Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Научно-исследовательская и квалификационная практика
федерального компонента ГОС ВПО второго поколения
для подготовки студентов по специальности
030300.65 Психология
Форма обучения: очная, очно-заочная
УТВЕРЖДЕНО
решением учебно-методического совета
НОУ ВПО «ОмГА»
протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.
Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович
Омск, 2011
Составители:
Таротенко О.А., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, к.пс.н.
Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Введение Научно-исследовательская и квалификационная практика студентов является заключительной частью профессиональной подготовки специалистов и имеет целью расширение и закрепление теоретических и практических знаний студентов, полученных ими на всех видах аудиторных и внеаудиторных занятий, закрепление у них приобретенных ранее и формирование новых умений и навыков профессиональной работы по специальности, систематизации материалов для дипломной работы с использованием Интернет-ресурсов.
Цель практики - формирование у студентов профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность включает в себя:
- концептуальную (научную) компетентность (понимание теоретических основ профессии);
- инструментальную компетентность (владение базовыми профессиональными навыками);
- интегративную компетентность (способности сочетать теорию и практику);
- контекстуальную компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется практика);
- адаптивную компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовым к ним);
- компетентность в межличностной коммуникации (умения эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации).
Задачи практики:
- формирование у студентов целостной картины будущей профессиональной деятельности;
- формирование и развитие личностных и профессиональных качеств в ходе общения и совместной деятельности с обучающимися и педагогическими работниками;
- приобретение опыта работы в учреждениях разного типа (школах, оздоровительно-воспитательных центрах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п.);
- развитие профессиональной рефлексии
РАЗДЕЛ 2. МЕСТО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Научно-исследовательская и квалификационная практика является обязательной составной частью учебного процесса.
Сроки проведения практики: практика проводится на 6 курсе в 12 семестре, общей продолжительностью 10 недель.
Базой научно-исследовательской и квалификационной практики могут быть учреждения различных сфер:
в сфере образования и науки - в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, колледжах, высших учебных заведениях;
в сфере здравоохранения – в психиатрических диспансерах и больницах, лечебных учреждениях, частных консультациях;
в социальной сфере - приюты, службы занятости населения;
в общественно-политической сфере – в органах законодательной и исполнительной властей, политических партиях и общественно-политических движениях и фондах;
в юридической сфере – в психологической службе УВД, исправительных учреждений;
в военной сфере – в военном комиссариате и воинских частях;
в сфере экономики – на промышленных предприятиях и в организациях;
в сфере деятельности МЧС – в службе спасения и т.д..
РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Ожидаемыми результатами являются: умения студента описывать, анализировать, оценивать организацию работы по указанным направлениям в организации, формирование способности предлагать мероприятия для улучшения этой работы.
РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
В соответствии с целью и задачами ознакомительной практики деятельность студентов организуется по следующим направлениям:
1.Изучить нормативно-правовую и специальную литературу, регламентирующая функциональные обязанности работника на рабочем месте.
2. Подбор практического материала по теме дипломной работы с использованием интернет-ресурсов и других источников литературы.
3. Провести психологическое исследование с клиентами любой возрастной группы (в рамках исследуемой проблемы ВКР)
4. Ознакомление руководства подразделения вышеперечисленных учреждений с разработанными рекомендациями и предложениями.
5. Подготовка и обсуждение отчета по практике.
Студент в период прохождения научно-исследовательской и квалификационной практики должен собрать практический, статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме выпускной квалификационной работы, собрать и подготовить другие необходимые материалы.
Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается отечественный и зарубежный опыт по решению поставленной перед ним проблемы
Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу предприятия.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки выпускной квалификационной (дипломной) работы, оформить отчет о практике.
Этапы прохождения научно-исследовательской и квалификационной практики
Задания | Виды деятельности | Формы отчётности |
1 | 2 | 3 |
Подготовительный этап | ||
Познакомиться с распределением студентов на практику по организациям и учреждениям. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики. | Участие в оформлении подготовительных документов для прохождения практики (заключение договоров с администрацией учреждений и организаций). Установочная конференция. | Оформление в «Дневнике практики» Договор |
Рабочий этап | ||
Подбор практического материала по теме дипломной работы с использованием интернет-ресурсов и других источников литературы. | Самостоятельно подобрать методики для проведения психологического исследования по проблеме ВКР. Обсуждение их с руководителем диплом . Беседа с психологами организации. | Оформление «Дневника практики» «Визитная карточка» учреждения; |
Провести психологическое исследование с клиентами любой возрастной группы (в рамках исследуемой проблемы ВКР) | Наблюдение за работой практического психолога. Подбор группы для исследования. Осуждения время и тактики проведения исследования. Подготовка раздаточного материала и бланков для методик исследования. Проведение диагностики | Оформление в «Дневнике практики»: - фотозапись наблюдений; - анализ своей деятельности |
Ознакомление руководства подразделения вышеперечисленных учреждений с разработанными рекомендациями и предложениями. | Наблюдение за работой практического психолога. Анализ полученных данных. Их первичная обработка. Ознакомление психолога с полученными результатами. Разработка рекомендаций по коррекции или формированию исследуемого явления. | В «Дневнике практики» отразить: особенности проведения исследования |
Помощь практическому психологу в его повседневной работе. | Выполнение конкретных поручений практического психолога. | В «Дневнике практики» зафиксировать мероприятия, проведённые совместно с практическим психологом. |
Итоговый этап | ||
Самооценка результативности практики. Обобщить полученные на практике результаты. Подготовить тематическое выступление на итоговой конференции «Организация работы психолога в различных сферах». | Заполнение карты-рейтинга. Оформление фотовыставки «Первая практика». Выступление на итоговой конференции. | Отчёт по практике в установленной форме. Тезисы выступления на итоговой конференции. |
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Руководитель от принимающей организации:
готовит рабочие места для студентов, обеспечивает необходимой оргтехникой и компьютерами;
прикрепляет студентов к высококвалифицированным работникам (специалистам), имеющим четкое представление о деятельности данного подразделения;
предоставляет студентам в пределах программы и полученного задания на практику возможность знакомиться с необходимыми документами и материалами;
рассматривает и утверждает (подписывает) составленные непосредственным руководителем практики отзывы (характеристики) на студентов за период прохождения ими практики.
Руководители практики со стороны учебного заведения выполняют следующие функции:
- распределяют студентов по рабочим местам практики на предприятии;
- составляют календарный план работы студентов в соответствии с программой практики;
- консультируют студентов по вопросам, возникающим в ходе практики, а также по составлению отчетов о проделанной работе;
- контролируют выполнение календарных планов и проверяют качество работы студентов;
- осуществляют прием отчетов по практике и оценивают выполненную работу
В отзыве от принимающей организации должны быть отражены:
полнота и качество выполнения программы практики и индивидуального плана ее проведения, оценка результатов практики студентов;
проявленные студентами профессиональные и личные качества, уровень их подготовки;
выводы о профессиональной пригодности студентов.
Обязанности студентов-практикантов следующие:
- подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;
- выполнять программу и конкретные задания по практике;
- составление отчета по практике в соответствии с требуемой формой;
- своевременное представление отчета по практике (не позже чем накануне итоговой конференции).
РАЗДЕЛ 6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
По завершении научно-исследовательской и квалификационной практики студенты в недельный срок представляют:
- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от учреждения;
- отзыв руководителя учреждения о работе студента в период практики с оценкой уровня и скорости выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;
- материалы к выполнению дипломной работы;
- отчет по практике, включающий тестовые задания, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных задание по практике.
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:
- выданное студенту индивидуальное задание на преддипломную практику и сбор материалов к дипломной работе;
- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и учреждения);
- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от учреждения;
- перечень и аннотированный обзор использованной студентом научной литературы (монографии, научные сборники и статьи, реферативные издания) и нормативных материалов (стандарты, отраслевые руководящие и методические материалы и др.);
- выводы и предложения студента по практике;
- краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от учреждения и кафедры.
Защита отчета о практике.
Защита отчета о практике проводится перед специально созданной комиссией, в состав которой включается: заведующий выпускающей кафедрой (председатель комиссии), ответственный по кафедре за организацию и проведение практики, научные руководители студента по практике и дипломной работе.
В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в дипломную работу, оценить их полноту и объем работы, которую необходимо выполнить для завершения дипломной работы
Критерии оценки:
"Отлично" - все задания практики выполнены полностью, с учетом всех требований, грамотно в содержательном и литературном отношениях; отчетная документация аккуратно оформлена и сдана в срок.
"Хорошо" - в работе студента-практиканта и в отчетной документации есть отдельные частные недостатки, а именно - есть недочеты в психологическом анализе фактов, в оформлении и сроках сдачи документации.
"Удовлетворительно" - некоторые недостатки в работе студента-практиканта имеют явно нежелательный характер: недисциплинированность в выполнении требований практики, 1-2 грубые ошибки в выполнении и оформлении психологического задания; работа сдана с большим опозданием.
"Неудовлетворительно" – отсутствие студента на практике без уважительной причины и не предоставление отчетной документации о прохождении практики.
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Основная литература
Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб, 2001
Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007.
Геберт Д., Розенштиль Л. Организационная психология. Харьков, 2006.
Дубровина И.В. Психологическая служба в школе. М., 2002
Меновщиков И.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб, 2001.
Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. СПб, 1993.
Фрейджер Р.,Фейдимен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. С-Пб:, 2001.
Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. СПб, 1999
Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.А., Добряков А.В. Семейный диагноз. СПб, 2003
Дополнительная литература
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование М., 2001.
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000.
Психологическая консультация. Ред. В.Уоллес, Д.Холл СПб., 2003
Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2000.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. СПб, 2000.
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ДНЕВНИКА ПО ПРАКТИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ДНЕВНИК
Ф.И.О. студента, курс, специальность_______________
Срок прохождения практики: _________________
Место практики: (адрес, контактные телефоны)
Руководитель практики от принимающей организации: (Ф.И.О., должность, контактный телефон)
Руководитель практики от кафедры педагогики, психологии и социальной работы: (Ф.И.О., должность, ученая степень)
Омск, 2012
План-график практики:
№ | Дата | Вид деятельности | Отметка о выполнении руководителя от принимающей организации |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Подпись студента________
Подпись и оценка преподавателя_______________
Приложение 2
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
ОТЧЕТ
о прохождении научно-исследовательской и квалификационной практики студентом _____курса,
_____группы, факультета_______
(Ф.И.О.)
Отчет о прохождении практики составляется произвольно и сдаётся вместе с отзывом с места прохождения практики. При этом необходимо, чтобы в нем нашли отражения следующие вопросы:
Общая характеристика организации, где проходила практика, анализ ее деятельности:
- организационно-правовая форма;
- сфера деятельности;
- характер услуг, работ;
- общая характеристика деятельности;
- организационная структура;
- функции организации.
Анализ работы отдела, где проходила практика, или организации.
Функциональные обязанности должностного лица, в должности которого студент проходил практику.
Содержание выполненных практикантом видов работ по программе практики.
Выводы и рекомендации.
Предложения по улучшению организации практики.
Ф.И.О. студента Подпись
Приложение 3
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЗЫВА ПРАКТИКАНТА
ОТЗЫВ НА ПРАКТИКАНТА
Студент (ка)_________________________________________________________________________курса,_____группы, факультета_______________________НОУ ВПО ОмГА
с «___» ____________________200___г. по «___» ____________________200___г.
проходил(а) практику в______________________________________________________________________
(адрес, название организации)
В период практики студент(ка) выполнял(а) следующие виды работ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе практики обнаружил(а) следующие умения и навыки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень коммуникативной культуры
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Замечания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка _________________________________________________
Руководитель организации_________________________________________
Приложение 4
План-задание
Научно-исследовательской и квалификационной практики
_________________________________________________________________
(Ф.И.О. студента)
Тема дипломной работы ____________________________________________
_________________________________________________________________
Место прохождения практики_______________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(наименование организации, учреждения)
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Отметка о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Научный руководитель
дипломной работы ___________________
Руководитель практики ___________________
Студент ___________________
«____________» 200_
страница 1
скачать
Другие похожие работы: