NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Образовательная программа содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Сухой Лог 2012


Государственное казенное образовательное учреждение

Свердловской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«СУХОЛОЖСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

«Детский дом – Площадка взросления»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

г.Сухой Лог
2012

Пояснительная записка

Педагогический аспект проблемы взросления

Одной из вечных проблем человечества является то, что с одной стороны для успешного существования в нём необходимо обладать некоторым набором черт характера, качеств, способностей, позволяющим успешно и эффективно существовать в обществе и которые обладают социальной ценностью. С другой стороны,  эти черты, качества, способности могут в молодом человеке не появиться никогда. Речь идет о самостоятельности, ответственности, активности, целеустремленности, способности к волевому поведению, способности к анализу своих поступков, умении выстраивать отношения с разными людьми, умении договариваться и искать компромиссы, руководить, а в нужной ситуации быстро перестраиваться и становиться исполнителем.

Еще одной ценностью, характеризующей психологически зрелого человека (взрослого) в отличие от незрелого является готовность к принятию роли мужа(жены), отца(матери).

Необходимость расстановки акцентов в воспитании  взрослого человека диктуется еще и тем, что в настоящее время продолжается  смещение верхней границы несовершеннолетия в сторону её увеличения.

Наиболее активный период формирования личности ребёнка, когда происходит его взросление – это период подросткового возраста. Изучению и описанию психологии подросткового возраста большое внимание уделяли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, Л.И. Божович, Т.В.Драгунова, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, А.М. Прихожан, Л.Ф. Обухова и др.

В психологии понятие взросления пока однозначно не определено. Так Д.И. Фельдштейн характеризует взросление как двуединый процесс социализации и индивидуализации, который происходит в период детства. Н.Е. Харламенкова определяет взросление как результат осознания того, что происходит в ходе развития в процессе онтогенеза человека. Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, Т.В. Драгунова, И.Ю. Кулагина и др. рассматривали взросление в контексте феномена обретения чувства взрослости подростками.

Эффективность педагогического влияния на процесс взросления ребенка во многом зависит от той среды, которую может выстроить педагог и в которой происходит эта деятельность. Если среда задана верно, то она имеет возможность стать предпосылкой возникновения личностного пространства взросления ребенка. Стоит констатировать, что тонко чувствующий детей педагог, способен создавать такую воспитательную среду, погружение ребенка в которую даёт толчок для её трансформации в личностное пространство взросления ребенка.

Под «Детский дом – Площадка взросления» мы понимаем педагогическую среду, организованную педагогом , в которой человек проживает, являясь ребенком в настоящем, «взрослую» жизнь с её ролями, ответственностью, преодолением препятствий, которые не воспринимаются им как игра, со всеми сложностями коммуникации между участниками педагогического взаимодействия и обучением выстраивания отношений между ними.

Только в деятельности возможно формирование взрослых качеств. Не в деятельности вообще, а лишь в продуктивной длительной во времени деятельности, которая своим процессом, требующим приложения физических, волевых, эмоциональных, интеллектуальных усилий, приводит её участников к овеществленному результату.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Особенности социального развития сирот обусловлены рядом факторов :

  • особенностями психического развития

  • условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа

  • обеднением и изменением характера влияния источников социализации

Для воспитанников детских домов характерно отставание в следующих областях психического развития :

  1. В сфере общения со взрослыми

Существенным фактором, искажающим становление личности ребенка- сироты, является дефицит отношений совместности с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения со взрослыми определяются режимными моментами и условиями групповой жизни детей.

В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности ( позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить) , способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что, в свою очередь, блокирует развитие автономности, инициативности.

2. В сфере общения со сверстниками

Эмоциональная бедность контактов со взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение детьми- сиротами социально- ролевых позиций друга, партнера, конкурента. В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию невротического механизма слияния с

группой ( феномен детдомовского « мы»).

3.В эмоционально- волевой сфере

Эмоционально-волевая сфера ребенка- сироты характеризуется – пониженным фоном настроения

-бедной гаммой эмоций

-однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения

-склонность к быстрой смене настроения ( оживление переходит в плач, крик, приподнятое настроение – в угрюмость и агрессию)

  • однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений

  • эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию

  • неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания

  • повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности

  • основной направленностью положительных эмоций на получение все новых и новых удовольствий

  • чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью

  • непониманием эмоционального состояния другого человека

4. В самосознании

Развитие всех аспектов самосознания ( познавательного- образ-Я, эмоционального- самооценка, поведенческого- рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей- сирот характерно ситуативное, « сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни , не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторно гипермаскулинного или гиперфеминного поведения. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей , как супруг, родитель, партнер.

Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации.
Трудности социализации детей- сирот связаны с редукцией, обеднением основных источников социализации:

А) у детей – сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный асоциальный характер

Б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме , делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально- ролевых отношений, в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция- позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе

В) ранний детский опыт ребенка- сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства- « утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни

Г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
Концептуальные основы программы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной целью педагогического коллектива детского дома является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности ( интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно- практической, экзистенциональной, сферы саморегуляции)

Приоритетными задачами воспитания детей- сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения воспитанника с людьми, обществом, государством и миром в целом должны строиться на основе сформированной у него гуманистической направленности личности.

Такими задачами в первую очередь являются:

1.Формирование социальной грамотности то есть комплекса политических, экономических, правовых, психологических знаний и умений, обеспечивающих адекватное включение в систему социальных отношений и реализацию функций социальной самозащиты.

  1. Воспитание семьянина . Формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество, на основе осознанной материнской и отцовской позиции.

  2. Воспитание готовности к трудовой деятельности: развитие разнообразных способностей воспитанников, подготовка их к выбору профессии, экономическая подготовка, позволяющая им самостоятельно реализовывать свои жизненные планы.

  3. Формирование конкурентоспособной личности, то есть овладение молодым человеком определенными способами поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе.

  4. Гражданское воспитание, формирующее у воспитанников осознание гражданской ответственности, патриотических чувств, готовности к участию в управлении обществом и государством.

  5. Формирование нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, готовности к оказанию помощи людям и другим нравственным поступкам.

  6. Воспитание готовности к здоровому образу жизни, предполагающему рациональное питание, регулярные занятия физической культурой и спортом, культуру семейных отношений, устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам.

Модельные свойства воспитательной системы «Детский дом – Площадка взросления»

Ценным для нас является подход Д.И. Фельштейна. Социализация и индивидуализация являются содержанием процесса взросления: «Социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта… возможности освоения социального раскрываются в непрерывном изменении пространства социального созревания ребенка, в непрерывном изменении пространства социального созревания ребенка, в сохранении тенденции расширения свободы в таком освоении, в углублении и усложнении сознательного в субъективной активности индивида, в характере погружения его в социальный мир» (6.С.185).

Воспитательная система детского дома становится фактором взросления подростка, которая предусматривает проектирование модуса взросления.

Модус взросления- это реализуемые каждым компонентом воспитательной системы педагогические условия содержащие возможности освоения, присвоения, реализации взрослости.

Модальные свойства воспитательной системы:

  1. Условие выраженности принятых целей в смыслообразном аспекте воспитательной системы (компонент – цели);

  2. Условие событийности деятельности, общения, отношений (компонент – деятельность, общение);

  3. Условие представленности образа взрослости (компонент – субъекты);

  4. Условие наличия самостоятельности, инициативности, ответственности (компонент – среда воспитательной системы)

  5. Условие рефлексивности управления (компонент – управление).

Воспитательная система как фактор взросления подростков: это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания, реализующих условия, содержащие возможности освоения, присвоения, реализации взрослости подростком, и обладающий интегративной характеристикой – образ жизни.

ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основой, позволяющей в новых условиях определить пути совершенствования организации работы с детьми в детских домах, является гуманизация воспитательного процесса , которая предусматривает реализацию следующих идей.

ИДЕЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ , предполагающая учет его интересов и потребностей, создание условий для определения каждым ребенком своего способа самореализации, раскрытие его потенциалов, отказ от жесткой регламентации в регулировании его времени и занятий, требующая сочетания педагогической заботы о ребенке с разумной требовательностью к нему, при этом последнее должно осознаваться ребенком как элемент той же заботы.

ИДЕЯ РАСШИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, которая предполагает обогащение сферы социального взаимодействия, развитие разнообразных социальных отношений ,определение своей персональной роли в этой системе, требует создания поля для самоопределения детей, что означает возможность вступления ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом сохранение ребенком своего собственного»Я».

ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ, то есть формирование у детей готовности к преодолению жизненных трудностей, означает создание условий для собственного поиска путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Выше предложенные идеи предполагают реализацию принципов организации воспитательной деятельности с детьми –сиротами .

  1. Принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки воспитанников своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой взросления подростка и для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

  2. Принцип вариативности организации работы с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов, создание условий для выбора воспитанников форм участия в жизни детского коллектива.

  3. Принцип организации личного пространства ребенка требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место, учета индивидуального темпа и режима проживания, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «Я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

  4. Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе , определения общих целей педагогов и воспитанников, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи, исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей.

  5. Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива детского дома, развития детского самоуправления, создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

  6. Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочнения и развития у них нравственных привычек, побуждения к нравственным поступкам, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды.

Основным фактором взросления и социализации ребенка, механизмом воспитательной деятельности в детском доме является взаимодействие.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Общие основы взаимодействия

Гуманизацию отношений участников педагогического процесса обеспечивают прежде всего диалог и сотрудничество.

Диалог предполагает равенство позиций партнеров, уважительное положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, принятие партнера таким каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями, что позволяет прийти к согласию, выработать в результате сходные установки, взгляды на ту или иную ситуацию.

Наиболее эффективным для развития взаимодействующих сторон является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями, активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительным взаимным влиянием друг на друга.

Сотрудничество участников педагогического процесса предполагает: совместное определение целей деятельности , совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил , средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместную оценку результатов работы, а затем определение новых целей и задач.

Пути формирования диалоговых и сотруднических отношений между участниками воспитательного процесса:

-формирование положительного отношения, установки на взаимодействие (разъяснение важности сотрудничества)

-организация совместной деятельности(наиболее эффективна коллективная творческая деятельность)

-обеспечение взаимопонимания между субъектами воспитательного процесса, что достигается через объективное и всестороннее информирование друг о друге, специальные ситуации ,когда участники меняются хотя бы условно местами.

-создание ситуаций равноправия (обсуждения «на равных» проблем детского дома, деятельность в органах самоуправления, в различных поисковых, творческих, исследовательских группах по разработке документов, проектов, концепций, программ и т. д.)

-подготовка участников педагогического процесса к взаимопониманию друг с другом ( специальные теоретические и практические занятия, обеспечивающие овладение умениями и навыками установления диалоговых и сотруднических отношений)

Важнейший путь осуществления сотрудничества- это демократический стиль управления учреждением, правильно организованная совместная деятельность педагогов.

Необходимо управлять развитием взаимодействия субъектов педагогического процесса, учитывая специфику каждой системы отношений: воспитанник- воспитанник, воспитатель- воспитанник, воспитатель- воспитанник -родители ребенка , родственники, педагог-педагог.


ПЕДАГОГИ И ВОСПИТАННИКИ

Ведущим в системе отношений учреждения является взаимодействие между педагогами и воспитанниками .Построение отношений сотрудничества требует от воспитателя

соблюдения целого ряда условий. Ответственность за результат взаимодействия распределяется между взрослым и ребенком. При этом доля ответственности, возлагаемая на ребенка, должна соответствовать его возрастным и личностным возможностям. Помощь, оказываемая ребенку, организуется целевым образом и предлагается преимущественно в ситуациях обучения его новым навыкам, необходимым для разрешения затруднений. Такого рода помощь способствует развитию инициативности ребёнка (он научается обращаться за адресной помощью лишь в сложных ситуациях) и препятствует формированию «выученной беспомощности».

Выстраивание отношений сотрудничества невозможно без сформированной профессионально-педагогической позиции воспитателя.

В противовес тотальной оценке и эмоциональному слиянию ( так называемая псевдогуманистическая позиция), посредством которых воспитатель пытается компенсировать отсутствие родителей, профессиональная позиция определяется установкой на социально-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, опирающееся на активизацию его личных ресурсов.

Сформированная профессиональная позиция характеризуется следующими признаками:

  • ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой стратегической цели;

  • у воспитателя присутствует профессиональная рефлексия;

  • воспитатель должен обладать способностью отвечать на разнообразие детских проявлений вариативностью телесных и словесных реакций;

  • педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребёнка .

Негативные эмоции, возникающие у воспитателя в процессе взаимодействия с детьми, не должны блокироваться и вытесняться. Напротив их необходимо осознавать и обсуждать в профессиональном кругу. Для этих целей должны организовываться специальные семинары, тренинги и педагогические консилиумы.


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

Полноценные межличностные отношения между воспитанниками – залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, родственные связи воспитанников, время пребывания в детском доме, личностные качества детей, структура детского дома, формирование групп и многое другое, что необходимо учитывать педагогам при решении этой проблемы.

Продолжительное влияние на взаимоотношения подростков

в группах и в целом в детском доме оказывает организация совместной деятельности старших и младших детей.

В «Детский дом – Площадка взросления» взаимодействие детей разного возраста является вполне естественным. Оно возникает стихийно, инициируется самими детьми или организуется педагогами.

В зависимости от назначения, характера и условий деятельности, в которую включаются воспитатели и дети, могут формироваться различные разновозрастные объединения. В целях раскрытия возможностей и развития важнейших сторон личности ребёнка, постепенного расширения и обогащения сферы его общения, а так же освоение различных социальных ролей полезно предусмотреть и создать условия для вхождения детей в постоянные и временные объединения, сформированные по различным принципам.

Оорганизация жизни детей в группах, объединяющих не более 8-10 воспитанников от 2-х до 18 лет, братьев и сестёр разного возраста, где условия жизни детей приближены к семейным. Дети получают свою квартиру, комнату, вещи, игрушки, сами организуют свой быт.

Организуя взаимодействие детей разного возраста, воспитатели должны руководствоваться следующими требованиями.

  1. Необходимо обеспечить интеграцию и дифференциацию социальных интересов подростков в деятельности разновозрастной группы. Это означает учет личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основной успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, конкретное нужное и полезное для всех участников дело, в котором каждый найдёт для себя привлекательную, лично значимую сторону.

  2. Воспитатель заботится об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста, добровольном включении детей во все сферы социальных отношений, стимулирует участие воспитанников в поиске совместных дел.

  3. Необходимо развивать сотруднические отношения между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи обеспечивать защищённость каждого ребёнка; заботиться о том, чтобы отношения ребёнка с остальными были референтными для него и не допускалось подавление личности в этой группе, независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет воспитанник.

  4. Необходимо способствовать саморазвитию и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастных групп детей и детского дома. Это означает добровольность объединения детей, предоставление воспитанникам возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности разновозрастных групп, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развития самоуправления в разновозрастной группе.

Контакты детей разного возраста стимулирует провидение коллективных творческих дел, сюжетно-ролевых игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники. Важно, чтобы старшие были способны к установлению сотруднических отношений с младшими, что достигается специальной подготовкой детей организаторов, лидеров организаторской деятельности , и педагогическим регулированием их взаимодействия с другими детьми.

Важным средством формирования положительных отношений между детьми являются клубные объединения. Целесообразно обеспечить связь этих объединений с внешней средой, привлечь к их деятельности детей из семей. Чем разнообразней связи воспитанников вне детского дома, тем легче формируются их позитивные взаимоотношения в самом детском доме и происходит процесс взросление подростков.

Особой проблемой является организация межполового взаимодействия, которое должно быть направлено на преодоление наиболее типичных негативных проявлений в межполовом общении и полоролевом поведении воспитанников детских домов: жёстко однополые группировки; неумение строить межполовые коммуникации, отсутствие юношеского романтизма и неприятие нравственных норм отношений юношей и девушек; недостаток проявлений феминностей (женственности) и мускулинности (мужественности) у мальчиков; раннее начало половой жизни у девочек, гомосексуальное проявление у мальчиков.

Воспитательные стратегии формирования готовности к адекватным социальным и межличностным отношениям у воспитанников «Детский дом – Площадка взросления» следующие:

  1. «Социальное обучение»- основные педагогические

воздействия сосредоточены в развитии эмоциональной, волевой и мотивационной сферах и заключаются в поддержке и поошрении здоровых типов поведения. Воспитателю необходимо использовать сказки, игры, истории, дающий позитивный пример для подражания (полоролевой идентификации), личный пример, беседы, тренинги. В детском доме должна быть создана чёткая система поощрения одних типов полоролевого поведения и наказания других. Особое значение имеет принятие правил отношений мальчиков и девочек в детском доме, которые должны вырабатываться и приниматься самими детьми путём обсуждения взаимных требований и претензий и нахождения взаимоустраивающих норм отношений. В рамках воспитательной стратегии «социальное обучение» целесообразно выделить три программы;

  • воспитание женственности у девочек;

  • воспитание мужественности у мальчиков;

  • программа романтизации отношений юношей и девушек.

Эти программы предполагают как специальные занятия (уроки, игры, психологические тренинги), так и внеклассные мероприятия (вечера, конкурсы, встречи, тематические экскурсии и т.д.).

  1. « Социальная прививка» (социальное закаливание) – педагогическое воздействие сосредоточено в основном на развитии предметно- практической сферы с целью развития «иммунитета» к социальному давлению . Это организация позитивного взаимовлияния воспитанников друг на друга и их развития по линии «от игры к делу». Ведущие методы при этом метод воспитывающих ситуаций и социальных проб в процессе деятельности детских и юношеских организаций и прежде всего детского самоуправления, дети должны получить навыки противостояния давлению сверстников («социальная прививка»), выработать взаимоуважительный, товарищеский тип взаимоотношений без насилия и уголовной инициации.

  2. Познавательно – поведенческое предотвращения нежелательного поведения . Основные педагогические воздействия при этом сосредоточены в основном на развитии интеллектуальной и экзистенциальной сфер воспитанников и заключается в применении методов убеждения, научению анализу деятельности и общения (анализ проблем и ситуаций), сознательному принятию решений и коррекции поведения. Формами этой воспитательной работы становятся семинары, диспуты, ситуационные ролевые игры, тренинги, театры психо (социо) драмы, где подростки ставят и разыгрывают сценки, в которых они обсуждают свои проблемы, рассматривают варианты решений и находят наилучший.

Важно развить у детей умение получать удовольствие от красоты природы, искусства, человеческого общения; научить способам снятия стрессов в адекватных социально приемлемых формах.

  1. Индивидуальная и групповая (для детей со сходными проблемами) психологическая коррекция и реабилитация, например, для жертв жестокого обращения, насилия, совращения и т.д.


РЕБЁНОК, ЕГО РОДИТЕЛИ И РОДСТВЕННИКИ

В детском доме воспитываются дети, родители которых живы, а значит дети фактически не являются сиротами. Развитие отношений ребёнка с родителями и родственниками стало важным направлением деятельности детского дома. Эта работа чётко организована социальным педагогом, психологом, заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями ребёнка. Педагогам важно предусмотреть работу как с ребёнком, так и с его родителями, родственниками.

Педагоги не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей к детскому дому, изменить взгляд родителей на своего ребёнка, помочь ребёнку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Всё это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребёнка, для процесса взросления. При решении этой проблемы целесообразно исходить из интересов и потребностей ребёнка в наличии родных и близких людей, в ощущении принадлежности к определённому роду как части человеческой общности.

Очень важно для воспитателей помочь детям оценить и понять их родителей, причину, почему они оказались в детском доме. Дети должны знать о своём прошлом, своей семье. Для детей-сирот характерно переживание чувства вины за собственное сиротство (я – плохой, поэтому меня бросили) трансформирующееся в чувство обиды (они плохие, потому что меня бросили). Поэтому основным результатом взаимодействия между воспитанниками и родителями должно стать изменение позиции ребёнка по отношению к причинам собственного пребывания в детском доме (я живу в детском доме, потому что мои родители не смогли справиться с трудностями). Перевод внутреннего конфликта из эмоциональной сферы в рационально объяснительную позволит ребёнку поставит перед собой задачу стать более успешным, чем его родители.

Роль родственников в процессе взаимодействия с детским домом оговаривается заранее, по составленному плану, но, как правило, она не является заместительной, то есть не заменяет родительские функции. Важно, чтобы ребёнок осознал для себя позицию родственников, с которыми детский дом поддерживает доброжелательную, информативную связь. Ребёнок ходит к ним в гости, приезжает на каникулы, пишет письма, звонит и т. д. Эта связь оказывает на ребёнка воспитывающее влияние и является важным фактором социализации, так как он извлекает из неё информацию о семье: роли отца и матери, распределении обязанностей, месте детей в семье и многое другое, что необходимо знать воспитаннику при создании своей семьи.

Для поддержании связи с родителями, родственниками возможно отправлять по почте информацию об успехах ребёнка, о его биографических событиях, фотографии, отзывы воспитателей, сочинения, рисунки и тому подобное.

Для организации встречи ребёнка с родственниками необходимо определить условия и требования, которые вырабатывает и предъявляет педагогический коллектив. Должны быть оговорены правила поведения воспитателей по отношению к родственникам, установлены некоторые запреты для обеих сторон.

Привлечение родственников к воспитательной работе детского дома – очень сложный и длительный процесс. Сначала возможно их приглашение как пассивных наблюдателей на какие – либо мероприятия, устраиваемые в детском доме, а так же для оказания небольшой помощи по обустройству быта детского дома, причем необходимо продумать некий стимул, поощрение. Затем на родственников возлагаются некоторые функции по решению какой-либо проблемы ребёнка, требующей вмешательства со стороны взрослых. (СМ. план работы с биологическими семьями)

Успех возможен, если педагоги детского дома понимают значение и верят в положительный результат данной работы.

ВОСПИТАННИКИ И ШКОЛА
Особое внимание педагогов детского дома требует развитие взаимодействия со школами, где обучаются воспитанники. Проводятся совместные педконсилиумы, педсоветы с участием воспитателей детского дома, учителей и педагогов школ, работающих с воспитанниками.

Организовывается совместная деятельность воспитанников и учащихся в воспитательных учреждениях, микрорайоне школы, создаются кружки, клубы, театры, студии в которых объединяются воспитанники и учащиеся школ.

ДЕТИ-СИРОТЫ И ИНСТИТУТЫ

СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Взаимодействие детей-сирот и социальных институтов общества может быть непосредственным и опосредованным, когда оно организуется, направляется, контролируется персоналом детского дома (воспитателем, социальным педагогом, психологом, заместителем директора, директором). Есть две принципиально различные группы форм взаимодействия детского дома и его воспитанников с социальными институтами общества:

  1. должностно-функциональная;

  2. социосредовая

Первая группа форм (должностно-функциональная) нужна для обеспечения базового жизнеустройства его воспитанников. Эти формы взаимодействия определяются предназначением детского дома, отведенной ему ролью и местом в системе социальной защиты детства региона.

Любой детский дом взаимодействует с органами и учреждениями образования по вопросам оформления и приёма детей (органами опёки и попечительства), по вопросам дошкольного и школьного обучения (отделы школ-интернатов, инспектора школ), по вопросам диагностики и коррекции (психолого-медико-педагогические комиссии, профцентры); с органами и учреждениями социальной защиты- по вопросам назначения выплаты социальных пособий, бытового устройства и тому подобное (отделы «семьи и детства», назначения и выплаты пенсий и пособий); с органами и учреждениями охраны правопорядка – по вопросам перевоспитания и работы с семьёй (отделы профилактики правонарушений, советы профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних); со службами занятости и трудоустройства населения по вопросам профориентации, профобучения и трудоустройства воспитанников; с органами и учреждениями здравоохранения – по вопросам медицинской профилактики, лечения и оздоровления детей. Кроме того администрация детских домов как представитель интересов ребёнка взаимодействует с судами по вопросам семейных обязанностей , имущественных прав, преступлений детей и преступлений против детей; с прокуратурой по вопросам надзора за соблюдением законодательства о правах детей; с жилищными комиссиями местных администраций – по вопросам обеспечения жильём детей-сирот; отделами ЗАГС, паспортными столами ит.д.
Вторая группа форм взаимодействия (социосредовая) нужна для социализации воспитанников детского дома. Это взаимодействие детского дома и его воспитанников с окружением, как части с целостным обществом, обеспечивающее интеграцию детского дома и детдомовцев в этно-национальную, культурную, общественно-политическую, коммунально-административную, социально-экономическую среду. Эти формы взаимодействия не регламентируются какими-либо инструкциями, а зависят исключительно от социального самоопределения детского дома как части местного сообщества и социально активной позиции его администрации и персонала.

В социосредовой группе можно выделить 4 среды взаимодействия: этно-культурная, общественно-политическая, комунально-административная, социально-экономическая.

Этно-культурная среда – это сложившаяся в поселке, городе, районе инфраструктура учреждений культуры (клубы, досуговые центры, дома Культуры и т.д.) и спорта( спортивные оздоровительные центры, стадионы и т.д.), учреждений дополнительного образования (спортивные, творческие, технические, досуговые и т.д.) и общественных организаций и объединений этно-культурного профиля (национально-культурные центры, историко-краеведческие общества и т.д.)
Детский дом использует базу этих учреждений для проведения систематической воспитательной работы, привлекает специалистов для организации познавательной, досуговой деятельности воспитанников, проявляет инициативу в организации совместной работы, детских объединений клубного типа, проведении воспитательных мероприятий с участием работников культурных и образовательных центров.
Общественно-политическая среда – это в первую очередь детские и молодёжные объединения, общественные (неполитические) объединения экологической. Правозащитной, социально-защитной и другой направленности.

Стратегия детского дома и его воспитанников в развитии взаимодействия в общественно-политической среде может заключаться не только в присоединении к существующим на их территории общественным организациям, но и в том, чтобы выступать их учредителями и или соучредителями на территории поселка, района, города. Участие детских домов и их воспитанников в общественно-политических организациях требует регулирования и поддержки со стороны педагогов.
Коммунально-административная среда – это общественные органы и учреждения, создаваемые гражданами по месту жительства для решения вопросов совместного проживания: благоустройства и озеленения территории, охраны окружающей среды, охраны общественного порядка, совместного отдыха и досуга и т.д. Стратегией детского дома должно быть не просто участие его воспитанников и персонала в общественных санпостах, « зелёных патрулях», народной дружине по охране правопорядка, организации социальных волонтёров и тому подобное, а взятие на себя функций общинного посёлка, микрорайона, центра (детский дом – общественный центр посёлка, микрорайона), где располагаются учреждения и службы общины.
Социально-экономическая среда – это находящиеся в территориальной близости от детского дома промышленные, сельскохозяйственные предприятия коммерческие организации. Стратегией взаимодействия детского дома с предприятиями, организациями коммерческого сектора является социальное партнёрство. Эта форма взаимодействия строится на признании предприятием, коммерческой организацией своей гуманистической миссии, своего социального предназначения, а детский дом при этом выступает социальным партнёром, дающим возможность и помогающим этому предприятию в выполнении его социальных целей. Социальное партнерство – это разносторонне взаимодействие, включающее как спонсорскую помощь средствами, материалами оборудованием. Так и воспитательную, досугово-культурную, оздоровительную профориентационную, производственно-трудовую и другую совместную деятельность детского дома и шефствующего над ним предприятия.
Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, людьми, изменять место и условия проживания детей в детских домах, создавать ситуации для формирования социальной адаптивности, автономности, активности.

Комплексными средствами для решения этих проблем являются экскурсии, путешествия, походы, поездки в другие районы, регионы страны, а так же временные детские объединения, которые создаются на базе оздоровительных центров, прежде всего в каникулярное время. Здесь дети узнают, осваивают отличные от детского дома традиции, нормы, иную систему взаимоотношений, своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, разнообразие общения с новыми людьми, детьми из семей, обогащаются их представления о жизни, окружающем мире.

Открытость детского дома местному сообществу, многообразие его социальных связей, активность педагогов в организации взаимодействия с социальными институтами и учреждениями, использовании их воспитательного потенциала создают такую воспитательную систему детского дома, которая обеспечивает его выпускникам высокий уровень социализации, формирование социально зрелой личности.


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: