NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Комплексного междисциплинарного вступительного экзамена

в магистратуру по направлению подготовки
030300.68 Психология
(квалификация (степень) «магистр»)
Магистерская программа «Социальная психология»

УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович


Омск, 2011

Составители:

Рягин С.Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., Почетный работник образования РФ

Щербаков Е.П., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.пс.н.,
Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № 8 от « 30» мая 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

Настоящая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 797.
Вступительное испытание в магистратуру предназначено для определения теоретической и практической подготовленности поступающего к выполнению профессиональных задач, установленных федеральных государственным образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Программа включает:


  1. Требования к вступительному испытанию


На вступительном испытании поступающий в магистратуру должен подтвердить знания в области общих профессиональных и специальных психологических дисциплин, достаточные для обучения по магистерской программе. Поступающий должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на вступительном испытании знание и владение:

  • системой научных психологических и педагогических понятий;

  • фактами психологических теорий;

  • методами и процедурами профессиональной деятельности психолога.

Испытание проводится в письменной форме и состоит из четырех вопросов, на которые необходимо дать аргументированный и развернутый ответ. При ответе на вступительном испытании по билету поступающий должен продемонстрировать:

  • ясную логику изложения материала;

  • умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный материал;

  • видение возможностей использования социально-психологических знаний и навыков в практике современного образования.



  1. Разделы дисциплин, предъявляемые к освоению

(в виде аннотаций и списков основной и дополнительной литературы)

К поступающим на программу подготовки магистров по направлению Психология предъявляются требования к освоению в полном объёме программ следующих учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра психологии по направлению Психология.

Общая психология
Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; сознание и мышление.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.

а) основная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во ЧеРо, 1998 (или более поздние издания).

  2. Общая психология: Тексты. В 3 т. Т. 1. Введение/ Отв. ред. В.В.Петухов. М.: УМК психология, 2001.

  3. Соколова Е.Е. Введение в психологию // Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  4. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: УМК «Психология», 2005.

  5. Иванников В.А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. (Часть 1: Введение в психологию).


б) дополнительная литература:

  1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д. Дж. И др. Введение в психологию. – М.: прайм-Еврознак, 2003.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 6-е изд. М.: Смысл, 2008.

  3. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2006.

  4. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., Речь, 2003. www.http://cogpsy.ru

Перечень иных информационных источников:

  • http://koob.ru,

  • http://ihtik.lib.ru,

  • http://elibrary.ru,

  • http://flogiston.ru (неофициальный сайт факультета психологии МГУ),

  • http://voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»),

  • http://psychol.ras.ru/08.shtml («Психологический журнал»), http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html («Вестник Московского университета» Серия 14. Психология),

  • http://imaton.spb.ru (Институт практической психологии ИМАТОН), http://www.psychology.ru/whoswho/ (Выдающиеся психологи XX столетия. Галерея психологов).

Психология развития и возрастная психология
Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.
а) основная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург, 1999.

  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости - М., 2002.

  3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.

  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005

  5. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010.- 583 с.

  6. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. – М., 2004.

  7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996 ( можно использовать издания других лет)

  8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.


б) дополнительная литература:

  1. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. – М., 1976.

  2. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. - Спб, 1997

  3. Выготский Л.С. Проблемы детской психологии. - М., 1997

  4. Воспитание детей раннего возраста / Под. ред. Е.О. Смирновой и др. М., 1996.

  5. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1985.

  6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.

  7. Готовность ребенка к школе. Медико-психологические критерии. – Ростов н/Д., 2006.

  8. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005.

  9. Особенности психического развития детей 6-7 – летнего возраста/ Под. ред. Д.Б Эльконина, А.Л Венгера.

  10. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

  11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.

  12. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000 (и издания более поздних лет).

  13. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений/ Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  14. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.

  15. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.

  16. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005.

  17. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004.

  18. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции куль­турно-исторической теории Л.С. Выготского). — М.: Тривола, 1994.

  19. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Во­ронеж, 1997.

  20. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

  21. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1995.



Социальная психология
История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.
а) Основная литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник.–М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.

2. Андреева Г.М. и др. Социальная психология: практикум

Учебное пособие для студентов вузов. /под ред. Т. В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006 - 479 с.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред.В.А.Сластенина.– М.: ACADEMIA, 2004 - 263 с.

4. Аронсон Э./ Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт; Социальная психология: психологические законы поведения человека в социуме

Учебник.– СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004 - 558 с.

5. Батаршев А.В.Диагностика способностей к общению. Учебное пособие.–СПб: Питер– 2006.–176 с.

6.Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг/Под ред. Жукова Ю.М.Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004 - 256 с.7.

7. Коломинский Я.Л.Социальная психология школьного класса. Научно-методическое пособие для педагогов и психологов.–Минск: ФУ Аинформ, 2003 - 307 с.

8..Крысько В.Г.Социальная психология: курс лекций. Учебное пособие.–М.: ОМЕГА-Л, 2006 - 352 с.

9. Леонтьев А.А.Психология общения.Учебное пособие.М.: Смысл:Академия,2005. – 365 с.

10.Майерс Д.Социальная психология.Учебник.–СпБ: Питер, СПб.: Питер, 2005 - 793 с.

11. Майерс Д.Социальная психология: интенсивный курс.Научное издание.–СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004 - 510 с.

12. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие.–М.:Академия,2004 –300с.

13. Платонов Ю.П.Социальная психология поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.–СПб.: Питер, 2006 - 459 с.

14.Психология общения. сост.: Е. П. Белинская, Тихомандрицкая О.А.Хрестоматия.–М.: Аспект-Пресс, 2003 - 475 с.

б) дополнительная литература:

1.Андреева Г.М.Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы.Учебное пособие.–М.: Аспект Пресс, 2001.- 286 с.

2. Ахвердова О.А.,Гюлушанян К.С.,Коленкина В.ВПрактикум по социальной психологии

Учебное пособие.–М.: ТЦ Сфера,2006.- 336 с.

3. Вердебер Р., Вердебер К.Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. Полный курс.Научное издание.–СПб.: Питер,2006. – 412 с.

4.Крысько В.Г.Социальная психология в схемах и комментарияхУчебное пособие для студентов вузов.–СПб.: Питер, 2003 - 285 с.

5.Мельникова О.Т.Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии.Учебное пособие для психологических факультетов вузов.–М.: Академия, 2003 - 265 с.

6.Новиков В.В.Социльная психология: феномен и наука.Учебное пособие.–М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003 - 342 с.

Клиническая психология
Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов; теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии; базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития; патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы; нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы; проблема мозговой локализации психических функций; восстановление нарушенных высших психических функций; психосоматическая проблема; психологические исследования в клинике соматических заболеваний; психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции; психологические проблемы аномального онтогенеза; типы нарушений психического развития; соотношение биологического и социального в природе аномалий развития; психологическое консультирование, коррекция и психотерапия; типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека; нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания; роль клинической психологии в решении общих проблем психологии; душа и тело; мозг и психика; психологическая диагностика и воздействие; личность и ее изменения и аномалии; психопатология.
а) основная литература:

  1. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. – СПб., 2003.

  2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6 тт., _м. Педагогика, 1984, т.5, стр. 257 – 174.

  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

  4. Исурина Г.Л. Задачи и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в свете разработки интегративной модели // Клиническая психология: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – С. 250-261.

  5. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. – М., 2002. Т.1

  6. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004.

  7. Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб., 2002.

  8. Клиническая психология: учебник/Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2002.

  9. Клиническая психология: Словарь/Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2006.

  10. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология, -М., Академия, 2007.

  11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

  12. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М., 2005.

  13. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. – СПб., 2005.

  14. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М., 1991.

  15. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

  16. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002.

  17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб., 2003.

  18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи – изд. 2-е, расширен., доп. – СПб., 1999.

б) дополнительная литература:

  1. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб., 2000.

  2. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Д. Барлоу. – 3-е изд. – СПб., 2008.

  3. Смулевич А.Б. Расстройства личности. – М., 2007.

  4. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М., 2002/2006.

  5. Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. – М., 1997.

  6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., СПб., 1970, 2000.

  7. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть I. История Клинической психодиагностики: Учебное пособие. – СПб., 2006.

  8. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть 2. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: Учебное пособие. – СПб., 2007.

  9. Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Science Direct

URL: http://www.sciencedirect.com

Elsevier (платформа Science Direct)

URL: http://www.sciencedirect.com

Sage Publications

URL: http://online.sagepub.com/

Springer/Kluwer

URL: http://www.springerlink.com

Tailor & Francis

URL: http://www.informaworld.com

Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

URL: http://elibrary.ru/  

Университетская информационная система Россия

  1. Вопросы для подготовки к вступительному испытанию



  1. Метод интроспекции и его значение в развитии психологии.

  2. Бихевиоризм и его значение в изучении поведения.

  3. Общение и деятельность. Структура общения.

  4. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.

  5. Учение З.Фрейда и его значение для развития психологии.

  6. Гештальтпсихология: идеи и факты.

  7. Общение как взаимодействие.

  8. Особенности развития социальной психологии в России (дискуссии о предмете).

  9. Проблема бессознательного в психологии: (З. Фрейд, Д.Н. Узнадзе).

  10. Высшие психические функции человека: их строение, свойства и происхождение.

  11. Место социальной психологии в системе научного знания.

  12. Невербальная коммуникация.

  13. Развитие поведения и психики в филогенезе.

  14. Сознание как предмет психологического анализа.

  15. Современные представления о предмете социальной психологии (американская и европейская традиции).

  16. Общение как обмен информацией.

  17. Психологическая теория деятельности.

  18. Определение и классификация потребностей.

  19. Речь как средство коммуникации.

  20. Типы взаимодействия: психологическая характеристика кооперации и конкуренции.

  21. Действия, цели и операции.

  22. Психофизиологическая проблема.

  23. Межличностная аттракция.

  24. Общение как познание людьми друг друга.

  25. Ощущение. Виды и свойства.

  26. Свойства восприятия.

  27. Специфика понятия «социальная перцепция».

  28. Стихийные группы и массовые движения.

  29. Воображение и его связь с другими психическими процессами.

  30. Когнитивные теории восприятия (по У.Найсеру и Дж.Брунеру).

  31. Каузальная атрибуция.

  32. Проблема группы в социальной психологии.

  33. Определение, виды и свойства внимания.

  34. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

  35. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

  36. Психология межгрупповых отношения (основные подходы и исследования).

  37. Темперамент, характер, личность.

  38. Я-концепция: структура и основные функции.

  39. Определение малой группы и ее границы.

  40. Общая характеристика процессов групповой динамики.

  41. Структура и типы характера.

  42. Общие и специальные способности и их задатки.

  43. Проблемы личности в социальной психологии.

  44. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.

  45. Определение и классификация потребностей.

  46. Определение, классификация и функции эмоций.

  47. Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию.

  48. Социальная установка и реальное поведение.

  49. Понятие мотива и мотивации.

  50. Определение и классификация видов памяти.

  51. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.

  52. Понятие социальной идентичности.

  53. Уровень притязаний и мотивация достижений.

  54. Основные процессы памяти и методы их изучения.

  55. Проблемы развития группы в социальной психологии.

  56. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

  57. Определение мышления. Основные виды мышления.

  58. Язык и речь. Виды и функции речи.

  59. Социальная психология в условиях радикальных преобразования российского общества.

  60. Давление группы на индивида. Феномен конформизма.




  1. Правила проведения вступительного испытания



1. Общие положения
Данные Правила регламентируют вопросы проведения вступительного испытания по психологии.

Ответственным за соблюдение данных Правил является председатель предметной приемной комиссии по вступительному испытанию по психологии.

2. Процедура проведения


  1. Дата, время и место проведения вступительного испытания по психологии определяется расписанием вступительных испытаний.

  2. Продолжительность вступительного испытания составляет 180 мин. с момента объявления заданий вступительного испытания. По окончании этого времени, абитуриент обязан прекратить работу и листы, выданные для выполнения заданий вступительного испытания, сдать членам предметной приемной комиссии.

  3. Каждый вариант вступительного испытания содержит 4 вопроса. По каждому вопросу необходимо дать письменный развернутый ответ.

  4. Рекомендуемый объем выполненного задания 4-6 страниц.

  5. Абитуриент обязан выполнять только тот вариант, который он получил от члена предметной приемной комиссии.

  6. Абитуриент оформляет титульный лист по образцу, утвержденному приемной комиссией ОмГА. Никакие пометки на остальных листах для выполнения заданий вступительных испытаний, раскрывающие авторство работы, не допускаются.

  7. Использование любых посторонних предметов (тетрадей, учебных пособий и т.п.), кроме авторучки и справочной литературы на вступительном испытании не допускается.

  8. Абитуриент обязан сдать членам предметной приемной комиссии все полученные им перед вступительным испытанием листы для выполнения заданий вступительных испытаний.

  9. Покидать аудиторию, где проводится вступительное испытание после его начала, можно не более одного раза и только с разрешения члена предметной приемной комиссии, предварительно сдав ему все листы для выполнения заданий вступительного испытания.

  10. В случае нарушения абитуриентом п.п. 2.5 - 2.9., его работа к проверке предметной приемной комиссией не принимается и оценивается оценкой 0 баллов.

  11. После окончания вступительного испытания председатель предметной приемной комиссии сдает все работы абитуриентов ответственному секретарю приемной комиссии для кодирования.



3. Процедура оценки


  1. Члены предметной комиссии получают для проверки работы абитуриентов без титульного листа с указанием на каждом листе специального кода, фиксирующего авторство работы. Раскодирование авторства работ производится лично ответственным секретарем приемной комиссии только после получения им ведомостей с оценками всех абитуриентов, выставленными членами предметной приемной комиссии.

  2. В работе абитуриента ответ на каждый вопрос оценивают отдельно два члена предметной приемной комиссии.

  3. За ответ на каждый вопрос выставляется отдельная оценка в соответствии с п. 3.4.

  4. Оценка за ответ на каждый вопрос определяется следующим образом. Вначале независимо друг от друга двумя членами предметной приемной комиссии оценивается полнота и глубина ответов на каждый из четырёх предлагаемых абитуриенту вопросов.

  5. Полнота ответов оценивается по отношению к объему материала, знание которого требуется в соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра психологии по направлению Психология.


50 баллов и менее за ответ на данный вопрос ставится в любом из двух случаев: а) абитуриент изложил менее 25% материала, требуемого государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра психологии по направлению Психология, б) абитуриент продемонстрировал низкий уровень глубины изложения материала.

От 51 до 60 баллов за ответ на данный вопрос ставится в любом из двух случаев: а) абитуриент изложил менее 50% материала, требуемого государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра психологии по направлению Психология, б) абитуриент продемонстрировал средний уровень глубины изложения материала.

От 61 до 75 баллов за ответ на данный вопрос ставится в любом из двух случаев: а) абитуриент изложил от 50% до 75% материала, требуемого государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра психологии по направлению Психология, б) абитуриент продемонстрировал уровень глубины изложения материала выше среднего, но не заслуживает оценки “высокий”.

От 76 до 89 баллов за ответ на данный вопрос ставится при одновременном соблюдении двух условий: а) абитуриент изложил от 75% до 100% материала, требуемого государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра психологии по направлению Психология, б) абитуриент продемонстрировал высокий уровень глубины изложения материала.

От 90 до 100 баллов за ответ на данный вопрос ставится в том случае, если абитуриент продемонстрировал владение материалом, как по полноте, так и по глубине полностью соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра психологии по направлению Психология.

Затем выставленные членами предметной приемной комиссии баллы за каждый вопрос суммируются. Сумма баллов по каждому вопросу является оценкой членом предметной приемной комиссии выполнения абитуриентом всего задания вступительного испытания.

Общая оценка вступительного испытания определяется путем усреднения суммарных оценок за все ответы на вопросы, выставленных обоими членами предметной комиссии.


  1. При проверке работы абитуриента черновики не рассматриваются.

  2. При проверке работы абитуриента оценивается грамотность изложения материала, как с точки зрения орфографии, так и стилистики изложения.

  1. Набор экзаменационных билетов


Билет №1

  1. Метод интроспекции и его значение в развитии психологии.

  2. Бихевиоризм и его значение в изучении поведения.

  3. Общение и деятельность. Структура общения.

  4. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.


Билет №2

  1. Учение З.Фрейда и его значение для развития психологии.

  2. Гештальтпсихология: идеи и факты.

  3. Общение как взаимодействие.

  4. Особенности развития социальной психологии в России (дискуссии о предмете).


Билет №3

  1. Проблема бессознательного в психологии: (З. Фрейд, Д.Н. Узнадзе).

  2. Высшие психические функции человека: их строение, свойства и происхождение.

  3. Место социальной психологии в системе научного знания.

  4. Невербальная коммуникация.


Билет №4

  1. Развитие поведения и психики в филогенезе.

  2. Сознание как предмет психологического анализа.

  3. Современные представления о предмете социальной психологии (американская и европейская традиции).

  4. Общение как обмен информацией.


Билет №5

  1. Психологическая теория деятельности.

  2. Определение и классификация потребностей.

  3. Речь как средство коммуникации.

  4. Типы взаимодействия: психологическая характеристика кооперации и конкуренции.


Билет №6

  1. Действия, цели и операции.

  2. Психофизиологическая проблема.

  3. Межличностная аттракция.

  4. Общение как познание людьми друг друга.


Билет №7

  1. Ощущение. Виды и свойства.

  2. Свойства восприятия.

  3. Специфика понятия «социальная перцепция».

  4. Стихийные группы и массовые движения.


Билет №8

  1. Воображение и его связь с другими психическими процессами.

  2. Когнитивные теории восприятия (по У.Найсеру и Дж.Брунеру).

  3. Каузальная атрибуция.

  4. Проблема группы в социальной психологии.


Билет №9

  1. Определение, виды и свойства внимания.

  2. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

  3. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

  4. Психология межгрупповых отношения (основные подходы и исследования).


Билет №10

  1. Темперамент, характер, личность.

  2. Я-концепция: структура и основные функции.

  3. Определение малой группы и ее границы.

  4. Общая характеристика процессов групповой динамики.


Билет №11

  1. Структура и типы характера.

  2. Общие и специальные способности и их задатки.

  3. Проблемы личности в социальной психологии.

  4. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.


Билет №12

  1. Определение и классификация потребностей.

  2. Определение, классификация и функции эмоций.

  3. Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию.

  4. Социальная установка и реальное поведение.


Билет №13

  1. Понятие мотива и мотивации.

  2. Определение и классификация видов памяти.

  3. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.

  4. Понятие социальной идентичности.

Билет №14

  1. Уровень притязаний и мотивация достижений.

  2. Основные процессы памяти и методы их изучения.

  3. Проблемы развития группы в социальной психологии.

  4. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.


Билет №15

  1. Определение мышления. Основные виды мышления.

  2. Язык и речь. Виды и функции речи.

  3. Социальная психология в условиях радикальных преобразования российского общества.

  4. Давление группы на индивида. Феномен конформизма.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: