NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное образовательное учреждение прогимназия «Центр детства» г. Серпухов Московской области утверждаю



Муниципальное образовательное учреждение

прогимназия «Центр детства»

г. Серпухов Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ – прогимназия

«Центр детства»

____________Похващева Т. А.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное направление
Проектная деятельность

«Тропинка в природу» (1-4 класс)

на 2011-2015 гг.

Базовый уровень

Объём внеурочной деятельности - 135 часов

(1 ч в неделю)
1 класс — 33 часа

2 класс — 34 часа

3 класс — 34 часа

4 класс — 34 часа


Составитель: воспитатель ГПД

Колдашева Радмила Рифкатовна


I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка в природу» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ прогимназии «Центр детства».
Законодательной базой для разработки рабочей программы являются  следующие документы:

  • Закон «Об образовании» Российской Федерации;

  • «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ», утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004

  • Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России.

  • Конституция РФ

  • ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 №7 – ФЗ

  • ФЗ «О животном мире» от 22.03.95 с изменениями

  • ФЗ «О защите зеленых насаждений» от 5 мая 1999 г. N 17 с изменениями

  • ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 №96 – ФЗ

  • Водный кодекс


Принципы программы внеурочной деятельности:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и ценности образования в целом;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.



Актуальность курса

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение.

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.

Разрешение возникающих экологических проблем, зависит не столько от уровня развития научно-технической сферы, сколько от уровня осознания этой проблемы человечеством, от уровня ответственности человечества за состояние окружающей среды. В конечном итоге – от экологической образованности и воспитанности каждого человека.

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы не только в школе, но и в семье, в учреждениях дошкольного обучения, в организациях дополнительного образования. Только в этом случае процесс экологического обучения и воспитания станет непрерывным и успешным.

Изучение проблем окружающей среды не всегда вписывается в структуру и содержание учебных дисциплин, так как эти проблемы имеют многопрофильный и многоаспектный характер.

Никакое вербальное обучение (а именно эта форма преобладает на уроках) не заменит конкретной деятельности школьников по изучению и охране окружающей среды. Иначе говоря, непременным условием экологического образования является сочетание теоретической подготовки и активной практической деятельности в области охраны окружающей среды.

Программа «Тропинка в природу» - один из компонентов непрерывного процесса экологического образования, направленного на воспитание ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Цели и задачи курса

Таким образом, цель данной программы – формирование у учащихся экологического мировоззрения, развитие экологической культуры путем практической (исследовательской) и пропагандической деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • Формирование понимания самоценности природы и осознания взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

  • Способствовать воспитанию активной жизненной младших школьников;

  • Воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;

  • Развивать критическое отношение учащихся к результатам деятельности человека;

  • Развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;

  • Содействовать расширению и углублению знаний детей в поисково-исследовательской и проектной деятельности.

Для реализации поставленных целей и задач необходимо создать ряд условий:

- наличие учебного класса со столами, стульями, доской;

- техническое оборудование (проектор, экран, компьютер, телевизор, магнитофон);

- специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;

- наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы полезных ископаемых, минералов и др.)

- раздаточный материал для творческой работы учащихся;

- высокий уровень профессиональной подготовки педагогов.


II. Возрастная категория и место курса в учебном плане

Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения, в объеме 135 часов (1 час в неделю). Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста – учащихся 1-4 классов. Программа адресована учителям начальных классов, педагогам групп продленного дня и дополнительного образования.
III. Структура и содержание курса

В программе можно выделить три блока: «Экологический светофор» (1 класс), «Наша зеленая планета» (2 класс), «Юный исследователь» (3-4 класс).

Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для понимания учащимися данной возрастной группы.

Каждый блок программы включает разделы. В разделе содержатся теоретические вопросы и работа практической направленности. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов.

В 1-ом классе (блок «Экологический светофор») предполагается знакомство с понятием «экология», с элементарными (первичными) сведениями о живой и неживой природе, о созидательном и разрушительном воздействии человека на природу.

В 2-ом классе (блок «Наша зеленая планета») изложен материал о неживой природе (значение солнца, воздуха, воды для жизни на Земле), экологии растений, грибов и лишайников.

В 3-4 классе (блок «Юный исследователь») путем практической работы и исследовательской деятельности учащиеся должны познакомиться с экологией животных и экологией человека, влиянием человека на природу.

Для решения этих проблем в программе «Тропинка в природу» в рамках личностно-ориентированного обучения реализуется проектная деятельность.

Проектная деятельность младших школьников способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Программа «Тропинка в природу» включает два вида проектов: серия мини-проектов, реализующихся в течение всего года, и один или два итоговых проекта в конце года.

Для выполнения каждого нового мини-проекта (задуманного самим ребенком, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы добиться успеха, ребенку приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Формой продукта мини-проекта могут быть: рисунки, коллажи, сообщения, викторины, познавательные игры, эмблемы, выпуск газеты, журнала, презентация и др.

В программе «Тропинка в природу» также представлен ряд итоговых проектов (выполняется группой ли целым классом при участии педагога):

  • Проект «Исследовательский фартук» (1 класс);

  • Проект «Росток» (2 класс);

  • Проект «Обитатели живого уголка» (3 класс);

  • Проект «Пернатые друзья» (3 класс);

  • Проект «Человек и его строение» (4 класс).

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.


Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана работы;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы.


Блок 1. «Экологический светофор»

1 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Что такое экология

1

2

Вода – это жизнь

3

3

Воздух

1

4

Растения

9

5

Животные

5

6

Проект «Исследовательский фартук»

4

7

Обобщение

10



Всего: 33 часа
Блок 2 «Наша зеленая планета»

2 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Живая и неживая природа

2

2

Неживая природа и ее значение для человека

2

3

Солнце – источник жизни

2

4

Воздух и вода

6

5

Полезные ископаемые

2

6

Подземные сокровища

3

7

Живая природа. Экология растений

9

8

Проект «Росток»

5

9

Грибы и лишайники

3


Всего: 34 часа
Блок 3. «Юный исследователь»

3 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

История развития животного мира

4

2

Мир животных

8

3

История взаимоотношения человека и диких животных

6

4

Проект «Обитатели живого уголка»

8

5

Проект «Пернатые друзья»

4

6

Обобщение

3


Всего: 34 часа
4 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Экология человека

12

2

Влияние человека на природу

13

3

Проект «Человек и его строение»

5

4

Обобщение

4


Всего: 34 часа

IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
V. Перечень универсальных действий, которые развивает данная программа




Личностные результаты

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; учиться определять поступки от самого человека;

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.




Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

  • Учиться высказывать свое предположение (версию);

  • Совместно с педагогом обнаруживать и формулировать проблему;

  • Учиться работать по предложенному педагогом плану (алгоритму) и планировать учебную деятельность;

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (литературу, приборы и инструменты);

  • Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;

  • Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные

УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенной педагогом литературы (словари, энциклопедии, справочники);

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрации);

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться;

  • Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты

    • Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

    • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

    • Оценивать правильность поведения людей в природе;

    • Наблюдать за погодой и описывать ее;

    • Приводить примеры взаимосвязи живой и неживой природы;

    • Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: