NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Номер урока Тема (содержание) урока Цель урока Форма, тип урока. Методы. Сведения об историко-литературном процессе


Развернутое тематическое планирование по литературе Восточной Сибири. 5 класс


Дата

сроки

Номер урока

Тема (содержание) урока

Цель урока

Форма, тип урока. Методы.

Сведения об историко-литературном процессе

Формирование эстетических, теоретико-литературных понятий.

Виды деятельности учащихся по развитию речи, аналитических, интерпретаторских, творческих умений

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Устное народное творчество (12 часов + Рр)

Русские народные сказки (4 часа)




1

Собиратели сказок Восточной Сибири. Особенности русской народной сказки Восточной Сибири «Бурка, Каурка, Синегривый конь».

Объяснительно-иллюстративный, проблемный

Валерий Петрович Зиновьев – ученый – фольклорист
Забайкалье.

1. Композиция и стиль волшебной сказки.

2. Особенности речи сибирской сказки.

Речевая характеристика персонажей сказки.

Двоемирие: реалистический и фантастический миры.

Волшебные помощники.

Утроение - принадлежность сказочного стиля, это признак древности сказки.

1. Чтение сказки.

2. Аналитическая беседа по восприятию сказки.

3. Составление опорного конспекта по теме «Основы волшебной сказки»

4. Особенности фольклорной и литературной сказки: сходство и различия.

Сказку дочитать; отвечать на вопросы учебника.

Принести «Конек – Горбунок»




2

Сопоставление фольклорной и литературной сказки (П. Ершов «Конек - Горбунок»)

Цель: познакомиться с произведением русского фольклора Сибири; осознать нравственные ценности, заложенные в сказке; уметь отличать фольклорную сказку от литературной; овладеть навыком анализа композиции и стиля волшебной сказки.
Зиновьев В.П. «Русские сказки Забайкалья»

Эвристическая беседа.
Поисковый.

Память народов о жизни в древние времена.
Сказка – средство сохранения народной памяти.

Сравнить сказки литературные и народные (отдельные эпизоды).




3,4

Романтические и фантастические сюжеты в сказке «Митя»

Объяснительно-иллюстративный


Марк Константинович Азадовский;

Елена Ивановна

Композиция, стиль сказки.


1. Создание устных высказываний о прочитанном.

Пересказ сюжета.


1

2

3

4

5

6

7

8







Цель: познакомиться с произведением русского фольклора Сибири; узнать, где и кем записана сказка, как развивается сказочная традиция на реке Лена, в течение XX века, осознать нравственные ценности, заложенные в сказке.
Шахеров О.Н., стр. 25-28

Частично поисковый

Шастина.

Развитие сказочной традиции в Восточной Сибири.
Идеалы далекого прошлого, связанные с восстановлением гармонии жизни, победой героя над вредителями и злыми силами.

Закономерности исторической судьбы жанра.
Особенность сказки:

- соединение двух самостоятельных сюжетов («Хитрая наука», «Три языка»)

- шесть (а не три) превращений Мити.

2. Выразительно читать, соблюдая особенности местного говора.

3. Овладение навыком анализа композиции и стиля волшебной сказки.

4. Речевая характеристика персонажей.

Найти волшебных помощников, вредителя.

Бурятские народные сказки (4 часа)




5,6

Волшебный и обыкновенный мир в бурятской сказке «Упрямый парень»

Цель: познакомить учащихся с произведением бурятского фольклора Сибири; с историей ее появления, осознать нравственные ценности, заложенные в сказке, познакомиться с элементами мифа, проявляющимися в сказке, закрепить представления о единой основе волшебных сказок.

Комментированное чтение

Мифы
Героический эпос
Основа волшебной сказки – древний миф
Хаос мира.

Миф – у истоков словесного искусства.
Мифологическая основа сказки.
Змей как мифологический персонаж.
Двоемирие в сказке.

1. Беседа – на выявление эмоциональной реакции.

2. Словарная работа.

3. Выборочное чтение.

4. Беседа по вопросам учебника.

Сказку дочитать.

Найти: волшебные помощники.

Читать сказку «Желто-пестрая змея…» ответить на вопросы учебника.




7

Волшебная сказка «Желто-пестрая змея и охотник»

Цель: закрепить представление о волшебной сказке; развитие устной речи учащихся.

Обзор сказки.
Работа в группах.

Волшебные и бытовые элементы в сказке.

Связь с монологическими мифами – главный персонаж - гигантский змей.

Модификация мирового змея.

1. Работа по вопросам учебника.

2. Устный пересказ.

3. Словесное рисование.

4. Конкурс иллюстраций.

Иллюстрации к сказке.
Читать сказки о животных.

1

2

3

4

5

6

7

8




8

Социально-бытовая сказка «Как хан узнал себе цену». Сказка о животных. «жаворонок и обезьяна»

Цель: познакомить учащихся с социально-бытовой сказкой и сказкой о животных; определить волшебные, бытовые элементы в сказках.
О.Н. Шахерова

Стр. 30-33

Поисковый, аналитический.

Работа в группах.

Фольклорные традиции в Приангарье.

Мифологический словарь.

Взаимосвязь русских бытовых сказок, сказок о животных и бурятского национального эпоса.

1. Работа в группах.

2. Устный пересказ.

3. Сопоставление русских народных сказок и бурятских.

4. Словарная работа.

Задание по группам (см. урок 9)

Тофаларские народные сказки (1 час)




9

Единая основа волшебных сказок и сказок о животных: «Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь», «Изюбрь и сохатый».

Цель: познакомиться с произведениями тофаларского фольклора Сибири; осознать нравственные ценности народа.

Частично поисковый.
Работа в группах.

Тофалария.
Единая основа волшебных сказок и сказок о животных.
Знакомство с обитателями сибирской тайги.

Близость фабулы сказки «Три мальчика». К фабуле сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..»
Нравственные ценности.

I. Выразительное чтение.

II. Работа в группах.

1 гр. - работа со сказками о животных.

2 гр. - сказка "Три мальчика".

3 гр. - "Тер-окыш - долина цветов. - определить тип сказки - доказать принадлежность сказки к определенному типу.

III. Выполнение заданий № 29, 31

Читать эвенкийскую сказку; отвечать на вопросы из учебника.

Эвенкийские народные сказки (3 часа + Рр 1 час)




10,11

Человек и природа в эвенкейской народной сказке "Умусликэн". Цель: познакомиться с произведениями

Проектная, проблемные задания.

Мифологическая основа (модель) мира. Шаманские мифы. Комическое начало. Время и

Шаманство. Общение шаманов с духами - это ритуал. Верх и низ - мифологическое

1. Создание собственного высказывания.

2. Анализ композиции и стиля

Составить вопросы к сказке.
Инд-но: сочини свою сказку.

1

2

3

4

5

6

7

8







эвенкейского фольклора Сибири; с элементами мифа в сказке; закрепить представления о едной основе волшебных сказок.

О.Н. Шахерова стр. 35-37




пространство.

представление мира.
Идеал героя - способный поддерживать космический порядок.

волшебной сказки.

3. Выборочное чтение.

4. Аналитическая беседа.

Проект:

5. Коллективная работа: иллюстрации к фрагменту сказки: "Создать" территории верхнего и нижнего миров.

Читать "Тывгун - молодец"




12, 13 Рр

Итоговые уроки по устному народному творчеству. 1. Урок - викторина по изученным сказкам: "Сказки, сказочники".

2. Защита своей сказки под дивизом: "Мой край - Восточная Сибирь"

Цель: развитие творческих и аналитических способностей детей; обобщить и систематизировать знания о фольклоре Восточной Сибири, его собирателях.

Синтез ЗУН. Уроки - обобщения с элементами развития речи.

Сопричастность к древнему народному словесному творчеству.

Стилизация сказки. Инсценирование.

1. Викторина "Знаешь ли ты сказки народов Восточной Сибири".

2. Литературная игра "Восстанови текст".

3. Конкурс на лучшего сочинителя и рассказчика сказки.

Конкурс чтецов, сказителей, сочинителей. Читать рассказ С. Устинова.

Раздел II. Человек и природа (5 часов + Рр – 1 час)




14

Семен Устинов. Рассказ «Любопытный бурундучок».

Цель: познакомиться с произведением современного писателя; обучение выразительному чтению рассказа; выявлять авторскую позицию.

О. Шахерова

Стр. 42-43

Выразительное чтение, эвристическая беседа.

Уникальность прибайкальской природы.
Духовная причастность к тайне красоты родного края.
Слово о писатели.

т.л. Рассказ, новелла.
Антитеза, олицетворение.

1. Анализ сюжета:

- повадки

- внешний вид

- образ жизни бурундучка

- отношение человека к зверьку.

2. Устные высказывания.

Читать рассказ А. Смирнова.






















1

2

3

4

5

6

7

8




15

Алексей Смирнов. Рассказ «Черника – хранитель тысячелетий».

Цель: познакомиться с произведением современного автора; научиться выявлять авторское отношение к описываемому событию.
О. Шахерова

Стр. 43-44

Выразительное чтение, эвристическая беседа.

Слово о писателе.
Экология природы – экология души человека.

Смысл заголовка.

Проблема: « Почему черника названа «хранителем - тысячелетий»

Эпитет.

1. Работа с фотоматериалами «Тайга».

2. Беседа по содержанию.

3. Рассуждения: «Лесной пожар. Что сулит природе?

Сведения о Распутине.
Читать «В тайге над Байкалом.
Группа:

«Фотоальбом Байкала».




16,17,18

Валентин Распутин. Рассказ «В тайге над Байкалом»

Цель: познакомить учащихся с произведением В.Распутина; привести школьников к пониманию значимости переживаемого героем события.
О. Шахеров

Стр. 44-46




Сибирская тайга.
Байкал.
Поэзия братского поэта А. Лисицы.
Иркутская ГЭС.
Слово о Распутине.

Олицетворение, сравнение, эпитеты.
Образ тропы в рассказе.
Красота сибирской природы.
Пейзаж.

1. Тема, идея.

2. Художественные средства в передаче красоты сибирской природы.

3. Беседа по содержанию.

4. Устное рисование.

5. Создайте устный рассказ – описание.

6. Подбор эпитетов к описанию.

Найти стихи А. Лисицы «Тропа лесная», «Я любил Байкал еще не видя»




19 Рр

Подготовка к написанию сочинения – миниатюры «Путешествие (по берегу реки, озера, моря, по лесной или полевой тропе)»

Цель: формирование умений создавать рассказ – описание на основе личного опыта или по воображению; учить отбирать

Исследовательский, творческий.




Творческое осмысление темы.

1. Тема, идея, сочинения.

2. Эпиграф.

3. Составление плана.

4. Отбор материала с использованием ИВС.

5. Создание текса.

6. Рецензирование.

Переписать сочинение.

1

2

3

4

5

6

7

8







материал, логически его вы страивать.










7. Взаимопроверка.




Стихи и проза для детей (14 часов + ВНч. 1 час)




20,21

Мир детства в стихах Георгия Граубина: «До нашей эры», «свободный час», «Если не нравимся», «Каникулярия»

Цель: знакомство с лирикой иркутского писателя; выявление общей тематики стихотворений; авторской позиции; развитие аналитических умений и навыков учащихся.
О. Шахерова

Стр. 49-52

Урок анализа лирического произведения.
Поисковый.

Слово о Г. Граубине.
Прошлое и настоящее в стихотворении «До нашей эры».
Способность поэта видеть мир глазами ребенка.

т.л. рифма, строфа, ритм.
«Тайна» стихотворений Г. Граубина, художественный мир стихотворения.
Микротемы стихотворений.
Понимание взаимной связи содержания и формы стихотворений.

Задания по группам:

- работа со стихами по алгоритму)

(Шахеров стр. 50)
2. Обсуждение.
3. Творческое задание: сочинение стихов на заданные рифмы.
4. Выразительное чтение стихотворений.

Составить рассказ о разных системах обучения от имени мальчика из Урарту.
Сочинить стихи на заданные рифмы.






22

Значение труда в жизни человека в стихотворениях Юрия Черных «Веселый разговор», «Необычные гости»

Цель: привлечь внимание к творчеству земляка Ю. Черных; пробудить учащихся задуматься над нравственными вопросами современной жизни; определить тематику, авторскую позицию в стихах поэта.
О. Шахерова

Стр. 53

Поисковой, проблемный.

Братчанин Юрий Черных и его творчество.
Статья В. Корнилова «Стих в живые голоса» (о творчестве Ю. Черных)

Художественные особенности стихов.

1. Выразительное чтение.

2. Анализ стихотворений.

3. Определить особенности содержания и формы стихотворения.

4. Турнир веселых «рифмачей».

Задания по группам:

- написать стихотворение.

«Необычные гости»




23

Иннокентий Луговской. Стихотворение «Кто разбил лед?»

Объяснительно-иллюстративный, поисковый.

Слово об Иннокентии Луговском.

Словарь вводимых понятий:

- эпиграф

1. Освоение понятий.

2. Анализ стихо-

Конкурс чтецов: стихи братских

1

2

3

4

5

6

7

8







Цель: увидеть особенности содержания стихотворения И. Луговского; показать роль эпиграфа; познакомить с особенностью звукописи в передаче авторской мысли в лирическом произведении.







- аллитерация

- ассонанс

творений

3. Выразительное чтение стихотворений.

поэтов.




24

ВНч

«Мой город» - цикл стихов братских поэтов о родном городе.

Цель: формирование представлений об истории и культуре родного города через поэзию братчан; воспитание культуры чтения, патриотизма.

Урок внеклассного чтения

Н. Снегов

А. Лисица

А. Яковлева и др.
Сборник стихов «И пальцы просятся к перу».

Представление об истории и культуре родного Братска, Сибирского края.

1. Чтение наизусть.

2. Устные высказывания; аргументирование: почему выбрано именно данное стихотворение.

Прочитать рассказ А. Шастина «Пример для подражания»




25

Слов и дело в рассказе Анатолия Шастина «Пример для подражания»

Цель: привлечь внимание к рассказам для детей иркутского писателя А. Шастина; понять нравственные аспекты рассказа.
О. Шахерова

Стр. 55

Эвристическая беседа

Слово об А. шастине.
Истинная и ложная воспитанность.

Художественная деталь.

Ирония.

Комический эффект.
Значение слова и дела в жизни.

1. Беседа по прочитанному.

2. Выборочное чтение.

3. Творческое задание:

Составить рассказ на основе жизненного опыта.

4. Нахождение ИВС.

Сказка «Мешок снов».

Отвечать на вопросы из учебника.




26,27

Юрий Самсонов и его сказка «Мешок снов»

Цель: знакомство с творчеством Ю. Самсонова; выявить нравственные уроки по произведению – сказке; овладение навыками анализа прозаического текста.

Поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Литературная и народная сказки.
Урок сказки Ю. Самсонова.
О щедрости и жадности, подлинной красоте и доброте.

Двоемирие в сказке; магическое число «3»;

Волшебницы

Поиск клада.

Авторская позиция.

Черты современного города.

1. Художественный пересказ эпизодов.

2. Анализ сказки.

3. Развернутый ответ – характеристика.

4. Творческое задание – сочинение.

Описать: «Какой сон вы попросили бы у старушки?»




1

2

3

4

5

6

7

8
















Кольцевая композиция.










28 1

Геннадий Павлович Михасенко. Фантастический рассказ

«Тетя Атиса»

Объяснительно-иллюстративный

Слово о Г.П. Михасенко
Обзор его творчества.

Олицетворение.
Работа со словарем.
Особенности взаимоотношения между взрослыми и детьми.
Конфликт между желаемым и реально возможным.

1. Чтение по ролям.

2. Пересказ фрагментов текса:

- подробный;

- сжатый;

- выборочный.

3. Анализ текста.

4. Анализ диалога.
Творческие задания:

- конкурс на лучшего рассказчика фрагмента текста;

- рассказ от имени тети Атисы.

Читать частьII (2-ой день из жизни Вани Петухова)




29 2

Основной конфликт в рассказе «Тетя Атиса»

Эвристическая беседа


Дочитать рассказ, ответить на вопросы учебника.




30 3

Прием олицетворения и его роль в рассказе «Тетя Атися».

Анализ текста, поисковый.




31 4

Становление характера главного героя фантастического рассказа.

Общие цели: пробудить интерес к творчеству братского писателя Г. Михасенко; показать своеобразие рассказа – сочетание фантастического и современного реалистического миров; развитие аналитических навыков и умений учащихся.

Проблемный, поисковый.


Подготовиться к конкурсу на лучшего рассказчика.




32

Марк Сергеев. Ответственность человека за свои поступки в рассказе «Для чего нужна сила, или как не стать посмешищем».

Цель: познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества М.Сергеева; показать особенности сюжета; побудить школьников задуматься над нравственными вопросами современной жизни.



Поисковый.
Объяснительно-иллюстративный

Об авторе Марке Давидовиче Сергееве; основные вехи жизни и творчества. Стихи туркменского поэта Каюма Тангрыкумиева.

Советы М.Д. Сергеева.
Для чего нужна сила человеку?
Поговорки и пословицы разных народов в рассказе.

1. Вопросы на выявление темы и ее развития.

2. Выписать поговорки и пословицы, разных народов, приведенные в рассказе; дать их толкование.

Выписать важные на ваш взгляд, советы.
Прочитать стихотворение А. Лисицы «Учительница»

1

2

3

4

5

6

7

8







О. Шахерова

Стр. 58



















33

Геннадий Машкин

Образ учителя музыки в рассказе «Лютня»

Цель: познакомить учащихся с точкой зрения писателя на роль учителя в жизни человека; показать особенности рассказа; учить понимать авторскую позицию.
О. Шахерова

Стр. 59

Поисковый, эвристическая беседа.

Слово о Г. Машкине.
Учитель с точки зрения писателя.

Сопоставление рассказа Машкина и стихотворения А. Лисицы «Учительница»
Открытие школьниками сущности характера и поведения своего учителя.

1. Устный рассказ о любимом (уважаемом) учителе).
2. Выразительное чтение.
3. Сравнение сюжетов в прозаическом и стихотворном текстах.







34

Итоговый урок «Мое открытие сибирской литературы».

Встреча с братским поэтом

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по курсу «Литература Восточной Сибири»; встреча с творческим человеком родного Братска.

Синтез ЗУН
Библиотечный урок




Выставка сборников стихов братских поэтов; литературных изданий писателей – братчан.

1. Встреча и защита творческих работ, выполненных в течение учебного года.

2. Встреча с поэтом В. Корниловым.







Всего:

- чтение и изучение произведений

- 30 часов

- развитие речи

- 2 часа

- внеклассное чтение

- 1 час

- библиотечный урок

- 1 час







Итого:

34 часа



Рабочая программа составлена Некрасовой Г.Н.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: