NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методика изменения убеждений

Методика изменения убеждений


Автор: Кевин Хоган (Kevin Hogan)

Источник: Elitarium.ru

Дата публикации в источнике: 25 февраля 2005г.

Каким образом религиозные и политические организации осуществляют контроль за человеческим сознанием? Вот общая методика переориентации, идеологической обработки и/или "промывания мозгов", которая применяется в самых различных группах.

Каждый политик меньше всего заинтересован в том, чтобы у нас был широкий выбор возможностей и стилей поведения. Почему? Чем больше возможностей у нас есть, тем сложнее предсказать наши действия. Чем сложнее предсказать наши действия, тем меньше у него шансов убедить нас. Политик заинтересован в том, чтобы наше поведение было более предсказуемо. Человеку, знакомому с тонкостями убеждения, не составит труда применить свои знания и достичь поставленной цели, если он имеет дело с предсказуемыми людьми. К сожалению, многие люди, которые разбираются в процессе убеждения и умеют убеждать, не стремятся достичь взаимовыгодного результата.

Стремление переубедить человека, не считаясь с его ценностями и взглядами,≈ это ╚промывание мозгов╩. По мнению автора, ╚промывание мозгов╩ в таком понимании ≈ неэтично почти всегда. Но не всегда. Как и ╚этику╩, ╚промывание мозгов╩ нужно оценивать в контексте индивидуальных ценностей каждого человека. Поэтому вы не должны считать, что я навязываю вам собственное мнение. Окончательное решение остается за вами. А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с общей методикой переориентации, идеологической обработки и/или ╚промывания мозгов╩, которая проводится в самых различных группах.

Каким образом правительства, группы, религиозные и политические организации осуществляют контроль за человеческим сознанием? Я высоко ценю христианскую религию и с большим уважением отношусь к военному ведомству, именно поэтому я и предлагаю обратиться к примерам переориентации, взятым из этих областей. Хочу подчеркнуть, что моей целью не является подвергать критике какую-либо религию. Убеждения людей необходимо уважать, в противном случае общение окажется невозможным.

1. Осуществлять контроль над сознанием людей очень трудно, если люди находятся в привычном окружении. Для этого необходимо вывести человека из обычной обстановки на время или навсегда. Поступив на военную службу, человек проходит ╚базовую подготовку╩ и попадает в казармы. Это первый шаг к переориентации сознания новобранца. Очень скоро он усвоит новую систему ценностей, а пока он выходит из прошлого окружения и переходит в новое. Старый образ жизни, когда он возвращался с работы домой, очень быстро забудется. В новой среде ≈ общинный уклад. И это неслучайно: таким образом новобранец быстрее усвоит новые ценности.

Если бы после каждого дня базовой подготовки он возвращался домой и обсуждал происшедшее с семьей и друзьями, процесс идеологической обработки длился бы вечно. Новобранец должен общаться только с военными. После базовой подготовки новобранца переводят подальше от дома и друзей. Его домом становится армия.

Новобранец, неспособный адаптироваться к новому окружению (редкий случай, но такое бывает), подлежит увольнению. Человек, который отказывается работать в новом окружении, не станет хорошим солдатом, не будет подчиняться приказам и усваивать систему ценностей своего подразделения и военной иерархии. Такой человек опасен для армии.

Человек разочаровался в своей церкви и начинает поиски истины на стороне. Люди, ищущие истину, обычно идут в группу, в данном случае в церковь или иные религиозные организации.

Человек, который разочаровался в своей прежней группе и ищет новую, может стать жертвой манипуляции. В большинстве случаев переориентации (╚промывания мозгов╩) человеку говорят, чтобы он как можно чаще приходил в церковь, знакомился с новым вероучением (идеологическая обработка). Это необходимо, чтобы действовать в новом групповом окружении. У каждой церкви, секты или группы есть свой язык. Члены группы часто не имеют ни малейшего представления о том, что означают слова и понятия другой группы. (Например, если вы ≈ не католик, можете ли вы с уверенностью сказать, что такое ╚чистилище╩? Если вы не баптист или представитель смежной конфессии, можете ли вы дать точное определение того, что такое ╚восторг╩ в понимании баптиста? Если вы ≈ не мормон, можете ли вы объяснить, что такое ╚Небо небес╩? Если вы не буддист или индуист, можете ли вы с уверенностью сказать, что такое ╚дхарма╩? Чаще всего люди не понимают языка других групп. Это второе свойство переориентации и идеологической обработки.)

