NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагогическая практика

федерального компонента ГОС ВПО второго поколения

для подготовки студентов по специальности

030300.65 Психология
Форма обучения: очная, очно-заочная


УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович


Омск, 2011

Составитель:

Никитина В.И., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы

Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации. В ходе педагогической практики у студента-психолога формируется профессиональное мировоззрение, происходит приобщение к требованиям профессиональной этики.

Цель педагогической практики - знакомство студентов со структурой и содержанием работы преподавателя психологии в системе образования, а также формирования необходимых умений и усвоения элементов педагогического опыта

Задачи педагогической практики:  

  • углубление и закрепление теоретических знаний в области методики преподавания психологии, получение навыков их практического применения;

  • освоение умений планирования и организации преподавательской деятельности (определение целей, выбор содержания, методов, приемов и организационных форм обучения);

  • знакомство со спецификой преподавания психологии в высших, средних и средне-специальных учебных заведениях.

  • развитие у студентов умений исследовательской деятельности.


РАЗДЕЛ 2. МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Педагогическая практика является обязательной составной частью учебного процесса.

Сроки проведения практики: педагогическая практика проводится на 3 курсе в третьем семестре, общей продолжительностью 6 недель.

Студенты проходят педагогическую практику в следующих учебных учреждениях: высшие учебные заведения, средние учебные (школы) и средние специальные учебные заведения (техникумы, училища, колледжи), где психологические дисциплины являются обязательными или факультативными.

Руководителем практики назначается штатный преподаватель кафедры.
РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

По результатам прохождения практики студент должен знать:

  • сущность процесса обучения, его психологические основы;

  • пути совершенствования мастерства преподавателя и способы самосовершенствования;

  • дидактические основы преподавания психологии

  • основные методы преподавания психологии и современные образовательные технологии

  • методы формирования навыков самостоятельной работы и развитие творческих способностей и логического мышления студентов;

уметь:

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

  • планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом заведения и на основе его стратегии;

  • разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия;

  • ясно, логично излагать содержание материала, опираясь на знания и опыт учащихся;

  • отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения учебного материала;

  • анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

владеть:

  • навыками анализа учебного занятия

  • навыками отбора и логического изложения учебного материала

  • навыками аналитической и исследовательской деятельности

  • навыками организации и планирования своей педагогической деятельности


РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с целью и задачами педагогической практики деятельность студентов организуется по следующим направлениям:

  • ознакомление с учебной документацией учебного заведения;

  • ознакомление со структурой организации учебного заведения;

  • посещение занятий преподавателя с базы практики;

  • работа с учебной и учебно-методической литературой по подготовке к собственному занятию

  • проведение учебного занятия студентом

  • подготовка отчетной документации

Таким образом, педагогическая практика носит смешанный характер, студенты осуществляют анализ преподавательской деятельности на базе практики, а после принимают непосредственное участие в учебном процессе в качестве практиканта-преподавателя.
Этапы прохождения педагогической практики

Задания

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Познакомиться с распределением студентов на практику по организациям и учреждениям. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики.

Участие в оформлении подготовительных документов для прохождения практики (заключение договоров с администрацией учреждений и организаций). Установочная конференция.



Оформление в «Дневнике практики»

Договор



Рабочий этап

Познакомиться со структурой учебного заведения и документами, регулирующими учебный процесс

Знакомство, беседа с преподавателем с базы практики; изучение правил внутреннего распорядка, документов, регулирующих учебный процесс.

Оформление «Дневника практики»


Посещение занятий преподавателя с базы практики с целью выявления специфики преподаваемой дисциплины и знакомства с учащимися

Наблюдение за проведением учебных занятий преподавателя, анализ одного из занятий, знакомство с учащимися

Оформление «Дневника практики». Психологический анализ учебного занятия преподавателя

Подготовка к самостоятельному проведению учебного занятия

Работа с учебной и учебно-методической литературой. Разработка плана-конспекта занятия

Конспект учебного занятия. Презентация учебного занятия, разработанная в программе Microsoft PowerPoint

Самостоятельное проведение учебного занятия

Проведение занятия по разработанному плану-конспекту с использованием презентации

Отзыв-характеристика преподавателя о прохождении практики студентом

Итоговый этап

Оформление отчетных документов

Самооценка результативности практики.

Обобщение полученных на практике результаты.

Подготовить тематическое выступление на итоговой конференции «Организация педагогической деятельности психолога в высшем (среднем, среднем профессиональном) учебном заведении».


Заполнение отчетных документов

Выступление на итоговой конференции.

Отчёт по практике в установленной форме.

Тезисы выступления на итоговой конференции.


РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Руководитель от принимающего учебного учреждения:

  • знакомит студентов с документацией, обеспечивающей учебный процесс, и со структурой учебного заведения

  • организует посещение студентом учебных занятий

  • оказывает помощь в подборе учебной и учебно-методической литературы для подготовки студента к самостоятельному проведению занятия

  • оказывает помощь в составлении плана-конспекта учебного занятия и презентации

  • организует самостоятельное проведение студентом учебного занятия

  • составляет отзыв-характеристику о результатах прохождения студентом педагогической практики, в том числе о результатах проведенного студентом учебного занятия;

  • выдает справку о месте и сроках прохождения студентом практики

Руководители практики со стороны принимающей организации осуществляют повседневное руководство и контроль за ее ходом.

В отзыве-характеристике от принимающей организации должны быть отражены:

  • полнота и качество выполнения программы практики и индивидуального плана ее проведения, оценка результатов практики студента;

  • проявленные студентами профессиональные и личные качества, уровень его теоретической и практической подготовки;

  • анализ конспекта учебного занятия студента, презентации и самостоятельно проведенного студентом занятия

  • выводы о профессиональной пригодности студента.

Обязанности студентов-практикантов следующие:

  • отработка всех этапов практики;

  • соблюдение всех этических норм учащегося, профессионального психолога, сотрудника организации, на базе которой студент проходит практику;

  • соблюдение внутреннего распорядка учебного заведения;

  • составление отчета по практике в соответствии с требуемой формой;

  • своевременное представление отчета по практике (не позже чем накануне итоговой конференции).

Обязанности руководителя педагогической практики:

  • обеспечивает подготовку (разработку) учебно-методической документации и вариантов типовых заданий для прохождения практики (разрабатывает учебно-методический комплекс практики);

  • обеспечивает организацию и проведение установочной конференции, на которой, в частности, доводит до сведения студентов цели и задачи практики, её форму, перечень отчетных документов и сопутствующие требования;

  • консультирует студентов в течение всего времени практики. Принимает отчётную документацию, а также инициативные разработки студентов по практике, проверяет все эти материалы и оценивает;

  • обеспечивает организацию и проведение итоговой конференции;

  • проводит аттестацию студентов по итогам практики. Своевременно оформляет ведомости учёта учебной работы практикантов и выставляет отметки в зачётные книжки;

  • обеспечивает подготовку отчётных документов по практике и предлагает план обсуждения её итогов на методических семинарах кафедры.


РАЗДЕЛ 6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
По итогам практики студент готовит пакет документов, который включает в себя:

  1. Отчет о прохождении педагогической практики (пример оформления титульного листа отчета см. Приложение 1).

Объем - от 1 до 3 печатного текста. Параметры страницы: книжная ориентация, поля: верхнее – 2 см., нижнее – 2 см., правое – 1,5 см., левое – 2,5 см. Используется стандартный шрифт Times New Roman 14, с полуторным междустрочным интервалом, абзац 1,25

Отчет составляется индивидуально на основе фактических данных, полученных студентом в ходе практики, в отчете прописываются цели и задачи практики, какие знания, умения и навыки приобрел студент за время прохождения практики, какие виды деятельности освоил, проводится рефлексия собственной педагогической деятельности, делается анализ трудностей, с которыми столкнулся студент, а также возможные пути их преодоления.

К отчету прикладываются следующие документы:

  • Психологический анализ учебного занятия (урока/лекции/семинара и т.д.) преподавателя с базы практики (Приложение 4)

  • Конспект учебного занятия студента (Приложение 5)

  • Распечатанные слайды презентации учебного занятия студента

  1. Дневник педагогической практики (Приложение 2)

  2. Отзыв-характеристика с места практики, с рекомендуемой оценкой, подписью руководителя принимающей организации и печатью (Приложение 3).

Все документы оформляются в файловом скоросшивателе и сдаются руководителю практики. На основании представленных, в соответствии с календарным графиком учебного процесса, документов производится аттестация студента. При оценке учитывается отзыв-характеристика с места практики, содержание и правильность оформления студентом отчета по практике, принимается во внимание грамотность ведения дневника.

При оценке результатов практики учитываются следующие факторы:

  • Уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам).

  • Степень сформированности профессиональных умений.

  • Уровень профессиональной направленности.

  • Качество анализа учебного занятия преподавателя с базы практики

  • Качество конспекта учебного занятия и его презентации.

  • Качество отчетной документации.

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания практики выполнены полностью, с учетом всех требований, грамотно в содержательном и литературном отношениях; отчетная документация аккуратно оформлена и сдана в срок.

«Хорошо» - в работе студента-практиканта и в отчетной документации есть отдельные частные недостатки, а именно - есть недочеты в психологическом анализе занятия преподавателя, неточности в составлении конспекта собственного занятия, в оформлении компьютерной презентации, в оформлении и сроках сдачи документации.

«Удовлетворительно» - в сданных документах имеются грубые недостатки, анализ занятия преподавателя с базы практики поверхностен, неполон, неразвернут, в конспекте занятия отсутствует анализ и переработка материала, работа сдана с большим опозданием.

«Неудовлетворительно» – отсутствие студента на практике без уважительной причины и не предоставление отчетной документации о прохождении практики.
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Основная литература

  1. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева. Методика преподавания психологии. Курс лекций. М.: Издательство «Ось-89», 2007. - 144 с.

  2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999.

  3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. М., 2006.

  4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000.

Дополнительная литература

  1. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. М., 1971.

  2. Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3 т. Самара, 1994. Т.1-3.

  3. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., 1987.

  4. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998.

  5. Граф В., Ильясов В.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы. М., 1981.

  6. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. М., 1994.

  7. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998.

  8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

  9. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.

  10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

  11. Пидкасистый П.И., Портков М.Л. Опрос как средство обучения. М., 1999.

  12. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. М., 1990.

  13. Талызина Н.В. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

  14. Талызина Н.В., Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977.

  15. Страков И.В. Лекция как метод преподавания психологии. Саратов, 1968.

  16. Хозиев В.Б. Сборник психологических задач. М., 1999.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ОТЧЕТ


Ф.И.О. студента, курс, специальность_______________

Срок прохождения практики: _________________

Место практики: (адрес, контактные телефоны)

Руководитель практики от принимающей организации: (Ф.И.О., должность, контактный телефон)
Руководитель практики от кафедры педагогики, психологии и социальной работы: (Ф.И.О., должность, ученая степень)

Омск, 20__

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ДНЕВНИКА ПО ПРАКТИКИ

ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ




Дата

Вид деятельности

Отметка о выполнении руководителя от принимающей организации



















































































































































Подпись студента________
Подпись и оценка преподавателя_______________

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЗЫВА-ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА

Студент (ка)______________________________________________________

______курса, специальности______________________________НОУ ВПО ОмГА
с «___» ____________________20___г. по «___» ____________________20___г.
проходил(а) практику в__________________________________________________
(адрес, название организации)
В период практики студент(ка) выполнял(а) следующие виды деятельности: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе практики обнаружил(а) следующие умения и навыки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика учебного занятия, проведенного практикантом________________

____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Замечания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка _________________________________________________
Руководитель организации_________________________________________

М.п.
Приложение 4

План психологического анализа учебного занятия преподавателя
Психологический анализ лекции/семинара/урока и т.д. преподавателя (Ф.И.О.)

  1. Тема занятия;

  2. Цель занятия;

  3. Задачи занятия

  4. Функции занятия;

  5. Ход занятия;

  6. Принципы преподавания психологии, реализованные в ходе проведения занятия;

  7. Методы обучения, используемые преподавателем в ходе проведения занятия (наглядные, словесные и т.д.);

  8. Способы активизации познавательной активности учащихся;

  9. Особенности проведения начала и конца занятия;

  10. Анализ невербального поведения преподавателя (мимика, особенности жестикуляции и т.д.);

  11. Анализ вербальных особенностей преподавателя (богатство лексики, научность и доступность изложения учебного материала, эмоциональность и т.п.);

  12. Анализ личностных качеств преподавателя (открытость, общительность, тактичность, доброжелательность).

  13. Вывод.



Приложение 5

План конспекта учебного занятия

    1. Тема

    2. Цель и задач занятия

    3. Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

    4. Ход занятия

    5. Способы активизации работы учащихся

    6. Текст учебного материала (схемы, таблицы, тезисы). Текст должен быть переработан студентом, а не представлять собой скопированный материал из книги или реферата

    7. Литература по теме


страница 1


скачать

Другие похожие работы: