Назначение тестовой работы
Спецификация
работы для регионального обязательного экзамена
по русскому языку в 7-8 классе.
Назначение тестовой работы
Назначение экзаменационной работы – выявить и оценить степень соответствия подготовки учащихся 8 классов образовательных учреждений требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Нормативно-правовая база
Документы, определяющие нормативно-правовую базу аттестационной работы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089),
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Характеристика структуры и содержания работы
Общее количество заданий в работе – 24.
Характеристика структуры работы
Экзаменационная работа разделена на 3 части и включает задания разных типов.
Часть 1 включает 14 заданий (А1 – А14). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 – В8), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям должны быть сформулированы самостоятельно. В заданиях этой части ответ дается в виде комбинации цифр или букв. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Часть 3 состоит из 2-х заданий (С1– С2), требующих развернутого ответа, который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
Таблица 1.
Распределение заданий по частям работы
-
Части работы
Число заданий
Максимальный первичный балл
Типы заданий
Часть 1
14
(А1 – А14)
14
с выбором ответа
Часть 2
8
(В1– В8)
10
с кратким ответом
Часть 3
(С1 и С2)
2
(С1 – С2)
15
с развернутым ответом
Итого:
24
39
Проверяемые элементы содержания
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить необходимый комплекс знаний и умений по предмету. Большинство заданий содержат элементы содержания, изучаемые в 8 классе.
Работа проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).
О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности (в частности, извлекать информацию из текста, интерпретировать содержание прочитанного текста, осуществлять компрессию текста).
1. Элементы содержания, относящиеся к коммуникативной компетенции учащихся:
— речь и речевое общение: речь устная и письменная, диалогическая и монологическая;
—функциональные разновидности языка: разговорная речь, ситуации речевого общения, публицистический стиль речи;
—текст как продукт речевой деятельности: основные признаки текста, функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение), содержание текста (тема текста, основная мысль текста, авторская позиция в публицистическом тексте, микротемы текста), структура текста.
2. Элементы содержания, относящиеся к языковой и лингвистической компетенциям учащихся:
—общие сведения о языке и науке, его изучающей: понятие о русском литературном языке и его нормах, наука о русском языке и ее основные разделы;
— фонетика и орфоэпия: основные средства звуковой стороны речи (звуки речи, слог, ударение, интонация), изменение звуков в речевом потоке, основные орфоэпические нормы русского литературного языка, связь фонетики с графикой и орфографией, правила (нормы) произношения слов и интонирования предложений;
—состав слова (морфемика) и словообразование: морфема как минимальная значимая единица языка, виды морфем, чередование звуков в морфемах;
—лексика и фразеология: слово как основная единица языка, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, стилистически окрашенная лексика русского языка, основные лексические нормы современного русского литературного языка;
—морфология: система частей речи в русском языке, самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, служебные части речи, междометия и звукоподражательные слова, основные морфологические нормы русского литературного языка;
—синтаксис: словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса, синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, виды сказуемых, предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные, вставные слова и конструкции, способы передачи чужой речи, основные синтаксические нормы современного русского литературного языка;
—орфография: правописание гласных и согласных в составе морфем, слитное, раздельное и дефисное написание слов;
—пунктуация: знаки препинания, их функции, одиночные и парные знаки препинания, знаки препинания в конце предложения, в простом предложении (обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены предложения, вводные слова и конструкции, однородные члены предложения), при прямой речи, цитировании, диалоге, сочетание знаков препинания.
Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
— умение распознавать: функциональные стили речи и функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка;
— умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;
— умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
— умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ словосочетания и простого предложения;
— умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, функциональные стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать и оценивать содержание прочитанного текста, осуществлять компрессию текста.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»
-
Содержательные разделы
Число заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу
Фонетика и орфоэпия
1
1
2,%
Лексика и фразеология.
1
1
2,%
Морфология
1
1
2,6%
Синтаксис
5
5
12,8%
Орфография
2
2
5,1%
Пунктуация
6
6
15,4%
Выразительность русской речи
1
1
2,6%
Речь. Языковые нормы (синтаксические нормы)
1
1
2,6%
Речь. Чтение. Текст.
4
6
15,3%
Речь. Текст. Формулирование главной мысли текста
1
3
7,7%
Речь. Чтение. Письменное воспроизведение фрагментов (абзацев) текста с заданной степенью свёрнутости (до микротемы)
1
8
20,5%
Практическая грамотность
и фактическая точность речи.
(С2)
4
10,3%
Итого:
24
39
100%
Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; формулирует и письменно оформляет главную мысль текста; сжато передает содержание заданных абзацев текста.
Таблица 3.
Распределение заданий по видам работ с языковым материалом
Виды работ с языковым материалом | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу |
Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений | 10 (А1 – А10) | 10 | 25,6% |
Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста) | 12 (А11 – А14; В1 – В8) | 14 | 36% |
Формулирование главной мысли текста | 1 (С1) | 2 | 5,1% |
Краткое изложение содержания отдельных абзацев текста с сохранением микротем | 1 (С2) | 8 | 20,5% |
Практическая грамотность (на основе формулирования главной мысли текста и сжатого изложения отдельных абзацев текста) | (на основе заданий С1 и С2) | 5 | 12,8% |
Итого: | 24 | 39 | 100% |
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В таблице 4 представлено распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности.
Таблица 4.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | 14 | 14 | 35,9% |
Повышенный | 8 | 10 | 25,6% |
Высокий | 2 | 15 | 38,5% |
Итого: | 24 | 39 | 100% |
Необходимое количество вариантов КИМ
Экзаменационная работа будет представлена в двух вариантах.
Время выполнения и условия проведения работы
Время выполнения работы – 90 минут (2 урока).
Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За выполнение верное выполнение каждого задания 1 части работы (А1–А14) выставляется 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 14 тестовых заданий первой части работы, – 14 баллов.
За верное выполнение заданий 2 части экзаменационной работы (В1 – В7) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.
За каждую правильно указанную позицию задания на соответствие В8 выставляется 1 балл. Максимальный балл за задание В8 – 3 балла.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 8 тестовых заданий второй части работы, – 10 баллов.
Оценка ответа на задания С1 и С2 3 части работы осуществляется по специально разработанным критериям.
Максимальное количество баллов за задание С1 – 3 балла.
Ответ на задание С2 оценивается по критериям следующим образом:
по первым двум критериям оценивания (С2К1-С2К2) оценка ставится за краткое изложение каждого абзаца отдельно (максимальный балл за оценку краткого изложения двух абзацев – 8 баллов);
по следующим четырем критериям, оценивающим грамотное речевое оформление высказывания (С2К3 – С2К6), оценка ставится одна за два абзаца сразу (максимальное количество баллов за оценку краткого изложения двух абзацев – 4 балла).
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение третьей части работы, – 15 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.
10. Условия проведения экзамена (требования к специалистам)
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи.
Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не преподающий русский язык и литературу. Рекомендуемый порядок проведения экзамена приводится далее.
Получив пакет с экзаменационными материалами, экзаменуемые подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте экзаменуемых и заполняются ими в ходе экзамена.
Сначала экзаменуемые выполняют задания первой части экзаменационной работы.
Затем учащиеся знакомятся с текстом для чтения, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста.
Задания с развёрнутым ответом проверяются специалистами по русскому языку, знакомыми с системой оценивания заданий с развернутым ответом и прошедшими специальную подготовку для проверки заданий регионального обязательного экзамена по русскому языку в 8 классе.
Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год.
План экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы 2011 года по русскому языку в 8 классе отражено в обобщённом плане варианта, приведённом в таблице
Типы заданий: ВО – задание с выбором одного ответа из четырех предложенных, КО – задание с кратким ответом, Р – задание с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60% – 90%), П – повышенный (30% – 60%);В – высокий –(15%-30%)
Таблица 5.
Номер задания | Контролируемый элемент содержания и (или) требование | Тип задания | Уровень сложности задания | Примерное время выполнения задания, мин |
А1 | Орфоэпические нормы (ударение) | ВО | Б | 2 |
А2 | Правописание гласных в корне слова (безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением, чередующиеся гласные) | ВО | Б | 2 |
А3 | Слитное и раздельное написание производных предлогов и союзов | ВО | Б | 2 |
А4 | Виды сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. | ВО | Б | 2 |
А5 | Употребление тире между подлежащим и сказуемом в простом предложении. | ВО | Б | 2 |
А6 | Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами предложения с союзами. | ВО | Б | 2 |
А7 | Знаки препинания в простом осложненном вводными словами и конструкциями предложении. | ВО | Б | 2 |
А8 | Синтаксический анализ простого осложненного предложения (виды простых предложений по характеру грамматической основы, виды простых осложненных предложений) | ВО | Б | 2 |
А9 | Знаки препинания в простом осложненном обособленными членами предложении (обособленными определениями и приложениями, обособленными обстоятельствами). | ВО | Б | 2 |
А10 | Соблюдение синтаксических норм языка (согласование определений и приложений, согласование сказуемого с подлежащим, сочетание однородных членов) | ВО | Б | 2 |
А11 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | ВО | Б | 2 |
А12 | Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. | ВО | Б | 2 |
А13 | Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. | ВО | Б | 2 |
А14 | Текст как продукт речевой деятельности. Художественные средства выразительности речи. | ВО | Б | 2 |
В1 | Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | ВО | П | 4 |
В2 | Определение части речи по морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении. | КО | П | 4 |
В3 | Грамматическая основа предложения. Типы простых предложений по составу грамматической основы: двусоставные и односоставные. | КО | П | 4 |
В4 | Типы простых предложений по составу грамматической основы: двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений. | КО | П | 4 |
В5 | Простые предложения, осложненные обособленными членами предложения. | КО | П | 4 |
В6 | Простые предложения, осложненные вводными словами и конструкциями. | КО | П | 4 |
В7 | Структура текста: средства связи предложений в тексте. | КО | П | 4 |
В8 | Содержание текста: главная мысль текста и ее микротемы. | КО | В | 8 |
С1 | Содержание текста: тема текста, основная мысль текста, авторская позиция в публицистическом тексте | Р | П | 6 |
С2 | Содержание текста: основная мысль текста, структура текста, микротемы текста. Интерпретация текста, способы компрессии текста. | Р | В | 20 |
©Региональный центр развития образования
страница 1
скачать
Другие похожие работы: