Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в мкоу «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа» на 2012-2013 уч год
Модель организации внеурочной деятельности
в условиях реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования
в МКОУ «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа»
на 2012-2013 уч. год
Разработали:
учитель начальных классов – О.А. Воронцова
заместитель директора по ВР – Е.В. Захарова
учитель начальных классов – И.М. Семенова
г. Лодейное Поле
2012 год
Содержание.
Введение ……………………………………………………………………………………… 3
Основная часть.
Цель, задачи и принципы организации ВДУ…………………………..................... 5
Направления и ведущие формы ВДУ….…………………………………….............7
Ресурсы для организации ВДУ…………………………………................................12
Дополнительные образовательные программы, реализуемые
в МКОУ «ЛНОШ»……………………………………………………………………14
Диагностика эффективности ВДУ…………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………18
Список использованных источников…….………….……………………………………...19
Приложение………………………………………………………………………………….. 20
Введение.
«… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова,
если однажды не познает успеха в чём-то для него важном…
Если ребенку удается добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни»
У. Глассер
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель организации внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности
и уровням образованности;
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео, аудио компьютерной индустрии;
резкого снижения уровня чтения, особенно классической, художественной литературы;
ограниченности общения со сверстниками;
неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).
Цель, задачи и принципы организации ВДУ.
С 2010-11 учебного года МКОУ «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа» (ЛНОШ) – пилотная площадка по введению ФГОС НОО второго поколения.
Главная цель воспитательной работы в МКОУ «ЛНОШ» – это формирование образованного, обладающего физическим, нравственным и социальным здоровьем, гражданина и патриота России.
Вся воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
«Интеллект»
«Я и моя семья»
«Я и окружающий мир»
«Я и здоровье»
В качестве основных образовательных технологий предусматриваются сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ, экскурсии в музеи и на предприятия города, посещение городской детской библиотеки, спектаклей, проведение детских праздников совместно с родителями, занятия в кружках, загородные культурно-просветительские поездки.
Воспитательная работа ведется по общественно ключевым делам. Предполагается личное участие каждого ребенка.
В основной образовательной программе школы выведена модель внеурочной деятельности (ВДУ), которая ориентирована на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства.
Реализация модели будет способствовать:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:
мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.
Модель внеурочной деятельности решает следующие задачи:
Выявление и развитие склонностей и способностей обучающихся к различным видам деятельности.
Создание условий для детского творчества в области искусства, науки и техники.
Создание практического дополнения к школьным предметным курсам.
Формирование разновозрастных коллективов по интересам.
Организация досуга и отдыха обучающихся во внеурочное время.
В основе модели лежат следующие принципы:
Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей
Принцип преемственности
Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности
Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности.
Учебный план для начальной школы включает для каждого класса не более 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы ВДУ объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Направления и ведущие формы внеурочной деятельности в МКОУ «ЛНОШ».
В нашей школе внеурочная деятельность представлена следующими направлениями.
Направления развития личности | Формы организации деятельности | Цель |
Духовно-нравственное | Культпоходы, экскурсии этические беседы | Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
Социальное | КТД социальные акции «Поздравительная открытка» ветеранам, «Чистый город» | Воспитание доброты и милосердия, уважительное отношение к своей Родине |
Общеинтеллектуальное | ДОП (кружки): Первые шаги в мире информатики Эрудит Рисование на компьютере Природа и фантазия Форвард Книголюб | Формирование мировоззрения обучающихся |
Общекультурное | ДОП (кружки): Волшебные узелки Веселые нотки Веселые поделки Ковроделие Твой стиль Хрустальный башмачок Сувенир Мир кожи Кукольная страна Бумажная пластика | Формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
Спортивно-оздоровительное | ДОП (кружки): Ритмика Лечебная гимнастика Каратэ Спортивный час соревнования | Воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: