NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

выпускная квалификационная работа

для студентов

специальности 080507 – «Менеджмент организации»

Уфа 2013

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

выпускная квалификационная работа

для студентов

специальности 080507 – «Менеджмент организации»

Уфа 2013

Составители: Е. Ю. Бикметов, Ю. В. Науразбаева, М. В. Шестернина, Ф. Ф. Нафиков, Л. Г. Колмаков, Е. В. Кузнецова, Г. С. Латыпова
УДК 005(07)

ББК 65.290-2(я7)

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Е. Ю. Бикметов, Ю. В. Науразбаева, М. В. Шестернина, Ф. Ф. Нафиков, Л. Г. Колмаков, Е. В. Кузнецова, Г. С. Латыпова, – Уфа, 2013. – 81с.

Сформулированы основные цели, задачи дипломного проектирования. Определены содержание, методика и организация выполнения выпускной квалификационной работы, регламентирован ее объем, содержание и структура, указан порядок выполнения для студентов, обучающихся по специальности 080507 – «Менеджмент организации».

Рецензенты: д-р. экон. наук, проф. Амирханова Л. Р.,

д-р. экон. наук, проф. Гилева Т. А.


© Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2013


Содержание


1. Общие положения

4

    1. Общие требования к выпускной квалификационной работе (ВКР)


4

1.2. Объекты, цели, задачи и типы ВКР

9

1.3. Примерная тематика ВКР

12

1.4. Требования к ВКР и критерии ее оценки

14

1.5. Поощрение авторов лучших выпускных работ

15

2. Структура и содержание ВКР

16

2.1. Общая структура и объем ВКР

16

2.2. Содержание ВКР

23

3. Оформление и защита ВКР

72

3.1. Комплект документов к ВКР

72

3.2. Требования к оформлению ВКР

73

3.3. Нормоконтроль ВКР

73

3.4. Руководство ВКР и отзыв руководителя

74

3.5. Рецензирование ВКР

75

3.6. Защита ВКР

76

Список литературы

79


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Общие требования к выпускной квалификационной работе (ВКР)
Как известно, ведущей функцией менеджера выступает разработка и реализация эффективной управленческой стратегии, ориентированной, с одной стороны, на получение максимальной прибыли при минимальных затратах, а с другой стороны, на социальные и нравственные последствия принимаемых решений. В связи с этим актуализируется теоретическая и практическая подготовка образованных менеджеров, способных проявлять профессионализм и компетентность в широком спектре экономических, организационных, психологических, технологических, технических, социологических и правовых вопросов, а также обладающих деловыми и нравственными качествами, позволяющими им осуществлять свою деятельность в условиях экономики знаний и инноваций, гражданского общества.

Итоговым и важнейшим этапом подготовки специалиста, как известно, выступает выпускная квалификационная работа (ВКР). Она представляет собой результат самостоятельных научно-исследовательских, творческих усилий выпускника по освоению теории и практики управленческой деятельности с присвоением квалификации «менеджер» по специальности 080507 – «Менеджмент организации». Выпускная работа важна как итоговый элемент аттестации, т. к. будущие менеджеры моделируют в ней свои первые управленческие решения применительно к реальным организациям. В идеале, в выпускной квалификационной работе необходимо обеспечить гармоничное сочетание теоретических положений и эмпирического материала.

Выполнение выпускной работы и ее публичная защита преследуют достижение следующих целей: систематизация, углубление и расширение теоретических знаний по основным функциональным зонам менеджмента; применение знаний и навыков работы с информационными источниками; овладение аналитическими, графическими, социологическими и статистико-экономическими методами научного исследования; приобретение практических умений в области управления конкретной организацией; развитие аналитических и творческих способностей, инициативности и работоспособности; овладение искусством самостоятельного принятия решений, навыками ораторского мастерства и подготовки эффективных презентаций.

ВКР тесно связана с преддипломной практикой. На основе конкретных материалов, собранных по месту прохождения практики, студенты проводят анализ и на основе полученных результатов разрабатывают практические рекомендации по своей теме. В ходе преддипломной практики, а также в процессе выполнения и защиты работы будущий менеджер должен проявить готовность к таким видам деятельности, как управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная. Готовность менеджера к самостоятельной профессиональной деятельности определяется следующими показателями:

а) способностью поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умением использовать для их решения методологию, теоретические знания и методы изученных им наук;

б) способностью находить нестандартные решения типовых задач или умением решать нестандартные задачи;

в) способностью к проектной деятельности в профессиональной сфере, знанием принципов системного анализа, идентификации и типологизации объектов, умением строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных технических и социально-экономических явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

г) умением проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;

д) знанием современные методов социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ПК;

е) умением профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях;

ж) умением разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального решения, исходя из критериев социально-экономической эффективности, экологической безопасности и общественной значимости;

з) умением разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ;

и) умением применять методы научной организации труда и организационного проектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;

к) владением навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, умением использовать средства организационной и вычислительной техники;

л) владением методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития;

м) готовностью на рациональном и эмоциональном уровне к изменению вида и характера деятельности.

ВКР представляет собой комплексную работу, позволяющую студенту проявить, а Государственной аттестационной комиссии оценить уровень соответствия знаний, умений и навыков, полученных студентом во время обучения в университете, требованиям обязательного минимума, установленного Государственным образовательным стандартом [1] высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации», готовность выпускника к самостоятельной работе на предприятиях (в учреждениях, организациях) различных организационно-правовых форм и форм собственности в производственной и непроизводственной сферах деятельности.

В процессе выполнения ВКР студент использует свои знания по фундаментальным, гуманитарным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также опыт, приобретенный в период производственных практик, курсового проектирования.

При постановке и решении задач ВКР студент должен:

– творчески применять теоретические и методологические положения освоенных дисциплин, в частности менеджмента, маркетинга, теории организации, управления персоналом и др.;

– грамотно использовать необходимые нормативно-методические материалы;

– умело применять экономико-математические методы, методологию системного анализа, методы и приемы финансового анализа, прогнозирования, экспертные методы;

– правильно, в соответствии с установленными требованиями выполнять необходимые расчеты, подготавливать плановую, учетно-отчетную и другую документацию;

– соблюдать и эффективно применять действующее законодательство, относящееся к теме ВКР;

– знать основные публикации, нормативные документы по теме ВКР, находить и применять наиболее эффективные проектные решения организационно-управленческого, финансово-экономического и иного характера.

ВКР является самостоятельной работой будущего менеджера, в которой он должен проявить умение самостоятельно выявлять проблемы, относящиеся к объекту исследования, формулировать цели и задачи, находить и обосновывать эффективные варианты их решения. В общем виде цель ВКР заключается в том, чтобы на основе анализа существующего состояния объекта выявить в нем проблемы, разработать проект желаемого объекта (желаемого его состояния) и комплекс мероприятий по практической реализации предлагаемых решений. Другими словами, необходимо разработать такой проект объекта и такой комплекс мероприятий по его реализации, который позволил бы решить выявленную проблему (например, существенно улучшить состояние, функционирование предприятия или его подразделения или создать новое эффективное предприятие).

В процессе выполнения ВКР необходимо четко определить, на какие вопросы и какие ответы дает работа, какова совокупность всех полученных результатов, какие из результатов являются новыми, а какие – заимствованными, что изменится, что будет получено при осуществлении рекомендаций на практике, какие показатели деятельности предприятия (его подразделения, или направления деятельности) улучшатся, насколько убедительны, достоверны аргументы, доказывающие реальность и эффективность предлагаемого проекта и программы его практической реализации.

В содержании ВКР необходимо раскрытие материала, сообразуясь со следующими показателями: постановка и обоснование проблемы, указание цели, задач исследования, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулирование гипотез, обоснование и характеристика используемых методов сбора первичной информации. Методологическую часть можно представить как логическую цепь последовательных операций можно схематично представить следующим образом: проблема Þ цель Þ задачи Þ объект Þ предмет Þ основные понятия Þ гипотезы.

Проблема – это объективное противоречие, которое реально существует в ходе функционирования и развития исследуемого объекта. Для студента важно понимание проблемной ситуации, которая проявляется как отражение проблемы в сознании людей, требующее активизации их усилий для своего разрешения.

Цель исследования логически «вытекает» из понимания проблемы – разрешение проблемной ситуации (или ее прояснение) с помощью данного исследования.

Задачи исследования – конкретные планы исследования, реализация которых в совокупности позволит достичь цели.

Объект исследования – это та часть социальной реальности, на познание которой направлены исследовательские усилия.

Предмет исследования содержит в себе свойства объекта, которые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотеза, как известно, должна удовлетворять следующим требованиям. 1. Не противоречить основным теориям, истинность которых в данной области уже доказана. 2. Не противоречить известным и проверенным фактам. Однако эти факты, в свою очередь, должны быть просмотрены и перепроверены при изменении условий. 3. Быть доступной для проверки в процессе исследования. 4. Включать возможность быть подвергнутой логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. В соответствии с целью и основными гипотезами формулируются и задачи исследования.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы изучение литературы и специальных материалов (документов) должно носить целенаправленный характер. Обзор литературы и действующих нормативных документов должен быть достаточно полным. Необходимо критически, но уважительно подходить к идеям, предложениям, рекомендациям, содержащимся в публикациях по теме ВКР, видеть в них рациональные, конструктивные моменты, которые могут быть использованы в ВКР.
1.2. Объекты, цели, задачи и типы ВКР
Объектом ВКР, в самом общем смысле, является деятельность (система деятельности) работников предприятия (организации, учреждения). Именно процессы и системы деятельности (их технологические, экономические, социальные аспекты, компоненты) являются тем, что подлежит анализу (исследованию) и проектированию в рамках ВКР.

Объекты исследования весьма разнообразны. Объектом исследовательской работы может быть подразделение предприятия, все предприятие в целом, а иногда и группа предприятий (например, финансово-промышленная группа). Само предприятие (по характеру основной его деятельности) может быть научной организацией – НИИ, КБ и др. (выполняющей научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы), производственным предприятием, торговым предприятием, банком, инвестиционным фондом, биржей и др. Объектами ВКР могут быть и государственные учреждения, предприятия (например, налоговая инспекция, таможня, пенсионный фонд и др.). Наиболее распространенными объектами ВКР являются производственные и торговые предприятия, а также финансово-кредитные учреждения (банки).

Основными рассматриваемыми в работе компонентами, аспектами предприятия являются: продукция (работы, услуги); потребители, спрос, рынок, конкуренция; маркетинговая деятельность предприятия; производственная (оперативная) деятельность (собственно производство); технологический процесс и система производства продукции (выполнение работ, оказание услуг), объемы производства, издержки производства; финансовая деятельность предприятия; инвестиционная деятельность предприятия; организация деятельности предприятия, его организационная структура; система управления предприятием в целом, отдельными направлениями его деятельности или подразделениями; правовое обеспечение деятельности предприятия; кадровая политика на предприятии; показатели и резервы повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

Основные цели ВКР:

а) систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности;

б) развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов в ВКР;

в) определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач менеджмента.

Для достижения поставленных целей студент в процессе выполнения ВКР должен решить следующие задачи:

а) обосновать актуальность выбранной темы;

б) изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную литературу по избранной теме;

в) собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа;

г) изыскать свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

д) провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

е) сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия;

ж) оформить ВКР в соответствии с нормативными требованиями.

ВКР может иметь прикладной или теоретический характер. Прикладной характер работы предполагает ориентацию на выявление и анализ управленческих проблем на конкретном предприятии (организации) с соответствующим экономическим обоснованием предлагаемых решений. Объектом исследования могут быть также и межорганизационные формы бизнеса.

В том случае, когда выпускные работы носят преимущественно прикладной характер и выполнены на базе обследования конкретного объекта (фирма, предприятие, учреждение и др.), в их содержании должны быть приведены фактические данные и обобщенные результаты проведенного исследования.

Теоретический характер работы предполагает выявление и анализ проблем менеджмента в фундаментальном приближении. Выпускающим кафедрам при утверждении тем ВКР рекомендуется выдерживать количество работ теоретического характера в пределах 10% от общего числа работ.

В ВКР могут использоваться различные методы моделирования для решения как хорошо формализованных в математических категориях задач, так и слабо структурированных задач, выраженных на естественном языке и решаемых эвристическими средствами.

При выполнении студентом работы преимущественно теоретической направленности должны содержаться методологические подходы к возможному эмпирическому исследованию данной проблемы, а также описание этапов, процедур данного преимущественно теоретического исследования. В работе методологической направленности должны содержаться самостоятельные результаты работы студента хотя бы по одному из направлений, связанных с определением (уточнением) области применения того или иного метода, уточнением или выработкой принципов его применения, разработкой методики использования данного метода, совершенствованием метода или его разработкой. Использование предлагаемых в работе методических приемов обязательно должно быть проиллюстрировано на конкретном материале в решении содержательных задач.

Преимущественная направленность ВКР (теоретико-познавательная, методологическая) определяет лишь расстановку акцентов на тех или иных исследовательских задачах, но не освобождает студента от необходимости наличия в тексте всех указанных выше блоков исследования. В случае, если работы носят преимущественно теоретический характер и посвящены решению конкретной научной задачи, то их основным содержанием должно явиться развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть довольно узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных исследований состоит в решении частных вопросов уже достаточно апробированных концепций. Теоретические темы носят прежде всего характер поисковых, исследовательских работ. Цель выполнения работ такого рода – развитие у будущего специалиста навыков самостоятельного теоретического исследования. Узкая тема должна прорабатываться более глубоко и детально, с привлечением большого количества источников и литературы, проведением сопоставительного анализа и обобщения накопленных фактов.
1.3. Примерная тематика ВКР
Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого производства, научной специализацией кафедры и ее преподавателей. ВКР является продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах и в период производственных практик.

В настоящее время возрастает значение творческой составляющей в деятельности менеджера, управление приобретает признаки исследования. На смену администратору приходит творческий работник, умеющий выявлять, идентифицировать и анализировать проблемы, способный принимать эффективные решения в нестандартных ситуациях. Это обстоятельство должно учитываться при выполнении ВКР.

Примерная тематика ВКР разрабатывается и утверждается кафедрой менеджмента и маркетинга. Тема ВКР может быть предложена и самим студентом при наличии соответствующего обоснования возможности и целесообразности его выполнения. Тема ВКР должна соответствовать направлению профессиональной подготовки студента.

Выполнение ВКР по специальности «Менеджмент организации» ведется по следующим основным направлениям.

Управление предприятием

  1. Пути и средства повышения эффективности управления организацией

  2. Совершенствование (организация) информационного обеспечения управления предприятием

  3. Совершенствование технологий управления предприятием

  4. Организация управления фондовой (товарной) биржей

  5. Анализ и проектирование структуры системы управления предприятием

  6. Совершенствование системы контроля на предприятии

  7. Совершенствование технологий разработки управленческих решений в организации

  8. Пути повышения эффективности и качества управленческих решений

  9. Компьютерные технологии в разработке управленческих решений

  10. Нормирование деятельности в организации управления

  11. Решение конфликтных ситуаций (на примере фирмы, банка и др.)

  12. Пути повышения конкурентоспособности фирмы

  13. Оценка и анализ организационной культуры

  14. Формирование и развитие корпоративной культуры

  15. Прогнозирование развития предприятия

  16. Разработка системы управления маркетингом предприятия

  17. Управление коммуникациями

  18. Управление организационным развитием

Управление персоналом

  1. Анализ и проектирование системы управления персоналом в организации

  2. Управление мотивацией персонала

  3. Управление трудовой карьерой

  4. Организация информационного обеспечения процессов управления персоналом на предприятии

  5. Кадровое планирование

  6. Управление конфликтами в трудовых коллективах

  7. Регулирование социально-психологических факторов эффективности деятельности фирмы

  8. Анализ и проектирование системы аттестации персонала

  9. Управление системой найма персонала

  10. Повышение конкурентных преимуществ за счет улучшения использования кадрового потенциала

Инновационный менеджмент

  1. Развитие инновационного потенциала фирмы

  2. Инновационная стратегия предприятия

  3. Инновационная деятельность предприятия

  4. Система прогнозирования и планирования инноваций на предприятии

  5. Распределение ролей в инновационной деятельности

  6. Инновации в управлении

  7. Риск и гарантии в инновационной политике

Управление инвестиционными проектами

  1. Разработка и экономическое обоснование инвестиционных проектов

  2. Эффективность инвестиционной деятельности

3. Разработка и управление инвестиционным проектом по перспективному развитию фирмы

Стратегический менеджмент

  1. Анализ кризисных тенденций в деятельности предприятия

  2. Разработка стратегии развития предприятия

  1. Проектирование диверсификации деятельности предприятия

  2. Стратегический анализ внешней среды организации

Управление качеством

  1. Проектирование системы управления качеством продукции (работ, услуг)

  2. Совершенствование системы качества труда в организации

  3. Порядок проведения аудиторского контроля качества труда

  4. Выявление резервов повышения качества продукции (работ, услуг)

  5. Культура управления качеством в организации


1.4. Требования к ВКР и критерии ее оценки
ВКР должна показать уровень теоретической подготовки студента, умение анализировать, обобщать первичный материал предприятия, критически оценивать экономическую литературу.

ВКР аттестуется с оценкой «отлично», если в ней: а) показана актуальность, практическая значимость проблемы; б) изложены взгляды ведущих специалистов по данной проблеме, использован достаточно широкий круг специальной литературы; в) представлена логика, методология выполнения ВКР; г) собраны, систематизированы и проанализированы первичные материалы по теме ВКР; д) проведены самостоятельные работы, имеющие принципиальное значение для выполнения ВКР; е) на основе анализа фактического материала и других источников сделаны аргументированные выводы, теоретические обобщения, изложено собственное отношение к решаемой проблеме; ж) содержатся обоснованные проектные решения, практические рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия (подразделения).

Оценка ВКР снижается на 1-2 балла если:

а) требования, предъявляемые к работам, оцениваемым на «отлично», не выполнены в той или иной мере;

б) хотя бы отдельные вопросы (разделы) не изложены или изложены поверхностно, без должного обоснования.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае если:

а) работа содержит грубые теоретические ошибки или поверхностную аргументацию по основным положениям темы;

б) вместо теоретического освещения вопросов, подтвержденных большим количеством фактического материала, в работе приводится поверхностное описание фактов, примеров, почерпнутых из известных источников.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если не раскрыты в полной мере выше перечисленные требования и дипломник не смог показать знание основных положений ВКР. Указанная работа полностью перерабатывается в сроки, устанавливаемые кафедрой менеджмента и маркетинга по согласованию с деканатом, и защищается в следующем учебном году.
1.5. Поощрение авторов лучших выпускных работ
Лучшие работы по решению кафедры направляются на региональные и всероссийские конкурсы студенческих работ. Решением ГАК авторам лучших работ, имеющих научную новизну, может быть дана рекомендация для поступления в аспирантуру.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР
2.1. Общая структура и объем ВКР
ВКР прикладного характера состоит, как правило, из введения, теоретической части, аналитической части, проектной части, экономической оценки результатов ВКР, специальной части, заключения, списка использованной литературы, приложения (при необходимости).

Возможен иной подход к структурированию ВКР. Логика проведения исследования предполагает после введения, раскрытие содержания аналитического раздела (описание объекта – организации, внутренней и внешней среды менеджмента, направлений деятельности, продукта, выявление, диагностика связанных с этим проблем). Это – самостоятельный экономический, правовой, финансовый и статистический анализ собранного материала.

Затем в работе следует проектный раздел, в котором разрабатываются рекомендации, решения выявленных проблем. Следующий раздел посвящен разработке технологии реализации предлагаемых решений, менеджерскому (экономическому, социальному, технологическому, правовому, психологическому, информационному) обеспечению внедрения разработанного проекта. Затем пишется заключение, оформляется список использованной литературы.

Таким образом, выпускная квалификационная работа должна иметь следующую структуру:

Содержание

В нем следует привести названия всех глав и параграфов работы с указанием страниц, на которых они располагаются.

Введение

Это вступительная часть ВКР, которая содержит обоснование теоретической и практической актуальности темы для предприятия, определение цели и задач исследования, гипотезы, объекта, предмета, краткую характеристику использованной литературы и ограничения (в ограничениях автором обосновывается отказ от освещения тех или иных проблем, которые по логике исследования могли находиться в данной работе, но не включены из-за ограниченных возможностей объема ВКР), краткое описание структуры ВКР.

Объем введения – до 5 страниц.

Теоретическая часть (теоретические и методические основы изучения проблемы)

Данный раздел должен обеспечить теоретическую основу для выполнения второго и третьего разделов.

Теоретическая часть излагается на основе фундаментальных знаний, полученных студентами при изучении дисциплин учебного плана. Она содержит общие понятия, положения, принципы, относящиеся к объекту анализа и проектирования, а также методические положения, принципы (рекомендуемые наукой, выработанные практикой), используемые для анализа и проектирования объектов данного рода (типа).

Традиционно данный раздел посвящается теоретическому обоснованию тематической проблематики, в рамках которой представляется методология и методика исследования. Раскрываются взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы. Приводится анализ степени изученности исследуемой проблемы.

Аналитическая часть (анализ изучаемой проблемы в организации)

Содержит описание (характеристику) и результаты анализа объекта исследования. Анализ существующего объекта (его состояния) должен заканчиваться: а) четкой констатацией всего того, что вполне удовлетворительно, и того, что неудовлетворительно; б) четкой постановкой всех актуальных задач, перспективных направлений совершенствования данного объекта. Все выявленные задачи (направления) совершенствования объекта могут быть представлены в виде древовидной схемы целей, задач (направлений) совершенствования данного объекта.

При этом в совокупности всех задач необходимо четко различать два типа задач: 1) профессиональные задачи менеджера, т. е. задачи, решение которых обеспечено профессиональной подготовкой дипломника и 2) задачи технического и иного характера, выходящие за рамки профессиональной подготовки менеджера по специальности «менеджмент организации». Задачи второго типа должны решаться специалистами в соответствующих областях техники, технологии. Дипломник же может лишь обозначить, дать исходную предварительную постановку таких задач, вытекающую из результатов финансово-экономического и организационно-управленческого анализа.

В завершении второй части автор работы делает конкретные выводы.

Проектная часть (разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы)

Данный раздел включает в себя: а) проект (описание, характеристику) усовершенствованного или впервые создаваемого объекта с указанием и обоснованием всех основных показателей его (т. е. объекта) усовершенствования; б) комплекс мероприятий (программу работ) по созданию (осуществлению на практике) спроектированного объекта, по приведению объекта в желаемое состояние, по достижению целей, поставленных в ВКР.

Проект усовершенствования объекта представляет собой комплекс взаимосвязанных, согласованных друг с другом проектных решений, в совокупности определяющих объект проектирования. Содержащиеся в проекте сведения должны быть необходимы и достаточны для практической реализации спроектированного объекта (или, по крайней мере, для последующей разработки рабочего проекта объекта).

Проект усовершенствованного объекта состоит, в общем случае, из: а) заимствованных (в частности, типовых) проектных решений – известных решений, примененных дипломником. При этом эффективность одних заимствованных решений может быть уже подтверждена практикой их использования, а эффективность других заимствованных решений еще не проверена на практике, но обоснована самим дипломником; б) новых оригинальных (неизвестных ранее) решений, предложенных самим дипломником.

Деятельность по совершенствованию существующего (или созданию нового, не существовавшего ранее) объекта предполагает выполнение определенного комплекса работ (мероприятий) и требует времени и средств. Формирование комплекса работ по совершенствованию объекта (в соответствии с его проектом), определение длительности, сроков, исполнителей, средств, необходимых для выполнения комплекса работ – одна из важнейших задач ВКР. Указанные задачи решаются в одном из разделов ВКР (такой раздел может быть назван «Программа работ по совершенствованию ... (указывается объект)» или «Формирование (разработка) программы (плана) работ (мероприятий) по совершенствованию...»).

Экономическая оценка ВКР предполагает рассмотрение затрат на реализацию, ожидаемую эффективность.

Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование. Рекомендации должны быть обоснованы с точки зрения социальной и экономической значимости.

Специальная часть

Является органично связанной с основной частью работы, но, в силу своей особенности, значимости выделяется как специальная часть ВКР. В специальной части обычно рассматривается такой вопрос или аспект выпускной квалификационной работы, который является дополняющим и специфическим по отношению к основным разделам, и, в тоже время, достаточно ёмким по объему (по количеству страниц).

Содержание спецчасти должно быть логически стройным, завершенным и соответствовать другим основным структурным частям работы и теме ВКР. Специальная часть может иметь следующую тематическую направленность: нормативно-правовое обеспечение проекта; маркетинговое обеспечение проекта; социологическое обеспечение проекта; безопасность и экологичность проекта и др. Возможны комбинации рекомендованных вариантов спецчасти. Рекомендуемый объем спецчасти ВКР составляет 10-15 страниц.

При раскрытии темы ВКР важна последовательность изложения проблем и явлений. Каждая часть (глава) должна обладать относительной законченностью, то есть должна содержать вводные фразы и завершающие предложения, в которых должны содержаться выводы по части (главе) и должны быть намечены переходы к следующей части (главе). Все разделы работы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого.

Таким образом, ВКР, относящаяся к существующему объекту (предприятию, подразделению предприятия, деятельности определенного вида или нескольких видов), в укрупненном виде будет иметь структуру, представленную на рис. 1.

Рис. 1. Примерная структура ВКР прикладного характера

Для работ, в основе которых лежит решение теоретических задач, структура изложения может принять следующий вид (рис. 2).


страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: