NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебно-ознакомительная практика

федерального компонента ГОС ВПО второго поколения

для подготовки студентов по специальности

030300.65 Психология
Форма обучения: очная, очно-заочная


УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович


Омск, 2011

Составители:

Рягин С.Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., Почетный работник образования РФ

Таротенко О.А., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, к.пс.н.

Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Учебно-ознакомительная практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации. В ходе учебно-ознакомительной практики у студента-психолога формируется мировоззрение, происходит приобщение к требованиям профессиональной этики.

Цель учебно-ознакомительной практики:  ознакомление с организацией работы и основными видами деятельности практического психолога.

Задачи учебно-ознакомительной практики:  

  • изучение специфики работы практического психолога;

  • овладеть навыками стандартизированного психологического наблюдения;

  • ознакомиться со спецификой диагностической, коррекционной, развивающей и профилактической работы;

  • развивать навыки профессиональной рефлексии;

  • знакомство с психологической документацией и овладение умением ее оформлять.


РАЗДЕЛ 2. МЕСТО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебно-ознакомительная практика является обязательной составной частью учебного процесса.

Сроки проведения практики: учебно-ознакомительная практика проводится на 2 курсе во втором семестре, общей продолжительностью 3 недели.

Базой учебно-ознакомительной практики могут быть учреждения различных сфер:

  • в сфере образования и науки - в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, колледжах, высших учебных заведениях;

  • в сфере здравоохранения – в психиатрических диспансерах и больницах, лечебных учреждениях, частных консультациях;

  • в социальной сфере - приюты, службы занятости населения; 

  • в общественно-политической сфере – в органах законодательной и исполнительной властей, политических партиях и общественно-политических движениях и фондах;

  • в юридической сфере – в психологической службе УВД, исправительных учреждений;

  • в военной сфере – в военном комиссариате и воинских частях;

  • в сфере экономики – на промышленных предприятиях и в организациях;

  • в сфере деятельности МЧС – в службе спасения.


РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Ожидаемыми результатами являются: умения студента описывать, анализировать, оценивать организацию работы по указанным направлениям в организации, формирование способности предлагать мероприятия для улучшения этой работы.

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с целью и задачами ознакомительной практики деятельность студентов организуется по следующим направлениям:

  • ознакомление с документацией практического психолога;

  • ознакомление со структурой организации работы психолога;

  • ведение дневника наблюдений за основными видами деятельности практического психолога:

- психопросвещение;

- преподавательская деятельность;

- психопрофилактика;

- проведение индивидуальных методов и методик психодиагностики с людьми разных возрастных групп;

- проведение групповых методов и методик психодиагностики с людьми разных возрастов;

- психоконсультирование.

Таким образом, ознакомительная практика носит преимущественно пассивный характер, студенты осуществляют понимающее наблюдение за профессиональной деятельностью практического психолога конкретного учреждения.
Этапы прохождения учебной (ознакомительной) практики

Задания

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Познакомиться с распределением студентов на практику по организациям и учреждениям. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики.

Участие в оформлении подготовительных документов для прохождения практики (заключение договоров с администрацией учреждений и организаций). Установочная конференция.



Оформление в «Дневнике практики»

Договор



Рабочий этап

Познакомиться с представителями администрации учреждения (организации), составить «Визитную карточку» учреждения (организации).

Знакомство, беседа с представителями администрации учреждения (организации); изучение правил внутреннего распорядка; направлений деятельности, режима работы, структуры учреждения; истории развития.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по социальной работе.

Беседа с психологами организации.

Оформление «Дневника практики»

«Визитная карточка» учреждения;


Ознакомиться с характеристикой статуса практического психолога конкретного учреждения (организации).

Наблюдение за работой практического психолога. Изучение организационной структуры социально-психологической службы, видов деятельности психолога, условий труда, режима труда; профессиональных служебных обязанностей.

Оформление в «Дневнике практики»:

- фотозапись наблюдений;

- анализ деятельности практического психолога (основные функции деятельности); условия работы в данном учреждении (кабинет психолога и его методическое обеспечение, продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска, льготы); система оплаты труда (размер заработной платы, льготы и компенсации); организационная структура психологической службы, перечень профессиональных знаний.


Изучить особенности делового этикета практического психолога

Наблюдение за работой практического психолога

В «Дневнике практики» отразить: особенности поведения практического психолога; основные правила ведения деловой беседы; особенности профессиональной речи и пр.

Помощь практическому психологу в его повседневной работе.

Выполнение конкретных поручений практического психолога.

В «Дневнике практики» зафиксировать мероприятия, проведённые совместно с практическим психологом.

Итоговый этап

Самооценка результативности практики.

Обобщить полученные на практике результаты.

Подготовить тематическое выступление на итоговой конференции «Организация работы психолога в различных сферах».


Заполнение карты-рейтинга.

Оформление фотовыставки «Первая практика».

Выступление на итоговой конференции.

Отчёт по практике в установленной форме.

Тезисы выступления на итоговой конференции.


РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Руководитель от принимающей организации:

  • готовит рабочие места для студентов, обеспечивает необходимой оргтехникой и компьютерами;

  • прикрепляет студентов к высококвалифицированным работникам (специалистам), имеющим четкое представление о деятельности данного подразделения;

  • предоставляет студентам в пределах программы и полученного задания на практику возможность знакомиться с необходимыми документами и материалами;

  • рассматривает и утверждает (подписывает) составленные непосредственным руководителем практики отзывы (характеристики) на студентов за период прохождения ими практики.

Руководители практики со стороны принимающей организации осуществляют повседневное руководство и контроль за ее ходом. Руководители практики от принимающей организации:

  • знакомят студента с правилами внутреннего распорядка, действующего в организации;

  • определяют последовательность и порядок прохождения практики, для чего составляют вместе с практикантом календарный план-график,

  • предусматривающий выполнение всей программы в условиях работы данной организации;

  • заверяют отчет о практике;

  • дают характеристику практиканту.

В отзыве от принимающей организации должны быть отражены:

  • полнота и качество выполнения программы практики и индивидуального плана ее проведения, оценка результатов практики студентов;

  • проявленные студентами профессиональные и личные качества, уровень их подготовки;

  • выводы о профессиональной пригодности студентов.

Обязанности студентов-практикантов следующие:

  • отработка всех этапов практики;

  • соблюдение, по возможности, всех этических норм учащегося, профессионального психолога, сотрудника организации, на базе которой студент проходит практику;

  • соблюдение внутреннего распорядка базовой организации;

  • составление отчета по практике в соответствии с требуемой формой;

  • своевременное представление отчета по практике (не позже чем накануне итоговой конференции).

Обязанности руководителя учебно-ознакомительной практики:

  • обеспечивает подготовку (разработку) учебно-методической документации и вариантов типовых заданий для выполнения исследований магистрантами (разрабатывает учебно-методический комплекс практики);

  • обеспечивает организацию и проведение установочной конференции, на которой, в частности, доводит до сведения студентов цели и задачи практики, её форму, перечень отчетных документов (материалов) и сопутствующие требования;

  • консультирует студентов в течение всего времени практики. Помогает им составить индивидуальный план на весь период практики, помогает конкретизировать его в соответствии с программой практики, в том числе по содержанию научного исследования и по его форме. Наблюдает за ходом исследовательской работы на всех её этапах, отмечает и, по возможности, устраняет недостатки. Принимает отчётную документацию, а также инициативные разработки студентов по практике, проверяет все эти материалы и оценивает;

  • обеспечивает организацию и проведение итоговой конференции;

  • проводит аттестацию студентов по итогам практики. Своевременно оформляет ведомости учёта учебной работы практикантов и выставляет отметки в зачётные книжки;

  • обеспечивает подготовку отчётных документов по практике и предлагает план обсуждения её итогов на методических семинарах кафедры.


РАЗДЕЛ 6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
В ходе практики каждый студент ведет дневник (приложение 1), в котором обязательно отражает проделанную им работу в соответствии с целями и задачами практики. По окончании практики дневник подписывается руководителем от принимающей организации. 

По итогам практики оформляется краткий письменный отчет, объемом от 1 до 3 машинописных страниц (шрифт №14) формата А4 без оборота с полями. который составляется индивидуально на основе фактических данных, полученных студентом в ходе практики.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете: заголовок (приложение 3); данные о месте прохождения практики; краткий анализ результатов работы с учетом целей и задач практики; выводы, замечания и предложения.

В отчёте студент должен показать умение анализировать проблемы, решения, данные, которые получены им в ходе практики.

К отчету могут прилагаться разработанные материалы, формы (бланки) документов, которые после сдачи отчёта возвращаются студенту. Приложения к отчету нумеруются арабскими цифрами, каждое из них необходимо начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №). Приложение должно иметь тематический заголовок, отражающий его содержание.

По окончании практики студент сдает оформленный отчет руководителю практики филиала. Основанием для допуска студента к зачету по практике является полностью и аккуратно (без исправлений) оформленная документация:

1. Отзыв-характеристика (Приложение 3) с места практики, с рекомендуемой оценкой, подписью руководителя принимающей организации и печатью.

2. Отчет о прохождении практики (Приложение 2) подписанный студентом.

3. Дневник практики (Приложение 1), который возвращается студенту после прохождения аттестации.

На основании представленных, в соответствии с календарным графиком учебного процесса, документов производится аттестация студента. При оценке учитывается отзыв-характеристика с места практики, содержание и правильность оформления студентом отчета по практике, принимается во внимание грамотность ведения дневника.

При оценке результатов практики учитываются следующие факторы:
Уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам).

  • Степень сформированности профессиональных умений.

  • Уровень профессиональной направленности.

  • Качество анализа проведения различных видов работы.

  • Качество отчетной документации.

Критерии оценки:

"Отлично" - все задания практики выполнены полностью, с учетом всех требований, грамотно в содержательном и литературном отношениях; отчетная документация аккуратно оформлена и сдана в срок.

"Хорошо" - в работе студента-практиканта и в отчетной документации есть отдельные частные недостатки, а именно - есть недочеты в психологическом анализе фактов, в оформлении и сроках сдачи документации.

"Удовлетворительно" - некоторые недостатки в работе студента-практи­канта имеют явно нежелательный характер: недисциплинированность в выполнении требований практики, 1-2 грубые ошибки в выполнении и оформлении психологического задания; работа сдана с большим опозданием.

"Неудовлетворительно" – отсутствие студента на практике без уважительной причины и не предоставление отчетной документации о прохождении практики.
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Основная литература

  1. Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб, 2001

  2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007.

  3. Васьковская С.В., Горностай П.П. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. Киев, 1995

  4. Гагай В.В. Семейное консультирование СПб, 2010.

  5. Геберт Д., Розенштиль Л. Организационная психология. Харьков, 2006.

  6. Дубровина И.В. Психологическая служба в школе. М., 2002

  7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2007.

  8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М., 1999.

  9. Мастеров Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования. М. 1998.

  10. Меновщиков И.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000.

  11. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. Киев, 1994.

  12. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

  13. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб, 2001.

  14. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. СПб, 1993.

  15. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. М., 2001.

  16. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. – М., 1997.

  17. Фрейджер Р.,Фейдимен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. С-Пб:, 2001.

  18. Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. СПб, 1999

  19. Черников А.В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. М., 2003.

  20. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.А., Добряков А.В. Семейный диагноз. СПб, 2003

  21. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. М., 2000.


Дополнительная литература
  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование М., 2001.


  2. Айви А., Айви М., Саймон-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. Практ. руководство М., 1999.

  3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000.

  4. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование. Ситуационные задачи. Киев, 1996

  5. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. – М., Издат. группа «Прогресс»,1993.

  6. Копьев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. М., 1991.

  7. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. СПб,, 2002

  8. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001.

  9. Психологическая консультация. Ред. В.Уоллес, Д.Холл СПб., 2003

  10. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. Тутушкиной М.К. СПб, 1998.

  11. Психотерапевтическая энциклопедия. Ред. Б.Д.Карвасарский. СПб,, 2003.

  12. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2000.

  13. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. СПб, 2000.

  14. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. СПб, 2001.


Приложение 1





ОБРАЗЕЦ ДНЕВНИКА ПО ПРАКТИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

ДНЕВНИК

Ф.И.О. студента, курс, специальность_______________

Срок прохождения практики: _________________

Место практики: (адрес, контактные телефоны)

Руководитель практики от принимающей организации: (Ф.И.О., должность, контактный телефон)
Руководитель практики от кафедры педагогики, психологии и социальной работы: (Ф.И.О., должность, ученая степень)

Омск, 2012

Визитная карточка учреждения
Название (полное) учреждения или объединения

__________________________________________________________________________Ведомственная принадлежность (вышестоящая организация)

__________________________________________________________________________

Дата создания регистрации

__________________________________________________________________________Адрес (индекс, телефон)

__________________________________________________________________________

Цель создания

__________________________________________________________________________

Сфера деятельности

__________________________________________________________________________

Предоставляемые виды услуг____________________________________

План-график учебно-ознакомительной практики:





Дата

Вид деятельности

Отметка о выполнении руководителя от принимающей организации



















































































































































Подпись студента________
Подпись и оценка преподавателя_______________

К ДНЕВНИКУ ПРИКЛАДЫВАЮТСЯ

  • служебных обязанности психолога

  • анализ документов, регламентирующих деятельность психолога;

  • описание режима дня работы психолога;

  • описание кабинета психолога (размер помещения, обстановка, условия для работы);

  • результаты самоанализа с рекомендациями.


Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
ОТЧЕТ

о прохождении учебно-ознакомительной практики студентом _____курса,

_____группы, факультета_______
(Ф.И.О.)


Отчет о прохождении практики составляется произвольно и сдаётся вместе с отзывом с места прохождения практики. При этом необходимо, чтобы в нем нашли отражения следующие вопросы:

1. Описанием специфики учреждения, направления деятельности и работы психолога данного учреждения.

2. Обобщенный рефлексивный отчет:

- основные моменты профессионального опыта (чему научились, что нового узнали, с какими трудностями столкнулись, их причины, пути разрешения и профилактика и т.д.);

- оценка уровня выполнения практических заданий;

- оценка содержания предлагаемой практической работы и ее организации, а также предложения по их улучшению.
Ф.И.О. студента Подпись

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЗЫВА ПРАКТИКАНТА
ОТЗЫВ НА ПРАКТИКАНТА

Студент (ка)_________________________________________________________________________курса,_____группы, факультета_______________________НОУ ВПО ОмГА
с «___» ____________________200___г. по «___» ____________________200___г.

проходил(а) практику в______________________________________________________________________
(адрес, название организации)
В период практики студент(ка) выполнял(а) следующие виды работ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе практики обнаружил(а) следующие умения и навыки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень коммуникативной культуры
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Замечания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка _________________________________________________
Руководитель организации_________________________________________


страница 1


скачать

Другие похожие работы: