NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическое пособие «Место и роль игры в музыкально-творческом развитии младших школьников»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАЛАХТОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
« Место и роль игры в музыкально-творческом развитии

младших школьников».

Автор-составитель:

Т.Ф. Катаргина,

учитель музыки

МОУ «Балахтонская СОШ»


Село Балахтон

2010 год

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого - она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумного - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости, важнейшая союзница не только в воспитании детей, но и в обучении их.(7)
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительною деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. В трудной задаче - обучение., развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Таким образом «корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо еще К.Д. Ушинский отметил, что «учение» все взятое принуждением и силой вам едва ли будет способствовать созданию развитых успехов.

Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельности происходит обучение посредством самого действия.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»,- писал В.А. Сухомлинский.

А вот мнение автора экспериментальной методической системы, учителя-практика современной школы В.Ф. Шаталова: « В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье - во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».

Каковы же основные требования к игре и условиям ее проведения?

Психологические требования. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, учащиеся должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к обучению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся - характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры.

Требование социально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, обучение и сотрудничество участников игры.

Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получение определенного результата, представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знаниях, и обеспечивать возможность учащихся принимать рациональные и эффективные решения, приобретенные на занятиях, и при этом критично оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения.

Педагогические требования: Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности ее использования. Он определяет цели игры в соответствии с задачами учебного процесса, составляет некую систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры, при этом учитывает особенности класса игры и его членов. Преподаватель определяет цели и задачи игры, ее содержание и ход. Участники игры обеспечивают методическими материалами, игровыми заданиями, инструкциями, учебными пособиями, реквизитом и т.д. Педагогические требования подразумевают выявление оптимальных условий игры в учебном процессе.

Игра осуществляет несколько функций:

* мотивизационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательною деятельность учащихся);

* обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков);

* воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и др. );

* ориентирующую (учат ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимы средства для решения той или иной учебной задачи )

* компенсаторную (компенсируют отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни);

Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. Так, по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные и парные, групповые, коллективные. Первые нацелены на взаимодействие играющих с натуральными объектами, текстом, а последние три - также на взаимодействие с партнерами. По характеру и форме проведения выделяют игры: предметные, подвижные с вербальным компонентом; сюжетные и ситуационные, ролевые, игры соревнования, интеллектуальные игры (тесты, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.); игры - взаимодействия (коллективные), комплексные и др. По способу организации игры бывают: интеллектуально - моделирующие, письменные, на досках и др. По степени сложности выполняемых действий, различают простые и сложные игры, по длительности проведения - скоротечные и продолжительные.

Таким образом, следует отметить, что существующие многообразие учебных игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока при ведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание или как вариант проведения обобщающего урока.

Такова природа детства, которую характеризует повышенная эмоциональность и любознательность; стремление проверить, испытать свою силу и ловкость, желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему - то трудному, далекому и прекрасному. Игра всегда выступает одновременно как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой - игра всегда направлена на будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а так же для физической закалки развивающегося организма. Природа создала детские игры для всесторонний подготовке к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные; игры-драматизации, подвижные, спортивные ....

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.

*Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относятся также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

*Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют не явно. Они в нормах поведения воспроизводимых героев.

Рассмотрим в общих чертах характерные особенности различных типов игр:

Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания, они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условий цели, оговоренной в правилах. Характерная черта игр для детей начиная с 6-ти лет - появление четких правил, умение подчиняться им. Особенность подвижных игр младших школьников - их соревновательный, творческий коллективный характер.

Сюжетно- ролевые - в этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или развиваются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские.

Игры фантазии - представляют собой искание какого либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жестким кононом, а служит лишь конвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация касается не только текста, но и сценического действия.

Режиссерские игры – игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников игры. В таких играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования замыслов и совместных действий.

Дидактические игры - разновидность игр с правилами специально создаваемыми педагогикой (в т.ч. и народной) в целях обучения и воспитания. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным путем, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:

- предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы)

- настольно-печатные: игры основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого. Развивая логическое мышление, эти игры несут и важную познавательную нагрузку.

- словесные игры включают в себя большинство народных игр: игры - упражнения, игры-загадки, игры-предложения. Эти игры требуют определенного абстрагирования, в них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции; некоторые дидактические игры несут в себе воображаемую игровую ситуацию.

Дифференциация дидактической игры разделила ее на игры, используемые в целях обучения (собственно дидактическая игра и игровые приемы на уроках) и игры, обеспечивающие внеклассную воспитательную работу и досуг школьников, здесь встречаются практически все виды игр, развивающие детей морально, интеллектуально, физически, эстетически.

Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит во-первых от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр, во-вторых от того каким героям подражают дети, в третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и установления доброжелательных отношений.

Игры дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности в ее добросовестности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Игра - вид деятельности направленной на развитие способности к творчеству.

Изучение игры показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей. В ней они черпают образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Учитель является глубоко заинтересованным посредником творческого взаимодействия школьников с музыкальным искусством. Это позволяет ему избрать верные ориентиры в педагогическом руководстве музыкой, а значит, и в целом духовным развитием школьников на занятиях музыкой. Знать психологические особенности и возможности своих ребят для учителя музыки - значит быть ближе к достижению успеха в их музыкальном воспитании и образовании.

Возрастные особенности - специфические свойства личности, индивида, его психики, закономерно изменяющейся в процессе смены возрастных стадий развития. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, перцептивные, эмоциональные и другие характеристики индивида. В отличии от широко варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. Особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. (Психология: Словарь. - М:, 1990. - с.61).

По общей схеме периодизации детства, разработанной Л.С. Выгодским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным у детей от 6 до 10 лет формируется учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мнение, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательное воздействие взрослых.

Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей младшего возраста в единстве с сущего и должного. Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках.

Наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:

- моторная активность

- сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении)

- интеллектуально - волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективизация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделения себя из поля действий и т.д.)

- мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению)

- способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную (т.е. ценную не только для себя) деятельность, поведение, общение (включая учение и игру) во имя эффективного построения, регулирования и социальной (осмысляемой все больше и больше) оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественно появляются в «самостоятельности» детей этого возраста (т.е. деятельности, прежде всего для себя). Последующий показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется основными чертами общественно полезной деятельности.

Включение сложившихся у детей форм психической активности в учебную деятельность и общение в детском коллективе предполагают, с одной стороны, модификацию этих форм, с другой - рождение новых психических новообразований. Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом (другим человеком, задачами обучения) результате. Требуемый результат и есть социальная цель деятельности. Детям овладеть этой способностью трудно.

Степень, темп овладения ею характеризуют диапазон возрастных психологических особенностей учащихся младших классов, уровень психического развития детей. Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.

Действие в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигнутым результатом. Существует несколько способов педагогически эффективного воспитания таких качеств личности. Во-первых, психологи отмечают важность воспитания их через обнаружение или осознание школьником значимости цели. Во-вторых, техника формирования подобных качеств предполагает, что отдаленная и трудная цель деятельности в ходе работы «дробится» на промежуточные цели, в своей совокупности составляющие единую цель.

Нужно отметить, что в учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Осознанное социальное целепонимание формируется либо через целостное осмысление музыкального произведения, либо через включение общественных музыкальных знаний в контекст музыкального восприятия. При этом на основе мотивации может сформироваться ряд вариантов цели, подключение же ряда мотивов ведет к возрастанию обобщенности цели. Цель музыкальной деятельности как творческой деятельности школьников никогда не предшествует этой художественной деятельности ( в отличии от других форм учебных знаний детей в школе) . Она рождается в процессе деятельности и ее осмысления, переосмысления. ( Только во вспомогательных ситуациях анализа, работы над произведением цель может предшествовать музыкальному действию). Здесь отчетливо видна специфика музыкальной деятельности как художественной: в ней (имеется в виду настоящее музыкальное творчество, настоящая музыка) всегда цель возникает не до восприятия, а в конце его как результат осмысления целостного музыкального сочинения.

В конечном счете, возраст младших школьников в психологическом смысле можно охарактеризовать как возраст целеобразования. Данная выше характеристика возрастных психологических особенностей младших школьников дана в аспекте должного развития применительно к музыкальным занятиям в школе, что для педагога-музыканта является наиболее важным.

Укажем на объективно существующие способности «обычного» психологического облика младших школьников проявляющиеся в учебной практике :

* разносторонний, неорганизованный музыкальный опыт

* моторная «зажатость», «закрепощенность», особенно городских ребят

* недостаточная вокально-слуховая координация (иногда и двигательно-слуховая)

* преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху

* склонность к гедонистически окрашенным чувствованием

(гедонизм греч. - наслаждение)

* потребность в смене эмоциональных состояний (у младших школьников психологи отмечают своеобразную «импульсивность», бесконтрольность эмоциональных состояний)

* склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (со взрослыми, с персонажами произведений музыки)

* регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление, предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей)

* интерес к внешней форме (музыкальной, словесной), замещению форм, их «переодеванию» и т.д.

* интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно «привлекательных», важных причин

* личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах - звуковых, зрительных, двигательных и т.д.

Для педагогического руководства психическим развитием детей этого возраста может быть предложена формула, которая содержится уже в игре ребенка. Она включает в себя три звена:

1. усвоение социального опыта других детей и взрослых

2. обязательная актуализация индивидуального опыта

3. процесс их сопряжения

Суть психолого-педагогической техники учителя лежит в способах построения этого процесса: как сопоставление, как противопоставление с позиции перспективы роста учащихся, «рондообразного», «вариационного» или даже конкретного, конфликтного (если эмоционально-образный материал достаточно известен младшим школьникам из опыты).

Таковы общие сведение о возрастных психологических особенностях школьников, их педагогической регуляции в соответствии с содержанием уроков музыки.

Известно, что преподавание предметов эстетического цикла имеет свою специфику, заключающуюся в частности в том, что сам характер художественной деятельности, ее содержание обладают ярко выраженной воспитательной направленностью. Отсюда музыкальная педагогика формирует свое, специфическое понимание учебной деятельности.

Духовная деятельность связана не только с отображением событий, явлений окружающей жизни и осознанием их объективных качеств, но и с переживанием их ценности и значимости для человека. Вся духовная культура, в которой живет ребенок, пронизана светом общественных ценностей, сближающих людей, с которыми ребенок соприкасается. Искусство, выражая истинные ценности жизни, несет их все новым и новым поколениям. Донести их до школьников, сделать доступными для переживания детям - главное назначение педагогики искусства.

Детская игра - союзник учителя музыки на этом пути. Ведь именно в игре полнозвучно заявляет о себе неиссякаемая детская активность и эмоциональность. Направить эту активность в нужное духовное русло - долг и трудное дело музыканта - воспитателя.

Видный отечественный психолог Д.Б. Эльконин указывал, что детская игра является формой усвоения отношений людей. «Внутренняя сущность игры,- писал ученый,- заключается в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу». И за манипулятивной активностью малышей, и за детской игрой, выступающей в форме предметных действий, и за сюжетом ролевых и композиционных игр стоит мир общественного человека.

Этот мир окружающих ребенка общественных предметов, мир эмоционально значимых ценностей и смыслов человеческой личности.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: