NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Об итогах хода эксперимента по профильному обучению за I полугодие 2006-2007 учебного года»


«Об итогах хода эксперимента по профильному обучению за I полугодие 2006-2007 учебного года»
В целях промежуточного анализа хода эксперимента по профильному обучению учащихся III ступени в декабре 2006 года было проведено диагностическое исследование развития эксперимента в СОШ № 2. В ходе исследования был сделан анализ успеваемости учащихся за 1 полугодие по профильным предметам, проведено собеседование с преподавателями, проведен анализ результативности участия учащихся профильных классов в олимпиадах различного уровня, проведено психологическое диагностирование учащихся.

В результате проделанной работы можно сообщить, что с сентября 2006-2007 учебного года в школе профильное обучение осуществляется в 3-х классах: 10 «А» ( 32 ученика) классный руководитель Богатырева Е.Б., 11 «А» ( 32 ученика) классный руководитель Курепина Л.В. - профильные физико-математические классы и 10 «Б» класс (30 учащихся) социально гуманитарного профиля, классный руководитель Рыжкова Р.А.. Всего в профильных классах в этом учебном году обучается 94 ученика.

В начале года администрацией школы были составлены планы работы по ведению эксперимента в школе , по осуществлению предпрофильной подготовки в 9-х классах, по подготовке к проведению итоговой аттестации в предпрфильных классах .Классным руководителям профильных и предпрофильных классов, учителям предметникам преподающим профильные предметы, учителям преподающим курсы по выбору были розданы планы их работы по сопровождению эксперимента.

Учебный план для профильных классов был составлен на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования , приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года. В физико-математических классах на профильном уровне изучаются предметы : физика – 5 часов в неделю в 10 классе, в 11 классе – физика с астрономией; алгебра и начала анализа – 4 часа в неделю; геометрия – 2 часа ; и информатика и ИКТ – 3 часа. В социально-гуманитарном классе профильные предметы: русский язык – 3 часа, литература – 5 часов, История России – 2 часа и Всеобщая история -2 часа в неделю. Кроме того учебным планом предлагаются элективные курсы (обязательные для посещения курсы по выбору учащихся), которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. В физико-математических классах курсы «Интересное в математике», «Физика в природе» «поддерживают» изучение основных профильных курсов математики и физики. Курс «Сложные вопросы русского языка» нацелен на подготовку учащихся к сдаче итогового единого государственного экзамена .А курс «Основы православной культуры» направлен на удовлетворение познавательных интересов школьников в областях деятельности человека выходящих за рамки выбранного профиля. В 10 «Б» классе социально-гуманитарного профиля в качестве поддерживающих изучение профильных предметов выступают курсы: « Поэты и писатели Кубани», «Техника сочинения», «Выразительные средства русского языка» и «ОПК». А курс «Интересные вопросы математики» готовит учащихся к сдаче ЕГЭ. Таким образом в физико-математическом классе на изучение профильных предметов отведено 17 часов из 36 возможных, а в социально-гуманитарном классе – 15 часов.

Преподавание профильных предметов обеспечено следующими программами и учебниками:

-физика – 10-11 классы – Авторизованная программа, составленная на основе государственной. Авторы Г.Л. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий . Издательство «Просвещение» 2004 г. Учебник : «Физика», автор Мякишев Г.Л.

-алгебра- 10 класс – Авторизованная программа, составленная на основе рекомендаций Департамента Образования Краснодарского края от 17.08.2006 года № 0502/367. Учебник : «Алгебра и начала анализа». Автор: Алимов Ш.А.

11 класс- тематическое планирование составлено на основе государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2001. Учебник: «Алгебра и начала анализа». Под ред. Колмогорова А.М.

-геометрия – тематическое планирование составлено на основе государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2001. Учебник «Геометрия» авторы Атонасян Л.С. и др.

- информатика и ИКТ- Авторизованная программа, составленная на основе государственной программы, авторы : Кузнецова А.А., Самовольная Л.Е., Угринович И.Д. , Москва, «Просвещение» - 1999 год. Учебник – « Информатика и информационные технологии » 10-11 класс , автор : Угринович И.Д.

-история России-10 класс – Тематическое планирование составлено на основе государственной программы «История, Обществознание» , автор: Сахаров, Зырянов – 2004г . Учебник: «История России 10», авторы: Зырянов, Сахаров, Буганов.

11 класс – авторизованная программа составленная на основе государственной программного курса «История Отечества» - 11 класс , авторы: Козленко С.И., Загладин Н.В. – 2004 год. Учебник : «История Отечества» - 11 , авторы: Козленко С.И., Загладин Н.В. – 2004 г.

-Всеобщая история- Тематическое планирование составлено на основе государственной программы общеобразовательных учреждений « История, обществознание», 2001 год, автор: Загладин Н.В. Учебник: «Всемирная история» 10 и 11 классы, 2005 г. Автор : Загладин Н.В.

- русский язык – авторизованная программа составленная на основе государственной программы , авторы: Гальцова Н.Г., Шамшин И.В. , г. Москва «Русское слово», 2005г. Учебник «Русский язык» 10-11 класс. Авторы: Гальцова Н.Г., Шамшин И.В.

-литература- авторская программа составленная на основе государственной , автор: Ладыгина М.Б., Москва, «Дрофа», 2002г. Учебник: «Литература 10 класс» в 2-х частях , автор Лебедев Ю.В., 2004 год.

Преследуя цель предоставления оптимальных условий для получения образования по профильным предметам , администрация школы особое внимание уделила подбору квалифицированного контингента преподавателей для работы в данных классах. Обучение в профильных классах производится опытными учителями, обладающими методами и приемами развивающего обучения. Физику преподает учитель высшей категории, заслуженный учитель России- Коптева Н.А., математику преподает учитель высшей категории, отличник просвещения- Курепина Л.В. Информатику преподает молодой педагог, но уже добивающийся результатов, победитель конкурса «Молодой педагог 2006 года» - Боева Т.И. Русский язык и литературу в социально- гуманитарном классе преподает Рыжкова Р.А. – учитель высшей категории с 26 летним стажем работы. Учитель высшей категории имеющий значок «Отличник Просвещения» Богатырева Е.Б. преподает историю на профильном уровне в 10 «Б» классе.

Новые требования диктуют необходимость повышения квалификации действующих педагогических кадров. В 2006-2007 курсы повышения квалификации проходят учителя Коптева Н.А., Богатырева Е.Б.

В сентябре на заседании совета по предпрофильной и профильной подготовке перечисленные выше учителя были ознакомлены с методическими рекомендациями для ОУ Краснодарского края о преподавании предметов на профильном уровне. В связи с переходом на обучение предметам с углублением, к учителю профильной школы предъявляются уже новые требования. Учитель профильной школы обязан быть не просто специалистом высокого уровня, но и должен уметь обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса , ведь это является одним из главных принципов профильного обучения.

Анализ посещенных уроков по профильным предметам в I полугодии показал, что, принимая во внимание данные рекомендации, учителя успешно обеспечивают индивидуализацию обучения, способствуют формированию способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей профессиональной сфере.

Так же в I полугодии был проведен мониторинг уровня предметных достижений учащихся по профильным предметам. Основная цель мониторинга состояла в получении данных об уровне овладения основными знаниями и умениями по данным предметам. В данных диаграммах мы видим сравнение результатов прошлого и нынешнего годов по предметам, изучающимся в этом году на профильном уровне .

Диаграмма №1

10 «А» класс


Диаграмма № 2

10 «Б» класс



Анализируя данные диаграммы необходимо отметить спад успеваемости в сравнении с результатами качества знаний в 9-х классах. Причина данного снижения успеваемости – это этап первичной адаптации. Трудно ожидать от учащихся в это время высокой интеллектуальной активности и учебной производительности, так как большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессе привыкания к новому коллективу (классы были сформированы в этом году), к новым требованиям и особенностям учебного процесса III ступени обучения. Поэтому наряду с учителями и классными руководителями с десятиклассниками проводится работа по психологическому сопровождению и диагностированию данного процесса психологом нашей школы Калмычковой Т.В. В соответствии с планом работы школы, психологом проводилась психолого-педагогическая диагностика по изучению групповой сплоченности в 10-х классах. В результате исследования были сделаны следующие выводы: сплочение классов в единое целое продолжается. Есть учащиеся которые включены в группу риска, так как особого интереса к классу не предъявляют, не ощущают себя частью коллектива . Имеется риск возникновения конфликтных ситуаций . Данная обстановка в классах вполне может способствовать снижению уровня успеваемости. Так же психологом школы классным руководителям 10-х классов были даны рекомендации по проведению мероприятий способствующих сплочению классного коллектива, обучению учащихся работе в команде (конкурсы, викторины и т.д.)

Говоря о результатах учащихся профильных классов в районных и зональных олимпиадах , напротив, хотелось бы отметить положительную тенденцию. Изучение предметов физико-математического и социально-гуманитарного профилей на повышенном уровне имеет отображение в перечне предметов по изучению которых мы добились наибольших результатов заняв призовые места в районном и зональном этапах олимпиад.
Районный этап олимпиад

Диаграмма № 3



Диаграмма № 4
Зональный этап олимпиад

Среди учащихся хотелось бы отметить учеников, наиболее успешно осваивающих профильные предметы. Это: 10 «А» класс – Рындин А. (физика –I –место, политехническая олимпиада –I –место , информатика –I – место в районной олимпиаде и физика –I –место в зональной олимпиаде), Варнавский А. ( физика – II место в районной олимпиаде), Овчаров А. (астрономия – I –место в районной олимпиаде), Дружин Р. (астрономия – II –место в районной олимпиаде) 10 «Б» класс – Матушкина У. (литература – II –место в районной олимпиаде), Бедердинова Л. (русский язык - II –место в районной олимпиаде), 11 «А» класс – Любимцев И. (физика –I –место, астрономия – I –место политехническая олимпиада –I –место, математика – I –место в районной олимпиаде и физика –I –место, политехническая олимпиада –I –место в зональной олимпиаде), Романов Ростислав (физика – II место в районной олимпиаде).

Принцип индивидуализации обучения в процессе профильного образования в СОШ №2 реализуется так же и в организации работы НОУ. Одаренные учащиеся профильных классов имеют возможность реализовать свои познавательные интересы работая в таких секциях НОУ как : «Изучаем физику ( в состав данного НОУ входят 3 учащихся 10 из «А» класса и 2 ученика из 11 «А»). Руководителем этого научного общества Коптевой Н.А. организовано сотрудничество с кафедрой физики Краснодарского Государственного университета , а так же с Центром Дополнительного Образовании г. Краснодара на базе которого члены НОУ готовятся к участию во всероссийской научно-практической конференции, на которой будут представлены их научно-исследовательские работы.

В состав научного общества «Вопросы математики» под руководством Курепиной Л.В. входят 11 учащихся 11-го класса и 4 ученика из 10 класса. На занятиях данного НОУ создаются условия , позволяющие учащимся самостоятельно строить образовательную стратегию с учетом своих интересов, наклонностей. В октябре ребята определились с темами своих научно-исследовательских работ и начали готовиться к реализации задуманного.

Руководители НОУ «Театральный сезон» Якунина Н.В. и Рыжкова Р.А. вовлекли в творческую деятельность учащихся 10 «Б» профильного социально-гуманитарного класса и 9-11 классов других направлений. Работа в данной секции ведется согласно плану (имеется план работы не только занятий , где рассматриваются теоретический вопросы, но и занятий практического направления). В октябре велась работа по участию в акции «Дети Кубани против наркотиков». Было принято решение работы учащихся Белановой Н. (11 класс), Покоевой Н. и Бедердиновой Л (10 класс) направить для участия в районном конкурсе. Также была определена тема исследовательской работы над которой ребята будут работать в течении года: «Современный театр. Каков он?»

Таким образом можно сказать , что в школе создается система дополнительных мероприятий по расширению кругозора учащихся, развитию интеллекта, обогащению редкими знаниями, специализации по интересующим проблемам, направлениям.

Предпрофильная подготовка.
Реализация идеи профильности старшей ступени , ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении прфилирующего направления собственной деятельности. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников.

В 2006-2007 учебном году в школе обучается 107учащихся – 4 класса девятиклассников. Все классы принимают участие в эксперименте.

Учебный план для 9-х классов был составлен по БУП 1998. Часы , отведенные на учебный предмет «Технология», как и было рекомендовано, были реализованы следующим образом:

черчение (1 час).

Курсы по выбору (2 часа) :

9»А» , 9»Б» - «Оператор ПК» (рассчитан на 34 часа)

«Программирование» (34 часа)

9 «В» , 9 «Г» - «Деревообработка» (34 часа)

«На подиуме» (17 часов)

« Творцы зримой красоты» (17 часов)

Данные курсы можно назвать межпредметными ( ориентационными). Задачи курсов данного типа : 1. Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий. 2. Ознакомление учащихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям современного мира.

В связи с тем, что в школе существуют лицейские физико-математические классы, то такие элективные курсы как «Оператор ПК» , «Программирование» были выбраны учащимися именно этого профиля 9 «А», 9 «Б» классов. А ученики 9 «В» и 9 «Г» классов посещают такие курсы как - «Деревообработка», «На подиуме», « Творцы зримой красоты» .

Данные курсы преподаются опытными учителями Поляковой Т.И., Козловой И.Г., Кузьменко В.А. и Боевой Т.И. Все программы курсов по выбору были разработаны самостоятельно преподавателями преподающими их.

Анализ работы элективных курсов показал, что в школе создана система мероприятий по расширению кругозора учащихся, развитию интеллекта, обогащению редкими знаниями, специализации по интересующим проблемам, направлениям. Программы курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а так же их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за рамки. Учителя преподающие курсы в своей работе используют формы обучения как академические , так и ориентированные на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются групповые, проектно-исследовательские деятельность развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников. Таким образом, в школе осуществляется целенаправленная, опережающая работа по развитию у ученика самой способности принятия решения, освоению им поля возможностей и ответственности.

Оценивание курсов происходит по 5-ти бальной системе. Качество знаний за I полугодие:

Диаграмма № 5

Согласно проведенного психологом школы исследования , в качестве причин выбора того или иного курса учащиеся назвали : интерес к предмету , осознание необходимости, связь с будущей профессией, случайность. На диаграмме можно увидеть распределение того сколько учащихся как объяснили свой выбор.

Диаграмма № 6



Анализируя данные диаграммы хочется отметить что у большинства учащихся (43 учащихся-57%) мотивацией выбора курса был интерес к данному предмету, так же из диаграммы видно что из всех опрошенных учащихся только 4 человека из 9 «Б» класса до выбора курса задумывались о будущей профессии, а ведь в конце 9 класса им придется уже делать выбор профиля дальнейшего продолжения образования. Это подчеркивает важность нашей работы по профориентации в 9-х классах.

С целью оказания помощи учащимся в самоопределении в отношении будущего профиля работы, в школе введен 1 час ориентационного курса «Информационная работа», целью которого является ознакомление учащихся с миром профессий. В I полугодии этого года этот курс преподавался опытными учителями владеющими знаниями психологии ребенка Бахтияровой Е.В. (9»А», 9 «Б») и Ерошкиной Т.И.(9 «В» 9 «Г»). Анализируя работу данных преподавателей можно сказать , что в период сентябрь – декабрь нынешнего года учащиеся познакомились с видами и типами профессий, разбирали и определяли особенности своега характера, способностей, склонностей, говорили о соответствии особенности темперамента и профессии, так же учащиеся знакомились со способами самопредставления, презентации, что в современном мире играет немаловажную роль. Учащимися были выполнены практические работы по исследованию различных профессий. Наряду с этим , учителями велась работа по подготовке учащихся к ситуациям выбора профиля обучения. Ведь как показывает опыт , готовность к ситуациям самоопределения оказывается не достаточной даже у учащихся 11-х классов. Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов.

Понимая важность и необходимость организации процедур психолого-педагогической диагностик, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения в данном направлении ведется активная работа и классными руководителями девятиклассников. Осознавая важность индивидуальных образовательных достижений (результаты районных, зональных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы) при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов учащиеся 9-х классов совместно с классными руководителями начали работать над своими «портфелями» индивидуальных достижений – «Портфолио». Проведена разъяснительная работа о необходимости накопления различного вида сертификатов. Учителями были оформлены зачетные книжки учащихся. Проведены классные часы проф. ориентационной направленности.

В 9»А»- "Пять шагов к профессиональной карьере". Телемост: "Человек и профессия"


В 9 «Б»- «Кем быть»

В 9 «В»- Моя будущая профессия»

В 9 «Г»- В мире современных профессий», «Все профессии хороши»

17ноября 2006 года учащиеся 9 «В» и 9 «Г» классов посетили «Ярмарку вакансий рабочих учебных мест» организованную управлением образования Курганинского района.

В рамках всеобуча 21.12.2006 года классным руководителем 9 «Б» класса Лесничей Т.И. была организована встреча родителей всех девятиклассников с представителями учебных заведений г. Курганинска – СПТУ-60, СПТУ – 50, ИМСИТ.

Проф. ориентационной работой в школе так же занимается и школьный психолог Калмычкова Т.В.Так в 1-ой четверти в качестве «стартовой» была проведена диагностика по изучению познавательных интересов и профильной направленности девятиклассников. Результаты данного исследования можно увидеть на следующей диаграмме:

Диаграмма № 7

Как мы можем видеть из диаграммы наиболее интересующие области деятельности это физика, математика, техника. И примерно равнозначно распределились интересы между социально-гуманитарным и химико –биологическим направлениями. На основе данного анализа и анализа кадрового потенциала ,материально-технической базы школы, учебно-методического обеспечения администрацией школы было проведено предварительное проектирование профилей обучения на следующий учебный год. Это физико-математический профиль, социально-гуманитарный и химико-биологический профили.

С целью определения предположительной накопляемости будущих профильных классов было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты:

Диаграмма № 8

Распределение количества учащихся выбравших предполагаемые профили осуществилось следующим образом:
Диаграмма № 9

Причины выбора того или иного профиля:

Диаграмма № 10


В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что ребята понимают, осознают важность правильного выбора профиля продолжения своего образования. Так же необходимо отметить выбор, связанный с будущей профессией. А если вспомнить результаты опроса учащихся о причинах выбора того или иного элективного курса ( диаграмма № 6), то можно наблюдать явный рост количества учащихся задумывающихся о своей будущей сфере деятельности. В 9 «А» и 9 «Б» классах имеется большое количество учащихся , уже серьезно думающих о будущем, следовательно можно отметить целенаправленную работу по проф. ориентации с данными классами .

В связи с изменением формы итоговой аттестации выпускников основной ступени, перехода к «внешней», проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников , работа по подготовке к итоговой аттестации началась с сентября месяца. Учителя преподающие алгебру ( Герасименко Р.М., Филоненко Т.В.) и русский язык (Еременко Е.К.и Якунина Н.В.) провели разъяснительную работу с учащимися, ознакомив их со спецификацией экспериментальной экзаменационной работы, в поурочные планы активно включают задания подобные экзаменационным.

В ноябре месяце 2006 года в школе был проведен «пробный экзамен» по текстам управления образования. Результаты выполнения данных работ можно увидеть на следующей диаграмме:

Диаграмма № 11


Проанализировав данные результаты учителям математики в 9 «В» и 9 «Г» классах Филоненко Т.В. и русского языка в 9 «В» классе Еременко Е.К.даны рекомендации активизировать работу с учащимися по подготовке к итоговой аттестации, систематически включать в поурочные планы повторение и элементы тестовых экзаменационных заданий.

В целях подготовки к итоговой аттестации, ознакомления с формой учителям русского языка, литературы, математики, истории, биологии и химии, преподающим в 9-х классах, были даны рекомендации по оформлению уголков «Подготовка к экзаменам в новой форме». Содержание материалов, представленных в данном уголке может быть следующим:

1 Спецификация экспериментальной экзаменационной работы

А) Общая характеристика содержания экзаменационной работы

Б) Общая характеристика структуры экзаменационной работы

В) Процедура выполнения экзаменационной работы. Инструкция для учащихся

Г) Рекомендуемое время выполнения работы.

Д) Список рекомендуемой литературы для подготовки к экзаменационной работе.

2. Примеры заданий экзаменационной работы.
Выводы :

В целом введение профильного обучения не вызывает отторжения. Как видно из анализа работы школы в I полугодии 2006-2007 года мы помогаем старшеклассникам определить сферу их интересов, заставляем задуматься над выбором места продолжения образования и области будущей профессиональной деятельности. Учащиеся профильных классов успешно осваивают предметы на повышенном уровне. Не смотря на незначительный спад качества знаний в начале года по сравнению с прошлым (период адаптации) , к концу I полугодия качество знаний возросло.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: