Милосердие и сострадание
Урок по Основам православной культуры
Тема «Милосердие и сострадание»
Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Художественно-педагогическая и нравственная идея урока: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Задачи урока:
Выйти с ребятами на понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное. Причем, сочувствовать не словами, а делом. Важно, чтобы четвероклассники сердцем приняли призыв: Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся
На примере литературной сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» показать учащимся, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.
На примере песни Н. Добронравова и А. Пахмутовой «Вера» раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, все на земле расцветает. Исполняя песню, постараться проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, сострадания, которые испытывали авторы этого песенного произведения.
Что такое милосердие? Сначала стоит сказать, что, как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе. На примере Притчи о самарянине дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.
Оборудование урока:
Аппаратура для компьютерной презентации
Раздаточный материал для детей: «Цветик-семицветик», на лепестки которого учащиеся должны вписать милосердные дела
Вырезанный из цветной бумаги и укрепленный на доске «цветик-семицветик»
Ход урока
Учитель: Предмет, который мы изучаем, учит нас доброму отношению друг к другу, учит отличать хорошее от плохого, рассказывает о вечных ценностях. А это все очень серьезно.
Сегодняшний урок мне хочется начать с хорошо знакомой вам сказки, которая тоже учит добру. Послушайте.
(Демонстрируется слайд, на котором написаны волшебные слова )
Учитель: «Лети, лети, лепесток,/ Через запад на восток,/Через север, через юг,/ Возвращайся, сделав круг./ Лишь коснешься ты земли / Быть по-моему вели»
Узнали, откуда эти строчки?
А кто главная героиня сказки?
(Демонстрируется слайд, на котором на фото – В. Катаев)
Это сказка была любимой сказкой моего детства, любили мы смотреть и мультфильм по этой сказке. А как интересно было фантазировать на тему: чтобы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы тебе повезло так же, как и девочке Жене приобрести такой чудо-цветок?
Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?
Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?
А что ей принесло радость по-настоящему?
(Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).
(Демонстрируется слайд с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик)
Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из одноименного м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик?
(Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки). К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай, а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова. Кстати, православные люди, живующие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
А почему такою грустной изображена девочка?
(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого).
Слайд: два настроения девочки Жени
Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?
(Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено добротою чувств).
(Демонстрируется Слайд, на котором написаны слова:
СО-ЧУВСТВИЕ
СО-СТРАДАНИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие)
Слову «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока: Милосердие и сострадание». Мы узнаем с вами:
О том, что любовь бывает с заплаканным лицом
Кого называют ближним
Как христианин должен относиться к ближним
Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? Что это за жизненные ситуации?
Слайды 10-14 (Работа с иллюстративным материалом, обращение к опыту жизненному детей)
(Далее демонстрируется слайд, на котором изображен бездомный человек)
Учитель: Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром?
(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем).
Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с одной из известных притч Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего.
Давайте задумаемся, чему учит нас эта притча?
(Работа с текстом учебника на стр.42-43 «Притча о добром самарянине»)
- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?» В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?
Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость».
Придумайте ролевые игры:
а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;
б) преступник, осужденный по закону;
в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзший и голодный.
Показав одноклассникам свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость
(Далее внимание ребят учитель обращает на слайд, на котором изображена картина А. Пластова «Слепцы». Учащиеся вместе с учителем выходят на понимание художественного смысла этого полотна, фотография же, изображенная справа позволяет говорить о том, что милостыня – это помощь нуждающимся и в настоящее время)
/Учитель работает с текстом учебника: комментированное чтение раздела «Милостыня» (стр. 44-45)/.
(Демонстрируется слайд с текстом знакомой детям песни)
Учитель: То, что мы сегодня с вами прочитали о милостыне, перекликается с содержанием знакомой нам песни «Вера» на стихи Н. Добронравова. Музыка А. Пахмутовой:
Ты просящему подай, если он в беде,
Тем количество добра умножив на земле.
Милосердию учись, это встреча добрых рук.
На любовь ты не скупись, верный друг.
Давайте исполним эту песню и постараемся проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, сострадания, которые испытывали и авторы этого песенного произведения.
(Исполнение песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова)
(Демонстрируется слайд с фотографией авторов песни)
На этой фотографии вы видите авторов песни А. Пахмутову и Н. Добронравова. На этой фотографии они участники благотворительного концерта для детей-сирот и инвалидов.
Песня называется «Вера», но она и о милосердии. Дело в том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, все на земле расцветает.
(Учитель дает учащимся задание, представленное на слайде)
Посмотрите внимательно на изображение нашего с вами Цветика-семицветика. Посмотрите на незаполненные смыслом милосердных дел лепестки. В каких еще делах мы с вами можем проявить милосердие и сострадание? (милостыня, помощь инвалидам, уход за больными).
Давайте проверим, так ли это? (Вызываются к доске два ученика для открытия лепестков цветика-семицветика на доске).
(Учитель раздает учащимся раздаточный материал в качестве домашнего задания, чтобы они самостоятельно заполнили лепестки цветка добрыми милосердными делами, о которых сегодня шла речь на уроке)
Обобщение урока
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Что вам запомнилось сегодня на уроке особенно?
А как вы поняли те слова, которые были идеей нашего урока сегодня: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»?
Учитель: Эти слова Иисуса Христа можно назвать золотым правилом этики. Но об этом подробно мы будем говорить с вами на следующем уроке.
(Заключительный слайд урока)
страница 1
скачать
Другие похожие работы: