NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7»





Система работы с

одарёнными

детьми в начальной

школе

Учитель: Киренкова Т. Ю.


г. Торжка

2010г.













Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7»


Система работы с

одарёнными

детьми в начальной

школе

Учитель: Киренкова Т. Ю.

Информационный центр гимназии

Автор: Киренкова Татьяна Юрьевна
Система работы с одарёнными детьми в начальной

школе. Курсовая работа. Гимназия №7. 2010г.

Данное пособие содержит описание опыта работы

Киренковой Т.Ю. по работе с одарёнными детьми в начальной школе.

Автор-составитель: Киренкова Т.Ю.

Издательство: «Информационный центр гимназии»

Оформление Фоминой В.Л.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………..………………………… 2

2. Концепция деятельности……………………...4

3. Теоретическая база.…………… ………..….…6

Глава 1. Диагностирование

Глава 2. Обучение

Глава 3. Развитие

4. Система работы……………………… ……… 11

Глава 1. Назначение диагностических методик

1.1. уровень подготовленности дошкольников к обучению

1.2. уровень мотивации и соотношение мотивов

1.3. определение уровня потенциальных способностей

1.4. уровень подготовленности учителя к работе с одаренными детьми

Глава 2. Система дидактических средств и методических приемов

2.1. круг моей работы

2.2. формы организации учебной деятельности

Глава 3. Развитие творческих способностей во внеурочное время

3.1. факультативные занятия

3.2. развивающие группы

3.3. творческие конкурсы

5. Выводы……………………… ……………...…17

6. Приложение……………… ………………..…18

7. Список литературы…………… …………..…50


ВЕДЕНИЕ
Примерно пятая часть детей в школьном возрасте может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одарённые.
Рассмотрим ряд проблем…(Исходная ситуация)

Заниматься одарёнными детьми совершенно необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему (именно такими потенциями обладают талантливые дети).
Проблема

Наше общество всегда нуждалось в творчески одарённых людях. «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за отсутствие творческости» (доктор психологических наук К. Роджерс).

Повышенный интерес к проблемам обучения и развития одарённых детей не только в научной среде, но и в обществе в целом.
Причины

Практика показывает, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе его развития, т.е. одарённые дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо учитываются индивидуальные возможности усвоения знания.

Необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности. Теоретическая концепция одарённости лежит в основе стратегии педагогического воздействия учителя на одарённого ученика. «По крайней мере, так должно быть, если мы хотим добиться максимальной эффективности в развитии одарённого ребёнка.

Среди педагогов и психологов существуют две точки зрения: для обучения талантливых детей создавать спецклассы (специальные образовательные учреждения) или одарённые дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. На практике реализуются обе точки зрения. Но по социальным и экономическим причинам специально ориентированных на работу с одарёнными детьми образовательных учреждений мало. И поэтому есть большое количество массовых общеобразовательных школ, где и одарённые, и неодарённые обучаются вместе.

Отсюда следует, что проблема обучения одарённых детей распадается на проблему их обучения в специальных учреждениях (математические, художественные, спортивные) и на проблему их обучения в условиях массовой общеобразовательной школы, что более приемлемо.

Последствия

Наша гимназия является центром инновационных исследований, организующим поиск, разработку и внедрение нового содержания, форм, методов, технологий обучения. Образовательное учреждение призвано дать учащимся широкое универсальное образование, позволяющее адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, реализовать идею общего интеллектуального, нравственного развития личности через гуманитаризацию содержания образования; обеспечить высокий уровень мыслительных процессов, формировать личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда.

Для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной работы в школе. В нашей гимназии одновременно учатся дети с разным уровнем готовности к обучению, а обучение одарённых детей должно строиться по принципу дифференциации учебного процесса. Перед нами появилась проблема создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей. Только при использовании научных методов оказывается возможным раскрыть творческие возможности учеников, целенаправленно сформировать у них увлечённость творческой деятельностью и обеспечить тем самым их самореализацию в учебном процессе. Я должна дать каждому ребёнку возможность получить такие знания, которые позволят ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Актуальность

У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Поэтому заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко осознавая, что проблема выявления, обучения и развития одарённых детей – сложная, лежащая на пересечении выше перечисленных проблем. Актуальная задача учителя – забота о таких детях.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гипотеза:

Если обучение проводится с использованием разноуровневых развивающих технологий, то учебные возможности учащихся реализуются более эффективно, чем при традиционной организации обучения.

Главной целью гимназического образования является воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и самоусовершенствованию.

Цель деятельности:

создать условия для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития.

Задачи деятельности:

- обучение всех учащихся на уровне их возможностей при помощи развивающих разноуровневых технологий; доведение индивидуальных достижений как можно раньше до максимального уровня, реализация способностей одаренных детей.

Критерии оценок:

Качественные показатели результативности достижения поставленных целей и задач на основании диагностических исследований.

Модель деятельности:

Диагностика:

• уровень подготовленности учителя (тест-

опросник);

• уровень подготовленности учащихся к обучению (тестирование по диагностике Р.С.Немова, 1 класс – сентябрь)

• уровень мотивации (методика Р.В.Овчаровой, тест – опрос, 1 класс – апрель);

•уровень потенциальных способностей (тест – прогноз по методике Г.Кафа, 2 класс – октябрь, 3 класс – конец учебного года, 4 класс - конец учебного года).

Обучение:

• развитие творческих способностей на уроках (1-4 класс);

система «подвижного» класса (3-4 класс).

Развитие:

• развитие творческих способностей во внеурочное время (1-4

класс).

Воспитание: проблемы воспитания заложены в совместной деятельности учителя и ученика.

Целевые группы: материалы практической части могут быть использованы учителем начальных классов.

Ресурсное обеспечение проекта: материальное и кадровое обеспечение.

Допущения и риски: в учебниках (Л.В.Занков) предусматривается многовариативность упражнений, поэтому при возникновении каких либо причин по реализации проекта, на знаниях учащихся это не отразится .Реализации проекта могут способствовать положительные результаты работы. Негативной тенденцией может быть неподготовленность учителя к работе с одаренными учащимися.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Глава 1. Диагностирование.

Одна из основных проблем обучения и развития – проблема учителя. Поэтому с каждым годом все большее значение придается психолого-педагогическому отношению к ученику как к субъекту обучения и воспитания. Сложенность системы «ученик – учитель» со всеми его психологическими и социальными аспектами определяет успех и эффективность учебно-воспитательного процесса.

Психолог Е.Н.Петрова считает, что в системе оптимального общего развития ребенка в последние годы большая часть учителей подошла к осознанию необходимости серьезной психологической работы над собой. Именно они помогают ученику преодолеть отчуждение от школы. Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на его индивидуальные психофизиологические возможности и требования социального окружения.(1)

Начало учебного года - ответственный момент для ребёнка. Готовность его к школе определяется по 3 параметрам:

  1. состояние здоровья и уровень физического развития;

  2. интеллектуальная готовность;

  3. личностная готовность.

Наиболее существенным для диагностики ребёнка в период поступления в школу является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

Преподаватель Института возрастной физиологии С.И.Ефимова считает, что подготовка 6-летнего ребёнка к обучению в школе – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция – усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять первокласснику более высокие требования.(2)

Личностно – ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней силой является мотивация, т.е. стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира.

Первоочередной задачей в организации обучения одарённых детей является выявление и определение своеобразного дара для того, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия способностей. Доктор психологических наук Н.С.Лейтес в работе об умственной одарённости предлагает, прежде чем размышлять на тему, какая одарённость у ребёнка, следует выяснить, а одарён ли ребёнок в действительности. Практически любая одарённость, вплоть до спортивной, не может существовать без устойчивой системы интересов. Если у ребёнка яркие устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одарённости. Не всегда бывает просто увидеть интересы ребёнка, т.к. они далеко не всегда связаны со школьной деятельностью. Это означает, что учителю необходимо потрудиться, чтобы узнать об интересах ребёнка: расспросить родителей, одноклассников, самого ребёнка.(3) Необходимо выявить среди детей тех, кто нуждается в конкретной помощи в процессе обучения.

Возникает вопрос: готов ли учитель к работе с одарёнными детьми? Кандидат психологических наук Л.В.Попова помогает найти ответ на этот вопрос.(4) Она считает, что работа учителя с такими детьми – это сложный процесс и никогда непрекращающийся. Прежде всего, он требует хороших знаний в области психологии одарённых и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, с родителями. Он требует постоянного роста знаний и мастерства учителя.

Каждому учителю необходимо знать, что у детей, пришедших к нему на урок, разные типы мышления и по своим природным задаткам и способностям дети делятся на «художников» и «театралов», на «математиков» и «лириков», на «теоретиков» и «практиков». Психологической основой такого «полярного» деления является функциональная асимметрия левого и правого полушария головного мозга ребёнка. Если дети младшего школьного возраста попадут в атмосферу образовательной сферы, обеспечивающей разностороннее развитие, то функциональная асимметрия сама по себе предусматривает возможность высокого развития обоих компонентов мышления.



Глава 2. Обучение.

Все формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем. В методических рекомендациях об особенностях работы с одарёнными детьми (5) раскрывается специфика работы учителя, показаны эффективные формы и методы выявления способностей у учащихся. Начинать надо учение ребёнка с радости познания. Только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребёнок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения надо вводить в учение. Но когда учение только начинается, должно обязательно быть радостным для ребёнка.

Школы начали перестраиваться в сторону разноуровневых технологий обучения. Исследования психологов и педагогов выявили, что традиционные приёмы обучения и воспитания очень далеки от задачи развития гармоничной личности. Опыт ряда зарубежных стран (Франция, Бельгия) убедительно показал, что развитие одарённого ребёнка может быть задержано системой репродуктивных упражнений и формальных требований.

Так доктор психологических наук, профессор ТвГУ Ксензова Г.Ю. считает, что развитие способностей ребёнка происходит с помощью изменения условий обучения; необходимо создать ситуацию успеха каждого ребёнка. По её мнению, уровень качества обученности, воспитанности и развития желает быть лучше.

Вывод: переход на перспективные технологии обучения возможен только при условии отказа учителя от традиционного 4-элементного урока в пользу более совершенных способов обучения (Г.Ю.Ксензова). (6)

Образовательные стандарты должны не только спускаться сверху, но и «выращиваться» в практике работы школ. Механизм этого «выращивания» - уровневая дифференциация обучения. Цель введения образовательных стандартов в России – это создание условий для вариативности, подлинной дифференциации и индивидуализации обучения необходимой для работы с одарёнными детьми.

В главе «Образовательные технологии и одарённые дети» (7) раскрыты принципы построения образовательных технологий:

-высокоэффективная роль учащегося на всех учебных занятиях. Именно ребёнок – главное действующее лицо;

-мотивация учащегося – сказывается в том, что часть учащихся (70%) регулярно выполняет индивидуальные задания;

-оптимальное сочетание фронтальных (40%), групповых (30%), индивидуальных (30%) форм учебной работы;

-оптимальная активность форм и методов обучения: использование исследований, проектов, учебных ролевых игр, «мозговых» штурмов и т.д.

-формирование положительной «атмосферы успеха» в обучении.

Всё это важно для работы в обычном классе, но особенно необходимо для работы с одарёнными детьми.

Авторы статьи о моделировании развивающей образовательной среды(7) рекомендуют развитие творческих способностей на уроках. Творческие задания следует предлагать всем учащимся класса, а не только одарённым. Тем самым создавая возможность свободы выбора действий учащихся. Путь к максимальному успеху должен быть открыт каждому. Выбор трудности выполняемого задания должен сделать сам ученик, а не учитель.

На всех ступенях обучения следует реализовывать концепцию внутренней уровневой дифференциации. (7)

Что можно сделать для детей с повышенными способностями в структуре массовой школы? Введение в такой школе разноуровневого обучения, должна быть разработана система психологических и педагогических мер во избежание формирования у одних детей комплекса избранности, а у других – неполноценности, ущербности. В качестве одной из таких мер может быть предложена система «подвижного» класса – класса как группы детей, члены которой меняются в зависимости от предстоящего рода деятельности в соответствии со склонностями и уровнем развития. В основе этого предложения идея о том, что все дети должны общаться на равном уровне, и это принесёт только пользу каждому ребёнку.
Глава 3.Развитие.

Организация в школе специальных факультативов, различных развивающих групп, творческих конкурсов призвана способствовать удовлетворению потребностей разных категорий учащихся. Важно и то, что педагог, владеющий принципами работы с одарёнными детьми, будет применять их и во взаимодействии с остальными учениками, что только поможет развитию их интеллекта, креативности и личности.

Развитие творческих способностей в системе внеурочной работы в школе рассматривается в трёх формах: индивидуальной, групповой и массовой. Все эти формы связаны между собой. Так, при проведении групповой или массовой формы организации работы важным её этапом является индивидуальная работа с отдельными детьми. С другой стороны, индивидуальная работа с отдельными школьниками является продолжением или составной частью его занятий в кружке или на факультативе.(1,глава 3)
СИСТЕМА РАБОТЫ

Огромную роль в работе учителя начальных классов по развивающим технологиям играет диагностика.

Глава 1. Назначение диагностических методик:

-обнаружить стартовые возможности первоклассника в сформированности предпосылок и продуктивной учебной деятельности;

-выявить индивидуальные различия между детьми;

1.1. Уровень подготовленности дошкольников к обучению (методика П.С.Немова): диагностика творческой сферы, т.е. внимания, мышления, развития речи, знания об окружающей среде (приложение №1).

Вывод: в 1 класс большая часть детей поступает зрелыми в физиологическом и социальном отношении, они достигли определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

1.2.Уровень мотивации и соотношение мотивов (определяю в конце 1 класса по методике Р.В.Овчаровой и Н.Г.Лускановой) (приложение №2).

Вывод: на конец учебного года у учащихся преобладают учебный (32%) и социальный мотив (24%) при высоком уровне мотивации (62%).

1.3. Определение уровня потенциальных способностей (методика Р.Кафа): с помощью родителей и самих учащихся определяю одарённость (склонность) учащихся (приложении №3).

Вывод: (2 класс, октябрь) при обследовании выявляю доминирующие способности детей: музыкальный и артистический талант и незаурядный интеллект.

Только у 5% учащихся развитие этих способностей на высоком уровне (это по 1 ребёнку из класса) и 70%-85% - на среднем уровне развития (от 14 до 17 человек из класса).

Если учитель увидит в каждом ребёнке уникальную личность, то встреча с учителем поможет ребёнку стать хорошим учеником, обрести уверенность в себе.

1.4. Уровень готовности учителя к работе с одарёнными детьми (тест-опросник) (приложение №4).

Вывод: позволяет учителю быть более уверенным в работе с одарёнными детьми по новым технологиям.
Глава 2. Система дидактических средств и методических приемов.

С учётом современных требований к обучению и исходя из собственных возможностей, я разрабатываю свою систему дидактических средств и методических приёмов, которая определяет основу новой разноуровневой технологии. Может быть для того нам и даны одарённые дети, чтобы мы могли понять и научиться тому, как нужно строить обучение и развитие «обыкновенных» детей с определёнными способностями.

2.1.Круг моей работы:

- откорректировать список одарённых детей (по учебным предметам);

- осуществлять индивидуальный подход к данной категории детей на уроках, используя дополнительный материал с учётом конкретных особенностей детей;

- привлекать одарённых учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе;

- привлекать одарённых детей к участию в олимпиадах с целью реализации их возможностей;

- проводить диагностику для прослеживания развития каждого ребёнка;

- продолжать сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности одарённых детей;

- проводить оценку результативности обучения.

Я работаю по программе Л.В.Занкова, которая уже предусматривает обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

2.2.Формы организации учебной деятельности:

Для развития творческих способностей на уроках я использую:

- индивидуальную деятельность (приложение №5). Например, все дети разбирают решение задачи, а дети с математическими способностями решают её всевозможными способами. Для этой деятельности использую карточки: «Математика в сказках», «Загадки орфографии», «Секреты речи», многоуровневые задания;

- фронтальную деятельность, включая работу в постоянных парах: на уроке чтения (приложение №6) одарённые дети читают вместе со слабым учащимся, на следующем уроке рассказывают прочитанное друг другу; «в качестве экспертов» способные дети реализуют себя на всех этапах урока;

- групповую – состав групп может быть постоянным или переменным: «Консультант»- способные учащиеся помогают группе решить учебную проблему, «Вертушка»- способные дети получают карточку с заданиями по теме урока, группа выполняет, одарённый ребёнок проверяет, уточняет, рекомендует. Например, из карточек с условными обозначениями составить план местности.

Вывод: в классах, где одарённые дети обучаются вместе с обычными детьми, я рекомендую сравнительные матрицы для активизации мыслительных процессов.



Вопросы для обычного ученика

Вопросы для одарённого

ученика

Назовите, расскажите, перечислите…

Расскажите своими словами, опишите…

Изложи по порядку, сравните…

Придумайте другой вариант…

Что вам больше всего нравится?

Что вам больше всего не нравится?

Выберите…

Сформулируйте,

установите, соотнесите…

Покажите взаимосвязь…

Объясните смысл…

Объясните причины…

Есть ли другая причина?

Что произойдёт, если…

Выскажите критические

замечания…



2.3.Система «подвижного класса» – класса как группы детей, члены которой меняются в зависимости от предстоящего рода учебной деятельности (учебного предмета) в соответствии со склонностями и уровнем развития.

Вывод: в основе этого предложения идея о том, что «одарённые», «нормальные» и «отстающие» в обучении дети должны общаться, и это приносит пользу каждому ребёнку.

Глава 3. Развитие творческих способностей во внеурочное время.

Организация в школе специальных факультативов (риторика, экономика, интеллектика) творческих конкурсов, различных развивающих групп способствуют удовлетворению потребностей разных категорий учащихся.

Я применяю их во взаимодействии одаренных детей с остальными учащимися, что только помогает развитию их интеллекта, креативности и личности.

Если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения:
3.1. Факультативные занятия провожу начиная с 1 класса, так как они обеспечивают более высокий уровень развития мышления, памяти, внимания, воображения. (Приложение №8)

3.2. Развивающие группы, которые проводят фантастические длительные наблюдения.

Это способствует приобретению детьми специальных знаний (по учебным наклонностям) и развитие у них умений и навыков исследовательского поиска. (Приложение №9)

Чтобы почувствовать значимость своих знаний, в нашей гимназии проводятся «Недели науки и творчества», где ребята представляют и защищают свои мини проекты. (Приложение № 10)

3.3. Творческие конкурсы. В этом году готовимся с ребятами не только к школьным олимпиадам, а и к олимпиаде по русскому языку «Медвежонок».

В нашей гимназии в 1-2 классах безотметочное обучение, поэтому результаты деятельности я проверяла с помощью диагностики одаренных учащихся (2 класс).

1) Диагностика самооценки в учебной деятельности (методика трех оценок):

ребенку сообщаю, что его работу проверяли учителя, каждый поставил свою оценку; как ты думаешь, какую оценку заслуживает твоя работа? Почему ты так считаешь?

2) Выявление уровня познавательных интересов (методика успеха):

Даю ребенку доступные задачи, предупреждаю, что они трудные. После того, как он выполнил, даю другие задачи, по трудности не отличающиеся от первых, предупредив, что они сложнее. И наконец, даю действительно сложные задачи.

Если ребенку интересно, он выполнит все задания.

3) Диагностика познавательной сферы (память, мышление) с помощью школьного психолога.

Результаты обследования показали, что на конец 2 класса у одаренных детей преобладает словесно-логическая память, образное мышление, умеют делать обобщения и анализируют учебную ситуацию. (Приложение №11)

По результатам итоговых контрольных работ (2 класс) дети справились (из 21 учащегося) по чтению: при норме 50-60 слов выше нормы читают 16 человек; норма – 5 человек; по математике: без ошибок – 2 человека, 1-2 ошибки – 13 человек; по русскому языку: без ошибок – 5 человек, 1-2 ошибки – 8 человек.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Не только учитель, но и просветитель.

Киренкова Татьяна Юрьевна третий год работает по проблеме «Одаренный ребенок». Тема выбрана не случайно, т. к она видит свою задачу прежде всего в том, чтобы как можно раньше определить способности каждого ребенка и помочь ему выбрать нужное направление. Она убеждена, что неспособных детей нет.

Учителем ведется большая просветительная работа:

1. Среди родителей:

  • родительские собрания:

1 класс - «Родителям о внимании и внимательности»,

2 класс – «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка»;

  • 2 класс - круглый стол «Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии младших школьников»;

  • 1- 3 - диагностика «Способные дети»;

  • 1 – 3 класс – семейные посиделки (праздники, интеллектуальные игры и т. д.).

2. Среди коллег:

* открытые уроки на МО учителей начальных классов гимназии и города:

города – Литературное чтение (урок-исследование) , 4 класс, 2003-2004уч. год, «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк,;

гимназии – математика, 1 класс,2004 – 2005 уч.год, «Натуральное число. Натуральный ряд чисел».

  • выступления по теме самообразования:

МО города – «Пути совершенствования техники чтения»;

МО города – «Работа над арифметическими задачами»;

МО гимназии – «Проблемный урок. Какой он?».

3. Участие в семинарах, проводимых руководством гимназии на различных уровнях:

  • открытый урок на семинаре завучей г. Торжка, г. Лихославля, Бежецкого и Кувшиновского районов по проблеме «Исследовательская деятельность гимназистов» - урок русского языка, тема: «Неопределенная форма глагола». (2003-2004 уч.год)

  • Открытое развивающее занятие по курсу «Интеллектика» на семинаре директоров г. Торжка, г. Лихославля по проблеме: «Гуманитаризация процесса образования в гимназии» - тема: «Больше, чем…».

Директор МОУ «Гимназия №7» Т.Н.Петрусенко
ВЫВОДЫ

Практика преподавания показала, что при целенаправленной организации учебной деятельности формирование и развитие умений, навыков у учащихся идут очень быстро, так как этот процесс управляется и регулируется учителем.

Таким образом, в моем классе создаются условия для получения необходимого уровня подготовки и выявления наклонностей и интересов у каждого школьника в различных предметных областях, обеспечивающие ему возможность успешного обучения на следующей ступени.

На основании выявленных интересов, возможностей и способностей учащихся в гимназии формируются общеобразовательные и профильные классы различных направлений.

Не смотря на то, что данный проект не завершен, проведенные исследования детей позволяют утверждать, что цели и задачи достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.

Предполагаемая система обучения помогает одаренному ученику активизировать значимые потребности, мотивы и интересы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВИДЫ РАБОТ ПО ТЕМЕ «СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ»:

Приложение №1. Результаты диагностики творческой сферы (1 класс).

Инструкция №1 «Рисунок человека».

- Нарисуйте человека, лучше целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше.

Инструкция №2. «Образец и правило».

- У вас у всех такие же листы, как у меня. Здесь были точки (указать пальцем на вершины треугольника, изображенного в верхней левой части листа). Их соединили, получился рисунок (провести пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки. Соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как в образце).

Инструкция №3. «Графический диктант».

- Сейчас будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились аккуратными. Нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша.

Инструкция №4. «Выведение итоговой оценки по 3 тестам».
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ



Приложение №2. Результаты диагностики уровня Моти

вации (1 класс).

Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г.Лусканова):

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу?

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-либо уроки?

  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашнего задания?




  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

  2. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  3. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  4. У тебя в классе много друзей?

  5. Тебе нравятся твои одноклассники?

0 баллов – отрицательный ответ

1 балл – нейтральный ответ

3 балла – положительный ответ
УРОВНИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ.

СООТНОШЕНИЕ доминирующих мотивов обучения у учащихся 1 класса (по методике И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой)

Приложение №3.Результаты диагностики уровня потенциальных способностей (2 класс).
Тест-анкета по определению одарённости ребёнка.
Оцените своего ребёнка от 2 до 5 баллов.

1.У вашего ребёнка совершенно очевидные технические способности, если он:

-интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

-любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

-сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

-может чинить неисправные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит оригинальные решения;

-любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

-интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Всего 6 характерных признаков.
2.Ваш ребёнок имеет музыкальный талант, если он:

-любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

-очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

-поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение;

-сочиняет свои собственные мелодии;

-научился или учится играть на каком-либо инструменте.

Всего 5 характерных признаков.

3.Артистический талант проявляется у вашего ребёнка в том, что он:

-часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

-стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

-меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

-с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрители были взрослые;

-с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

-пластичен и открыт всему новому;

-любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Всего 7 характерных признаков.

4.У вашего ребёнка незаурядный интеллект, если он:

-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

-обладает хорошей памятью;

-легко и быстро схватывает новый школьный материал;

-задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

-любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

-обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

-гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

-обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

-очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

Всего 9 характерных признаков.

5.Явно выражен спортивный талант, если он:

-энергичен и всё время хочет двигаться;

-смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;

-почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

-неизвестно, когда успел научиться ловкости управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

-лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

-предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

-кажется, что никогда всерьёз не устаёт;

-подражает своему любимому герою-спортсмену.

Всего 8 характерных признаков.

6.У вашего ребёнка литературные дарования, если он:

-рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

-любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

-выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

-изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

-любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Всего 5 характерных признаков.

7. У вашего ребёнка способности к научной работе, если он:

-обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и обобщениям;

-умеет чётко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причём нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

-любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на насколько лет, причём отдаёт предпочтение именно этой, а не развлекательной литературе;

-часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

-с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

-не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Всего 6 характерных признаков.

8.Художественные способности вашего ребёнка могут проявиться в том, что он:

-не находя слов или захлёбываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;

-в своих рисунках и картинках отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

-серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

-когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

-стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение,- украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

-не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Всего 6 характерных признаков.
ТЕСТ- АНКЕТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

( Г.КАФ) (2 класс, октябрь).


НЕЗАУРЯДНЫЙ ТАЛАНТ (Г.КАФ)

(2 КЛАСС, ОКТЯБРЬ; 3 КЛАСС ОКТЯБРЬ)




Приложение №4. Тест-анкета (диагностика уровня готовности учителя).

ОПРОСНИК (готовности к работе с одарёнными детьми).

ИНСТРУКЦИЯ.

Дайте на каждый вопрос один из трёх ответов – «да», «нет», «не знаю». Можете обозначить их:

«да» «нет» «не знаю»

(+) (-) (0)

Приступайте!

1.Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к этому стремится.

2.Память- это самое главное для развития способностей.

3.Пока ребёнок мал, никаких жёстких требований к нему нельзя предъявлять.

4.Нельзя одарённого ребёнка учить точно так же, как обычного.

5.Одарённые дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, несоответствующие их способностям.

6.Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже в выборе друзей.

7.Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять строгие требования - от этого страдает его личность.

8.Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети вне различий в способностях.

9.Одарённый ребёнок часто имеет трудности в общении.

10.Нужно, чтобы с первых дней в школе ребёнок был ориентирован только на отличные отметки.

11.Нельзя постоянно проявлять любовь к ребёнку, пусть даже маленькому – можно избаловать.

12.Детей до 11-12 лет нельзя обучать в профилированных классах – математических, гуманитарных и т.д.

13.Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку – он не виноват.

14.Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.

15.Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.

16.У каждого ребёнка должна быть уверенность в своих силах.

17.Строгие наказания вредны для развития ребёнка.

18.Нельзя наказывать ребёнка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности: плохо прочитал, неправильно сосчитал.

19.Если ребёнок обыкновенный, нельзя, чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.

20.Одарённость только от бога или от природы.

21.Маленького ребёнка нельзя постоянно брать на руки – этим его можно избаловать.

22.Одарённого ребёнка можно сразу определить – он поражает всех своими знаниями и суждениями.

23.Хороший учитель тот, на уроке которого детям всегда интересно, и они не замечают, как идёт время.

24.Нужно, чтобы с самого раннего детства ребёнку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.

25. Маленького ребёнка нельзя наказывать, это ведёт к подавлению личности.

26.От оценок в школе желательно по возможности избавляться.

27.Когда взрослые читают ребёнку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.

28.Одарённым детям ни в коем случае нельзя говорить, что они одарённые, они могут зазнаться.

29.Для того, чтобы ребёнок вырос способным, с ним обязательно надо заниматься ещё до школы чтением, счётом, иностранным языком.

30.Для развития способностей нужно требовать, чтобы школьник ежедневно читал хотя бы две-три страницы.

КЛЮЧ


  1. (-) 9.(+) 17.(-) 25.(-)

  2. (-) 10.(-) 18.(+) 26.(-)

  3. (-) 11.(-) 19.(-) 27.(-)

  4. (+) 12.(+) 20.(-) 28.(-)

  5. (+) 13.(+) 21.(-) 29.(-)

  6. (+) 14.(+) 22.(-) 30.(-)

  7. (-) 15.(+) 23.(-)

  8. (+) 16.(+) 24.(-)


Теперь подсчитайте количество правильных ответов. Следует предупредить: ответов на некоторые вопросы нельзя найти в тексте и правильный ответ на них свидетельствует о вашей педагогической или родительской интуиции (либо о просвещённости в этой области).

Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одарёнными детьми вам пока рановато.

Если неправильных ответов всего 5-7 – очень не плохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остаётся только реализовать её практике.

Если неправильных ответов всего 1-2 – это просто замечательно, вы настоящий талант, у вас педагогическая интуиция, - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.
Приложение №5. Индивидуальная деятельность.

  1. Карточки.

  2. Многоуровневые задания.



Дополнительные задания:

1.Если можешь, придумай к тексту из сказки свой вопрос так, чтобы задача решалась по-другому. Реши полученную задачу.

2.Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача?

3.Какой рисунок к задаче нарисовал бы ты?

4.Найди и прочитай сказку, отрывок из которой понравился тебе больше всех. Подготовь ее краткий пересказ.

5.Знаешь ли ты сказки, в которых есть числа и величины? Придумай к этим сказкам свои задачи и рисунки.
Царь-девица: Василий – царевич ухватился за куст и выдернул его с корнем - под тем кустом лежит меч – кладенец, боевая палица и вся богатырская сбруя: узда в три пуда, седло в двадцать пять пудов, боевая палица в полтораста пудов.

Сколько килограммов весит вся богатырская сбруя?
Козел да баран: стали они вчетвером делить темную ночь: медведь под стогом, кот-серый лоб на стогу, а козел с бараном у костра.

Вдруг идут семь серых волков и один белый, и прямо к стогу.

Сколько всего было волков?

На сколько серых волков больше, чем белых?
Иван-русский богатырь: смотрит Настасья Прекрасная, что Иван прожил неделю, прожил две, прожил три и все нет его. А она все ждет.

Сколько дней ждала Ивана-богатыря Настасья Прекрасная?
Усоньша-богатырша: смотри, Иван-царевич! Ты можешь достать воды и моложавых яблоков только в двенадцатом часу. Когда пойдешь, встретишь: стоят два богатыря, у каждого по палице в пятьсот пудов, и никого они не пропускают.

Какова масса каждой палицы в килограммах? В тоннах?

Какова масса двух палиц в тоннах?
Контрольная акция по теме «Состав слова».
1 уровень:

1. Какая часть слова бывает во всех словах?

2. Для чего служат: окончание, суффикс, приставка?

3. Разбери по составу слова: мостовая, морозец, поездка.
2 уровень:

1. Какие слова называются родственными?

2.Привести примеры родственных слов.

3. Приведи примеры слов, которые состоят из:

корень, окончание; корень, суффикс; приставка, корень, суффикс, окончание.

4.Разбери по составу слова: промерз, заморозки, вкусный.
3 уровень:

1.Какие слова называются однокоренными?

2.Запиши 3 слова, состоящие из одного корня.

3.Что общего между приставкой и суффиксом и в чем различие?

4.Придумай по 2 слова к схеме:

корень, суффикс; корень, суффикс, окончание; корень, окончание; приставка, корень.

Приложение №6. Фронтальная деятельность.

На уроке чтения

Зная наиболее характерные признаки одарённости, проявляющиеся у детей, я определяю признаки, необходимые для данного урока: богатство активного словаря, устойчивость внимания и оперативной памяти, быстроту и оригинальность словесных ассоциаций, выраженную установку и творческое выполнение заданий. Я читаю вслух - все дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе со мной. После этого начинается работа в парах. Каждый ученик читает вслух товарищу, а затем в свою очередь выслушивает его чтение. На этом этапе я даю возможность сначала самим с собой поработать в парах сильнейших (3пары только одарённых), а затем каждый из них работает в паре с отстающим. Здесь интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз по сравнению с обычным чтением по цепочке. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно вслух весь текст, а не отдельные предложения. Один раз каждый слушает, как я читаю, Затем читает вместе со мной, один раз слушает своего товарища и один раз читает весь текст вслух товарищу. Ответы на вопросы по тексту обычно сначала даются одарёнными детьми (вопросы средней и повышенной трудности).

А вот на следующем уроке отвечают на вопросы все учащиеся. Здесь же затем они друг другу в парах рассказывают содержание прочитанного. На этом этапе я пользуюсь приёмом включённого контроля, привлекая к этой работе одарённых детей. Вместе с ними наблюдаю, как работают учащиеся, подходя к каждой паре. Здесь одарённые выступают в качестве ассистентов. Ведь в их функции входит не только проверить, но и помочь работать остальным учащимся в парах, особенно на стадии взаимооценки по содержанию высказанного. На уроке по проверке домашнего чтения учащиеся рассказывают друг другу в парах содержание прочитанного, рекламируют понравившуюся книгу, советуют прочитать. А одарённые дети всему классу рассказывают самые увлекательные страницы из книг с показом нарисованных к ним иллюстраций.

В качестве экспертов

Практика показывает, что одарённые дети результативно себя проявляют в реализации следующих элементов структуры урока:

а) обратная связь при контроле итогов самостоятельной работы;

б) коллективные формы обучения (работа в парах, малых группах);

в) взаимоконтроль во время устной самостоятельной работы;

г) взаимоконтроль при взаимопроверке письменных домашних заданий с выставлением оценок учащимися друг другу;

д) включенный в самостоятельную работу контроль учителя;

е) различные виды трёхуровневых заданий («а», «б», «в»), коррелируемых с оценками «3», «4», «5»;

ж) различные виды двухуровневых заданий с адаптацией, коррелируемых с самооценкой «4», «5»;

з) самоконтроль на основе использования взаимоконтроля и индивидуального контроля учителя.
Приложение №7. Групповая деятельность.

Работа в группах.
Задание для 1-й группы.

Запишите три однокоренных слова с корнем -БЕЛ- (упр.141)

Напишите лишнее слово: МОЛОДЕЖЬ, ТРАВА, ОКНО, СЕЛО. Подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное.

Подберите несколько слов к схеме: приставка, корень, окончание.

Задание для 2-й группы.

Запишите три однокоренных слова с корнем - КРАС-- (упр. 141).

Найдите лишнее слово: ОБОГАТИТЬ, ОБОДРИТЬ, ОБНОВИТЬ, ОБЕЛИТЬ.. Подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное.

Подберите несколько слов к схеме: корень, суффикс, окончание.

Задание для 3-й группы.

Запишите три однокоренных слова с корнем – ГРИБ - (упр.141).

Найдите лишнее слово: ЦЕПОЧКА, КАРТОЧКА, НОЧКА, ЗВЕЗДОЧКА. Подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное.

Подберите несколько слов к схеме: корень, окончание.

Задание для 4-й группы.

Запишите три однокоренных слова с корнем – ЛЕС - (упр.141).

Найдите лишнее слово: МОРСКОЙ, МОРИТЬ, МОРЯК, ПРИМОРЬЕ. Подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное.

Подбери несколько слов к схеме: приставка, корень, суффикс. окончание.

Проверка..

Приложение №8. Урок развивающего занятия по курсу «Интеллектика».

Разработка

развивающего занятия по курсу

«Интеллектика» 2 класс.

Составила и провела: Киренкова Т. Ю.


страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы:







Расшифровка подписи

Расшифровка: 1 стр.