NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное образовательное учреждение прогимназия «Центр детства» г. Серпухов Московской области утверждаю



Муниципальное образовательное учреждение

прогимназия «Центр детства»

г. Серпухов Московской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ – прогимназия

«Центр детства»

____________Похващева Т. А.


Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное направление
Клуб «Физкультошка» (1- 4 класс)

на 2011-2015 гг.
Базовый уровень
Объём внеурочной деятельности - 135 часов

1 класс — 33 часа

2 класс — 34 часа

3 класс — 34 часа

4 класс — 34 часа
Составитель: творческий коллектив воспитателей группы продленного дня

I.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб «Физкультошка» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, Примерной программой по духовно – нравственному воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования, основана на Программе Ковалько В.И. «Основы Школы Здоровья».
Законодательной базой для разработки рабочей программы являются  следующие документы:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13: Методические рекомендации «Об увеличении двигательной активности обучающихся  общеобразовательных учреждений».

  • Выступление А.Левитской на коллегии Минобрнауки России по вопросам укрепления здоровья школьников 11 февраля 2009 года «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях».


  • Письмо Министерства образования и науки РФ № 06-1775 от 31.12.2008 «О формировании здорового образа жизни обучающихся, воспитанников»


Принципы программы внеурочной деятельности:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и ценности образования в целом;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.


Актуальность программы

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Особую актуальность, как доказано фундаментальными исследованиями в области педаго­гики, методики обучения и воспитания, представляет подвижная иг­ровая деятельность, с помощью которой осуществляется возрастная преемственность при переходе из дошкольного детства в школу, со­здается благоприятная атмосфера учебно-воспитательного процесса. В начальной школе, активизируются умственные силы ребенка, не­обходимые для формирования учебной деятельности.

Программа направлена на сохранение здоровья детей и адаптацию их в современном мире.

Воспитание основ здоровья невозможно без использова­ния средств подвижной игровой деятельности, поэтому данной программой предусмотрено включение в учебно-воспита­тельный процесс начальной школы подвижных игр с дидактической направленностью.

Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дошкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, высту­пает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особеннос­тям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.

Подвижная игра также является лучшей формой фи­зического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к ов­ладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний.
Цель и задачи клуба « Физкультошка»
Человеческая личность - это гармония мысли и движения. От­личительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, кра­сиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное выполнение движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и др.)

Эти основы дети получают в «Школе Здоровья», а именно в клубе «Физкультошка».
Главная цель курса— всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника, сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы в процессе образовательной деятельности.
Задачи:

  • Вызвать у учащихся начальных классов интерес к основам здоровья, позволив ощутить красоту и радость движения;

  • Повысить двигательную активность младших школьников;

  • Формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

  • Обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;

  • Добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

  • Воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:

  • Формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;

  • Содействие созданию игровых группировок, позволяющих учащимся различной двигательной активности, разного темперамента, уровня умственных способностей, проявить интерес к усвоению научных знаний;

  • Учёт готовности учащихся к разным формам сотрудничества;

  • Эмоционально-стимулирующее общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом;

  • Занимательность процесса обучения;

  • Установление связей между предметами в процессе обучения для формирования целостных и системных знаний учащихся;

  • Расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;

  • Высокий уровень движений учителя; целенаправленная работа над основами культуры движений учащихся.



  1. Возрастная категория и место курса в учебном плане

Занятия в Клубе «Физкультошка» рассчитаны на детей 1-4 классов. Объем учебного времени составляет 135 часов в год, по 1 часу в неделю. Продолжительность занятий 35-40 мин.

  1. Структура и содержание программы


1 класс (33 ч) «Физкульт - Ура! Начинается с утра!»


1

1 четверть «Знакомимся с Физкультошей»

9 часов

2

2 четверть «Играем с Физкультошей»

7 часов

3

3 четверть «Закаляемся с Физкультошей»

9 часов

4

4 четверть «Соревнуемся с Физкультошей»

8 часов


2 класс (34 ч) «Чтобы не было беды»


1

1 четверть «Чтобы не было беды, мы научимся слушать, быть внимательными»

9 часов

2

2 четверть «Чтобы не было беды, мы привыкнем соблюдать особые правила поведения при занятиях физическими упражнениями»

7 часов

3

3 четверть «Чтобы не было беды, мы научимся понимать значения физических упражнений для нашего здоровья»

10 часов

4

4 четверть «Чтобы не было беды, мы привыкнем всегда правильно относиться к своим поступкам и действиям как в игре, так и в жизни»

8 часов



3 класс (34 ч) «Физкульт – Ура!Собираем команду со всего двора»


1

1 четверть «Кто лучше играет?»

9 часов

2

2 четверть «Кто больше игр знает?»

7 часов

3

3 четверть «Кто больше игр придумает?»

10 часов

4

4 четверть «Игры-соревнования»

8 часов


4 класс (34 ч) «Физкульт-Ура! На природе детвора!»


1

1 четверть Времена года. Игры вместе с Летом.

9 часов

2

2 четверть Игры вместе с Осенью.

7 часов

3

3 четверть Игры вместе с Зимой.

10 часов

4

4 четверть Игры вместе с Весной.

8 часов



Занятие, проводимое в клубе «Физкультошка», является дополнительным средством решения задач образовательного, оздоровительного и воспитательного характера, решаемых на уроках физической культуры в начальной школе.

Структура занятия – трехчастная.

В первой части занятия проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения. Весь этот материал дается в игровой, занимательной форме.

Во второй основной части занятия рекомендовано проводить формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач используются подвижные игры высокой и средней интенсивности выраженной направленности (игры с бегом; игры с прыжками; игры с лазанием и другие). При использовании игр в основной части занятия рекомендуется стремиться к созданию условий для физически слабых учеников, учитывая одновременно уровень физической подготовленности большинства детей.

В заключительной части занятия включаются подвижные игры средней или низкой интенсивности: «Дерево дружбы», «Урони платок», «Замри!», «Делай как я», «Угадай, кто подходил?» и др.

Методика проведения физкультурно – оздоровительных форм занятий в клубе «Физкультошка» существенно отличается от традиционной, поскольку предполагает максимальное включение подвижных игр в жизнь и деятельность младших школьников.

На занятиях в клубе «Физкультошка» учитель (воспитатель), прежде всего стремиться повысить уровень двигательной активности младших школьников до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; повысить функциональные возможности организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам, сопровождающим начало школьного обучения в первом классе; обеспечить условия для проявления активности и творчества каждого ученика. Успешное решение поставленных задач требует изменения общепринятого характера проведения мероприятий по физической культуре у младших школьников, где доминирующим прежде являлся фронтальный метод выполнения упражнений, жесткая регламентация двигательных действий, низкая моторная плотность занятий.

Занятия должны не только дать конкретные сведения по основам школы здоровья, но и формиро­вать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников доступным физ­культурным знаниям, двигательным умениям и навыкам.

Методы и формы работы клуба: спортивные соревнования, эстафеты, подвижные, малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, комплекс ОРУ, строевые и физические упражнения с предметами, упражнения для формирования осанки.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность красоты и гармонии основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


V. Перечень универсальных действий, которые развивает данная программа

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

1 Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.


1. Определять умения, которые будут сформированы.

2. Отвечать на простые вопросы учителя.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре, группе.

2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.


1. Следовать режиму организации внеучебной деятельности.

2. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

3. Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

5. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Определять умения, которые будут сформированы; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем.

3. Извлекать информацию.

4. Анализировать, сравнивать различные объекты, факты.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на

поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.


3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.


1. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданиях в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе примера.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

1. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты.



1.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

2. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

3. Критично относиться к своему мнению

4. Понимать точку зрения другого

5. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.


1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства:

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Определять умения, которые будут сформированы; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты.

5. Самостоятельно делать выводы.


1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

6. Понимать точку зрения другого

7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

VI. Календарно-тематическое планирование клуба «Физкультошка»

1 класс «Физкульт - Ура! Начинается с утра!»



Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата

1 четверть «Знакомимся с Физкультошей» (9 часов)

1

Открываем дверь в Школу Здоровья


1 ч.

Основы здорового образа жизни (философия цветка).
Осанка. Основные положения головы, рук, туловища, ног. Игровые упражнения: «Будь внимательным», «Затейники», «Сделай фигуру», «Узнай по голосу», «Вершки и корешки»
Ходьба (с сохранением правильной осанки, с мячом,с гимнастической палкой, со скакалкой, на носках, шагая по разметкам, переступая через препятствия, по линии, в колонне по одному, по два, ходьба под музыку)
Упражнения на релаксацию.
Пальчиковые и малоподвижные игры




2

Мы космонавты

1ч.




3

Разнообразие упражнений. Упражнения зрительной гимнастики.

1 ч.




4

Правильная осанка

1 ч.




5

Путешествие в город «Угадай-ка»

1 ч.




6

Правила выполнения дыхательных упражнений

1 ч.




7

Закаливание организма

1 ч.




8

Здоровый образ жизни младшего школьника

1 ч.




9

Программы здоровья

1 ч.




2 четверть «Играем с Физкультошей» (7 часов)

10

Танцевальные шаги

2 ч.

Строевые упражнения (выполнение команд «Становись, равняйсь, смирно, вольно, направо, налево, шагом марш класс стой»); основная стойка, построения в колонну по одному, повороты переступанием, прыжком). Игровые упражнения «Быстро встать в колонну!», «Два и три», «Построй круг», «Хоровод», «Путешественники», «Мышеловка», «Воротики» и др.
Бег (в медленном, среднем, быстром темпе, с изменением неправления по сигналу, в чередовании с ходьбой, на носках. С подниманием бедра, парами, тройками по диагонали, с ускорением, челночный бег; бег под музыку)
Физические упражнения с предметами ( упражнения для рук, туловища, ног с палкой, мячом, скакалкой, комплекс упражнений утренней гимнастики, выполнение упражнений под музыку). Игровые упражнения с мячом.

Подвижные игры «Мяч в воздухе», «Кого назвали, тот ловит» и др.
Танцевальные упражнения (приставные шаги, шаги галопа в сторону)
Подвижные игры на развитие выносливости («Гуж», «Кто дальше?», «Морской бой», «Салки с мячом», «Поёзд в туннеле»_




11

Акробатические упражнения

1 ч.




12

Космическое путешествие на Марс

1 ч.




13

Подвижные игры «Учимся играя»

1 ч.




14

Школа мяча

1 ч.




15

Упражнения в равновесии. Перестроения.

1 ч.




3 четверть «Закаляемся с Физкультошей» (9 часов)

16

Правильная осанка

1 ч.

Физические упражнения без предметов( упражнения для рук, ног, туловища, упражнения для осанки, в основной стойке, в упоре присев, сидя на полу, комплекс ОРУ, упражнения под музыку)
Дыхание
Равновесие (стойка на носках, сойка на одной ноге, на гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке, по прямой линии). Игровые упражнения: «Разойдись – не упади», «канатоходец», «Шагай через кочки», «донеси мешочек», Ловкий шофёр», «переправа».
Подвижные игры для развития статического и динамического равновесия («Совушка», «с горки через ворота», «Сороконожка»); для развития точности движений рук, координация движений в пространстве: «Хитрая лиса», «Ловкие ребята» и др.





17

Здравствуй, снег, мороз и лыжи

2 ч.




18

Сбор витаминок здоровья

1 ч.




19

Общеразвивающие упражнения

2 ч.




20

Упражнения в равновесии

1 ч.




21

Зимние развлечения на свежем воздухе

1 ч.




22

Ура! Каникулы!

1 ч.




4 четверть «Соревнуемся с Физкультошей» (8 часов)

23

Весенние развлечение

1 ч.

Лазание, перелазание ( по горизонтальной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях, подтягивание на горизонтальной скамейке в положении лёжа на животе; перелазание через горку матов, лазание по гимнастической стенке произвольным способом). Игровые упражнения: «переползи – не урони», «котята и щенята», «Не упади!». Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Ловля обезьян», «Белки в лесу», «Кошки и мышки»

Прыжки (имитация прыжков птиц, животных; в длину с места толчком с двух ног, прыжок через вертикальное препятствие, прыжки в длину с малого разбега, прыжки через скакалку, с продвижением вперёд. Игровые упражнения «Попрыгунчики», «Лягушки в болоте» и др. Подвижные игры «Удочка», «Волк во рву», Воробьи и кошка» и др.
Упражнения зрительной гимнастики

Спортивная азбука. Праздник «Призы Физкультоши»

Подвижные игры.




24

Поход породному краю

1 ч.




25

Метание

1 ч.




26

Преодоление полосы препятствий

1 ч.




27

Соревнования и эстафеты

2 ч.




28

Весёлое многоборье

1 ч.




29

Здравствуй, лето!

1 ч.










33 часа







страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: