NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Научно- методические основы углубленного изучения химии в школе. Организация обучения учащихся на основе проектно- предметного подхода



Научно- методические основы углубленного изучения химии в школе. Организация обучения учащихся на основе проектно- предметного подхода

Мастер - класс учителя химии высшей категории

МОУ «Лицей №2» Михайловой Т.В.

Реализация этой темы невозможна без развития интереса к предмету химия. В этом и заключается цель и задачи моего опыта: разработка научно- методических основ изучения химии в школе и совершенствование преподавания химии по углубленным программам, методических приемов, направленных на развитие интереса к предмету, а значит на качественное усвоение изучаемого курса.

Специфика нашей школы такова, что к профильному обучению мы перешли еще в 1991г. И заведомо поступая на медицинское направление, ученик знает, что профильными предметами здесь являются химия и биология. Т.е. им движет или желание посвятить себя будущей профессии – медицине или, уже заложенный интерес к предметам химии и биологии. Задача- поддержать, развить этот интерес и подготовить к поступлению в Вуз.

Как показывает опыт преподавания, эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы. Это: элементы лекционно- семинарской системы, организации проектной и исследовательской деятельности школьников, экспериментальные задания, творческие отчеты, сопровождающиеся презентациями и др.

Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности- проектных, творческих, исследовательских.

Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей. Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации и развития информационно- коммуникационных технологий.

Завершено подключение к Интернету. Это дает возможность использования на своих уроках современные разработки в области информационных технологий, создается коллекция электронных образовательных ресурсов. Все мы уже давно используем электронные учебники при подготовке к ЕГЭ, к лабораторным занятиям, например «Виртуальная лаборатория» и др.

I. Проектная деятельность.

Цель: Создание механизма разработки, утверждение и использование образовательных программ для освоения старшеклассниками современных информационных и проектно-исследовательских технологий.

Для школьной практики особое значение имеет такая форма групповой работы, при которой в ней участвует весь класс.

Поделюсь опытом коллективной проектной деятельности. Например, при рассмотрении темы:

Тема: Металлы побочных подгрупп.

Цель: Расширить знания учащихся о металлах.

Задачи: 1.Показать особенности строения атомов металлов побочных подгрупп.

2.Рассмотреть свойства и области применения.

На начальном этапе

1.Предлагается выбрать тему

2.После того, как были определены задачи для каждой группы,( 3-5 человек) начинается

3.работа с учебной и дополнительной литературой, включая статьи из журналов, заранее приготовленные учителем.

4.Работа на основе ресурсов Интернета (WEB -квесты).

В результате, каждая творческая группа должна подготовить текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций. Все материалы в электронном виде должны быть представлены учителю.

5.Обсуждение результатов работы.

Это может проводиться в виде конференции с презентацией, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. Также очень важно умение выступать перед аудиторией.

При использовании проектной деятельности задействована и

Модульная технология.

Цель: дать основы знаний, через системность материала.

В основе структурных компонентов учебного процесса лежат блоки содержания, объединенные определённой идеей. Чаще всего я использую элементы этой технологии при обобщении знаний учащихся по завершении темы или раздела.

Например:

Тема: Обобщение знаний о соединениях углерода при изучении предельных углеводородов.

Модули:

  1. Строение, состав и физические свойства алканов и циклоалканов.

  2. Номенклатура алканов и циклоалканолв.

  3. Химические свойства.

  4. Практическая работа «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях».

  5. Получение и применение.

  6. Решение задач на вывод химических формул углеводородов.

  7. Общая характеристика алканов и циклоалканов.

  8. Выходной контроль.

Это, в основном, тестовые задания, которые объясняются необходимостью подготовки учащихся к ЕГЭ.

Например: 1. Укажите класс, к которому относятся данное вещество.

2. Составьте формулы 2-х гомологов и двух изомеров.

3. Дайте название веществам по систематической номенклатуре.

4. Выделите характерные химические свойства.

Второй вид деятельности для развития интереса к химии-

II. Это научно- исследовательская

Прежде всего подготовка к олимпиадам и научно- практическим конференциям.

При подготовке к олимпиадам я использую метод: организации самостоятельной работы- как одной из основных форм деятельности учащихся это позволяет им проникнуть в суть изучаемого материала. Выглядит это так: к очередному занятию готовится материал- это например 2-3 задачи с полным подробным их разбором у доски одним или группой учеников. Постепенно накапливается материал, который систематизируется по типу структуры, а также выделяются способы, которые используются для составления математического описания при решении задач разного уровня сложности.

Ежегодно учащиеся медицинского направления являются участниками олимпиад по химии различного уровня. За последние 5 лет подготовлено 29 победителей городских и 9 республиканских олимпиад (всего 38) из них в 2007/08 уч. году- на городе- 6 призовых мест: (два первых, два вторых, два третьих) и на республике- 3 (два вторых и одно третье )

Учащиеся также активно принимают участие и в предметных олимпиадах разных Вузов России (например: МГУ, РХТУ и др.). Последние 3 года участвуют в химической олимпиаде проводимой на базе «Химпрома в г. Н.Чебоксарск». В этом году завоевали два призовых места I- ученик М-11 Прутков Александр и III- ученица М-11- Семенова Елена отмечены призами в 10 тысяч и 5 тысяч рублей. Четыре человека поощрены поездкой в г.Москва. Участие в олимпиаде при МГУ ученицы 11 класса Дмитриевой Т. обеспечило гарантированное поступление на био- химический факультет МГУ.

При подготовке к олимпиадам особое место занимают элективные курсы. Так в 10-ом и 11-ом классах медицинского направлений я веду по 2 часа в неделю курс «Решение нестандартных задач по химии».

Что касается научно- практических работ в лицее ведется активная научно- исследовательская работа. Не все они доходят до городского и республиканского уровня. Но на школьных научно- практических конференциях, некоторые занимают достойное место.

При подготовке к городским и республиканским научно- практическим конференциям используются химические лаборатории ЧГПУ и ЧГУ по договоренности с руководителями лабораторий.

Всегда находятся ребята, которые проявляют серьезный интерес к науке, химия, и желают посвятить себя этой профессии. В течение года, двух они работают на темой и результаты своих исследований представляют на городские, республиканские и всероссийские конкурсы. В течение последних 5 лет занимались только призовые места на городских и республиканских научно- практических конференциях. В этом учебном году были представлены 3 работы, которые выполняли 5 человек.




Тема

Класс

Место

Город.

Респуб.

1.

Особенности галогенирования β- диолов

М-11 (2 чел.)

I

I

2.

Ингибиторные свойства аминокислот

М-11 (2 чел.)

II

I

3.

Мерные монеты нашего двора

М-10 (1 чел.)

II

III

Последняя работа представляла особый интерес, т.к. являла сплав трех наук: истории, химии и физики.

III. Творческая деятельность.

Творчество ученика в полной мере проявляется при подготовке презентаций, исследовательской работе, при подготовке тематических вечеров и др. и служит дополнительным стимулом в учебе, развитии интереса к предмету и, как следствие- результаты на выходе, т.е. ЕГЭ. Например:

1. При закреплении или обобщении материала, в 11-ых классах используется метод «защиты творческих работ», применяя систему уроков- конференций. На таких уроках применяются различные наглядные пособия: модели, картины и плакаты, коллекции, а также видеофрагменты, отрывки из DVD- фильмов, музыкальные заставки, мультимедиапрезентации, подготовленные учениками.

По сути- эта та же проектная деятельность с теми же целями, задачами и этапами. Обязательные условия: 1) использование материалы, который не входят в школьную программу; 2) красочность оформления в виде презентации; 3) умение донести информацию до аудитории. Класс выступает в роли оппонентов

Другой пример. Использую, как входной контроль в 9 классах в виде дидактической игры. Это тема «Периодический закон и периодическая система химических элементов», тема которая рассматривается в 8 классах и не всегда хорошо усваивается. Требуется дополнительная проработка и повторение. В развитии творческой активности большую роль играют тематические недели. В апреле 2008г. мы провели неделю «Химии и экологии». В программе:

  1. Конкурс плакатов по тематике « Химия и экология».

  2. Выставка- конкурс поделок из природного материала. Были разработаны оценочные критерии, работало компетентное жюри, в состав которого входили и учителя и старшеклассники.

  3. Работала волонтерская группа химиков и отдельно биологов с научным и экспериментальным материалом.

  4. Давались открытые уроки, проводились конференции.

  5. Наконец, на заключительном этапе было организовано дефиле условие: сшить костюмы только из отходов химической промышленности.

Т.о. был использован так называемый интегрированный вариант экологического образования.

Подводя итоги можно сказать, что выбранные мною методики, приемы, навыки приносит свои положительные результаты:

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Интеллектуально пассивные учащиеся

Педагогическая практика: 1 стр.