NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное общеобразовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №1 г. Новозыбкова" брянской области



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. НОВОЗЫБКОВА"

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята "УТВЕРЖДАЮ"

На заседании педагогического совета директор МОУ "СОШ №1 г. Новозыбкова"

"___" _______________20__г. ____________ ЩипакинА.В.


Основная

образовательная программа

начального

общего образования

муниципального

общеобразовательного учреждения

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Новозыбкова»

Брянской области


Сроки реализации Программы: 2011—2015 гг

(с ежегодной корректировкой учебного плана)


Новозыбков, 2011

Разделы

основной образовательной программы МОУ «СОШ №1 г Новозыбкова»

  • пояснительная записка;




  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;




  • учебный план образовательного учреждения;




  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;




  • программы отдельных учебных предметов, курсов;



  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;




  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа

жизни;


  • программа коррекционной работы*;




  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.




  • Приложение.


______________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Новозыбкова».

Программа начального общего образования разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

К разработке образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования привлекается орган самоуправления – Совет школы, обеспечивающий государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Содержание программы соответствует основной миссии школы: «Формирование и развитие образованной, культурной, нравственной и физически здоровой личности, готовой к самоопределению в ответственно и творческом преобразовании окружающего мира на основе сотрудничества с людьми, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию и реализации её целевой установки: «Обеспечить овладение учащимися содержанием стандартов образования; вооружить учащихся осознанными прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление; обеспечить общее культурное развитие ребенка; максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности».

Особенности подходов к реализации ФГОС в образовательном учреждении связаны с территориальным расположением, сформировавшимся социумом и факторами влияния социума на обучающихся, сложившимися педагогическими принципами и традициями, способными оказать позитивное воздействие на внедрение стандартов; опытом инновационной деятельности школы.

Информационная справка о школе.

Год основания образовательного учреждения -1880 год

Год введения в эксплуатацию здания, где ОУ располагается в настоящее время - 1991 год.

Капитальный ремонт здания произведен в 2009 году.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 Г.Новозыбкова» расположена в центре города, размещается в одном трехэтажном здании, занимает общую площадь 3500 м2. Здание школы типовое. Имеется 16 учебных кабинетов: 3 – начальной школы, спортивный зал, мастерская, 2 лаборантских, компьютерный класс, актовый зал, библиотека, столовая.

В школе обучаются дети, проживающие в микрорайоне школы города Новозыбкова. Это объясняется не только реорганизацией образовательных учреждений, но и качественными показателями образования детей, которые демонстрирует школа. Поэтому в школу приходят учащиеся других районов города. Численность учащихся в школе в среднем составляет человек: -в среднем и старшем звене и 221 - в начальной школе.. Скомплектовано 22 класса-комплекта, средняя наполняемость классов- 25 человек. В начальной школе 10 классов:
Характеристика педагогического коллектива начальной школы.




Ко-во педагогов

Уровень образования

Стаж работы

Квалиф.

категории

Знаки отличия




10

Высшее -09,

Ср /специальное -1

33, 29 лет

Высшая -1, первая -09

Грамота Министерства образования РФ,


МОУ « Средняя общеобразовательная школа №1 г Новозыбкова» сильна своими традициями. Коллектив творчески работающих учителей создаёт школу, где главной фигурой является ребёнок (не ученик), комфортно чувствующий себя в школе и вне её, расценивающий жизнь человека с позиции добра, истины, красоты. Коллектив школы разнопланово одарён, что позволяет ставить перед учителями всё новые и новые задачи в плане профессионального роста. Повышение квалификации в свете актуального подхода к процессу обновления в области образования является ключевым моментом. Нельзя преподавать предмет, игнорируя инновационные технологии, оставаясь на позиции незыблемых дидактических и методических приёмов, которые в свою очередь раскрываются по-новому, если учителя осваивают и усваивают информацию, полученную на курсах.

Положительная динамика прохождения курсов квалификации за последние пять лет показывает необходимость получения опыта работы в новых условиях: владение информационными средствами; применение здоровьесберегающих технологий; практическое внедрение метода проекта; профильное обучение. Анализ кадрового состава показывает, что в наибольшей степени к внедрению ФГОС подготовлены все педагоги начальной школы.

Анализ образовательного пространства школы.

Родители большинства учащихся имеют среднее профессиональное и основное общее образование, лишь незначительная часть родителей проявляют заинтересованность в процессе получения образования ребенком. Имеются семьи, не создающие необходимые условия для обучения и развития ребенка. Уровень родительской компетентности у многих родителей низкий. Большинство семей относятся к малообеспеченным.

Статистические данные о составе семей учащихся даны в Приложении №1.

Таким образом, именно школа должна взять на себя значительную часть усилий по повышению педагогической грамотности родителей, созданию условий физического, морального, нравственного, интеллектуального и культурного развития детей.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные особенности младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся ;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса1, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России2.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой педагогических работников образовательного учреждения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Обучение проводится в две смены.

Режим работы начальной школы: шестидневная учебная неделя.

Учебный год разделен на четверти. В первом классе существуют дополнительные недельные каникулы.

В первом классе предусмотрено поэтапное повышение учебной нагрузки: первую четверть 3 урока в день, уроки по 35 минут, в последующие четверти полная нагрузка.

Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Школа обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса учреждения;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования закрепляются в заключённом между ними, образовательным учреждением и учредителем договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция).

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом образовательное учреждение создаёт условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разделов.

Первые два раздела «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на ступень начального общего образования (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, целей, задач и базовых ценностей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся).

В третьем разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Четвёртый раздел «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» раскрывает основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания (принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации (персонификации), принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания). В этом разделе конкретизируются и систематизируются по основным направлениям общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом их возраста, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:

основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.

В шестом разделе «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся на ступени начального общего образования по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

страница 1страница 2 ... страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы: