NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Рябинушка" Консультация для воспитателей «Организация прогулки и ее роль в общем режиме двигательной и профилактической работы доу»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Рябинушка"
Консультация для воспитателей


«Организация прогулки и ее роль в общем режиме

двигательной и профилактической работы ДОУ»
Ческидова Елена Михайловна

старший воспитатель


Троицк

2013г.

Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет основную задачу физического воспитания, должна стоять в центре всей нашей воспитательной работы. Любой метод или средство воспитания, который вы применяете, теряет свой смысл, если выполнение его наносит ущерб здоровью ребенка. Кроме того, здоровье детей тесно связано с вашим собственным здоровьем. На это обстоятельство мало указывают, а между тем оно очевидно. Иметь дело и вести работу со слабыми, хилыми, нервными, капризными детьми гораздо труднее, чем работать со здоровыми, крепкими, спокойными и выносливыми детьми, и это требует большего напряжения сил со стороны воспитания, связано для него с большими волнениями и ограничениями. С другой стороны ваш здоровый вид, бодрость и жизнерадостность, ваши спокойные, уверенные движения, хорошая, внятная речь- все это заражает бодростью ребенка и действует благотворно на его здоровье.

Что нужно делать и как нужно делать для того, что бы сохранить и укрепить здоровье ребенка, увеличить его силы и выносливость, повысить его сопротивленность к болезням, такого содержания физического воспитания.

Существуют несколько требований, которые необходимо выполнять, для того, чтобы обеспечить полноту и расцвет сил ребенка.

1.Чистота тела

2.Чистота помещения

3. Хорошее питание

4. Деятельность ребенка

  1. Режим.

Опуская первые три, подробнее хочу остановиться на четвертом.

Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной им самим создаваемой, или в играх с правилами.

Деятельная жизнь ребенка- это игры, занятия, прогулка, экскурсии- связана с тратой сил.

Силы ребенка истощаются, и тело его разрушается, если на смену деятельности не будет приходить своевременно состояние отдыха, покоя и сна.

Итак, здесь мы подошли к пятому пункту вышеперечисленных требований. Это режим дня. Дополнительное чередование во времени различных видов деятельности и отдыха создает благоприятные предпосылки для хорошего самочувствия ребенка, бодрости, здоровья, предупреждает утомление.

Режим дня строится в строгом соответствии с возрастным психофизическими особенностями детей. Основным условием правильной организации жизни детей разного возраста должно быть наилучшее соотношение периодов сна и бодрствования на протяжение суток, а также благоприятное сочетание в процессе активной деятельности умственных, физических и двигательных нагрузок, чередующихся с отдыхом.

Чем старше ребенок, тем длиннее период его активной деятельности.

Необходимым элементом режима дня является достаточное пребывание ребенка на воздухе. При хорошей погоде ежедневная длительность пребывания детей на воздухе составляет в целом 7-8 и более часов (включая дневной сон, прогулку, гимнастику, оздоровительные процедуры и.т.д) в летний период и 4-5 часов в зимний.

Пребывания на воздухе и в особенности движения на воздухе - самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка.

И в жару и в холод детям нужны прогулки, чтобы закаляться, интересно жить, управляться в движениях. Задание взрослых - сделать их прежде всего желанными для детей; обеспечить полную свободу в деятельности: создать условия для движений(дети должны двигаться не менее 70% длительности прогулки); подумать о том, как обычное оборудование участка, ставши привычным, а может быть и надоевшим, сделать привлекательным. Это совсем не сложно: немного новизны, но обязательно ежедневной- сегодня на гимнастической лестнице поместите мишень для метания (можно сшить из ткани, сделать из картона), завтра приставить к ней пару кубов и наклонную доску, соединили 2-3 стационарных пособий «дорожкой» из чурбаков. Незамеченным это не останется, дети обязательно отблагодарят за такое внимание к ним своей двигательной фантазией и хорошим поведением.

Так же полезны еженедельные прогулки за пределы детского сада. Простейший туризм дает богатые впечатления об окружающей и способствует развитию выносливости у детей, закреплении двигательных умений в природных условиях. Прогулки можно использовать для наблюдений за природой, включая, движения, организуя труд в увлекательной для них форм.

Так же хотелось бы отменить, что при организации прогулки необходимо учитывать погодные условия. Для этого предусмотрены некоторые нормативы.

Во избежание перегрева или переохлаждения детей tº воздуха в холодный период не должна быть ниже -18º при такой безветренной погоде и не ниже -13º при ветреной погоде. В летний период при t+25º дети должны в обязательном порядке

находиться в тени. Так же в летний период не допускается выход на прогулку без головного убора, во избежание теплового удара.

Хотелось бы отметить, что все - таки важную роль на прогулке имеет подвижная игра. Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных задач, равно как образовательных, так и воспитательных. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы. Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития. Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные - баскетбол, хоккей, футбол и т. д.

В д/с используются преимущественно подвижные игры с правилами. Эти игры различают по двигательному содержанию, т.е. бег, прыжки и.т. д.

По образному содержанию подвижной игры делятся на сюжетные и бессюжетные. В сюжетных играх сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк» и.т.д) и условный («Ловушки», Пятнашки», «Перебежки») В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится» и.т.д.) все дети выполняют одинаковые движения. Они проходят под пение или стихотворения, что придает специфичный оттенок движениям.

По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности в программу д/с вместе с подвижными играми включены игровые упражнения. В них отсутствуют правила. Интерес играющих вызывает привлекательные манипулирование предметами. Вытекающие из названия соревновательного типа(«кто точнее попадет?», « чей обруч вращается» и.т.д.) имеют защитный эффект. Самых маленьких, игровые упражнения подводят к играм.

При выборе подвижных игр воспитатель прежде всего обращается к программам воспитания и обучения в д/с. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект.

Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки логичны игры более динамичные. Летом в очень жаркую погоду такие соревнования лучше не проводить.

Воспитатель так же должен регламентировать выбор игры в режиме дня.

Игры более динамичные целесообразные в первую прогулку, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристики игры. Но, учитывая усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Теперь хотелось бы отметить особенности проведения прогулки в каждой возрастной группе.
1 Младшая группа.

Прогулка проводится 2 раза в день.

Зимой

Утро 2 ч.10 мин.

Вечер 1ч. 30 мин.

Летом

Утро 2 ч. 10 мин.

Вечер 1 ч. 40 мин.

Во время утренней прогулки проводятся игры большой подвижности длительностью 10-15 минут.

В дни физкультурных занятий их длительность сокращается до 5-10 минут. На вечерней прогулке, чтобы дети не перевозбуждались, следует организовать игры средней подвижности. Педагог должен вовлекать в игру всех детей. Однако некоторые игры, например с бегом, иногда целесообразны, проводить их по подгруппам (в начале учебного года, поздней осенью)

Особенностью методики проведения подвижных игр в этой группе является то, что педагог выполняет ведущую роль, предварительно показов и, объясняв детям, что они должны делать. На протяжении всей игры он поощряет детей, подсказывает им их действия.

Воспитатель должен постоянно поддерживать двигательную активность детей, поощряя самостоятельное использование или атрибутов для игр. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей. Воспитатель упражнений в том или ином виде движения которые ему даются труднее, чем сверстникам, используя при этом игровые приемы («Покажи Мишке как надо перешагивать через кубик» и.т.д) поручения («Достань игрушку»), имитация («Покажи как летает птичка»)

2 младшая группа

Прогулка проводится 2 раза в день.

Зимой

Утро 2 ч.

Вечер 1ч. 25 мин.

Летом

Утро 2 ч. 30 мин.

Вечер 1 ч. 40 мин.

На прогулке с детьми 4го года жизни ежедневно проводятся подвижные игры. Участие в игре педагога повышает интерес к ней, способствует развитию дружеских отношений. В целях воспитания у дошкольников активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из детей.

Если для прогулки планируется спортивные упражнения, подвижная игра должна предварять их.

При подборе и проведения игр и упражнений воспитатель следует учитывать, характер занятий, предшествующих прогулке. Наиболее организованно, с активным участием большого количества детей, эффективно в смысле усвоения содержания и правил проводят игры после таких занятий, как рассматривание картинок, повтор стихов, конструирование. В это время можно вводить новые игры. После сложных занятий- развития речи, математика и.т.п. целесообразней повторить знакомые игры.

В дни музыкальных и физкультурных занятий подвижные игры проводятся во 2й половине утренней прогулки.

Они должны быть более спокойными. Для вечерней прогулки хороши любые игры особенно хороводы, игры с песнями и стихами. Педагог привлекает детей к подготовке к игре и упражнений, создает необходимый эмоциональный настрой, помогает организовать детей, способствует воспитанию трудовых умений.

Средняя группа.

Прогулка проводится 2 раза в день.

Зимой

Утро 2 ч.10 мин.

Вечер 1ч. 10 мин.

Летом

Утро 2 ч. 35 мин.

Вечер 1 ч. 45 мин.

Ежедневно 2раза в день утром и вечером с детьми организуются подвижные игры, которые проводятся в сочетании с различными физическими упражнениями.

Формы организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке могут быть разные. Они определяются временем дня, характером прошедших занятий, и предстоящей деятельности детей, сезоном а также конкретными условиями дошкольного учреждения.

В сочетание с упражнениями следует организовать такие игры, в которых бы действия не дублировались. Например, дети в начале упражняются с мечом, а затем идет игра «Птички и кошка».

В сочетание со спортивными упражнениями катание на велосипеде, на санках могут выступать игры с использованием соответствующих умений и навыков, например «Правила дорожного движения».

Так же воспитатель организует индивидуальные игры с детьми и игры с игрушками («Подбрось- поймай», «кегли» и т.д.) В этих играх воспитатель обращает внимание на качество выполнения движений.

Воспитатель так же организует игры и упражнения для всей группы, это подвижные игры с правилами построенные на выполнение действий одновременно всеми играющими (« У медведя во бору», «Зайцы и волк» и т.д.)

Ребенку 4-5 лет интересны наиболее сложные движения, упражнения, требующие ловкости, скорости, точности.

Все это следует учитывать при организации игр и упражнений на прогулке.

Внимание воспитателя должно быть направленно не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых.

Одна и та же игра может повторятся на 2-3 прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней, но уже с усложнениями.

Старшая группа.

Прогулка проводится 2 раза в день.

Зимой

Утро 1 ч.45 мин.

Вечер 1ч. 15 мин.

Летом

Утро 3 ч.

Вечер 1 ч. 45 мин.

Ежедневно 2раза в день утром и вечером с детьми организуются подвижные игры, которые проводятся в сочетании с различными физическими упражнениями.

Формы организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке могут быть разные. Они определяются временем дня, характером прошедших занятий, и предстоящей деятельности детей, сезоном а также конкретными условиями дошкольного учреждения.

В сочетание с упражнениями следует организовать такие игры, в которых бы действия не дублировались. Например, дети в начале упражняются с мечом, а затем идет игра «Птички и кошка».

В сочетание со спортивными упражнениями катание на велосипеде, на санках могут выступать игры с использованием соответствующих умений и навыков, например «Правила дорожного движения».

Так же воспитатель организует индивидуальные игры с детьми и игры с игрушками («Подбрось- поймай», «кегли» и т.д.) В этих играх воспитатель обращает внимание на качество выполнения движений.

Воспитатель так же организует игры и упражнения для всей группы, это подвижные игры с правилами построенные на выполнение действий одновременно всеми играющими (« У медведя во бору», «Зайцы и волк» и т.д.)

Ребенку 5-6 лет интересны наиболее сложные движения, упражнения, требующие ловкости, скорости, точности.

Все это следует учитывать при организации игр и упражнений на прогулке.

Внимание воспитателя должно быть направленно не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых.

Одна и та же игра может повторятся на 2-3 прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней, но уже с усложнениями.

Подготовительная группа.

Прогулка проводится 2 раза в день.

Зимой

Утро 1 ч.45 мин.

Вечер 1ч. 10 мин.

Летом

Утро 3 ч.

Вечер 1 ч. 45 мин.

Ребенку 7го года известно большое количество игр, их содержание и правила. Это позволяет детям выбирать игры в соответствие со своими интересами и желанием и упражняться в том или ином виде движений.

Подвижные игры и физические упражнения организуются на прогулке утром и вечером. На утренней прогулке длительность игр и упражнений составляет 12- 15 минут, если в этот день есть физические занятия и 30-40 минут в остальные дни. Вечером 10-15 минут.

Воспитатель внимательно относится к творческим ролевым играм детей, и старается выбрать наиболее удобный момент для перехода к коллективной подвижной игре. Учитывая необходимость воспитания у дошкольников организаторских способностей, воспитатель иногда поручает ребенку провести подвижную игру или упражнение с начало с небольшой частью сверстников, а потом и со всей группой.

Подготовку площадки для подвижной игры педагог полностью поручает детям, направляя их действия.

При выборе игр решающее слово чаще всего останется за воспитателем. Он предлагает игру, предусмотренную планом. Вместе с тем необходимо прислушиваться к желаниям детей и по возможности идти им на встречу, организую наиболее любимые игры.

Распределение ролей так же происходит при активном участии детей.

Не следует проводить только командные игры и игры с соревнованиями. Не менее интересны для дошкольников подвижные игры с простым увлекательным сюжетом и

правилами. Педагог так же осуществляет оценку деятельности детей в игре. Важно отметить проявление взаимовыручки, соблюдение правил, качества двигательных действий. Так же на прогулке необходимо поощрять спортивные, народные игры (бабки, лапту, классы и т.д.)

В целях обеспечения достаточной двигательной деятельности детей нужно создавать для нее соответствующие условия на участке, а именно:

Зеленая изгородь вокруг участка из специально подобранных деревьев и кустарников.

Газоны из специальных трав.

Дизайн зеленых наслаждений и малых форм уголок леса.

Наличие воды (бассейн, искусственный ручей, фантом)

-« здоровья» -полоса горок, канавок, каменистых и

песчаных тропинок, стволов старых деревьев.

Уголочек не живой природы - ландшафт из песка, камней разной величины, формы и цвета, причудливых корней деревьев.

И в заключение хотелось бы сделать небольшой вывод вышесказанного. Прогулка для детей - это развитие движений каждое время года!

Зима - это санки, лыжи, ледяные дорожки, снежные бабы и лабиринты, игры в снежки, украшения «снежного царства» цветными льдинками.

Летом можно плескаться в воде, ездить на велосипеде, путешествовать по всей округе.

Весна дарит ручьи

Осень - разноцветный листопад,

И все это - движения, движения.

Пусть они дадут побольше радости нашим детям, ведь это их стихия.

Литература

1. В.А. Шишкина, М.В Мощенко.

«Какая физкультура нужна дошкольнику» Москва «Просвещение» 2000г.

2. В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина

«Физическое воспитание дошкольников» Москва «Академия»1997г.

3. Т.П. Осокина «Физическая культура в Д/С» Москва «Просвещение» 1986г.

4. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Москва, Мозаика-Синтез, 2005.

5. Е.А. Аркин «Ребенок в дошкольные годы»

страница 1


скачать

Другие похожие работы: