NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Образовательная программа «Литературно краеведческое творчество»



МБОУ «Приуральская средняя общеобразовательная школа Кувандыкского района Оренбургской области»
Дополнительная образовательная программа

«Литературно - краеведческое творчество»
Срок реализации: 2 года

Возраст: 13 — 15 лет

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Гусева Влада Александровна

Дополнительная образовательная программа «Литературно - краеведческое творчество"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. Программа рассчитана на 144 часа в год. Практические занятия преобладают над теоретическими .Программа позволяет решить проблему корреляции урочной и внеурочной деятельности по литературе, опираясь на региональный компонент литературного краеведения существенно значимый для решения образовательных и воспитательных задач.
Пояснительная записка




В основе данной программы лежит творческое освоение литературно — краеведческого материала. В построении программы присутствует и тематический, и жанровый принцип.

Теоретические часы подкрепляются практическими, где важным условием является творческий подход к материалу каждым ребенком.

Программа сопутствует важной проблеме образовательной системы — регионализации образования. В системе действий учителя и ученика сочетание разных видов творческой краеведческой деятельности, что позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач.
Цель:

  • Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, формирование нравственно — эстетических идеалов личности через расширение и углубление жизненного и художественного опыта на близком учащимся материале родного края.


Задачи:

  • формировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие освоение культурных ценностей края;

  • развить у учащихся художественно-творческие способности, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса;

  • формировать на местном материале нравственно-ценностные ориентиры.


Тематический план 1 — го года обучения.






Содержание (темы материала)

Количество часов

теория

практика


I

II

III


IV

V

Введение. Литературное Оренбуржье.

Демонстрация знаний о литературе края.
Оренбургский фольклор.

Предания: «Откуда повелось название Бузулук», «Шихан», «Атаманская гора» и др.
Сбор фольклорного материала (предания) оформление.

Исторические песни «Из краев родных далеких», « Как за батюшкой, за Яикушкой»
Оформление и выступление по фольклору села.
Иллюстрирование.
Фольклорный праздник.
Из русской литературы. Прошлое края 19 век.

С.Т. Аксаков «Семейная хроника» (гл. «Переселение», «Оренбургская губерния», «Новые места»)
Иллюстрирование.
П.М. Кудряшев «Искак» — повесть — легенда о происхождении села Татарская Каргала.
В.И. Даль « Домик на водяной улице» — описание оренбургской улицы.
В.П. Крюков «Оренбургский меновой двор».
Выставка рисунков «История Оренбурга».
Письменная творческая работа «Страницы истории».
В.И Даль «Осколок льда», «Полуночник».
В.Г. Короленко «У казаков» (о занятиях сельским хозяйством).
В.П. Правдухин «Яик уходит в море» (1 — 4 глава)
Письменная работа «Что значит любить Родину?»
Произведения о родном крае, природе, России.

С.Т Аксаков. Очерк «Буран». «Записки об ужении рыбы». «Лещ», «Сазан», «Карась» и др.
Иллюстрирование.
В. Наседкин «После бурана», «Степь», «Мороз».
В.И Даль «Охота на волков».
В. Правдухин. «Яик уходит в море» гл.22 — описание багренья рыбы.
А.Н. Толстой. «Из охотничьего дневника». Результат поездки по Уралу.
Творческий отчет «Любимых книг страницы».
Оформление выставки рисунков о крае.
Современные авторы о крае.

Н. Струздюмов «Дело в руках»
И. Уханов «Оренбургский платок».
П. Краснов «На грани», «Шатохи» — нравственные и экологические проблемы в рассказе.
Иллюстрирование.
Письменная работа по рассказу «Шатохи». Анализ работы.
Подготовка, презентация драматической постановки.
Из лирики современных оренбургских поэтов.

М. Трутнев «На степной дороге», А. Тепляшин «Перекаты Урала», Н. Кондакова « В степи», «день чудесный», Г.Красников «На Уральскую землю однажды ступи».
Творческое прочтение.
Иллюстрирование.
Г. Хомутов «Сурепка», «Опять раскричались грачи», «Сверчок», Н. Емельянова «Январь», «Февраль», «Зимнее», «Октябрь».

В. Демурин «Что за край», «Люблю печальный час», В. Перкин «Вот она школьная улица», «А снег все падает и падает».

П. Попов «Опять стою на берегу Урала», В. Рузавина « У снега первого отличье», В. Пшеничников «Что могу о сентябре», В. Волженцев «Метель».
Оренбуржье в живописи.
Творческое прочтение поэзии.
Письменная работа «Любимые строки». Анализ работы.
Создание поэтической тетради.
Творческий отчет (рисунки, стихотворения и др.)
Итоговое занятие.
Итого:


Всего:

1


5

2

6

4

3

3
2
2

4

2

3
2
2

2


4

4

2


2


2
2


1


61


2
6
4
2
2
3

2
2

2
2


6
6

2
4
10

4
2

4
4
7
7
4


83

144


Основное содержание программы первого года обучения.


  1. Оренбургский фольклор.

Цикл бесед и чтение оренбургского фольклора. Предание «Откуда повелось название «Бузулук», «Шихан», «Атаманская гора». Анализ исторических песен. Собирание фольклора села Новоуральск и оформление фольклорных записей.


  1. Прошлое края XIX век.


Чтение и обсуждение произведений С.А. Аксакова «Семейная хроника» (отдельные главы), В. Даля «Домик на водяной улице», В.П. Крюкова «Оренбургский меновой двор», В. Короленко «У казаков», В. Правдухина «Яик уходит в море» (1 — 4 главы). Иллюстрирование и выполнение творческих письменных работ.


  1. Произведения о родном крае, природе России.


Изучение произведений и работы с текстом С.Т. Аксакова «Буран», «Записки об ужении рыбы», В. Даля «Охота на волков», А.К. Толстого «Из охотничьего дневника» и др. Выполнение иллюстраций и оформление творческого отчета «Любимых книг страницы», выполнение аппликаций.

IV. Современные авторы о крае.
Работа с произведениями местных авторов: Н. Струдзюмова «Дело в руках», П. Краснова «Шатохи», И. Уханова «Оренбургский платок». Презентация постановки по произведениям П. Краснова «Шатохи», творческая письменная работа.
V. Из лирики современных оренбургских поэтов.

Работа с поэтическим текстом над восприятием и выразительностью чтения по стихотворениям: М. Трутнева, Г. Красикова, Г. Хомутова, Н. Емельяновой, В. Демурина, П. Попова и др. поэтов. Создание поэтической тетради и творческое прочтение стихотворений, устное словесное рисование, выполнение аппликаций и иллюстраций.

Тематический план 2 — го года обучения.





Тема

Количество часов теоретических занятий.

Количество часов практических занятий.

I


II

III

IV

Из оренбургского фольклора.

Предания «о Пугачеве», «Мужицкий царь».

Собирание преданий, календарно — обрядовые и плясовые песни.

Собирание песен и изучение фольклорных записей.

Праздник народной песни.

Иллюстрирование фольклора.
Тема пугачевского восстания в русской литературе.

А.П. Крюков «Рассказ моей бабушки». Сюжет произведения.

«Рассказ моей бабушки и Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Сопоставление произведений.

Тема Пугачева в живописи.

Иллюстрированное чтение «Капитанской дочки».

Инсценированное чтение «Капитанская дочка».

Письменная творческая работа на тему пугачевского восстания в русской литературе. Творческий анализ работы.

В.И. Даль «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве».

Л.В. Исаков. Сборник «Пугачевщина» — стихи о разных этапах пугачевского восстания.

Иллюстрации на пугачевскую тему.

В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале».

Степная воля. Толкование ее писателями.

Устное словесное рисование.

Сочинение «Что такое воля для Пугачева?». Анализ.

С.А. Есенин «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта.

Занятия по выразительному чтению и анализу произведения С.Есенина.

Акварели В. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым» и др. Собственное иллюстрирование.

Письменная творческая работа «Хлопуша в изображении С. Есенина». Анализ.

В.И. Пистоленко «Сказание о сотнике Тимофее Подурове».

Творческое прочтение произведения.

Творческий отчет на тему пугачевского восстания в литературе (выставка, оформление творческих работ).
Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей.

В. Даль «Уральский казак»

О. Крюкова «Илецкий казак», «Донец».

М. Михайлов «Уральские очерки».

Отношение казаков к власти, домашние устои.

Письменная работа «Уральские казаки».

М.В. Авдеев «Поездка на кумыс», «Дорожные заметки».

В Короленко «У казаков» (главы об илекских казаках).

А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать».

Обычаи и верования оренбуржцев. Иллюстрирование к теме.

Творческий отчет.
Быт оренбуржцев в современной периодике.

Публикации газеты «Новый путь».

Публикации газет «Вечерний Кувандык», «Южный Урал».

Написание портретного очерка об оренбуржцах.

Анализ работ.

Создание поэтической тетради, посвященной быту современного оренбуржца.

Творческий отчет по современной периодике.

Итоговое занятие.
Итого:
Всего:


2

4

4
2
2
2

4

2


2


2


2

2

2

2

2

2

2

2
2
44
144



8
8

8

4


4

4

4
2

4

4

4


4

4

4

2


2
4

2

2

4
10
4

4
100



Основное содержание программы 2 — го года обучения.



  1. Из оренбургского фольклора. Чтение и изучение преданий о Пугачеве: «О Пугачеве», «Мужской царь». Собирание преданий. Жанр календарно — обрядовый и плясовой песни с изучением и исполнением плясовой песни.

  2. Тема пугачевского восстания в русской литературе. Изучение произведений А.П. Крюкова «Рассказ моей бабушки». Сопоставление произведений с произведениями А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментирование иллюстрированного материала и инсценированное чтение. Беседа по произведениям В. Даля, В.Г. Короленко, С.А. Есенина и др. Выполнение творческих работ.

  3. Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. Рассмотрение обычаев, верований, занятий, одежды, пищи оренбуржцев в изображении В. Даля («Уральский казак»), О. Крюкова («Яицкий казак») и др.

  4. Быт оренбуржцев в современной периодике. Чтение и обсуждение газетных публикаций Оренбуржья, затрагивающих быт оренбуржцев в современное время.


Условия реализации программы.

1. Наличие учащихся 7,8 кл., желающих заниматься по программе.
2. Наличие программы и ее методическое обеспечение по литературному краеведению.
3. Материально — техническое обеспечение: кабинет, средства обучения, художественная литература по теме, материалы для прикладного творчества.


Ожидаемый результат.

Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературно — краеведческого материала через расширение и углубление жизненного и художественного опыта. Формирование любви к Родине.

Литература:
1.Большаков Л.Н. По следам оренбургской зимы .- Челябинск, 1968.

2.ИзмайловН.М. Очерки творчества Пушкина -М,1976.

3.Прокофьева А.Г, Прокофьева В.Ю. Оренбургский край в русской литературе и фольклора. - Оренбург, 2003

4.Прокофьева А.Г, Прокофьева В.Ю. Рабочая тетрадь по литературному краеведению для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ. -Оренбург: Оренбургское литературное агентство,2003

5.Прянишников Н.Е. Писатели - классики в Оренбургском крае - Челябинск, 1978

6.Прянишников Н.Е.. Записки словесника, -Оренбург, 1963.




Гусева Влада Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области».


страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Образовательная программа мбоу «Гимназия»

Образовательная программа: 15 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Рабочая программа

Рабочая программа: 3 стр.


Образовательная программа «История XX века в лицах»

Образовательная программа: 1 стр.