NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «щученская средняя общеобразовательная школа»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:

методического объединения зам. директора по УВР директор школы

учителей художественно –

эстетического цикла _________________ _________________

Протокол №____________ Острокостова В.Т. Солошенко Н.М.

от «_____» _______ 2013г. «______» __________2013 г «_____» _________ 2013г.

Руководитель МО

__________ Л.В.Фролова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ
для обучающихся 3-9 классов
(5 – 9 класс)

Разработана

учителем изобразительного искусства и

черчения

первой квалификационной категории
Фроловой Людмилой Викторовной


2013 – 2014 учебный год

ПАСПОРТ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



  1. Пояснительная записка

    1. Принадлежность предмета «Культура общения» ………………………………..3

    2. Цель обучения учащихся предмету «Культура общения»……………………...3

    3. Методические принципы обучения культуре общения ……………………....3

    4. Структура программы ……………………………………………………………3-4

    5. Знания , умения и навыки, приобретаемые в процессе обучения предмета

«Культура общения»……………………………………………………………….4-5

    1. Место учебного предмета в учебном плане ……………………………………...5

    2. Методы проведения уроков ……………………………………………………….5

    3. Формы проведения занятий………………………………………………………..5

  1. Учебно – тематический план

    1. 3 класс……………………………………………………………………………..5

    2. 4 класс……………………………………………………………………………..6

    3. 5 класс……………………………………………………………………………..6

    4. 6 класс……………………………………………………………………………..7

    5. 7 класс……………………………………………………………………………..7

    6. 8 класс……………………………………………………………………………..8

    7. 9 класс……………………………………………………………………………..8

  2. Содержание рабочей программы

    1. 3 класс……………………………………………………………………………..9-10

    2. 4 класс…………………………………………………………………………….10

    3. 5 класс…………………………………………………………………………….10-13

    4. 6 класс…………………………………………………………………………….13-15

    5. 7 класс…………………………………………………………………………….16-20

    6. 8 класс…………………………………………………………………………….20-25

    7. 9 класс ……………………………………………………………………………25-28

  3. Календарно – тематическое планирование

    1. 3 класс.……………………………………………………………………………29-32

    2. 4 класс.……………………………………………………………………………33-34

    3. 5 класс…………………………………………………………………………….35-39

    4. 6 класс…………………………………………………………………………….40-42

    5. 7 класс…………………………………………………………………………….43-47

    6. 8 класс…………………………………………………………………………….48-54

    7. 9 класс…………………………………………………………………………….55-58

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся

    1. 3 класс…………………………………………………………………………….59

    2. 4 класс…………………………………………………………………………….59-60

    3. 5 класс…………………………………………………………………………….60

    4. 6 класс…………………………………………………………………………….60-61

    5. 7 класс…………………………………………………………………………….61-62

    6. 8 класс…………………………………………………………………………….62-63

    7. 9 класс…………………………………………………………………………….63-64

  5. Контроль уровня обучения……………………………………………………………64-65

7. Нормы оценки знаний, умений и навыков…………………………………………..65

8. Ресурсное обеспечение ……………………………………………………………….65-67

Пояснительная записка
Статус документа Настоящая рабочая программа по культуре общения для 3-9 классов создана в соответствии с подготовленной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО программой «Культура общения 1-11 классы. Воронеж, 2002» и опубликованным планированием учебного материала.

Принадлежность предмета «Культура общения»

Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».

В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Цель обучения обучающихся предмету «Культура общения»

Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

• устойчивых навыков культуры устной речи,

• навыков эффективного общения.
Методические принципы обучения культуре общения

1. От простого к сложному.

2. От более конкретного к более абстрактному.

3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.

4. Концентрический принцип изучения материала: этикет и речевой этикет -диалог -монолог (циклы повторяются с учетом возрастной специфики учащихся трижды - в начальном, среднем и старшем звене).

Программа по культуре общения разработана в соответствии программой предмета «Культура общения», преподаваемо в школах Воронежской области уже в течении некоторых лет.

Любой предмет всегда испытывает трудности становления, культура общения - не исключение. Основная трудность связана с проблемой сочетания теоретических и практических аспектов обучения, необходимостью дать знания и одновременно – практические навыки поведения и общения. На современном этапе общественного развития повышение культуры поведения и общения подрастающего поколения и населения в целом, падение культуры речи, увеличение употребления вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоциональности общения в целом, заметное снижение речевого и общекультурного уровня средств массовой информации – все это заставляет бить тревогу, необходимо искать противоядие против этих деструктивных тенденций.
Структура программы

Программа «Культура общения» имеет блочную структуру:

1-2 классы -основы этикета поведения и общения; ~.

3 класс- культура диалогической речи;

4 класс - культура монологической речи;

5 класс - этикет и речевой этикет,

6 класс - ведение диалога и монолога;

7 классе - публичное выступление;

8 класс - этикет и имидж;

9 класс - деловое общение;

10 класс - практическая риторика;

11 класс - межличностное общение.

Десятый и одиннадцатый классы занимают особое место в программе - в десятом классе подытоживаются знания по эффективному ведению монолога (публичное выступление), в одиннадцатом классе обобщаются и подытоживаются основные знания по культуре диалога (межличностное общение). В связи с этим в них рассматриваются темы, уже изучавшиеся в 6-9 классах, но на более высоком теоретическом уровне, соответствующем возрасту и интеллекту учащихся. Кроме того, материал 10-11 классов может быть использован в тех классах (например, гимназических, в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин), где по тем или иным причинам культура общения не изучалась в среднем звене или изучалась в неполном объеме. Программа для 10 -11 классов имеет, таким образом, самостоятельную ценность.
Знания умения и навыки,

приобретаемые в процессе изучении предмета «Культура общения»

В разделах «Требования к знаниям» для каждого класса описаны теоретические сведения, которыми должны овладеть учащиеся.

Основные теоретические понятия учащиеся должны уметь письменно и устно объяснить (дать определение), привести пример и описать виды (разновидности) понятий. Учащиеся также должны знать коммуникативные законы и правила.

Знания учащихся по Теоретическим понятиям могут быть проверены как устно, так и письменно.

В разделах «Требования к умениям» описаны умения, которые учащиеся должны продемонстрировать в своей практической речевой деятельности в учебных условиях или в условиях проведения контрольно-измерительных процедур.

Не все содержание программы для того или иного класса вынесено в разделы знания я умения - в эти разделы преимущественно вошли те знания и умения, которые:

являются для данного класса базовыми,

соответствуют реальным коммуникативным потребностям учащихся данного возраста,

могут быть выявлены в реальных учебных и внеклассных условиях общения с детьми,

могут быть проверены в рамках ко1ггрольно-н-шерительных процедур.

Те знания и умения, которые не вошли в перечень обязательных в соответствующем классе, могут быть в принципе сформированы только по окончании всего курса обучения в школе, то есть по завершении обучения в одиннадцатом классе.

Естественно, коночной целью обучения культуре общения является формирование устойчивых навыков культуры общения в коммуникативном поведении учащихся. Навыки носят автоматизированный характер. Однако для отработки навыков культуры общения при 1 часе в неделю у учителя крайне мало возможностей. Навыки культуры общения рекомендуется закреплять, а во многом и формировать по внеклассной и внешкольной работе с учащимися. На уровне навыков учащиеся должны п первую очередь освоить такие виды речевой деятельности, которые ежедневно используются

учащимися я школе и общении друг с другом ( устный ответ, выступление с рефератом, учебный диалог, умение слушать, общение со сверстниками, с мальчиками и девочками и под.). Эти виды деятельности постоянно «тренируются» детьми в речевой практике, и учитель должен внести в них необходимую коррекцию, обусловленную правилами речевого этикета и эффективного общения.

Кроме того, на уровне навыков должны быть представлены виды речевой деятельности, имеющие место или возможные во внешкольной, внеучебной работе (общение на экскурсии, в музее, театре, на природе). Другими словами, навыки могут быть сформированы только в тех коммуникативных ситуациях, которые находятся под контролем учителя. Культура общения учащегося в семье, с незнакомыми, на улице, на дискотеке и др. находится вне контроля педагога, в этом случае она формируется на занятиях только в форме знаний и умений.

Практические навыки проверяются на разных этапах обучения с помощью устных контрольно-измерительных процедур - упражнений, тестов, причем задания выполняются преимущественно устно и без подготовки, поскольку проверяются именно автоматизированные навыки.

В целом, практические навыки культуры общения имеют накопительный характер и требования к ним могут быть представлены в комплексном виде как требования к выпускнику - их можно требовать от учителя и ученика не в отдельном классе, а в качестве итоговой цели всего обучения. Это не значит, что в каждом отдельном классе не предъявляется требований к коммуникативным навыкам - работа над ними идет постоянно, особенно в упражнениях речевой гимнастики, но сформированность этих навыков в условиях одного часа в неделю не может быть предъявлена на уровне жестких требований. В связи со сказанным на учителя культуры общения в школе нельзя возлагать всю ответственность за поведение, дисциплину и общую культуру учащихся.

Формирование навыков культуры общения учащихся - дело всего педагогического коллектива, дело многих лет.
Место учебного предмета в учебном плане

3 класс

0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов

4 класс

0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов

5 класс

0,5 часа из регионального компонента +0,5 часа из школьного компонента ,

всего – 35 часов

6 класс

0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов

7 класс

0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов

8 класс

0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов

9 класс

0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурс
Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

в 3 классе


Содержание

Кол-во часов

Всего

Из них практикумов. обобщений

Культура диалогической речи

3


1

Общение в стандартных коммуникативных ситуациях

14

3


Всего


17



4


Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

в 4 классе


Содержание

Кол-во часов

Всего

Из них практикумов. обобщений

Понятие эффективной речи

4


1

Выразительное чтение

9

1

Пересказ текста. Самостоятельный монолог.

4

2


Всего


17



4



Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

в 5 классе


Содержание

Кол-во часов

Всего

Из них практикумов. обобщений

Понятие этикета

5


1

Этикет внешнего вида


3

1

Речевой этикет

4

1

Этикет общения

4

1

Этикет поведения

19

5


Всего


35



9



Программа рассчитана на 35 ч. в год ( 1 час в неделю).

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

в 6 классе


Содержание

Кол-во часов

Всего

Из них практикумов. обобщений

Культура устного диалога

9


2

Культура устного диалога

8

3











Всего


17



5



Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

в 7 классе


Содержание

Кол-во часов

Всего

Из них практикумов. обобщений

Основные требования к публичному выступлению.

2





Структура публичного выступления

3

1

Подготовка публичного выступления. Различные виды информационных выступлений

11

4

Систематизация и закрепление полученных навыков (зачет)

1

1


Всего


17



6



Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

в 8 классе


Содержание

Кол-во часов

Всего

Из них практикумов. обобщений

Понятие этикета

1





История этикета. Восточный и западный этикет.

3

1

Виды и принципы современного этикета.

1




Этикет и имидж человека

1

1

Этикет внешнего вида

1




Речевой этикет

1




Этикет письменного общения

1

1

Трудные случаи этикета поведения

2

1

Этикет дружеских отношений

1




Этикет взаимоотношений юноши и девушки

1




Этикет публичной дискуссии

3

2

Зачетный урок

1

1


Всего


17



7



Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

в 9 классе


Содержание

Кол-во часов

Всего

Из них практикумов. обобщений

Законы, правила и приёмы общения

4





Эффективное речевое воздействие

3

1

Принципы делового общения

5

1

Деловое письмо

3

1

Систематизация и закрепление полученных знаний

1

1


Всего


17



4



Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: