NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Министерство образования Российской Федерации утверждаю: Заместитель Министра образования Российской Федерации



Министерство образования Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

__________________ В.Д. Шадриков

10” марта 2000 г.

Регистрационный номер 31 тех/маг


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Направление

553400 Биомедицинская инженерия

Степень (квалификация) - магистр техники и технологии
Вводится с момента утверждения

Москва

2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

“Биомедицинская инженерия”

1.1 Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – магистр техники и технологии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению “Биомедицинская инженерия” при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Должности, занимаемые после окончания вуза

Магистр по направлению подготовки “Биомедицинская инженерия” в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, №37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер; инженер-конструктор; инженер-лаборант; инженер-электроник, инженер по ремонту, инженер по подготовке производства, инженер по комплектации оборудования; инженер по охране окружающей среды и прочие.
1.3.1. Область профессиональной деятельности

Биомедицинская инженерия относится к области техники и научных знаний, включающих в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на организацию и проведение исследований в области медицинской и экологической техники и технологий, создание и обслуживание инструментальных средств для диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний человека, для биологического эксперимента, и разработку программного обеспечения для решения практических и теоретических задач медико-биологической практики.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускника в зависимости от содержания образовательной программы подготовки (магистерской специализации) являются приборы, системы, комплексы, основные медицинские технологии, математические модели процессов и объектов медицинской техники, алгоритмы решения типовых задач, относящихся к профессиональной сфере а также методы исследований, лечебных воздействий, обработки информации в практическом здравоохранении и различных областях биомедицинских исследований.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.


1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Магистр по направлению подготовки “Биомедицинская инженерия” должен быть подготовлен к решению следующих типовых задач:

- анализ состояния научно-технической проблемы, формулирование медико-технического задания, постановка цели и задач исследования объекта на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

- анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

- библиографический поиск с использованием современных информационных технологий;

- выбор оптимального метода и программы исследований, модификация существующих и разработка новых методик, исходя из задач конкретного исследования;

- измерение или экспериментальное исследование характеристик и параметров медицинской техники с целью модернизации или создания новых вариантов техники и технологий;

- математическое моделирование разрабатываемых структур, приборов или технологических процессов с целью оптимизации их параметров;

- использование типовых и разработка новых программных продуктов, ориентированных на решение задач медико-биологического профиля;

- организация модельных и натурных экспериментов по оптимизации структуры и конструкции исследуемых приборов и устройств;

- анализ научной и практической значимости проводимых исследований;

- подготовка результатов исследований для опубликования в научной печати, а также составление обзоров, рефератов, отчетов и докладов;
1.3.5. Квалификационные требования

Для решения профессиональных задач магистр:

- формулирует и решает задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;

- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследований;

- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в своей профессиональной сфере;

- выбирает необходимые методы исследования, модифицирует существующие и разрабатывает новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- проводит экспериментальные исследования объектов медицинской техники с целью их модернизации или создания новых образцов и технологий;

- разрабатывает физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;

- участвует в проектировании, конструировании и модернизации объектов медицинской техники;

- составляет описания проводимых исследований, обрабатывает и анализирует полученные результаты, представляет итоги проделанной работы в виде отчетов, обзоров, докладов, рефератов и статей;

- принимает участие в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения;

- участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществления авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий и объектов медицинского приборостроения;

- подготавливает рецензии, отзывы и заключения на научно-технические разработки и техническую документацию;
1.4. Возможности продолжения образования

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: 05.11.17 Приборы, системы и изделия медицинского назначения, .

1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).

553401 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ, СИСТЕМЫ И

КОМПЛЕКСЫ

Принципы построения систем для регистрации и анализа различных проявлений жизнедеятельности организма. Биотехнические и медицинские системы. Принципы организации и обобщенная структура. Комплексы для сбора, обработки, хранения и предъявления биосигналов, данных обследований, медицинских изображений. Измерительные преобразователи для медико-биологических применений и средства подведения воздействий. Диагностические системы и комплексы, основанные на регистрации различных проявлений жизнедеятельности. Терапевтические аппараты и системы. Физические процессы при воздействиях лечебными факторами. Экстракорпоральная и протезирующая техника. Биостимуляторы. Трансплантируемая техника. Хирургическая операционная техника. Автоматизированные системы расчета и проектирования электронных схем. Технология производства медицинской техники. Конструирование медицинской техники и дизайн. Психологические проблемы применения медицинской техники.
553402 БИОТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

КОМПЛЕКСЫ

Теория биотехнических и медицинских систем. Сопряжение элементов живой и неживой природы. Бионическая методология построения биотехнических систем. Инженерно-психологические аспекты построения биотехнических измерительно-вычислительных систем. Эргономика. Методы и способы обработки изображений. Организация интеллектуального интерфейса между человеком и машиной. Вопросы теории общения, речевых актов, функциональной активности и функционального гомеостазиса. Принципы управления средствами отображения. Комплексное отображение информации. Языки описания процесса отображения. Методы анализа деятельности. Физиологическая стоимость деятельности человека. Форматы отображения и их влияние на деятельность человека-оператора системы интерактивного анализа числовых многомерных медико-биологических данных, биосигналов и биомедицинских изображений. Циклы визуализаций и программные средства их выполнения. Интерактивный режим обработки изображений. Биотехнические методы исследования характеристик личности. Методы синтеза тестовых изображений с заданным информационным содержанием. Системы диагностики и коррекции состояния человека. Системы для исследования психофизических, психофизиологических и психологических характеристик личности. Способы управления состоянием и поведением живого организма.
553403 МЕТОДЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА МЕДИЦИНСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Биотехнические и медицинские системы. Принципы построения и обобщенная структура. Автоматические и автоматизированные системы анализа изображений. Биотехнические системы анализа изображения. Медицинские изображения. Способы получения. Передающие системы. Методы и алгоритмы обработки и анализа изображений. Модели изображений. Дискретизация, квантование и сжатие изображений и визуальных данных. Структурирование изображений. Сегментация и действия над сегментами изображений. Структурные модели и понимание изображений. Анализ статических и динамических сцен. Некорректные обратные задачи при восстановлении зависимостей и реконструкции изображений. Алгоритмы измерения параметров изображений. Интерактивный режим обработки изображений. Электрооптический измерительный преобразователь. Параметры и характеристики устройств воспроизведения изображений. Алгоритмы подготовки изображения к анализу. Квазицветовое раскрашивание. Способы изменения градационных и пространственных характеристик изображений. Интегральные методы описания изображений. Частотные методы и ортогональные базисы. Алгоритмы сжатия растровых изображений. Компьютерная графика. Принципы стандартизации. Технические средства компьютерной графики. Практические системы анализа медицинских изображения.
553404 КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Биотехнические системы лабораторного анализа. Структура и функции лабораторных служб в медицине и экологии. Физические и физико-химические свойства биосубстратов. Основные источники аналитических материалов. Технологические операции и схемы выполнения исследований в лабораторном деле. Методы оптимизации технологических схем лабораторных экспериментов. Критерии качества выполнения исследований. Информационный подход к анализу вещества. Способы записи структуры информационных преобразований вещества биопробы в процессе его исследования. Структуры типовых лабораторных анализов. Приборы и комплексы для лабораторного анализа на базе физических и физико-химических методов изучения биосубстратов. Физико-химические и атомно-физические методы. Масс-спектрометрия. Электромиграционные методы. Хроматография. Методы на явлениях ядерно-магнитных резонансов. Электронная микроскопия. Аппаратные методы иммунологических исследований; аналитическая аппаратура для лабораторий санитарно-эпидемиологических станций. Методы проектирования аналитической и экологической техники. Измерительные преобразователи лабораторной техники. Средства отображения результатов. Конструирование аналитической техники. Информационное обеспечение лабораторных медицинских исследований. Структура потоков информации в клинической лаборатории. Базы данных обследований и базы знаний. Методы оптимизации информационных потоков. Вопросы стандартизации и метрологии в аналитическом приборостроении. Стандарты и эталоны, поверочные схемы и стенды.
553405 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Живой объект как источник измерительной информации. Характеристика медико-биологической информации. Биологические сигналы и их свойства. Математические модели биосигналов. Теория анализа сигналов. Аналитические соотношения оптимальной обработки многомерных сигналов. Цифровая обработка изображений. Математические основы распознавания образов. Обработка, идентификация и синтез речевых сигналов. Проблемно-ориентированные программные системы в медико-биологической практике. Виды обеспечений медико-биологических исследований. Типовая структура проблемно-ориентированной системы. Проблемно-ориентированные языки. Показатели качества программной системы. Модели стоимости и стандарты разработки программного обеспечения. Верификация, тестирование и отладка программных систем. Методы и средства разработки программных систем. Программные средства обработки диагностической информации в реальном масштабе времени. Комплексы для сбора, анализа, обработки и хранения медико-биологической информации; базы данных и знаний, системы прогнозирования и принятия решений, программные средства систем медико-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений.
553406 МЕТОДЫ И СИСТЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ СЛОЖНЫХ

ОБЪЕКТОВ В МЕДИКО БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Теория биотехнических и медицинских систем. Особенности обработки информации и принятия решений человеком. Проблемы оптимизации медико-биологических исследований. Сложные системы. Задачи системного анализа. Принципы самоорганизации. Основы синергетики и теория катастроф. Классы математических моделей. Применение моделей в системном анализе. Организация эксперимента. Анализ и обработка результатов. Математические модели процессов и систем. Оптимальная фильтрация. Системы и сети массового обслуживания. Прикладные задачи исследования операций: распределение ресурсов, управление запасами, задача упорядочивания, транспортная задача. Методы моделирования непрерывных систем. Формирование математического описания. Методы решения систем уравнений. Применение методов моделирования в экологических и медицинских исследованиях и при проектировании медицинской и экологической техники. Спектральное представление данных. Параллельные системы и алгоритмы обработки данных. Исследование и разработка методов, систем и комплексов для изучения механизмов функционирования сложных медико-биологических объектов, оценки состояния и прогнозирования их поведения, а также управления ими на различных уровнях организации: клеточном, органном, организменном и популяционном, включающих: имитационные модели процессов и систем (составляющие основу баз знаний об исследуемых объектах), критерии оценки и прогнозирования состояния объекта, информационно-аналитические базы данных (обеспечивающие сбор, преобразование, хранение и анализ данных в соответствии с разработанными методами и критериями), подсистемы принятия решений и выработки оптимальных управляющих воздействий.
553407 ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Теория биотехнических и медицинских систем. Принципы адекватности и единства информационной среды. Экосистема и ее характеристики. Биосфера, техносфера, экосфера и их взаимосвязи. Физические и физико-химические факторы, влияющие на здоровье человека. Физические основы патологических явлений. Экологическая безопасность. Комплексы для анализа медико-экологических факторов, влияющих на здоровье человека. Методы аналитических исследований экологических факторов. Анализ их характеристик, условий развития и методов подавления их влияния. Технологические схемы экспериментов. Методы описания, информационный подход к описанию процессов медико-экологического эксперимента. Система методов экологических исследований. Измерительные преобразователи для контроля параметров среды обитания человека. структуры анализаторов биопроб внешней среды. Аналитическая аппаратура для экологических центров и лабораторий. Системы автоматизации контроля факторов риска производственных условий. Аппаратура для экологического мониторинга. Организация медико-экологических и экологических служб. Информационное обеспечение экологических служб. Методы сбора и анализа медико-экологической информации. Прогнозирование развития экологической обстановки.
553408 МЕНЕДЖМЕНТ И КАЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Медико-техническое обеспечение лечебно-диагностического процесса. Организация обслуживания медицинской техники. Задачи технических служб. Понятие, сущность и функции менеджмента, рыночная экономика и менеджмент; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути его использования в сфере медико-технического обеспечения учреждений здравоохранения; особенности рынка медицинской техники (МТ); специфика менеджмента в области МТ в России. Управление предприятием в условиях рынка, цели и система управления фирмой с учетом специфики различных аспектов медико-инженерной деятельности. Роль рекламы, принципы ее построения и оценки эффективности. Внутренняя и внешняя среда менеджмента; законодательная и нормативная база в сфере обращения МТ; значение маркетинговых исследований рынка МТ; типология сервисных услуг на рынке МТ; условия выхода на Российский рынок зарубежной МТ; Стратегический менеджмент. Элементы стратегического управления у менеджера. Перспективное и текущее планирование. Деятельность современного менеджера; качества лидера; управленческая решетка менеджера; основные функции менеджера; стили руководства; методы принятия решений; создание системы мотивации труда; организация контроля за деятельностью подчиненных; этика делового общения; ведение переговоров; управление конфликтами. Понятие и критерии качества медицинской помощи (услуги); значение тотального мониторинга в общей системе качества отечественного здравоохранения. Роль Международных стандартов качества серии ISO 9004 в области качества и управления качеством медицинских услуг; моделирование вариантов технического оснащения лечебно-профилактических учреждений различных уровней, обеспечивающих требуемое качество медицинских услуг; исследования принципов качественного менеджмента в бесприбыльной сфере.


553409 Акустические методы в биологии и медицине

Акустические волны в неоднородных диссипативных средах. Общая характеристика диагностических и терапевтических методов, основанных на использовании акустических волн. Физика взаимодействия акустических колебаний с биологическими тканями и объектами.

Локальные и структурные акустические неоднородности, их сущность, математическое описание и методы измерения параметров. Основы получения, обработки и реконструкции акустических изображений; принципы построения, алгоритмы и программы медицинских томографических систем; измерение и отображение потоков крови. Методы и приборы акустической характеризации биологических сред; акустическая медицинская дозиметрия и метрология.

Фокусированный звук в медицине. Принципы и методы литотрипсии.

Устройство и использование акустических терапевтических приборов. Принципы работы и устройство акустических хирургических инструментов.
553410 МЕТОДЫ И АППАРАТЫ КОНТРОЛЯ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИМПЛАНТАНТОВ И ПРОТЕЗИРОВАНИЯ

Моделирование органов и структур человеческого организма при исследовании их механических свойств в норме и при патологических изменениях, во время хирургических операций, реабилитации, при различных внешних воздействиях на организм (лазерная, тепловая терапия и др.), а также при протезировании. Методы исследования кинематики, динамики и напряженно-деформируемого состояния органов и структур человеческого организма. Методы исследования свойств заменителей биологических тканей и имплантантов. Методы разрушающего и неразрушающего контроля материалов. Механика разрушения хрупких материалов. Усталостная прочность материалов. Аппаратура и установки контроля физико-механических характеристик материалов, применяемых для имплантантов и в протезировании.
553411 ЛАЗЕРНЫЕ ПРИБОРЫ В БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ

Физические основы взаимодействия лазерного излучения с веществом. Нагрев, испарение, плавление, пробой. Образование плазмы. Биологическое действие лазерного излучения. Методы и средства канализации излучения к различным органам. Дозировка излучения в непрерывном импульсном режимах.

Перспективы применения перестраиваемых по частоте лазеров. Современные лазерные медицинские технологии и их перспективы. Управление лазерным излучением (модуляция, сканирование, фокусировка). Лазерная анемометрия воздушных и жидкостных потоков. Анализ токов крови. Воздействие лазерного излучения на клеточном уровне. Защита от несанкционированного воздействия лазерного излучения. Методы и средства защиты.

Разработка и исследование новых направлений лазерной диагностики биологических объектов. Волоконно-оптические измерительные преобразователи. Лазерное диагностическое оборудование. Основные конструктивные и технические характеристики.

Голографические методы анализа биологических объектов. Основные направления лазерной терапии. Методы и средства лазерной хирургии.

Лазерная онкология, урология, офтальмология. Коррекция зрения. Ускоренный разрез биологических тканей. Лазерные микросенсорные технологии.
553412 БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационные процессы в биологии и медицине. Технологии получения данных. Проектирование измерительных структур. Информационно-измерительные системы (ИИС). Технические средства ИИС: измерительный прибор, канал, тракт; интерфейсы, принцип построения типовых структур; проектирование специализированных систем; сетевые структуры. Программное обеспечение: базы данных, пакеты прикладных программ; нейрологика, экспертные системы.
553413 МЕТРОЛОГИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Информационные процессы в биологии и медицине. Технологии получения данных. Оценка погрешностей результатов измерений, измерительных средств, степени неопределенности. Российская и международная нормативная база оценки качества. Метрологическое обеспечение технических систем. Проверка, аттестация, сертификация технических средств и методик.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям “Биомедицинская инженерия”, “Приборостроение”, “Техническая физика” зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

“Биомедицинская инженерия”

3.1 Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - обще профессиональные дисциплины направления;

цикл ФТД - факультативные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины;

ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;

в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ “Биомедицинская инженерия”

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению “Биомедицинская инженерия.





Итого часов подготовки бакалавра

7344

Требования к обязательному минимуму содержания

специализированной подготовки

ДНМ.00

Дисциплины направления


1134




Федеральный компонент


350

ДНМ.01

Современные проблемы биомедицинской инженерии:

характеристика биологических систем как объектов исследования; теория съема, обработки и анализа биомедицинских сигналов и данных, методы аналитического представления сигналов; теория биотехнических систем, согласование биологических и технических звеньев; системные аспекты проведения медико-биологических исследований; техническое обеспечение медико-биологических исследований; медицинские электронные приборы, аппараты, системы и комплексы, области их применения и перспективы развития.


100

ДНМ.02

История и методология биомедицинской инженерии:

история и основные этапы развития биомедицинских исследований; основные достижения в области применения технических средств для сьема, регистрации, обработки с целью диагностики и оказания лечебных воздействий, реабилитации, курортологии, замещения утраченных функций, профоотбора и санитарно-гигиенического контроля, экологической безопасности и создания тренажерных устройств для нужд экстремальной медицины; роль цифровых и компьютерных технологий в прогрессе создания аппаратуры медико-биологического назначения.


100




ДНМ.03

Компьютерные технологии обработки и анализа медико-биологических данных:

медицинские технологии проведения исследований: роль технических средств и вычислительной техники; технологические схемы; информационно-структурные модели медико-биологических исследований; основные операции по подготовке и проведению исследований биообъекта: транспортировка, трансформации, разработка модели выполнения физиологических исследований, анализ методических проблем и способов их решения; учет особенностей изучения свойств биологических проб; автоматизация проведения исследований: критерии оптимизации технологии выполнения медицинского эксперимента; алгоритмическое и программное обеспечение медико-биологических исследований; прикладное программное обеспечение для автоматизированных диагностических, терапевтических и лабораторных систем и комплексов; примеры практической реализации компьютерных технологий в медико-биологических исследованиях.

150




Национально-региональный (вузовский) компонент

784

ДНМ.04

Дисциплины, устанавливаемые вузом

(факультетом)

524

ДНМ.05

Дисциплины по выбору студента

260

СДМ.00

Специальные дисциплины

Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра.

900

ДВМ.00

Дисциплины по выбору студента

300

НИРМ.00

Научно-исследовательская работа

1854

НИРМ.01

Научно-исследовательская работа в семестре




НИРМ.02

Подготовка магистерской диссертации

1080




Итого часов специализированной подготовки магистра

3888


5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

“Биомедицинская инженерия”
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:

образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель

специализированная программа подготовки магистра - 104 недели, из них:

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы, подготовку выпускной квалификационной работы 72 недели

экзаменационные сессии не менее 2 недель

практики не менее 10 недель

в том числе:

научно-исследовательская не менее 6 недель

научно-педагогическая не менее 4 недель

итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы, не менее 2 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

не менее 17 недель

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ “Биомедицинская инженерия”

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы

подготовки магистра

6.1.1 Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл – в пределах 10%;

предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часов в неделю;

осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.2.1. Общие требования

Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

В вузе должны существовать условия для продолжения образования студентов-магистрантов в аспирантуре; более 50% магистерских программ для данного направления подготовки магистров должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки магистров должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук.

Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень или ученое звание. Один научный руководитель может руководить не более, чем пятью студентами-магистрантами.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук. Один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами. По решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, имеющими право на руководство аспирантами. Руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет.

Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ. По тематике магистерской программы должны быть опубликованы научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и международных конференций и симпозиумов. Более половины объема научных исследований по направлению магистратуры и тематике магистерских программ должны составлять фундаментальные и поисковые исследования.

Образовательная деятельность научных руководителей студентов-магистрантов должна подкрепляться изданием учебников или учебных пособий, подготовленных коллективом преподавателей, осуществляющих учебный процесс по соответствующей программе, а также чтением основных и специальных курсов по каждой магистерской программе каждым научным руководителем.

6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: компьютерные технологии в биомедицинской инженерии и специальные дисциплины.

Библиотечный фонд должен содержать в достаточном количестве учебную и научно-техническую литературу, указанную в рабочих программах дисциплин учебного плана вуза, а также следующие журналы: “Медицинская техника”, “Новые медицинские технологии”, “Биомедицинская электроника” (приложение к журналу “Радиоэлектроника”).
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом, и соответствующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.

6.2.5. Требования к организации практик

6.2.5.1. Педагогическая практика.

Педагогическая практика студентов, обучающихся по программе магистерской подготовки, имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Практика, как правило, проводится на выпускающих кафедрах высшего учебного заведения. Руководство педагогической практикой возлагается на научного руководителя магистранта. Во время педагогической практики студент должен

изучить:

- государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по одной из основных образовательных программ;

- учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;

- организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении;

освоить:

- проведение практических или лабораторных занятий со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;

- проведение пробных лекций в студенческих группах под контролем преподавателя по темам, связанным с научно-исследовательской работой магистранта.

6.2.5.2. Научно-исследовательская практика

Имеет целью систематизацию, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования. Во время научно-исследовательской практики студент должен

изучить:

- патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

- методы исследования и проведения экспериментальных работ;

- правила эксплуатации исследовательского оборудования;

- методы анализа и обработки экспериментальных данных;

- физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;

- информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

- принципы организации компьютерных сетей и телекоммуникационных систем;

- требования к оформлению научно-технической документации;

выполнить:

- анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

- теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент;

- анализ достоверности полученных результатов;

- сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами;

- анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки.

За время научно-исследовательской практики студент должен в окончательном виде сформулировать тему магистерской диссертации и обосновать целесообразность ее разработки.

6.2.5.3. Аттестация по итогам практик

Аттестация по итогам практик проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ “Биомедицинская инженерия

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра

Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению “Биомедицинская инженерия”.

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра включают:

владение: навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; методами исследования, проектирования и конструирования объектов медицинской техники; методами и средствами компьютерного моделирования физических процессов и явлений в медико-биологической практике; информационными и телекоммуникационными технологиями в науке и образовании;

умение: формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати; правильно использовать математический аппарат и численные методы, физические и математические модели процессов и явлений, лежащих в основе принципов действия медицинской техники; ориентироваться в современной элементной базе электронной техники и типовых технологических процессах; эффективно применять типовые программные продукты, ориентированные на решение медико-технических задач; использовать новые физические явления для создания медицинской техники.

Требования к научно-исследовательской части программы

Магистрант должен освоить и уметь применять: методы исследования, проектирования и конструирования объектов биомедицинской техники, анализ и обработку экспериментальных данных; методы планирования, организации и проведения научных исследований; базовые языки и основы программирования, методы хранения, обработки, передачи и защиты информации; типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технических задач в медицине и биологии; информационные и телекоммуникационные технологии в науке и образовании; методологию и культуру мышления, позволяющие перерабатывать и изготавливать материалы по результатам исследований к опубликованию в печати, а также в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов и лекций; действующие стандарты и нормы по оформлению научно-технической документации; организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении.

7.1.3. Специальные требования.

Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.

Итоговая государственная аттестация магистра включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации

Магистерская диссертация представляет собой законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, связанную с решением актуальных задач, определяемых особенностями подготовки по конкретной магистерской программе направления “Биомедицинская инженерия”.

Магистерская диссертация должна быть оформлена в виде рукописи.

Требования к структуре, содержанию и объему магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению “Биомедицинская инженерия” и методических рекомендаций УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники.

Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, должно составлять не менее 20 недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальностям, относящимся к направлению подготовки магистров “Биомедицинская инженерия”, определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований на вступительных экзаменах в аспирантуру или кандидатских экзаменах по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей, указанных в п.1.4.

СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению

553400 Биомедицинская инженерия протокол № 4/99 от 29.11.99.

Председатель Совета УМО Д. В. Пузанков

Заместитель председателя Совета УМО В. Н. Ушаков
СОГЛАСОВАНО:


Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

профессионального образования Г. К. Шестаков
Начальник отдела технического образования Е. П. Попова


страница 1


скачать

Другие похожие работы: