NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное образовательное учреждение прогимназия «Центр детства» г. Серпухов Московской области утверждаю



Муниципальное образовательное учреждение

прогимназия «Центр детства»

г. Серпухов Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ – прогимназия

«Центр детства»

____________Похващева Т. А.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственное направление

Проектная деятельность

«Я - гражданин России» (1- 4 класс)

на 2011-2015 гг.

Базовый уровень

Объём внеурочной деятельности - 135 часов

1 класс — 33 часа

2 класс — 34 часа

3 класс — 34 часа

4 класс — 34 часа

Составитель: творческий коллектив учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня

1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Я - гражданин России» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, Примерной программой по духовно – нравственному воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования, Программой по духовно – нравственному воспитанию обучающихся МОУ прогимназии «Центр детства», основана на принципах, заложенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 1015 годы», а также Программе развития установок толерантности и культуры мира в начальной школе «Дружный класс» М. В. Поляковой.
1.1. Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы»

  • Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

  •  Письмо Минобразования РФ от 15 января 2003 г. N 13-51-08/13
    "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации"

  • Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 г. N 13-51-28/13
    "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении"



1.2. Назначение программы
Данная программа позволит сформировать у учащихся гражданственность как интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения; учащиеся узнают об истории своего города, родного края, о культурных, экономических особенностях города Серпухова. Программа поможет воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа; обеспечит развитие чувственного опыта учащихся.

 

1.3. Актуальность и перспективность программы

         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

         Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".

Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.    

В современной ситуации изменился национальный состав школы в связи с потоком мигрантов. Как следствие, возникла необходимость дополнительных усилий образовательной системы по укреплению социального мира и межнационального согласия.
1.4. Цель программы

Программа «Я – гражданин России» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов. Главная его цель заключается в формировании и развитии у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; заложить основные моральные ценности, нормы поведения; воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”; развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся начальной школы.

         Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

-    формировать у детей гражданское отношение к себе, своей семье, школе, Отечеству;

-      формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству и его вооружённой защите;

-    изучить историю и культуру Отечества и родного края;

-    знать и понимать права и свободы личности;

    сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

    сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

    сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

    вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

- получить элементарную грамотность в области собственной этнической культуры, а также этнических культур детей своего класса;

- оказать помощь детям-мигрантам в адаптации к новой социальной реальности, вхождения в новую культуру;

- развитие психологической компетентности в условиях межэтнического взаимодействия (общения).

1.5. Особенности работы по программе «Я – гражданин России»

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им педагогом, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Для решения этих проблем в программе «Я – гражданин» России» в рамках личностно-ориентированного обучения мы будем использовать проектную деятельность.

   Эта педагогическая технология может быть эффективно использована не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Программа строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно. В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана работы;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы.

Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с ними Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

  • Работа над проектом оказывает положительное влияние на детей из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между педагогом, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

Структура деятельности педагога и ученика

Ученик

Педагог

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

 

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Что я узнал нового?», «Что мне еще необходимо узнать?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.



Формой продукта проектной деятельности могут быть:

- атрибуты несуществующего государства;

- рисунки;

- эмблемы;

- выпуск газеты, журнала;

- чертеж;

- макет;

- фотоальбом;

- презентация и др.

Защита проекта может осуществляться на конкурсах, выставках, праздниках, конференциях, акциях и пр.
1.6. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия.

Рабочая программа курса “Я – гражданин России” используется с 1 по 4 классы. По 1 часу в неделю 33часа в год для 1класса и по 34 ч в год для 2-4 классов. Курс 135 часов/год.

2. Структура программы и содержание программы

Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа используется в классе. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России от воспитания собственного «Я»  до

«Я - Гражданин России».
Эти направления реализуются в ходе проектной деятельности учащихся.
Формирование гражданского отношения к себе, к коллективу осуществляется в работе над проектом «Мы – команда одного корабля»;

гражданского отношения к школе в работе над проектом «Дом, в котором я учусь»;
гражданского отношения к своей семье - «Мир дому твоему»
гражданского отношения к родному краю, городу - «Вот она какая – моя малая Родина»;
гражданского отношения к Отечеству в работе над проектом «Россия - Родина моя».

Эти проекты повторяются в течение 4-х лет, но материал, с которым работают учащиеся углубляется, усложняются формы работы.

Первоклассники в начале учебного года вместо проекта «Мы – команда одного корабля» работают над проектами «Давайте познакомимся» и «Ребята, давайте жить дружно!» Очень важно положить начало формированию у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремлению к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

В ходе работы над проектом «Мы – команда одного корабля» второклассники ответят на вопрос «Как общаться?», третьеклассники «Как дружить?», ученики 4 класса «Как не ссориться?» и «Как сотрудничать?» Благодаря этим занятиям учащиеся будут иметь представления об укладе жизни, традициях, обычаях, фольклоре своего народа и народов других стран; будут видеть и признавать отличия между людьми и их культурами;

увеличат опыт межкультурного, межэтнического общения; научатся владеть приемами разрешения конфликтных ситуаций и т. д.

В работе над проектом «Дом, в котором я учусь» ребята смогут осознать роль знаний в жизни человека, овладеть этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», знать свои права и уметь выполнять возложенные на них обязанности, уметь пользоваться правами ученика, выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Проект «Мир дому твоему» позволит одноклассникам больше узнать о семье своего друга, их семейных традициях, познакомиться с играми и песнями бабушек и дедушек, составить свои родословную.
«Вот она какая – моя малая Родина» - проект по краеведению. Благодаря ему учащиеся 1-4 классов узнают историю своего родного края.

Завершит работу проект «Россия - Родина моя». Он разделен на 2 мини-проекта: «Символика» и «День Победы». В ходе работы учащиеся познакомятся с государственной символикой, символикой области, города;

У них сформируются такие понятия как патриотизм, верность Родине, готовность к служению Отечеству.
1класс

п/п

Названия проектов

Кол-во часов

1

«Давайте познакомимся»

4 ч

2

«Ребята, давайте жить дружно!»

4 ч

3

«Дом, в котором я учусь»

6 ч

4

«Мир дому твоему»

6 ч

5

«Вот она какая – моя малая Родина»

6 ч

6

«Россия - Родина моя»

7 ч

Итого 33 ч

2-4 класс

п/п

Названия проектов

Кол-во часов

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

«Мы – команда одного корабля»

9 ч

9 ч

8 ч

2

«Дом, в котором я учусь»

5 ч

5 ч

6 ч

3

«Мир дому твоему»

4 ч

3 ч

4 ч

4

«Вот она какая – моя малая Родина»

6 ч

6 ч

7 ч

5

«Россия - Родина моя»

10 ч

11 ч

12 ч




Итого

34 ч

34 ч

34 ч

Ожидаемые результаты

овладеть следующими умениями и навыками: самостоятельно подбирать литературу по теме; работать в читальном зале библиотеки; готовить доклады и сообщения, выступать с ними;

уметь дискутировать, высказывать свою точку зрения;

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

сравнивать и обобщать факты;

работать в семейных архивах.
3. Календарно – тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятий

Кол–во часов

Форма проведения

Описание примерного содержания

Дата

Проект «Давайте познакомимся» (4 ч)

1

Кто я?

1

Практическое занятие

Разминка. Игры: «давай познакомимся», «Паравозик», «Лица», «Маски», «Жесты». Обсуждение. Подведение итогов.




2

Придумаем игру

1

Игротека

Разминка. Игры: «Настроение -цвет», «Летающие игрушки». Варианты игр детей. Подведение итогов.




3

Игрушки в моей жизни

1

Обмен мнениями

Каждый ученик приносит в класс свою любимую игрушку. Рассказывает о ней по плану:

1)     название игрушки;

2)     откуда она появилась;

3)     описание игрушки;

4)     как ты в нее играешь.

     После этого ученик декламирует стихотворение, поет песенку или загадывает загадку о любимой игрушке.

Материал дети подбирают самостоятельно. Затем каждый рисует свою любимую игрушку.





4

Мой домашний зоопарк

1

Рассказы детей

Вводная часть. Чтение стихов. Выступления детей. Подведение итогов.




Проект «Ребята, давайте жить дружно (4 ч)

1

Ребята, давайте жить дружно

1

Кинолекторий

Просмотр и обсуждение мультфильма «Приключения кота Леопольда»




2

Верные друзья

1

Творческая работа

Дети работают группами. Лепка, рисование.




3

Улыбка

1

Сюжетно – ролевая игра

В ходе игры дети лучше узнают друг друга, учатся взаимодействовать, в группах.




4

Настоящие друзья

Защита проекта

1

Мультвикторина

Вводная часть. Дети работают группами. Подведение итогов.






Проект «Дом, в котором я учусь» (6 ч)

1

Как сделать класс уютным и красивым

1

Обмен мнениями

Вводная часть. Деление детей на группы. Составление картотеки полезных дел и ответственных за их выполнение.




2

Школьные правила

1

Беседа

Вводная часть. Что знаем о правилах поведения из детского сада. Знакомим детей со школьными правилами. Размещаем в классном уголке.




3

Наши права и обязанности

1

Устный журнал

Знакомство с обязанностями школьников. Разбор ситуаций. Подведение итогов.




4

Школьный музей

1

Экскурсия.

Знакомство с постоянной экспозицией.




5

Школа моей мечты

1

Конкурс рисунков

Цели конкурса рисунков: Эстетическое воспитание детей. Вовлечение детей в занятие художественным творчеством




6

Школа - дом

1

Обсуждение результатов проекта.

Вводная часть. Дети разделены на группы. Каждая выступает со своими суждениями. В обсуждении участвует весь класс.






Проект «Мир – дому твоему (6 ч)

1

Мое имя и фамилия

1

Беседа

Вступительное слово учителя. Выступление детей. Подведение итогов.




2

Мои родные

1

Устный журнал

Вводная часть. Сообщения детей. Обсуждение.




3

Моя мама – лучший друг

1

Сообщения детей

Вводная часть. Сообщения детей. Подведение итогов




4

Наши бабушки и дедушки

1

Беседа

Вводная часть. Фотовыставка. Сообщения детей. Подведение итогов.




5

Игры бабушек и дедушек

1

Практическое занятие

Вводная часть. Разминка. Дети проводят игры. Подведение итогов.




6

Семейный альбом

Защита проекта

1

Презентация

Выставка семейных альбомов.






Проект «Вот она какая – моя малая Родина» (6ч)

1

Мы этого раньше не знали

1

Беседа с презентацией

Вводное слово педагога. Просмотр презентации «Интересное о городе» Обсуждение. Подведение итогов




2

Родной город

1

Экскурсия по улицам города

Улицы нашего микрорайона. Прошлое и настоящее.




3

Улицы хранят героев имена

1

Экскурс в историю

Беседа по презентации. Улицы, названные в честь героев войны: Олега Степанова, Лавриненко, Ракова, Стрелкова и других.




4

Памятники нашего города

1

Заочная экскурсия

Вводное слово учителя. Просмотр презентации. Подведение итогов.




5

Посещение кинотеатра

1

Коллективный поход

Инструктаж по технике безопасности. Просмотр и обсуждение мультфильма.




6

С любовью к городу

Защита проекта

1

Коллективное детское творчество.

Творческая работа «Праздники в моем городе» Панно.






Проект «Россия – Родина моя (7ч)

Мини-проект «Символика» (3 ч)

1

Белый, синий, красный

1

Поисковая деятельность

Работа в группах




2

Двуглавый орел и всадник

1

Поисковая деятельность

Работа в группах




3

Символика моей страны

1

Викторина

Работа в группах. Подведение итогов




Мини-проект «День Победы» (4 ч)

4

Была война, была Победа

1

Беседа с презентацией

Педагог проводит знакомство с презентацией.




5

Читаем о войне

1

Литературная гостиная

Чтение произведений о ВОВ




6

Памяти военных лет…

1

Конкурс чтецов

Принимают участие все желающие дети. Оценивает взрослое жюри.




7

Патриот – кто он?

Защита проекта

1

Круглый стол

Вводное слово педагога. Работают группами. Подведение итогов.




2класс

№ п/п

Тема занятий

Кол–во часов

Форма проведения

Описание примерного содержания

Дата

Проект «Мы команда одного корабля» (9 ч)

1

Качества важные для общения

1

Практическое занятие

Релаксационное упражнение «Я- общительный человек». Упражнение Список качеств, важных для общения. Время книги. Чтение сказки «О дружбе и её потере.




2

Трудности общения:

Внешние различия и язык;

Необычные традиции.

2

Практические занятия

Разминка. Игры : «Настроение – цвет», «Коллективный счет». Работа по теме (игры ведут дети). Подведение итогов.




3

Поговорим без слов

1

Практическое занятие

Разминка. Игры: «Ранжирование». «Коллективный счет». Разм. завершается вопросами учителя. Упражнения: 1. «угадай эмоцию» 2 «Найди пару» 3. Изобрази пословицу». Подведение итогов.




4

Правила неязыкового и доброго общения

2

Практическое занятие

1.Разминка. Упражнения: «Приветствие без слов», Несовпадение»,«Комплимент», «Комплимент в воображении».

Подведение итогов.

2.Разминка. Приветствие по кругу. «Диагностика эмоциональной стороны общения». Упражнения: «Правила доброго общения»,

«За одной партой». Подведение итогов.




5

Учимся слушать

1

Практическое занятие

1.Упражнение «Приветствие».

2. Упражнение «Какой я – говорящий или слушающий?» 3. Упражнение «Ловушка». Подведение итогов.




6

Игра моего народа

1

Конкурс народных игр

Разминка. 1. Упражнение «Что любит Макс?» 2. « Секрет Джованни». Конкурс игр. Подведение итогов.




7

Как общаться?

1

Защита и обсуждение результатов проекта

Разминка. Самое важное в общении. Подведение итогов.




Проект «Дом, в котором я учусь» (5 ч)

1

Дом, в котором я учусь

1

Экскурсия по школе с посещением школьного музея

Подробное знакомство с постоянной экспозицией. Записи в книге отзывов.




2

Профессии школы

1

Встреча с представителями разных профессий школы

Вводная часть. Выступление медсестры.




3

Я – директор школы

1

Ролевая игра

Вводная часть. Разминка. Работа в группах. Каждый ребенок должен ощутить себя в данной роли. Подведение итогов.




4

Наши права и обязанности

1

Беседа с презентацией

Вводная часть. Обсуждение темы. Подведение итогов.




5

Школа моей мечты

1

Конкурс Защита и обсуждение результатов проекта рисунков

Вводная часть. Дети разделены на группы. Каждая выступает со своими суждениями. В обсуждении участвует весь класс.






Проект «Мир – дому твоему (4ч)

1

Моя трудовая семья

1

Круглый стол

Вводная часть. Сообщения детей. Дискуссия. Подведение итогов.




2

Кто в семье главный

1

Диспут

Вводная часть. Литературный ряд. Выступление детей. Подведение итогов.




3

Любимые песни наших бабушек и дедушек

1

Семейные посиделки

Вводная часть. Прослушивание песен. Обсуждение .подведение итогов.




4

Мой дом

1

Защита и обсуждение результатов проекта

Выставка фотографий. Дети рассуждают. С кем можно сравнить хорошую семью, а затем делятся на группы. Каждая группа выбирает какое-либо одно сравнение и на большом листе ватмана рисует портрет семьи, которая похожа на родник, гору, крепость и т.д. По рисункам друг друга дети рассказывают о той или иной семье.

Обсуждение. Подведение итогов.






Проект «Вот она какая – моя малая Родина» (6 ч)

1

Исторические места города (Соборная гора)

1

Заочная экскурсия

Знакомство с архитектурой прошлого. Важность сохранения и бережного отношения к таким объектам.




2

Посещение Кремля

1

Экскурсия

Знакомство с историческими объектами. Беседа об увиден ном.




3

Знаменитые земляки

1

Беседа с презентацией

Вступительное слово педагога. Демонстрация презентации с комментариями. Обмен мнениями.




4

Интересные люди Серпухова

1

Встреча

Вступительное слово педагога. Выступление гостя.

Подведение итогов.




5

Особенности труда людей нашего города

1

Устный журнал

Вводная беседа. Сообщения детей. Обмен мнениями.




6

Защита проекта.

С любовью к городу

1

КТД. Фотовыставка

Обсуждение результатов проекта

Вводное слово педагога. Обмен мнениями. Подведение итогов проекта




страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: