NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



О. А. Захарова Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике 3 класс, II полугодие Под ред. Р. Г. Чураковой Содержание I. Пояснительная записка



О.А. Захарова


Сборник самостоятельных и контрольных работ

по математике


3 класс,

II полугодие
Под ред. Р.Г. Чураковой

Содержание

I. Пояснительная записка ……………………………………………………………………… 2
II. Распределение работ по темам и пунктам учебника ……………………………………. 7
III. Самостоятельные работы ………………………………………………………………….. 9
IV. Учебно-практические работы …………………………………………………………… 16
V. Контрольные работы ……………………………………………………………………….. 26

Часть 1 ……………………………………………………………………………………. 26

Часть 2 …………………………………………………………………………………..... 27

VI. Ответы и указания …………………………………………………………………………. 28

Самостоятельные работы ………………………………………………………………28

Учебно-практические работы ……………………………………………………….... 32
VII. Анализ результатов проверочных работ ………………………………………………. 39

I. Пояснительная записка
Основная цель представленных материалов – помочь учителю в организации системы контроля и оценки в обучении, оказать поддержку в проведении последующей коррекционной работы и в отслеживании изменений степени обученности всего класса и каждого учащегося отдельно.
Характеристика работ

Предлагаемый сборник контрольных и самостоятельных работ концептуально базируются на основных принципах проекта «Перспективная начальная школа» (рук. Р.Г. Чуракова). Содержание всех предлагаемых заданий соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта по математике для начальной школы. Они представляют широкий диапазона трудности: от уровня обязательного минимума содержания подготовки до достаточно трудных, случаев требующих глубокого владения материалом, а иногда и нестандартного мышления.
Все задания разработаны на основе программы и учебно-методического комплекта по математике для 3-го класса, который включает первые части учебника по математике автора А.Л. Чекин, тетрадь для самостоятельных работ № 1, авторов Е.П. Юдина, О.А. Захарова (М.: АкадемкнигаУчебник, 2005).

Одно и то же содержание проверочных работ представлено в двух видах. Это «традиционные» самостоятельный работы и учебно-практические работы.

Для проверки уровня освоения школьниками одного и того же содержания учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, выбирает одну из предложенных форм: самостоятельные работы (СР) или учебно-практические задачи (УПР). Следует заметить, что анализ результатов СР и УПР проведен авторами по единым основаниям.

Итоговый контроль и оценку знаний могут быть сделаны на основе контрольной работы (КР).

КР состоит из двух частей. Первая часть работы направлена на проверку достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Она включает в себя четыре задания, соответствующий обязательной итоговой аттестации учащихся 3 класса. Вторая часть содержит три сравнительно трудных задания и нацелена на проверку умений учащихся решать задачи на более высоком потенциальном уровне.

Для каждой проверочной работы (СР, УПР, КР) в пособии даны решения и ответы.
Содержание самостоятельных работ

Проверяемая тема указана в разделе II «Распределение работ по темам и пунктам учебника».

СР представлены в двух вариантах. Каждая состоит из трех – четырех заданий.

Параметры педагогического анализа каждой СР и перечень заданий для организации последующей индивидуальной работы ученика с целью коррекции его знаний, представлены в разделе VII «Анализ результатов проверочных работ».

Содержание учебно-практических работ (эксклюзивные задания УМК «Перспективная начальная школа»)

В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования в настоящем пособии учителю начальных классов предлагаются УПР, направленные на формирование способности учащихся применять приобретенные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Структура представленных УПР соответствуют действиям человека в незнакомых (нестандартных ситуациях):

● любому (разумному) действию предшествует этап планирования, то есть дробление общего пути к цели на отдельные взаимосвязанные шаги;

● полученные на каждом из этапов результаты сверяются с исходным условием и достигаемой целью.

Каждая из УПР – это единый текст, имеющий вводную часть (преамбулу) и серию последовательных, содержательно взаимосвязанных заданий. Результат, полученный при выполнении первого задания работы, используется для выполнения второго задания, а результат второго – для выполнения третьего и т. д.

Каждое отдельное задание УПР включает в себя требование и необходимые (и избыточные) данные. Стилистически тексты УПР всегда описывают реально существующую житейскую ситуацию. Следовательно, как и описание любой жизненной ситуации, тексты «зашумлены», избыточны, то есть содержат подробности, не относящиеся к основному требованию задачи. В ряде случаев некоторые данные, необходимы для решения УПР, располагаются в преамбуле задачи. Кроме того, текст работы не указывает на способы и средства ее выполнения.
Проблемы или ситуации, описываемые в работах, адаптированы к возрастным и психологическим особенностям младшего школьника и способствуют мотивации его познавательных интересов.
Методика проведения УПР

Практика показала, что УПР вызывают у школьников на первых порах целый ряд «непредметных» (в анализируемом случае нематематических) сложностей. С учетом этих обстоятельств выполнение первых двух – трех УПР целесообразно проводить в условиях групповой работы. Только после того, как учащиеся «почувствуют вкус» к решению УПР, их можно использовать для индивидуального контроля и оценки.

Выполнение УПР рассчитано более чем на один урок. Поэтому планируя использование УПР, целесообразно учитывать следующие три этапа.

Этап 1. Знакомство с текстом самого задания, его первичный анализ в условиях фронтальной работы. Затем выполнение расчетной части работы в индивидуальной форме. Этот этап проводится на уроке.

Этап 2. Этот этап необходим для окончательного оформления работы: выполнения схем и чертежей, построения моделей и макетов. Проводится во внеурочное время.

Этап 3. Обсуждение результатов работы (доклад о результатах работы, презентация, публичная защита, выставка и т.п.). Можно провести на следующем уроке.
Примечание: Время выполнения традиционных СР – один урок.
Анализ выполнения работ и система коррекционной работы

Анализ результатов работ предполагается выполнять на основании параметров, представленных в разделе VII «Анализ результатов проверочных работ». В приведенных таблицах указаны как соответствующие номера СР, так и УПР.

Предметный анализ и последующую оценку УПР необходимо проводить только после презентации работы учащимся, но не на каждом отдельном этапе ее выполнения.

Для организации коррекционной работы таблица «Распределение по темам и пунктам учебника» содержит специальный раздел, где указаны номера упражнений из учебника и тетради, выполнение которых позволит учащимся восполнить необходимые знания. Подобного рода работа кажется авторам проекта значительно продуктивнее традиционной работы над ошибками, цель которой повторное выполнение заданий проверочной работы.

С целью отслеживания общего уровня обученности класса рекомендуется использовать следующую сводную таблицу.
Общие результаты по классу выполнения работ


Работа № 1 (Повторение)




Самостоятельная работа

Учебно-практическая работа




1

2

3



1

2

3



Выполнили задание правильно, чел.

























Не приступили к выполнению задания, чел.

























Допустили вычислительные ошибки, чел

























Выполняло работу, чел


























Для определения индивидуальной динамики достижений учащихся необходимо выделить общие (сквозные) предметные знания и умения. Это позволит выявить степень сформированности основополагающих умений. Например, на протяжении всего полугодия ученик А во всех работах допускал (не допускал) ошибки в сравнении чисел, следовательно, умение сравнивать числа не сформировано (сформировано). Если же в первой и шестой работе, он допустил эту ошибку, а в третьей – не допустил, то умение – в стадии формирования.

Благодаря такому анализу возможно и выявление качественной оценки динамики по каждому из направлений обучения (положительная или отрицательная).

С целью отслеживания динамики индивидуальных достижений рекомендуется использовать следующую сводную таблицу (для каждого из учащихся ячейки этой таблицы заполняются знаками «+» – соответствующее задание выполнено или «–» – задание не выполнено).
Матрица динамики индивидуальных достижений учащегося




Основополагающие направления обучения

заданий

СР

УПР

КР

1*

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6




1

Овладение понятиями

числового

ряда

Запись








































Сравнение чисел







3**































Определение места на

числовом луче








































2

Формирование

вычислительных

навыков

Сложение

2




4










3, 4

4

4













Вычитание







4
















5, 6

4, 5










Умножение

1, 2, 3

1

3










1, 2, 3, 4, 5, 6

1




2










Деление




1, 3, 4







1, 2




5

2, 3, 4, 5




1, 3

2







Запись столбиком

3





































3

Усвоение

величин

Перевод







4































Сравнение







4































4

Усвоение геометрических понятий и вычисление геометрических величин

Измерение







1
















2







2




Построение







1, 2







1, 2, 3







5







4, 5, 6, 7




Вычисление геометрических величин







2







3







3, 4, 5, 6







2




5

Решение

задач

Запись условия

(различными способами)

4

2




1, 2, 3

3

























Решение задач

4

2




1, 2, 3

3

























Вычисление ответа

4

2




1, 2, 3

3

























Запись ответа

4

2




1, 2, 3

3


























* – номера работ.

** – номера заданий в каждой из работ.
Критерии оценивания

Оценивание СР и УПР проводится на основании параметров, представленных в разделе VII «Анализ результатов проверочных работ» и осуществляется по принципу сложения: оно зависит от числа заданий, которые учащийся выполнил верно.

При оценивании СР и КР рекомендуется использовать так называемый процент неуспешности С, учитывающий число параметров анализа (n) к каждой работе, число активных параметров (k), то есть тех, в которых допущены ошибки (вычислительные навыки в этом параметре не учитываются).

Число, фиксирующее наличие вычислительных ошибок – это число р. Отметим, что р = 1, если вычислительные ошибки (сколько бы их ни было); р = 0, если вычислительных ошибок в работе нет.

Совокупность всех вычислительных ошибок имеет тот же вес, что и каждый из параметров анализа.

Процент неуспешности вычисляется по формуле:

С = 100  (k + p) : (n + 1),

где n – общее число параметров анализа работы;

k – количество участвующих параметров;

р – наличие вычислительных ошибок

(р = 1 – ошибки есть; р = 0 – нет вычислительных ошибок).
Методика выставления отметок
При выставлении отметок можно исходить из следующих критериев:


Процент от количества параметров анализа

и вычислительных ошибок

Отметка

0 – 24 %

5

25 – 49 %

4

50 – 69 %

3

70 – 89 %

2

90 – 100 %

1



Например, анализ одной из работ дал следующие результаты.


6. Задачи на кратное сравнение

задачи

Параметры анализа

Результаты

СР

УПР

1

4

Ошиблись при выборе действия для кратного сравнения чисел (величин)

+

2

4

Ошиблись при переводе единиц измерения

-

3

6

Ошиблись в выборе единицы числового луча

-

3

6

Ошиблись в выставлении чисел

-

3

6

Ошиблись в описании точек

-

4

2

Ошиблись в иллюстрации данных задачи на диаграмме

+

4

4

Допустили ошибки в решении задачи

+

Вычислительные ошибки: 2, то есть р = 1

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.