NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное образовательное учреждение прогимназия «Центр детства» г. Серпухов Московской области утверждаю



Муниципальное образовательное учреждение

прогимназия «Центр детства»

г. Серпухов Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ – прогимназия

«Центр детства»

____________Похващева Т. А.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
Общекультурное направление
Кружок «Моя первая клумба» (1- 4 класс)

на 2011-2015 гг.
Базовый уровень
Объём внеурочной деятельности - 135 часов

(1 ч в неделю)
1 класс — 33 часа

2 класс — 34 часа

3 класс — 34 часа

4 класс — 34 часа

Составитель: творческий коллектив учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня
1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Моя первая клумба» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ- прогимназия «Центр детства».

Законодательной базой для разработки рабочей программы являются  следующие документы:

  • Закон «Об образовании» Российской Федерации;

  • «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ», утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004

  • Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России.


Назначение программы

Программа основана на принципах государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

— гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

— воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

— создание условий для самореализации;

— интеграция личности в национальную культуру;

— учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Актуальность и перспективность курса

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витиеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.

Сад считался защитником дома, его добрым духом.

Цветы — это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку. А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!». Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком, но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.

Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.
Цели и задачи курса
Целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства

В ходе её достижения решаются задачи:

— освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

— овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;

— воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное.

Особенность курса состоит в том, что обучение детей происходит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку, развития творческого потенциала.

Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы - вот предназначение курса «Моя первая клумба».

Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов».

Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
II. Возрастная категория и место курса в учебном плане
Рабочая программа «Моя первая клумба» разработана и ориентирована на обучающихся 1—4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью в 1 классе – 30 мин, во 2-4 классах – 45 минут.

Программа рассчитана на 135 часов:

1 класс — 33 часа (1 час в неделю)

2 класс — 34 часа (1 час в неделю)

3 класс — 34 часа (1 час в неделю)

4 класс — 34 часа (1 час в неделю)
Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.
III. Содержание курса

1 класс (33 часа)
Цветы-краски природы (6 часов)
Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка). Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки.

Экскурсия: Цветы вокруг нас.
Строение цветущего растения (4 часа)

Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
Уход за растениями (4 часа)

Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.
Эти удивительные растения (6 часов)

Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций). Цветы-синоптики. Цветы- доктора. Цветы- хищники. Игра-практикум «Что мы знаем о цветах.
Растения в доме и в саду (6 часов)

Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок».
Школа цветовода (7 часов)
Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка».

Экскурсии: весенняя экскурсия «Рождение жизни», экскурсия в сад (наблюдение за появлением растений)

2 класс (34 часа)
Раздел 1
В гости к цветам (5 часов)

Цветы со всего света (просмотр слайдов). Дети знакомятся с разнообразием растительного мира. Выявляют особенности растений связанные с климатическими условиями и с особенностями почвы, в которой они развиваются.

В рамках этого раздела проводятся экскурсии: «Растения осенью», «Цветочки в лукошке» (сбор растений для гербария), экскурсия — исследование «Загадки природы». Экскурсии в природу учат проводить наблюдения связи человека с природой; образами объектов природы и окружающего мира.

С помощью учителя учащиеся выполняют простейшие исследования (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) изученные растения и их виды. Проводят групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии.

Экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие).

способствует расширению кругозора и углублению энциклопедических знаний детей.
Раздел 2
Загадочный мир цветов (6 часов)

В этом разделе дети знакомятся с высокохудожественными композициями из засушенных растений. Постигают основы составления цветочных композиций.

Подбирают природный материал для гербария. Работая в группах составляют, композиции. Знакомятся с интересными фактами из жизни необычных растений.

Утконосая орхидея: вся жизнь — обман

Pollia condensata: еще не нано, но уже высокие технологии

Нигерийское пуговичное дерево: лакомство для слонов

Дракункулюс: обыкновенное средиземноморское чудо …

Выступают с сообщениями о растениях. Обмениваются мнениями.

Раздел 3

Знатоки природы (6 часов)

Музыкально — эстетический праздник «Цветочный хоровод».

На котором, дети демонстрируют свои познания в мире цветов. Поют песни. Отгадывают загадки. Соревнуются в эстафетах. Цветы дарят им праздник. Готовится выставка детских находок «Комнатное чудо» (аппликации, фото, поделки из разных материалов). Проводится заседание клуба знатоков природы. Изготовление информационно — иллюстративной книжки — раскладушки. Во время практической работы собирают модели цветковых растений.
Раздел 4

Мы цветоводы (8 часов)

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря. Правила безопасности при работе с почвой, водой. КВН «Живая акварель». Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки (бригадный метод). Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Интеллектуально- познавательная игра «Мой сад». Посадка комнатных растений черенками. Уход за молодыми растениями.

Раздел 5

Наши проекты (9 часов)

Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов (индивидуально — творческая работа). Коллективная работа «Наш цветник». Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками (по группам). Проект декоративного оформления клумбы (макет или рисунок). Уход за ростками (рыхление, подвязки, подкормки, опрыскивание). Декоративное ограждение из цветных камешек. Практическая работа на участке. Выставка выращенных растений «Мисс лепесток». Презентация «Своими руками». Фотоотчёт «Наши достижения»

3 класс (34 часа)
Зелёная лужайка (10 часов)
Сбор растений для гербария. Выступление агитбригад «Защити цветок». Игра-викторина «Лужайка». Интеллектуальная игра «Зелёный патруль». Санитарно – гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. «Праздник цветов» (музыкально – литературный праздник).

Экскурсии: весенняя экскурсия на природу, экскурсия в Выставочный зал.
Мы – дизайнеры (11 часов)

Из истории возникновения клумб. Выращивание декоративных растений. Презентации. Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа). Макет клумбы по индивидуальному проекту. Интеллектуально-творческая игра «Цветик-семицветик». Сказка и реальность (просмотр слайдов). Самое удивительное в мире растений ( просмотр слайдов). Правила формирования клумб. Клумбы. Дизайн клумб. Простые и сложные клумбы. Проектная деятельность. Макет по индивидуальному проекту.
Среда обитания (5 часов)

Как климатические условия оказывают влияние на растения. Просмотр слайдов. Свет и тень. Среда обитания. Друзья и соперники. Просто соседи. На земле, в воде. По законам жизни.

Наш участок (3 часа)

Какая почва в саду. Практическое исследование. Исследование дневного освещения участка «Когда солнце, когда тень?» Как украсить наш участок? Макет оформления участка.

Расти, цветок! (5 часов)

Проверка семян на всхожесть. Посев семян. Правила ухода за растениями. Санитарно-гигиенические правила при работе на школьном участке. Высадка ростков в грунт «Здравствуй, цветок!» Бригадный метод. Выпуск «Зелёной газеты». Фотоотчёт.
4 класс (34 часа)
Цветочный мир Земли (5 часов)

«Цветочный мир Земли» (просмотр слайдов). Реальность и фантазия. Мифы и легенды о цветах (роза, гиацинт, нарцисс). Какие бывают ботанические сады?

Экскурсии: экскурсия на природу, экскурсия в городской парк.
Ландшафтный дизайн (8 часов)

Виды ландшафтных композиций. Ландшафтный дизайн. Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна. Дизайнерское искусство Японии. Дизайн садов Греции, Италии. Дизайн открытого пространства сада. Дизайн закрытого пространства сада. Макет из разных материалов «Сад для феи», «Королевство цветов». Макет «Сад моей мечты»
Планирование цветочного участка (8 часов)

Правила планирования цветочного участка. Проект участка в зависимости от типа местности и состава почвы. Лепка. Пластилин. Дизайнерское оформление участка. Макеты из разных материалов. «Солнечные» и «Тенистые» клумбы (просмотр слайдов). Клумбы, расположенные на солнечной местности. Клумбы на тенистом участке. Цветовая схема клумб. Создание цветовых схем клумб.
Подарим жизнь (3 часа)

Выбор цветов для клумбы. Отбор семян. Посев семян. Правила безопасности при работе с инвентарём.

Уход за ростками.
Моя первая клумба (10 часов)

Планирование проектной деятельности. Конкурс разработок проектной деятельности. Лучший дизайнерский проект. Реализация проектов: «Королевство цветов», «Цветочная горка», «Школьный двор». Выбор материалов.

Подготовка участка к высадке ростков. Выбор дизайнерского оформления. Реализация проекта. Дизайнерский отчёт «Праздник первой клумбы».
1 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Цветы-краски природы

6

2

Строение цветущего растения

4

3

Уход за растениями

4

4

Эти удивительные растения

6

5

Растения в доме и в саду

6

6

Школа цветовода

7

Итого:




33 часа


2 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

В гости к цветам

5

2

Загадочный мир цветов

6

3

Знатоки природы

6

4

Мы цветоводы

8

5

Наши проекты

9

Итого: 34 часа



3 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Зелёная лужайка

10

2

Мы – дизайнеры

11

3

Среда обитания

5

4

Наш участок

3

5

Расти, цветок!

5

Итого: 34 часа


4 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Цветочный мир Земли

5

2

Ландшафтный дизайн

8

3

Планирование цветочного участка

8

4

Подарим жизнь

3

5

Моя первая клумба

10

Итого: 34 часа

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: