NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»


Организация проектно – исследовательской деятельности в начальной школе /из опыта работы/.

Автор: Усынина Елена Витальевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4», г.Сургут, ХМАО-Югра

Наверное, каждый педагог задавал себе вопросы: «Как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни? Существует ли в педагогике такой метод, который решал бы многие образовательные задачи?» К счастью я нашла ответы на эти вопросы! Такой уникальный метод существует! Это метод проектов! Но, знакомясь с литературой о проектной деятельности в школе, я нередко сталкивалась с такими высказываниями, как «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников». Получается несоответствие – стандарты нового поколения требуют, а дети неспособны. Я решила разобраться в этом вопросе и попробовать опровергнуть данное утверждение, т.к. моя интуиция подсказывала, что, по крайней мере «продвинутые» ученики, способны заниматься проектной деятельностью. И вот тут возникла первая трудность: Как организовать проектно-исследовательскую деятельность младших школьников? 2006 год. Опыта такой работы ни у одного педагога нашей школы не было. Да и к тому же учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения? Пришлось действовать методом проб и ошибок. Для организации проектной деятельности в «началке» мне необходимо было решить следующие задачи:

  • Определить условия для формирования навыков исследовательской деятельности.

  • Сформировать у младших школьников и их родителей представлений о проектном обучении, как ведущем способе учебной деятельности;

  • Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью с учащимися моего класса;

  • Ввести в учебный процесс метод проектов, как технологию развития умений учиться.

Чтобы достичь своей цели, я сама должна была понимать, что я буду делать, как я это буду делать, а главное – для чего я это буду делать. Помогла во всём разобраться литература по методу проектов, а также курсы повышения квалификации по данной теме. Вооружившись знаниями, я приступила к решению задач, которые наметила. Задача № 1: Определение условий формирования исследовательских умений младших школьников. Из книг я узнала, что для того, чтобы учащиеся могли заниматься проектной деятельностью, учитель должен создать ряд условий. А именно:

  • Целенаправленность и систематичность.

  • Мотивированность.

  • Творческая среда.

  • Психологический комфорт.

  • Личность педагога.

  • Учет возрастных особенностей.

Всё это я учла в своей дальнейшей работе. Задача № 2: Сформировать у родителей и обучающихся представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности. С этой целью я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с целями и задачами проектного обучения в начальной школе. В качестве образца показала готовые детские презентации. Раздала родителям памятки, в которых говорится о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом. Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, мы посетили научно-практические конференции и фестивали, на которых ученики среднего и старшего звена нашей школы защищали свои проекты. Также показала своим ученикам готовые проекты. Задача №3: Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших школьников. С этой целью я подготовила материально – техническую базу: Совместно с родителями мы собрали классную библиотеку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, Интернет в школе был подключен. Необходимая техника имелась. Важно также определить место данного курса в учебном процессе (кружок, НОУ). Далее необходимо было составить рабочую программу к моему курсу. Мне в своё время не на что было опереться, поэтому программу я составляла сама. А сейчас можно с успехом использовать книгу А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Следующий шаг – это подготовка дидактического материала для учащихся. Можно, конечно, ограничиться памятками или инструкциями, но лучше иметь тетрадь ученика, в которой содержится вся теоретическая часть и упражнения для закрепления полученных знаний. Тетрадь должна быть такой, чтобы, открыв её, ребёнок смог бы самостоятельно выполнить проект. И это стало моей второй трудностью! Данную рабочую тетрадь мне пришлось составлять и печатать самой. Это затратно по времени, но теперь это – путеводитель для ребят, желающих самостоятельно создавать проекты и выполнять исследования. Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для учащихся. Задача №4: Введение в учебный процесс метода проектов, как технологию развития умений учиться. Как только всё выше перечисленное было готово, я приступила к работе. Пришло время выполнить первый проект. В ходе работы, я сразу поняла суть проектно-исследовательского метода, увидела его преимущества, а также свои ошибки. Но главное – мы с ребятами испытали искреннюю радость и огромное удовольствие от первой совместно выполненной работы. В дальнейшем я сделала для себя вывод, что, учитывая возрастные особенности учащихся, в начальной школе целесообразнее выполнять такие виды проектов, как:

1 класс – исследовательские проекты; 2 класс – творческие проекты; 3-4 классы – информационные и ролевые проекты.

Если учитель систематически будет использовать в своей работе проектно – исследовательский метод обучения, то результаты обещают быть следующими:

  • Совершенствование познавательных потребностей учащихся;

  • Развитие познавательных способностей учащихся и критического мышления;

  • Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;

  • Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  • Формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Оценка рисков или «подводные камни», с которыми может столкнуться учитель начальных классов:

  • У первоклассников низкая техника чтения для обработки информации (выход есть - в 1 классе лучше выполнять исследовательские проекты);

  • Низкий уровень самостоятельности (выход - помощь родителей и учителя);

  • Первоклассники не умеют слаженно работать в группе (выход - создание правил работы в группе, использование считалок);

  • Первоклассники не умеют аккуратно оформить продукт своей деятельности (выход - творческие проекты выполнять, начиная со 2-го класса).

Хочу заметить, что все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. И в заключении хочу сказать, что учитель просто обязан идти в ногу со временем. Не нужно бояться трудностей, важно лишь сделать первый шаг к переменам и всё обязательно получится!

страница 1


скачать

Другие похожие работы: