Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» г. Зуевка Кировской области. Проект
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» г.Зуевка Кировской области.
ПРОЕКТ
«Ручьи,создающие реку»
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся 5 класса
на уроках русского языка и во внеурочной деятельности как средство формирования языковой компетентности».
Автор проекта
учитель высшей категории
русского языка и литературы
Рудниченко Людмила Григорьевна
Зуевка-2011
Пояснительная записка
Цель проекта :создание сборника коллективных и индивидуальных творческих работ учащихся через использование вариативной образовательной среды школы, развитие творческих способностей учащихся ,формирование языковой компетентности.
Задачи :
организовать совместную творческую деятельность учащихся,родителей и педагогов школы
создать условия для самореализации участников проекта
активизировать желание и способность детей самостоятельно мыслить и творить.
Участники проекта :
учащиеся 5 класса МОУСОШ «Образовательный центр»
классный руководитель и учитель русского языка и литературы Рудниченко Людмила Григорьевна
- родители
- школьный библиотекарь
Ведущие идеи опыта:
развитие творческих способностей учащихся
формирование языковой компетентности
личностно-ориентированное обучение
Инновация проекта:
новые подходы к обучению учащихся
непрерывность самообразования
индивидуализация обучения
Самореализация
Инновация в деятельности педагога:
- проектирование творческой учебной деятельности
- свободный выбор обучения
- новый стиль общения « учитель- ученик»
- применение системно-деятельностного подхода
Ожидаемый результат
1.Сформированность языковой компетентности через овладение учащимися
основными навыками в составлении текстов различных направлений.
2.Повышение уровня мотивации к созданию творческих текстов различных жанров, продвижение в овладении учебным предметом. .
3.Высокая оценка уровня проведения открытого урока творческого характера.
4.Организация выставки творческих работ учащихся.
5. Публикация брошюры «Ручьи, создающие реку» (творческие работы детей и их родителей).
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
В президентском проекте « Наша новая школа « одним из основных направлений работы является создание вариативной образовательной среды для талантливых и одарённых детей.
Обучая детей русскому языку в течение 30 лет, я не раз задавала себе вопрос : « Почему дети не владеют своим языком в культурном смысле слова ?» Большинство выпускников,11 лет изучающих в школе русский язык, не в состоянии написать без посторонней помощи грамотное заявление ,письмо , обращение в различные инстанции. А умение художественно выразить свои мысли, чувства , переживания - это , похоже , и вовсе удел избранных
Изучение русского языка в школе сводится главным образом к заучиванию правил орфографии и пунктуации , затем учителя предлагают иллюстрацию их применения на ограниченном лексическом материале – «классических «
школьных примерах.
Владение же языком , или языковая компетентность ,предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Поэтому я обозначила одной из своих целей в обучении – становление творческой в языковом отношении личности.
Исследуя опыт педагогов, способствующих развитию творческой языковой личности , и обобщая собственный опыт работы , я подошла к созданию своей модели развития творческих способностей учащихся , где главным является освоение языка учащимися в процессе создания реального языкового продукта – текста , постижение ими на собственном опыте закономерностей этого вида деятельности.
Ведушей педагогической идеей проекта является идея личностно-
ориентированного подхода ,которая ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка , обеспечение комфортных , бесконфликтных условий её развития ,реализацию её природных потенциалов и имеет целью разностороннее , свободное и творческое развитие ребёнка.
Новизна проекта заключается также в модификации методического и дидактического подхода развитию творческой активности учащихся.
Теоретическая база проекта
Проблеме развития творческой активности детей уделяли внимание многие выдающиеся учёные классической и современной педагогики. Основные направления и концепции для создания проекта я почерпнула из трудов , дидактических идей и авторских систем педагогов-новаторов: Р.Штейнера,(идея свободного выбора), И.П.Волкова (творческие и исполнительские способности ученика), развитие личности по Зайкову, технологию авторской школы самоопределения А.Н.Тубельского.
Все перечисленные выше теории, по моему мнению, оригинальны, самобытны и педагогически целесообразны, а объединяющим фактором является мысль о том ,что педагог – новатор должен (по крайней мере ,на уроках по развитию речи) отказаться от программирования деятельности детей, должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности ,создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности. Но естественно, что важным является соотношение традиционных методов обучения и всего лучшего, что есть в современных методиках, разнообразие методических средств и максимальная гибкость модели проведения творческих уроков.
ГИПОТЕЗА
Творческие возможности детей могут существовать параллельно и независимо от общих и специальных способностей.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА
Общая характеристика:
-по уровню применения – локальная
-по философской основе – гуманистическая
-по концепции усвоения – развивающая
-по организационным формам – коллективная с применением дифференцированного обучения
-по подходу к ребёнку – личностно-ориентированная
-по преобладающему методу – творческая
-по направлению модернизации существующей традиционной системы –на основе активизации и интенсификации деятельности детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный
Июль- август 2010 года
Мероприятия:
Изучение психолого-педагогической характеристики класса,беседа с классным руководителем (по начальной школе) о способностях учеников к самостоятельному творчеству.
Определение темы, проблемы и задач проекта.
Анализ имеющихся ресурсов, изучение литературы.
Планирование деятельности, её направлений, форм и методов.
Определение вида конечного результата.
Создание электронной версии презентации проекта.
Основной этап. Практический.
Мероприятия:
1.Знакомство с классом через написание первого сочинения.—сентябрь 2010 год.
2.Диагностика ошибок и создание оценочного листа типа «знает – не знает».
3.Совместное проектирование тем сочинений на предстоящий учебный год.
4.Отработка навыков написания творческих работ различного типа:
Сочинение-описание по картине, сочинение по опорным словам,сочинение-интерпретация,сочинение-стихотворение,сочинение по личным впечатлениям, сочинение-рассуждение по поставленному проблемному вопросу и др.
Октябрь – май 2010-2011 г.
5.Участие в районной филологической школе «В гостях у Фили .
Январь 2011 г.
6.Участие в конкурсе написания творческих работ в рамках недели литературы, посвященному 175-летию со дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Февраль 2011 год.
7.Показать открытый творческий урок на уровне района.
Март 2011 года.
8.Участие в акции «Перекрёсток» совместно с библиотекарем школы, учителями-филологами, родителями.
Апрель 2011 год.
Заключительный этап. Контрольно-оценочный.
МАЙ – ИЮНЬ 2011 год.
1.Анкетирование участников проекта.
2.Анализ уровня достижений участников проекта. Диагностика ЗУН в конце учебного года (отдельно учитель, отдельно дети)
3.Творческий экзамен в конце года с приглашением родителей (презентация своих творческих работ.
4.Составление авторской программы по развитию активной творческой деятельности учащихся на перспективу.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: