NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Научно-исследовательская и квалификационная практика

федерального компонента ГОС ВПО второго поколения

для подготовки студентов по специальности

030300.65 Психология
Форма обучения: очная, очно-заочная


УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович


Омск, 2011

Составители:

Таротенко О.А., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, к.пс.н.

Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Введение Научно-исследовательская и квалификационная практика студентов является заключительной частью профессиональной подготовки специалистов и имеет целью расширение и закрепление теоретических и практических знаний студентов, полученных ими на всех видах аудиторных и внеаудиторных занятий, закрепление у них приобретенных ранее и формирование новых умений и навыков профессиональной работы по специальности, систематизации материалов для дипломной работы с использованием Интернет-ресурсов.

Цель практики - формирование у студентов профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность включает в себя:

- концептуальную (научную) компетентность (понимание теоретических основ профессии);

- инструментальную компетентность (владение базовыми профессиональными навыками);

- интегративную компетентность (способности сочетать теорию и практику);

- контекстуальную компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется практика);

- адаптивную компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовым к ним);

- компетентность в межличностной коммуникации (умения эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации).

Задачи практики:

- формирование у студентов целостной картины будущей профессиональной деятельности;

- формирование и развитие личностных и профессиональных качеств в ходе общения и совместной деятельности с обучающимися и педагогическими работниками;

- приобретение опыта работы в учреждениях разного типа (школах, оздоровительно-воспитательных центрах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п.);

- развитие профессиональной рефлексии
РАЗДЕЛ 2. МЕСТО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Научно-исследовательская и квалификационная практика является обязательной составной частью учебного процесса.

Сроки проведения практики: практика проводится на 6 курсе в 12 семестре, общей продолжительностью 10 недель.

Базой научно-исследовательской и квалификационной практики могут быть учреждения различных сфер:

  • в сфере образования и науки - в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, колледжах, высших учебных заведениях;

  • в сфере здравоохранения – в психиатрических диспансерах и больницах, лечебных учреждениях, частных консультациях;

  • в социальной сфере - приюты, службы занятости населения; 

  • в общественно-политической сфере – в органах законодательной и исполнительной властей, политических партиях и общественно-политических движениях и фондах;

  • в юридической сфере – в психологической службе УВД, исправительных учреждений;

  • в военной сфере – в военном комиссариате и воинских частях;

  • в сфере экономики – на промышленных предприятиях и в организациях;

  • в сфере деятельности МЧС – в службе спасения и т.д..


РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

Ожидаемыми результатами являются: умения студента описывать, анализировать, оценивать организацию работы по указанным направлениям в организации, формирование способности предлагать мероприятия для улучшения этой работы.

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с целью и задачами ознакомительной практики деятельность студентов организуется по следующим направлениям:
1.Изучить нормативно-правовую и специальную литературу, регламентирующая функциональные обязанности работника на рабочем месте.

2. Подбор практического материала по теме дипломной работы с использованием интернет-ресурсов и других источников литературы.

3. Провести психологическое исследование с клиентами любой возрастной группы (в рамках исследуемой проблемы ВКР)

4. Ознакомление руководства подразделения вышеперечисленных учреждений с разработанными рекомендациями и предложениями.

5. Подготовка и обсуждение отчета по практике.

Студент в период прохождения научно-исследовательской и квалификационной практики должен собрать практический, статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме выпускной квалификационной работы, собрать и подготовить другие необходимые материалы.
Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается отечественный и зарубежный опыт по решению поставленной перед ним проблемы
Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу предприятия.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки выпускной квалификационной (дипломной) работы, оформить отчет о практике.
Этапы прохождения научно-исследовательской и квалификационной практики

Задания

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Познакомиться с распределением студентов на практику по организациям и учреждениям. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики.

Участие в оформлении подготовительных документов для прохождения практики (заключение договоров с администрацией учреждений и организаций). Установочная конференция.



Оформление в «Дневнике практики»

Договор



Рабочий этап

Подбор практического материала по теме дипломной работы с использованием интернет-ресурсов и других источников литературы.


Самостоятельно подобрать методики для проведения психологического исследования по проблеме ВКР. Обсуждение их с руководителем диплом .

Беседа с психологами организации.

Оформление «Дневника практики»

«Визитная карточка» учреждения;


Провести психологическое исследование с клиентами любой возрастной группы (в рамках исследуемой проблемы ВКР)


Наблюдение за работой практического психолога.

Подбор группы для исследования.

Осуждения время и тактики проведения исследования.

Подготовка раздаточного материала и бланков для методик исследования. Проведение диагностики

Оформление в «Дневнике практики»:

- фотозапись наблюдений;

- анализ своей деятельности


Ознакомление руководства подразделения вышеперечисленных учреждений с разработанными рекомендациями и предложениями.


Наблюдение за работой практического психолога.

Анализ полученных данных. Их первичная обработка.

Ознакомление психолога с полученными результатами.

Разработка рекомендаций по коррекции или формированию исследуемого явления.

В «Дневнике практики» отразить: особенности проведения исследования

Помощь практическому психологу в его повседневной работе.

Выполнение конкретных поручений практического психолога.

В «Дневнике практики» зафиксировать мероприятия, проведённые совместно с практическим психологом.

Итоговый этап

Самооценка результативности практики.

Обобщить полученные на практике результаты.

Подготовить тематическое выступление на итоговой конференции «Организация работы психолога в различных сферах».


Заполнение карты-рейтинга.

Оформление фотовыставки «Первая практика».

Выступление на итоговой конференции.

Отчёт по практике в установленной форме.

Тезисы выступления на итоговой конференции.


РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Руководитель от принимающей организации:

  • готовит рабочие места для студентов, обеспечивает необходимой оргтехникой и компьютерами;

  • прикрепляет студентов к высококвалифицированным работникам (специалистам), имеющим четкое представление о деятельности данного подразделения;

  • предоставляет студентам в пределах программы и полученного задания на практику возможность знакомиться с необходимыми документами и материалами;

  • рассматривает и утверждает (подписывает) составленные непосредственным руководителем практики отзывы (характеристики) на студентов за период прохождения ими практики.

Руководители практики со стороны учебного заведения выполняют следующие функции:
- распределяют студентов по рабочим местам практики на предприятии;
- составляют календарный план работы студентов в соответствии с программой практики;
- консультируют студентов по вопросам, возникающим в ходе практики, а также по составлению отчетов о проделанной работе;
- контролируют выполнение календарных планов и проверяют качество работы студентов;
- осуществляют прием отчетов по практике и оценивают выполненную работу

В отзыве от принимающей организации должны быть отражены:

  • полнота и качество выполнения программы практики и индивидуального плана ее проведения, оценка результатов практики студентов;

  • проявленные студентами профессиональные и личные качества, уровень их подготовки;

  • выводы о профессиональной пригодности студентов.

Обязанности студентов-практикантов следующие:

- подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;

- выполнять программу и конкретные задания по практике;

- составление отчета по практике в соответствии с требуемой формой;

- своевременное представление отчета по практике (не позже чем накануне итоговой конференции).
РАЗДЕЛ 6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
По завершении научно-исследовательской и квалификационной практики студенты в недельный срок представляют:

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от учреждения;

- отзыв руководителя учреждения о работе студента в период практики с оценкой уровня и скорости выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;

- материалы к выполнению дипломной работы;

- отчет по практике, включающий тестовые задания, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных задание по практике.

Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:

- выданное студенту индивидуальное задание на преддипломную практику и сбор материалов к дипломной работе;

- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и учреждения);

- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от учреждения;

- перечень и аннотированный обзор использованной студентом научной литературы (монографии, научные сборники и статьи, реферативные издания) и нормативных материалов (стандарты, отраслевые руководящие и методические материалы и др.);

- выводы и предложения студента по практике;

- краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от учреждения и кафедры.

Защита отчета о практике.

Защита отчета о практике проводится перед специально созданной комиссией, в состав которой включается: заведующий выпускающей кафедрой (председатель комиссии), ответственный по кафедре за организацию и проведение практики, научные руководители студента по практике и дипломной работе.

В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в дипломную работу, оценить их полноту и объем работы, которую необходимо выполнить для завершения дипломной работы

Критерии оценки:

"Отлично" - все задания практики выполнены полностью, с учетом всех требований, грамотно в содержательном и литературном отношениях; отчетная документация аккуратно оформлена и сдана в срок.

"Хорошо" - в работе студента-практиканта и в отчетной документации есть отдельные частные недостатки, а именно - есть недочеты в психологическом анализе фактов, в оформлении и сроках сдачи документации.

"Удовлетворительно" - некоторые недостатки в работе студента-практи­канта имеют явно нежелательный характер: недисциплинированность в выполнении требований практики, 1-2 грубые ошибки в выполнении и оформлении психологического задания; работа сдана с большим опозданием.

"Неудовлетворительно" – отсутствие студента на практике без уважительной причины и не предоставление отчетной документации о прохождении практики.
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

Основная литература

  1. Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб, 2001

  2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007.




  1. Геберт Д., Розенштиль Л. Организационная психология. Харьков, 2006.

  2. Дубровина И.В. Психологическая служба в школе. М., 2002

  3. Меновщиков И.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000.

  4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб, 2001.

  5. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. СПб, 1993.

  6. Фрейджер Р.,Фейдимен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. С-Пб:, 2001.

  7. Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. СПб, 1999

  8. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.А., Добряков А.В. Семейный диагноз. СПб, 2003


Дополнительная литература
  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование М., 2001.


  2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000.

  3. Психологическая консультация. Ред. В.Уоллес, Д.Холл СПб., 2003

  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2000.

  5. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. СПб, 2000.


Приложение 1





ОБРАЗЕЦ ДНЕВНИКА ПО ПРАКТИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ДНЕВНИК

Ф.И.О. студента, курс, специальность_______________

Срок прохождения практики: _________________

Место практики: (адрес, контактные телефоны)

Руководитель практики от принимающей организации: (Ф.И.О., должность, контактный телефон)
Руководитель практики от кафедры педагогики, психологии и социальной работы: (Ф.И.О., должность, ученая степень)

Омск, 2012
План-график практики:





Дата

Вид деятельности

Отметка о выполнении руководителя от принимающей организации



















































































































































Подпись студента________
Подпись и оценка преподавателя_______________


Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
ОТЧЕТ

о прохождении научно-исследовательской и квалификационной практики студентом _____курса,

_____группы, факультета_______
(Ф.И.О.)


Отчет о прохождении практики составляется произвольно и сдаётся вместе с отзывом с места прохождения практики. При этом необходимо, чтобы в нем нашли отражения следующие вопросы:


  1. Общая характеристика организации, где проходила практика, анализ ее деятельности:

- организационно-правовая форма;

- сфера деятельности;

- характер услуг, работ;

- общая характеристика деятельности;

- организационная структура;

- функции организации.

  1. Анализ работы отдела, где проходила практика, или организации.

  2. Функциональные обязанности должностного лица, в должности которого студент проходил практику.

  3. Содержание выполненных практикантом видов работ по программе практики.

  4. Выводы и рекомендации.

  5. Предложения по улучшению организации практики.


Ф.И.О. студента Подпись

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЗЫВА ПРАКТИКАНТА
ОТЗЫВ НА ПРАКТИКАНТА

Студент (ка)_________________________________________________________________________курса,_____группы, факультета_______________________НОУ ВПО ОмГА
с «___» ____________________200___г. по «___» ____________________200___г.

проходил(а) практику в______________________________________________________________________
(адрес, название организации)
В период практики студент(ка) выполнял(а) следующие виды работ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе практики обнаружил(а) следующие умения и навыки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень коммуникативной культуры
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Замечания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка _________________________________________________
Руководитель организации_________________________________________

Приложение 4

План-задание

Научно-исследовательской и квалификационной практики

_________________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

Тема дипломной работы ____________________________________________

_________________________________________________________________

Место прохождения практики_______________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(наименование организации, учреждения)

п/п

Содержание работы

Сроки

Отметка о выполнении

1

2

3

4














Научный руководитель

дипломной работы ___________________

Руководитель практики ___________________

Студент ___________________

«____________» 200_



страница 1


скачать

Другие похожие работы: