Негосударственного образовательного учреждения
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Председатель Попечительского Начальник Отдела
Совета Енисейской образования администрации
православной гимназии г.Енисейска
______иерей Андрей Чугунов ___________ Ю. Н. Руднев
УТВЕРЖДАЮ
директор Енисейской православной гимназии
__________Т.Б. Сычевник
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“ЕНИСЕЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ”
2013-2014 учебный год
г. Енисейск
2013г.
Содержание
| |
Пояснительная записка…………………………………………………………………. | 3 |
§ 1. Учебный план начального общего образования…………………………….……… | 7 |
§ 2. Учебный план основного общего образования………..……………….…............ | 13 |
Общий учебный план 1-8 классов ………………………………………………......... | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЕ План работы с МБУК “Енисейский краеведческий музей им.А.И.Кытманова” Перечень используемых примерных и авторских программ | |
Пояснительная записка
Православная гимназия представляет собой новый тип образовательного учреждения, в котором сочетаются естественнонаучное и религиозно-нравственное воспитание. Права на организацию подобного образовательного учреждения гарантированы Конвенцией ООН о правах ребенка ст. 14 и Законом об образовании в РФ.
Целью деятельности гимназии является создание условий для формирования цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей православия, хранимых Россией столетиями, формирование теоретических и практических знаний, позволяющих реализовать природные способности и задатки в новой экономической среды.
Являясь по своему статусу негосударственным образовательным учреждением, гимназия ставит перед собой задачи:
- создание условий для обеспечения получения гимназистами образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и Стандарта Православного компонента начального общего и основного общего образования;
- объединение образовательного процесса с православным воспитанием гимназистов на основании христианской нравственности, канонов и традиций Русской Православной Церкви.
Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год сформирован на основе:
нормативных документах федерального уровня:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707) и приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер № 22540);
-Федеральный базисный учебный план (БУП) (введен приказом №1312 Минобрнауки РФ от 9 марта 2004г. с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008г. №241, от 30 августа 2010г. №889 и от 03.06.2011г. №1994), федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования от 05.03.2004г. №1089 (для 4-9 классов);
-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 28.12.10 № 2106, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 2.02.11, регистрационный номер 19676);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4.10.10 № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3.0211, регистрационный номер 19682);
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ №196 от 10.03.01;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №408/13-13 от 20.04.2001г.);
- Письмо «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (Письмо МО РФ №2021/11-13 от 25.09.2000г. с дополнением от 20.04.2001г. № 408/13-13);
- Письмо «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ №220/11-13 от 20.02.1999г.);
- Письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ №1561/14-15 от19.11.1998г.);
-Письмо «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» (Письмо МО РФ №13-51-120/13 от 03.06.2003г.);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №199/13 от 28.03.2002г.);
- Письмо «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы» (Приложение к письму МО РФ №957/13-13 от 17.2.2001г.);
нормативных документах регионального уровня:
- Постановления правительства Красноярского края от 17 мая 2006г. №134-п «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- Закон Красноярского края «О внесении изменений в законы края, регулирующие вопросы в области краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 30.06.2011г.;
нормативных документов гимназического уровня:
- Устав Гимназии (утвержден от 15.07.2013г.);
- Основных общеобразовательных программ гимназии по ступеням обучения.
Общая характеристика учебного плана
Целевая направленность: образовательный процесс НОУ ЕПГ направлен на обеспечение прав граждан на общедоступное начальное общее, основное общее образование на основании цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей Православия, удовлетворение запросов в сфере образования православных родителей, для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе отечественных православных традиций является основным компонентом образования и воспитания (ст.2.1 Устава гимназии).
Учебный план гимназии опирается на принципы:
- выполнение государственного образовательного стандарта по базисным дисциплинам;
- объединение образовательного процесса с православным воспитанием;
- ориентация гимназистов на самостоятельную исследовательскую и творческую работу;
- преподавание школьных предметов в контексте православного мировоззрения;
- расширение содержания школьного образования за счет предметов регионального компонента и дополнительного конфессионального образования.
Учебный план состоит из двух частей, соответствуя ступенчатой логике выстраивания общего образования по уровням образовательных программ:
– начальное общее образование – нормативный срок освоения 4 года;
– основное общее образование – нормативный срок освоения 5 лет;
В гимназии в 2013-2014 учебном году создано 8 общеобразовательных классов-комплектов, из них на каждом уровне по 4 класса: начальное общее образование – 1, 2, 3, 4 классы, основное общее образование – 5, 6, 7, 8.
Учебный план отражает переходный период, связанный с модернизацией общего образования РФ в части внедрения стандартов второго поколения: 1, 2, 3 класс обучается по Федеральным государственным стандартам начального общего образования;
В соответствии с этим, учебный план состоит из двух содержательных блоков:
– учебный план для 1-3-х классов (ФГОС, 2009 г.);
– учебный план для 4-8 классов (БУП, 2004 г.).
В учебном плане представлены три компонента содержания образования: федеральный, региональный (краевой) и компонент образовательного учреждения (гимназический).
За основу определения содержания федерального компонента 4-9 классов взят федеральный базисный учебный план (БУП, 2004г.) и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, разработанные на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства и выполнения обязательного минимума содержания общего образования.
Цель краевого компонента содержания образования - формирование у обучающихся целостного представления об истории Красноярского края, сохранение и развитие социально-экономических, культурных достижений и традиций края помогает реализовывать МБУК “Енисейский краеведческий музей им.А.И.Кытманова”, который в течение учебного года еженедельно с каждым классом проводит музейные культурно-просветительские, патриотические мероприятия, экскурсии, лекции, музейные уроки для обучающихся гимназии, на основании договора об оказании образовательных услуг от 01.07.2013г. План работы с музеем прилагается (Приложение 1). Это соответствует требованиям регионального базисного плана для образовательных учреждений: “При изучении учебных предметов: "Литература Красноярского края", "Художественная культура Красноярского края", "Природа и экология Красноярского края", "История Красноярского края" … значительное количество учебного времени должно выделяться для организации практической, проектной и исследовательской работы обучающихся, работы в музеях, для проведения экскурсий”. Таким образом, частично предметы краеведения переносятся на внеурочное время.
Гимназия использует примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий, прошедших экспертизу в Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных Московским Патриархатом РПЦ. (Статья 87п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»)
К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий и Православной веры, а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются священнослужители Русской Православной Церкви. (Статья 87 п.6 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Гимназия, Учредителем которой является религиозная организация, на основании представления Московского Патриархата Русской Православной Церкви имеет право включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент). (Статья 87 п.8 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Компонент образовательного учреждения (гимназический) направлен на организацию образовательной среды, способствующей удовлетворению индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических), личностных образовательных потребностей и запросов обучающихся. Конструирование данной части учебного плана осуществляется с учетом мнения основных потребителей – обучающихся и их родителей (законных представителей) – прихожан Успенского кафедрального собора – непосредственных учредителей гимназии.
В соответствии со Стандартом православного компонента начального общего, основного общего образования для учебных заведений Российской Федерации, который обязателен для православных гимназий, введены предметы: основы православной веры, церковнославянский язык, каллиграфия, логика и латинский язык. Часть предметов введены в школьный компонент, часть - реализуется Русской Православной Церковью.
С целью более эффективной реализации программы учебного предмета и отсутствием необходимого оборудования, занятия по предмету “Технология” в основной общей ступени реализуется на базе Муниципального учебного комбината г.Енисейска в соответствии с учебным планом школы и договором об оказании образовательных услуг, заключенным между МУК и НОУ ЕПГ. С этой же целью реализация предметов “Информатика” и “Химия” в классе переданы на реализацию в МБОУ СОШ №1 на основании договора.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010г. №889 в начальном общем и основном общем образовании введен третий час учебного предмета “Физическая культура”, который используется на увеличение двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Учебный план составлен с учетом следующей продолжительности учебного года: 1 класс – 33 учебные недели; 2-4 классы – 34 учебные недели; 5-8 классы – 35 недель.
Учебный год в гимназии начинается 1 сентября 2013г. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся первых классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (п.10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10). НОУ ЕПГ работает в режиме триместров, с равномерным распределением учебных недель и каникулярных, соответствующем православному календарю (все главные церковные праздники приходятся на время отдыха), и отражающем конфессиональную специфику образовательной организации. Каникулярное время у первоклассников в течение всего года длиннее на несколько дней, и заканчивают они учиться на неделю раньше, этим достигается продолжительность учебного года в 33 недели.
Продолжительность учебной недели в рамках классно-урочной системы обучения для 1 классов – 5 дней, для 2-9 классов – 6 дней.
На основании Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. “Гигиенические требования к режиму образовательного процесса”, п.X, максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах (в соответствии СанПиН 2.4.2.2821-10) при шестидневной рабочей недели составляет:
Классы | 1 | 2 - 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Часы | 21 | 26 | 32 | 33 | 35 | 36 |
Продолжительность урока для 2-9 классов – 45 минут.
Аттестация обучающихся 1-9 классов (текущая и промежуточная) организуется в соответствии с Уставом гимназии (п. 5.6) и Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся. Государственный итоговый экзамен регламентируется нормативными актами Минобрнауки РФ.
В учебном процессе используются авторские и примерные учебные программы, рекомендованные Министерством образования РФ. Рабочие программы разрабатываются педагогами гимназии на основе примерных учебных программ и на основе авторских учебных программ, если количество часов не совпадает или используется иной, чем рекомендовано в программе, учебно-методический комплекс. Гимназия реализует программы начального общего, основного общего, а также те программы, что включены в Стандарт православного компонента начального и основного общего образования.
Кадровый состав педагогов соответствует учебному плану. Все предметы реализуются педагогами в соответствии с квалификацией.
§ 1. Учебный план начального общего образования
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. И в первую очередь это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», владея которым, обучающиеся будут готовы к успешному освоению основного общего образования.
Учебный план начального общего образования составлен на 4 года обучения, что соответствует нормативному сроку освоения начального общего образования.
В 1 и 2 классах реализуется образовательная программа развивающего обучения системы Л.В. Занкова, в 3-4 классах – традиционная система обучения «Школа России» под редакцией Плешакова А.А.
Учебный план для 1-3 классов (ФГОС НОО, 2009 г.)
Учебный план составлен в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707) и приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер № 22540);
- Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4.10.10 № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3.0211, регистрационный номер 19682);
- Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 28.12.10 № 2106, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 2.02.11, регистрационный номер 19676);
- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г. №19993 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебный план для 1-3 классов сформирован с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. План призван обеспечить выполнение следующих основных целей начального общего образования, заложенных во ФГОС НОО:
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
- развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей, сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
- сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания, дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
Учебный план:
- обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО;
- определяет состав учебных предметов по классам (годам обучения), учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;
- общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования;
- продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебные недели, 2-3- е классы – 34 учебные недели;
- максимальная аудиторная нагрузка обучающихся при 6-дневной недели (у 1 класса - пятидневной) составляет: в 1-х классах – 21 час, во 2-х и 3-х классах - 26 часов;
- объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1 классов – 4 урока, один раз в неделю 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-х и 3-х классов не более пяти уроков.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- после 2-го урока – динамический час продолжительностью не менее 40 минут, предусмотренный СанПиН 2.4.2.2821-10.
- используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый и 1 урок проводится в нетрадиционной форме обучения с обязательным отражением данного факта в журнале, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока по 45 минут каждый;
- с целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п.2.9.5. СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. №408/13-13);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Индивидуальные образовательные результаты первоклассников фиксируются в “Листах достижений обучающихся” в соответствии с Уставом гимназии (п.5.5.6)
- устанавливаются более продолжительные каникулы, чем у остальных классов.
Продолжительность урока во 2-х и 3-х классах составляет 45 минут.
Учебный план отражает особенности образовательных программ начального общего образования и используемого учебно-программного обеспечения “Школа России” и развивающего обучения по системе Л.В.Занкова.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Инвариантная часть учебного плана представлена предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, искусство (музыка, ИЗО), физическая культура, технология (труд).
Образовательная область “Филология” в 1 классе в части “Русского языка” и “Литературного чтения” представлена следующим образом: 1, 2 триместр ведутся предметы: “Обучение грамоте (чтение)” и “Обучение грамоте (письмо)”, 3 триместр – “Литературное чтение” и “Русский язык”.
На реализацию программ по русскому языку и литературному чтению в 1 классе в согласии с разработанными программами ФГОС 2 поколения, отводится в совокупности предметов 297ч., из них период обучения грамоте составляет 92ч, обучение письму – 115ч, на систематический курс русского языка – 50ч., на литературное чтение – 40ч (Сборник программ развивающего обучения Л.В. Занкова, - Самара: Федоров, 2012 (программа Нечаева Н.В.)).
Для усиления результатов начального общего образования в вариативной части учебного плана и в соответствии с примерными программами по учебным предметам НОО ФГОС 2 поколения (Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, 2010) выделены дополнительно по 2 часа на реализацию программ по русскому языку и литературному чтению в 1, 2 и 3 классах. Отведено:
1. На реализацию 165 (в 1 классе) и 170-часовой программы (во 2-3 кл.) по русскому языку 2 часа (программа Нечаевой Н.В. в 1 и 2 классе, Зелениной Л. М., Хохловой Т. Е – в 3 кл.)
2. На реализацию 132 (в 1кл.) и 136-часовой программы по литературному чтению по 2 часу в 1-3 классах (по программе Свиридовой В.Ю – в 1 - 2кл., В.Г.Горецкому, Л.Ф.Климановой - в 3 классе).
Компонент образовательного учреждения используется на введение предметов конфессионального направления, что соответствует статусу учреждения и целям его создания, способствует расширению содержания школьного образования и православному воспитанию, а также раскрытию индивидуальных творческих способностей учащихся:
- во 2-ом классе изучается предмет «Логика» в объеме 1 час в неделю (34 учебных часа в год);
- во 2-3 классах введен предмет: «Основы православной веры» (по программе А.В.Бородиной);
- с целью развития письменных навыков, мелкой и общей моторики, аккуратности введен предмет “Каллиграфия” (1 час в неделю, всего 34 часа в год) во2-3 классах.
В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Изучение русского языка в начальной школе занимает ведущее место, так как направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Изучение предмета “Литературное чтение” в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром литературы. Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем, способного к творческой деятельности.
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи.
Изучение интегрированного предмета “Окружающий мир” направлено на формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека, воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников.
Учебный предмет “Технология” строится на предметно-практической деятельности, которая является необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Предмет формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Занятия по физической культуре направлены на формирование у младших школьников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика, проводятся по 3 часа в неделю.
Учебные предметы | Количество часов в неделю/год | ||
Классы: | |||
1 | 2 | 3 | |
Федеральный компонент | |||
Русский язык | 3/99 | 3/102 | 3/102 |
Литературное чтение | 2/66 | 2/68 | 2/68 |
Иностранный язык | | 2/68 | 2/68 |
Математика | 4/132 | 4/136 | 4/136 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 2/66 | 2/68 | 2/68 |
Искусство (Музыка) | 1/33 | 1/34 | 1/34 |
Искусство (ИЗО) | 1/33 | 1/34 | 1/34 |
Технология (Труд) | 1/33 | 1/34 | 2/68 |
Физическая культура | 3/99 | 3/102 | 3/102 |
Итого: | 17/561 | 19/646 | 20/680 |
Краевой (национально-региональный) компонент | |||
Родной язык | 2/66 | 2/68 | 2/68 |
Родная литература | 2/66 | 2/68 | 2/68 |
Компонент образовательного учреждения (гимназический) | |||
Основы православной веры | | 1/34 | 1/34 |
Каллиграфия | | 1/34 | 1/34 |
Логика | | 1/34 | |
| | | |
Итого часов вариативной части: | 4/132 | 7/238 | |
Всего: | 21/693 | 26/884 | 26/884 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 21/693 | - | - |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе | - | 26/884 | 26/884 |
Учебный план для 4 класса (БУП 2004 г.)
Учебный план для 4 класса разработан в соответствии с:
- ФБУП (от 09.03.2004г. № 1312), федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (от 05.03.2004г. № 1089);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2014 №74 “О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312”;
- Постановлением правительства Красноярского края от 17 мая 2006г. №134-п «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4.10.10 № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3.0211, регистрационный номер 19682);
- Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 28.12.10 № 2106, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 2.02.11, регистрационный номер 19676);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает в соответствии Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования;
- продолжительность учебного года - 34 учебные недели;
- объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет не более пяти уроков, один раз в неделю допускается 6 уроков, за счет урока физической культуры;
- продолжительность урока составляет 45 минут.
В 4 классе обучение реализуется по общеобразовательной программе обучения «Школа России».
Учебный план призван решить следующие задачи начального общего образования:
воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образы жизни.
Учебный план в части федерального компонента соответствует базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ. Все учебные предметы инвариантной части федерального компонента представлены в должном объеме и содержании. С учетом приказа Минобнауки РФ от 01.02.2012г. №74 в федеральный компонент введен курс “Основы религиозных культур и светской этики”.
Часы национально-регионального компонента и образовательного учреждения (гимназического) направлены на реализацию 170-часовой программы по русскому языку (по Зелениной Л. М., Хохловой Т. Х.) и 136-часовой программе по литературе (по Климановой Л. Ф., Горецкому В. Г., Головановой М. В). Компонент образовательного учреждения используется на ведение предмета конфессионального направления, что соответствует статусу учреждения и целям его создания, способствует расширению содержания школьного образования и православному воспитанию, раскрытию индивидуальных творческих способностей учащихся – “Основы православной веры” (по программе А.В.Бороди.
Оценочная деятельность строится в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 19 ноября 1998 г. № 1561/14-15 “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”.
Двигательная активность обучающихся (помимо уроков физической культуры) организуется подвижными играми на переменах, физминутками с использованием спортивного оборудования, музыкальных ритмических упражнений во время уроков и на переменах.
Учебные предметы | Количество часов в неделю/год |
4 класс | |
Федеральный компонент | |
Русский язык | 3/102 |
Литературное чтение | 2/68 |
Иностранный язык | 2/68 |
Математика | 4/136 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 2/68 |
Искусство (Музыка) | 1/34 |
Искусство (ИЗО) | 1/34 |
Технология (Труд) | 2/68 |
Физическая культура | 3/102 |
Основы религиозных культур и светской этики | 1/34 |
Итого: | 21/714 |
Краевой (национально-краевой) компонент | |
Родной язык | 2/68 |
Родная литература | 2/68 |
Итого: | 4/136 |
Компонент образовательного учреждения (гимназический) | |
Основы православной веры | 1/34 |
Итого часов вариативной части плана: | 5/170 |
Всего: | 26/884 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе | 26/884 |
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: