NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



О преподавании предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 2015 учебном году в 2014-2015 учебном году


О преподавании предмета «Физическая культура»

в общеобразовательных организациях Челябинской области

в 2014 - 2015 учебном году
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.

Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.

Преподавание предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
1. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «Физическая культура»

Нормативные документы

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.

  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548.

  4. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.

  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

  8. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

  11. О физической культуре и спорте в РФ / Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329.

  12. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ / Федеральный закон РФ от 06.11.2011 г. № 412-ФЗ.

  13. О введении третьего часа физической культуры / Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19.

  14. О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений РФ / Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.09.2011 г. № 19-247.

  15. Об организации олимпийских уроков и олимпийских лекций / Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2011 г. № 19-48.

  16. О направлении на апробацию учебных программ по физической культуре для образовательных учреждений / Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 г. № 19-336.

  17. Медико-биологический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 30.05.2012 г. № МД-583/19.


Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

Методические рекомендации

  1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

  2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

  3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

  4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

  1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

  2. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

Региональный уровень

1. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839

Федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России от 22.12.2009 г. № 17785).

  2. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).

  3. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).

  4. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).

  5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).


Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Федеральный уровень

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. 

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011.

  5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 : учебное издание. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 61 с.

  7. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.

  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 / С. В. Анащенко, М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2012. – 273 с.

Региональный уровень

1. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.

2. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.

3. О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18 июля 2011 г.

4. О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/651 от 01 февраля 2012 года.

5. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08 августа 2012 г.

6. О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г ./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09 июля 2012 года.

7. О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012 г. / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20 августа 2012 г.

8. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
2. Рекомендации по формированию программ по предмету

«Физическая культура»

Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования

Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089) и спецификой местных условий.

При разработке Рабочих программ учебных предметов, курсов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, авторские программы к учебникам. На основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта разработаны:

– Примерная программа начального общего образования по физической культуре.

– Примерная программа основного общего образования по физической культуре.

– Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре на базовом уровне.

– Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре на профильном уровне.

Ссылки на примерные программы: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/, http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ по физической культуре разработано и опубликовано несколько комплектов вариативных (авторских) программ начального общего, основного общего и среднего общего образования:

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008 г.

2. Программа по физической культуре учащихся 1–11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Авторы-составители: А.П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. – М. : Дрофа, 2006 г.

3. Примерные программы среднего (полного) общего образования «Физическая культура» 10-11 классов. Авторы: А. П. Матвеев, Л. В. Каверкина.

4. Программа по физической культуре для учащихся начальных классов (1–4 классы). Авторы: А. П. Матвеев, М. В. Малыхина, 2003 г.

По своей структуре и содержанию Рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом:

  • требований федерального компонента государственных образовательных стандартов;

  • обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, курсу;

  • максимального объема учебного материала для учащихся;

  • требований к уровню подготовки выпускников;

  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;

  • познавательных интересов учащихся;

  • целей и задач образовательной программы школы;

  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в Рабочей программе учебных предметов, курсов данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» рекомендована примерная структура рРабочих программ учебных предметов, курсов. Структура Рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом общеобразовательной организации и может включать следующие компоненты:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • календарно-тематический план;

  • перечень компонента учебно-методического комплекса;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • характеристика контрольно-измерительных материалов;

  • приложение.

Учителю физической культуры необходимо обратить внимание на раздел «Характеристика контрольно-измерительных материалов», который включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющих оценить качественные и количественные показатели физической подготовленности, а также уровень сформированности теоретических знаний по предмету. Следовательно, необходимо отдельно разрабатывать критерии выставления оценок для качественных показателей (степень овладения двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др.), количественных показателей (положительная динамика физической подготовленности) и теоретической подготовленности обучающихся.

В образовательном процессе в рамках реализации третьего часа урока физической культуры (Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры») рекомендуется использовать следующие программы:

– Программу «Физическая культура. Гимнастика» и методическое пособие «Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики».

– Программу интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола.

– Программу по физической культуре для обучающихся I–IV классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.

– Программу для обучающихся 8–11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики.

– Программы по бадминтону для общеобразовательных учреждений.

– Программу интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби.

– Модульную программу третьего урока физической культуры для 1–11 классов общеобразовательных учреждений.

Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного компонента по физической культуре в двух вариантах. Первый вариант предполагает разработку рабочей программы на основе 3-х часовой авторской программы В. И. Ляха, А. А. Зданевича. В этом случае учебное время равномерно распределено по всем видам программного материала. Второй вариант может быть в том случае, если общеобразовательная организация реализует третий час физической культуры за счет одного или нескольких видов спорта. Тогда рабочая программа разрабатывается на основе примерной программы по физической культуре. Если три часа физической культуры реализуются двумя педагогами, то составляется несколько рабочих программ при соблюдении всех педагогических принципов проведения уроков и отдельно оформляются страницы для каждого педагога по предмету, при этом итоговая оценка складывается из учета этих оценок.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования
Программы учебных предметов, курсов являются структурным компонентом основных образовательных программ начального общего, основного общего образования, которые в свою очередь являются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

Целью Программ учебных предметов, курсов деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации. Задачами Программ учебных предметов, курсов является определение содержания, объема, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса общеобразовательной организации и контингента учащихся.

Структура Программ учебных предметов, курсов определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего (начального общего и основного общего) образования.

При определении содержания Программ учебных предметов, курсов используются положения основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации и при необходимости материалы Примерных Программ по учебным предметам, курсам, а также авторские программы учебных предметов, курсов. Программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) общеобразовательной организации как для уровня образования (начального общего образования, основного общего образования), так и на отдельный учебный год в соответствии с положениями основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации. Порядок разработки Программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Структура Программ учебных предметов, курсов начального общего образования

Структура Программ учебных предметов, курсов является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в соответствии с п. 19.5 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в себя следующие элементы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Структура Программ учебных предметов, курсов для основного общего образования
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с п. 18.2.2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


Содержание Программ отдельных учебных предметов, курсов

начального общего образования

Содержание разделов Программы учебного предмета «Физическая культура»

Используемые материалы.

Соответствие содержания учебного предмета «Физическая культура» содержанию ООП ОО

1. Пояснительная записка

– конкретизируются общие цели НОО с учетом специфики предмета;

– выделяются отличительные особенности Программы учебного предмета по сравнению с Примерной программой по предмету;

– обосновывается выбор учебника и УМК

«Пояснительная записка» ООП НОО ОО + Примерная программа по физической культуре

2. Общая характеристика учебного предмета

– дается общая характеристика учебного предмета;

– определяются цели и задачи изучения учебного предмета;

– рассматривается структура учебного предмета;

– описываются основные содержательные линии

«Пояснительная записка» ООП НОО ОО + Примерная программа по физической культуре + авторская программа

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Анализируется учебный план ОУ:

а) указывается часть учебного плана, которая предусматривает изучение учебного предмета (обязательная часть);

б) указывается количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса (в неделю, за учебный год).

«Учебный план» ОО

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Рассматривается через «призму» изучения учебного предмета, обеспечивающую появление ценностных ориентиров содержания образования у обучающихся НОО, представлены в программе формирования УУД

«Программа формирования универсальных учебных действий» ОО + Примерная программа по физической культуре

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

В данном разделе описываются:

1) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни):

– «У обучающегося (выпускника) будут сформированы»;

– «Обучающийся (выпускник) получит возможность для формирования» (выделяется курсивом);

2) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни):

– «У обучающегося (выпускника) будут сформированы»;

– «Обучающийся (выпускник) получит возможность для формирования» (выделяется курсивом);

3) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни):

– «Обучающийся (выпускник) научится»;

– «Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться» (выделяется курсивом)

1. Личностные и метапредметные результаты ООП НОО ОУ (Планируемые результаты трех междисциплинарных программ: «Программа формирования универсальных учебных действий», «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»).

2. Конкретизация личностных, метапредметных и предметных результатов с Примерной и авторской программой по физической культуре

6. Содержание учебного предмета, курса

Включается перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий.

«Знания о ФК», «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование»

Примерная программа по физической культуре + авторская программа

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся

– разрабатывается для 1, 2, 3 и 4 классов отдельно;

– состоит из двух обязательных блоков:

1. «Содержание учебного предмета (Тема (раздел) (количество часов)».

2. «Основные виды учебной деятельности обучающихся»

Примерная программа по физической культуре + авторская программа

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Предоставляется следующая информация:

– дидактическое и методическое обеспечение;

– материально-техническое обеспечение (наименование, количество);

– информационно-коммуникационные средства (видеофильмы, электронные образовательные ресурсы, ресурсы интернет)

«Система условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта» + Примерная программа по физической культуре

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: