Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «щученская средняя общеобразовательная школа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:
методического объединения зам. директора по УВР директор школы
учителей художественно –
эстетического цикла _________________ _________________
Протокол №____________ Острокостова В.Т. Солошенко Н.М.
от «_____» _______ 2013г. «______» __________2013 г «_____» _________ 2013г.
Руководитель МО
__________ Л.В.Фролова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ
для обучающихся 3-9 классов
(5 – 9 класс)
Разработана
учителем изобразительного искусства и
черчения
первой квалификационной категории
Фроловой Людмилой Викторовной
2013 – 2014 учебный год
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Принадлежность предмета «Культура общения» ………………………………..3
Цель обучения учащихся предмету «Культура общения»……………………...3
Методические принципы обучения культуре общения ……………………....3
Структура программы ……………………………………………………………3-4
Знания , умения и навыки, приобретаемые в процессе обучения предмета
«Культура общения»……………………………………………………………….4-5
Место учебного предмета в учебном плане ……………………………………...5
Методы проведения уроков ……………………………………………………….5
Формы проведения занятий………………………………………………………..5
Учебно – тематический план
3 класс……………………………………………………………………………..5
4 класс……………………………………………………………………………..6
5 класс……………………………………………………………………………..6
6 класс……………………………………………………………………………..7
7 класс……………………………………………………………………………..7
8 класс……………………………………………………………………………..8
9 класс……………………………………………………………………………..8
Содержание рабочей программы
3 класс……………………………………………………………………………..9-10
4 класс…………………………………………………………………………….10
5 класс…………………………………………………………………………….10-13
6 класс…………………………………………………………………………….13-15
7 класс…………………………………………………………………………….16-20
8 класс…………………………………………………………………………….20-25
9 класс ……………………………………………………………………………25-28
Календарно – тематическое планирование
3 класс.……………………………………………………………………………29-32
4 класс.……………………………………………………………………………33-34
5 класс…………………………………………………………………………….35-39
6 класс…………………………………………………………………………….40-42
7 класс…………………………………………………………………………….43-47
8 класс…………………………………………………………………………….48-54
9 класс…………………………………………………………………………….55-58
Требования к уровню подготовки обучающихся
3 класс…………………………………………………………………………….59
4 класс…………………………………………………………………………….59-60
5 класс…………………………………………………………………………….60
6 класс…………………………………………………………………………….60-61
7 класс…………………………………………………………………………….61-62
8 класс…………………………………………………………………………….62-63
9 класс…………………………………………………………………………….63-64
Контроль уровня обучения……………………………………………………………64-65
7. Нормы оценки знаний, умений и навыков…………………………………………..65
8. Ресурсное обеспечение ……………………………………………………………….65-67
Пояснительная записка
Статус документа Настоящая рабочая программа по культуре общения для 3-9 классов создана в соответствии с подготовленной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО программой «Культура общения 1-11 классы. Воронеж, 2002» и опубликованным планированием учебного материала.
Принадлежность предмета «Культура общения»
Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».
В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Цель обучения обучающихся предмету «Культура общения»
Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
• устойчивых навыков культуры устной речи,
• навыков эффективного общения.
Методические принципы обучения культуре общения
1. От простого к сложному.
2. От более конкретного к более абстрактному.
3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.
4. Концентрический принцип изучения материала: этикет и речевой этикет -диалог -монолог (циклы повторяются с учетом возрастной специфики учащихся трижды - в начальном, среднем и старшем звене).
Программа по культуре общения разработана в соответствии программой предмета «Культура общения», преподаваемо в школах Воронежской области уже в течении некоторых лет.
Любой предмет всегда испытывает трудности становления, культура общения - не исключение. Основная трудность связана с проблемой сочетания теоретических и практических аспектов обучения, необходимостью дать знания и одновременно – практические навыки поведения и общения. На современном этапе общественного развития повышение культуры поведения и общения подрастающего поколения и населения в целом, падение культуры речи, увеличение употребления вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоциональности общения в целом, заметное снижение речевого и общекультурного уровня средств массовой информации – все это заставляет бить тревогу, необходимо искать противоядие против этих деструктивных тенденций.
Структура программы
Программа «Культура общения» имеет блочную структуру:
1-2 классы -основы этикета поведения и общения; ~.
3 класс- культура диалогической речи;
4 класс - культура монологической речи;
5 класс - этикет и речевой этикет,
6 класс - ведение диалога и монолога;
7 классе - публичное выступление;
8 класс - этикет и имидж;
9 класс - деловое общение;
10 класс - практическая риторика;
11 класс - межличностное общение.
Десятый и одиннадцатый классы занимают особое место в программе - в десятом классе подытоживаются знания по эффективному ведению монолога (публичное выступление), в одиннадцатом классе обобщаются и подытоживаются основные знания по культуре диалога (межличностное общение). В связи с этим в них рассматриваются темы, уже изучавшиеся в 6-9 классах, но на более высоком теоретическом уровне, соответствующем возрасту и интеллекту учащихся. Кроме того, материал 10-11 классов может быть использован в тех классах (например, гимназических, в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин), где по тем или иным причинам культура общения не изучалась в среднем звене или изучалась в неполном объеме. Программа для 10 -11 классов имеет, таким образом, самостоятельную ценность.
Знания умения и навыки,
приобретаемые в процессе изучении предмета «Культура общения»
В разделах «Требования к знаниям» для каждого класса описаны теоретические сведения, которыми должны овладеть учащиеся.
Основные теоретические понятия учащиеся должны уметь письменно и устно объяснить (дать определение), привести пример и описать виды (разновидности) понятий. Учащиеся также должны знать коммуникативные законы и правила.
Знания учащихся по Теоретическим понятиям могут быть проверены как устно, так и письменно.
В разделах «Требования к умениям» описаны умения, которые учащиеся должны продемонстрировать в своей практической речевой деятельности в учебных условиях или в условиях проведения контрольно-измерительных процедур.
Не все содержание программы для того или иного класса вынесено в разделы знания я умения - в эти разделы преимущественно вошли те знания и умения, которые:
являются для данного класса базовыми,
соответствуют реальным коммуникативным потребностям учащихся данного возраста,
могут быть выявлены в реальных учебных и внеклассных условиях общения с детьми,
могут быть проверены в рамках ко1ггрольно-н-шерительных процедур.
Те знания и умения, которые не вошли в перечень обязательных в соответствующем классе, могут быть в принципе сформированы только по окончании всего курса обучения в школе, то есть по завершении обучения в одиннадцатом классе.
Естественно, коночной целью обучения культуре общения является формирование устойчивых навыков культуры общения в коммуникативном поведении учащихся. Навыки носят автоматизированный характер. Однако для отработки навыков культуры общения при 1 часе в неделю у учителя крайне мало возможностей. Навыки культуры общения рекомендуется закреплять, а во многом и формировать по внеклассной и внешкольной работе с учащимися. На уровне навыков учащиеся должны п первую очередь освоить такие виды речевой деятельности, которые ежедневно используются
учащимися я школе и общении друг с другом ( устный ответ, выступление с рефератом, учебный диалог, умение слушать, общение со сверстниками, с мальчиками и девочками и под.). Эти виды деятельности постоянно «тренируются» детьми в речевой практике, и учитель должен внести в них необходимую коррекцию, обусловленную правилами речевого этикета и эффективного общения.
Кроме того, на уровне навыков должны быть представлены виды речевой деятельности, имеющие место или возможные во внешкольной, внеучебной работе (общение на экскурсии, в музее, театре, на природе). Другими словами, навыки могут быть сформированы только в тех коммуникативных ситуациях, которые находятся под контролем учителя. Культура общения учащегося в семье, с незнакомыми, на улице, на дискотеке и др. находится вне контроля педагога, в этом случае она формируется на занятиях только в форме знаний и умений.
Практические навыки проверяются на разных этапах обучения с помощью устных контрольно-измерительных процедур - упражнений, тестов, причем задания выполняются преимущественно устно и без подготовки, поскольку проверяются именно автоматизированные навыки.
В целом, практические навыки культуры общения имеют накопительный характер и требования к ним могут быть представлены в комплексном виде как требования к выпускнику - их можно требовать от учителя и ученика не в отдельном классе, а в качестве итоговой цели всего обучения. Это не значит, что в каждом отдельном классе не предъявляется требований к коммуникативным навыкам - работа над ними идет постоянно, особенно в упражнениях речевой гимнастики, но сформированность этих навыков в условиях одного часа в неделю не может быть предъявлена на уровне жестких требований. В связи со сказанным на учителя культуры общения в школе нельзя возлагать всю ответственность за поведение, дисциплину и общую культуру учащихся.
Формирование навыков культуры общения учащихся - дело всего педагогического коллектива, дело многих лет.
Место учебного предмета в учебном плане
3 класс
0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов
4 класс
0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов
5 класс
0,5 часа из регионального компонента +0,5 часа из школьного компонента ,
всего – 35 часов
6 класс
0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов
7 класс
0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов
8 класс
0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов
9 класс
0,5 часа из регионального компонента, всего – 17 часов
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурс
Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
в 3 классе
Содержание | Кол-во часов | |
Всего | Из них практикумов. обобщений | |
Культура диалогической речи | 3 | 1 |
Общение в стандартных коммуникативных ситуациях | 14 | 3 |
Всего | 17 | 4 |
Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
в 4 классе
Содержание | Кол-во часов | |
Всего | Из них практикумов. обобщений | |
Понятие эффективной речи | 4 | 1 |
Выразительное чтение | 9 | 1 |
Пересказ текста. Самостоятельный монолог. | 4 | 2 |
Всего | 17 | 4 |
Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
в 5 классе
Содержание | Кол-во часов | |
Всего | Из них практикумов. обобщений | |
Понятие этикета | 5 | 1 |
Этикет внешнего вида | 3 | 1 |
Речевой этикет | 4 | 1 |
Этикет общения | 4 | 1 |
Этикет поведения | 19 | 5 |
Всего | 35 | 9 |
Программа рассчитана на 35 ч. в год ( 1 час в неделю).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
в 6 классе
Содержание | Кол-во часов | |
Всего | Из них практикумов. обобщений | |
Культура устного диалога | 9 | 2 |
Культура устного диалога | 8 | 3 |
| | |
Всего | 17 | 5 |
Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
в 7 классе
Содержание | Кол-во часов | |
Всего | Из них практикумов. обобщений | |
Основные требования к публичному выступлению. | 2 | |
Структура публичного выступления | 3 | 1 |
Подготовка публичного выступления. Различные виды информационных выступлений | 11 | 4 |
Систематизация и закрепление полученных навыков (зачет) | 1 | 1 |
Всего | 17 | 6 |
Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
в 8 классе
Содержание | Кол-во часов | |
Всего | Из них практикумов. обобщений | |
Понятие этикета | 1 | |
История этикета. Восточный и западный этикет. | 3 | 1 |
Виды и принципы современного этикета. | 1 | |
Этикет и имидж человека | 1 | 1 |
Этикет внешнего вида | 1 | |
Речевой этикет | 1 | |
Этикет письменного общения | 1 | 1 |
Трудные случаи этикета поведения | 2 | 1 |
Этикет дружеских отношений | 1 | |
Этикет взаимоотношений юноши и девушки | 1 | |
Этикет публичной дискуссии | 3 | 2 |
Зачетный урок | 1 | 1 |
Всего | 17 | 7 |
Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
в 9 классе
Содержание | Кол-во часов | |
Всего | Из них практикумов. обобщений | |
Законы, правила и приёмы общения | 4 | |
Эффективное речевое воздействие | 3 | 1 |
Принципы делового общения | 5 | 1 |
Деловое письмо | 3 | 1 |
Систематизация и закрепление полученных знаний | 1 | 1 |
Всего | 17 | 4 |
Программа рассчитана на 17 ч. в год (0.5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: