 20 страниц.

(Материалы из документов, находящихся в фонде редких и ценных изданий, сканированию не подлежат).


  1. Технология выполнения ЭДД



Доставка копии

заказчику

Изготовление

копии

Получение заказа

на копию

П

О

Л

Ь

З

О

В

А

Т

Е

Л

Ь
Схема функционирования системы ЭДД в целом напоминает традиционный МБА. Пользователь производит поиск в БД (или иным способом узнает о необходимом ему источнике), передает заказ в службу ЭДД, которая выполняет электронное копирование и пересылает ее заказчику.

Общая логическая схема электронной доставки документов:





Служба ЭДД

Обработка

заказа




Любая библиотека может стать посредником в получении электронных копий для своих читателей, если: а) имеет выход в Интернет, электронную почту, принтер; б) может решить ряд организационных вопросов с библиотеками, предоставляющими электронные копии. Электронные контактные адреса библиотек приведены в приложении.
4. Как разместить заказ на документ
Заполненный электронный бланк-заказ пересылается в библиотеку по электронной почте. На бланке-заказе необходимо сделать пометку: электронная копия. В течение нескольких часов, если это рабочее время, вы получите ответ на запрос с информацией о принятии, отклонении или уточнении заказа, а также информацию о сроках и особенностях его выполнения.
5. Как получить заказанный документ по системе ЭДД
Электронная копия заказанного документа высылается по электронной почте. После получения электронной копии заказанного документа нужно информировать об этом библиотеку.
6. Заключение
В наше время библиотека, какой бы она ни была, может признать, что не имеет ни финансовых, ни физических возможностей, чтобы собрать у себя все публикации (как в традиционной, так и в электронной форме). Поэтому развитие электронной доставки документов становится одним из важнейших направлений в нё работе.


Литература.
1. Положение о национальной системе межбиблиотечного абонемента и доставке документов Российской Федерации [Текст] / сост.: О. Ф. Бойкова, Л. С. Власова, Н. О. Ерохина. - М., 2003.
2. Электронная доставка документов в библиотеки области на базе МБА [Текст] / Смоленская областная научная библиотека. – Смоленск, 2003.
3. Дементьева, Е. В. Электронный межбиблиотечный абонемент – основа для равноправного информационного обмена в будущем и настоящем / Е. В. Дементьева // Научные и технические библиотеки. – 2003. - № 4. – С. 92-97.

Приложение


Электронные адреса служб электронной доставки документов:





Название организации


Электронная почта


Рязанская областная универсальная научная библиотека им. Горького
Российская государственная библиотека (РГБ)
Российская национальная библиотека (РНБ)
Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ)
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ)

mba@library.ryazan.su

mba.ryazan@yandex.ru
mba@rsl.ru

mba@nlr.ru

mba@shpl.ru

edd@shpl.ru

mba@libfl.ru

edd@libfl.ru





страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Методические рекомендации Рязань 2012 Составитель

Методические рекомендации: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.