2. Язык ≈ это следующий связующий элемент между человеком и новой группой, в которую он попадает. Вернемся к нашему примеру с новобранцем в казарме. Здесь он не только приучается к новым условиям (подъем в одно и то же время каждый день, жизнь по распорядку, обед, ужин и отбой в одни и те же часы и т. д.), он осваивает новый язык людей, с которыми будет работать. Язык армии ≈ это военные звания, специфические обозначения уже известных и новых профессий, аббревиатуры и т. д. Это полная трансформация. И она необходима. Когда новобранец говорит о своей новой среде со старыми друзьями, они не понимают его так, как раньше. Он меняется. Он ≈ другой.

Оказавшись в другой группе или церкви, человек изучает язык этой группы. Чем больше времени он проводит в группе, тем быстрее он осваивает язык. Чем быстрее он осваивает язык, тем скорее он находит взаимопонимание с этими людьми. Когда он находит взаимопонимание с людьми, он начинает нравиться этим людям, и они нравятся ему. И наоборот, люди вне группы, которые не говорят на этом языке, не интересны новобранцу или новообращенному так, как его новые друзья. Люди вне группы чувствуют, что человек меняется. Им уже непросто общаться с ним. Он ≈ другой.

3. Следующий логический шаг на пути вступления нового члена в группу ≈ это отказ от прежних убеждений и ценностей (╚депрограммирование╩). Это делается очень тонко. Отказ от прежних убеждений необходим для перехода на следующий уровень. Вот как это происходит.

В армии, где угроза физического или эмоционального наказания может быть приведена в исполнение, депрограммирование осуществляется очень быстро. Сержант, который руководит строевой подготовкой солдат, становится доминантной родительской фигурой для каждого новобранца. Его настоящая мать осталась дома. Сержант ≈ это его новая ╚мать╩, нравится вам это или нет. Он может принимать произвольные решения и ждет от новобранцев полного подчинения каждому приказу. Теперь вы не можете самостоятельно решать, когда встать, когда лечь спать, когда пообедать и т. д. Старая установка снята. Тем самым готовится почва для новой программы. Армия угрожает наказанием, поэтому человек не может отказаться от выполнения приказов и идет на депрограммирование. Старые друзья ≈ больше не друзья для него. Он здесь, они ≈ там. Они никогда не придут в армию.

В другом групповом окружении (церковь или секта) угроза физического наказания, как правило, невелика (за некоторыми исключениями), в то время как угроза эмоционального наказания почти всегда очень высокая.

Один из наших друзей попал в религиозную группу, освоил ее язык и теперь постепенно подвергается депрограммированию. Человек приходит в группу не из-за каких-то определенных убеждений, а чтобы узнать что-то новое. Когда он узнает ╚истину╩, ему мягко и ненавязчиво дают понять, что старые друзья и близкие заблуждаются. Его убеждают в том, как много они теряют. Ему показывают, что некоторые из его прежних убеждений и ценностей расходятся с ╚истиной╩. Новообращенного обычно просят указать, где он поступал неправильно или был введен в заблуждение. От него требуют признать, что его прежние убеждения неверны. Это делается очень тонко. Самое главное то, что раньше он заблуждался, а теперь нашел ╚истину╩. Последняя и очень важная фаза депрограммирования ≈ это отказ от взаимоотношений вне религиозной группы. Человеку не говорят, что нужно навсегда отказаться от общения с такими людьми. Ему просто дают понять, что жить бок о бок со ╚злом╩ или с теми, кто делает ╚зло╩, опасно, поэтому общение с людьми вне группы требует большой осторожности.

4. Следующий шаг ≈ это заполнение образовавшихся пустот новыми убеждениями и ценностями, или ╚перепрограммирование╩.

У каждого из нас есть основные, базовые потребности. Каждому из нас нужна пища, одежда и жилье. Мы нуждаемся в безопасности. Мы нуждаемся в матери, реальной или воображаемой, т. е. в человеке, который заботится о нас и с которым мы связаны, независимо от того, чувствуем ли мы постоянную привязанность к нему. Когда человек расстается с матерью, супругом, близкими и/или друзьями, у него образуется пустое пространство, которое вскоре займет лидер новой группы либо ближайшие к человеку члены новой группы. Это нередко происходит уже на первой стадии.

Теперь на смену старым убеждениям приходят новые, на смену старым лидерам ≈ другие. ╚Истина╩ сменяет ╚вымысел╩. ╚Хорошее поведение╩ вознаграждается, чтобы тем самым приучить нового члена к послушанию.

Новобранец видит в сержанте отца, в сослуживцах ≈ людей, которые спасут ему жизнь в трудную минуту. Пока они будут лежать в окопах посреди пустыни, друзья и родные будут нежиться в теплой постели. Теперь сослуживцы ≈ его новая семья, которая пришла на смену ╚старой╩. Армейский корпус заменил все прочие организации. Теперь лучший друг новобранца ≈ это его сослуживец. Так должно быть, это необходимо для общей безопасности. К сожалению, уход человека со службы не меняет общей структуры его верований. Возвращение ╚на гражданку╩ становится тяжелым испытанием для бывших военных, поэтому они стараются оставаться в армии как можно дольше. Военный устав дает им ценностную ориентацию и заменяет все предыдущие ценностные доктрины.

Вернемся к примеру религиозной группы. Новичок все чаще встречается с членами общины. Происходит перепрограммирование: на смену старым ценностям и убеждениям приходит ╚истина╩. Уход от ╚истины╩ и возвращение к прошлому заслуживает самого большого наказания. Человеку внушают, что непростительно оставлять ╚истину╩ после того, как обрел ее. И он соглашается. Как правило, когда человек только вошел в новую группу, нет никакой необходимости применять к нему принуждение. ╚Истина╩ еще находится в стадии открытия, а не в стадии ╚разоблачения╩. Ценности и убеждения постепенно перестраиваются, и когда это происходит, очень трудно изменить их снова.

5. Наконец, ученики становятся учителями. Когда человек прошел переориентацию и идеологическую подготовку, он готов ╚нести благую весть╩. В общении с людьми вне группы он удивляется, почему они не видят истины так же ясно, как он. В армии такие люди занимаются вербовкой военнослужащих, но основным родом занятий она становится для немногих. В разговорах с людьми недавний новобранец говорит о том, какие привилегии дает ему государство, и этих привилегий немало. Он говорит своим ╚старым╩ друзьям о том, что чувствует себя защищенным. В религиозных группах такие люди становятся проповедниками. Известно, что лучший способ научиться ≈ это научить других. Кроме того, из закона последовательности мы знаем, что, когда мы говорим что-либо другим людям, нам очень трудно признать впоследствии, что мы заблуждались.

Когда человек доходит до пятой стадии, ему редко удается вернуться назад.

На этом цикл ╚промывания мозгов╩, в общем и целом, завершается. С каждым днем человек все более втягивается в новую группу и принимает ее ценности. Чем больше времени проводит он в новом окружении, тем реже он сталкивается с сопротивлением ╚извне╩. Чем реже он встречается с сопротивлением, тем больше он находит поддержки своим новым убеждениям.

Разве армия занимается ╚промыванием мозгов╩? Но даже если и занимается, разве это не продиктовано соображениями безопасности? Если армия занимается ╚промыванием мозгов╩ во имя общего блага, должны ли мы смириться с этим и принять, как есть? Я не могу ответить на эти вопросы. У каждого ≈ свой ответ. Он зависит от моральных норм, которых придерживается каждый из нас.

Существует общее мнение, что секты занимаются ╚промыванием мозгов╩. Взгляните на следующий список христианских конфессий. Отметьте, какие из них являются сектами.

  • Католики

  • Лютеране

  • Пятидесятники

  • Методисты

  • Свидетели Иеговы

  • Адвентисты седьмого дня

  • Сайентисты

Каким критерием вы руководствовались при отборе? Занимаются ли ╚промыванием мозгов╩ те конфессии, которые вы не отметили?

Если вы обратите внимание на то, как действует школа, церковь, общественные организации, студенческие ассоциации, корпорации, правительства и все остальные группы, вы заметите нечто интересное. Все они, в той или иной степени, применяют технологию ╚промывания мозгов╩. Хорошо это или плохо? Почему? Как создать более совершенную систему?

Кевин Хоган (Kevin Hogan), психолог, специалист в области невербальной коммуникации и языка тела. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Дата публикации на сайте: 5 мая 2005г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.