NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Общее описание инновационного продукта





Общее описание инновационного продукта

Представленное на конкурс пособие «Как работать с одарёнными детьми. Методические рекомендации для средних общеобразовательных учреждений из опыта работы гимназии № 293» является одним из продуктов 2-го этапа (поисково-преобразующего) опытно-экспериментальной работы гимназии в статусах районной экспериментальной площадки и городской школы-лаборатории при СПбАППО по теме «Одарённые учащиеся в образовательном пространстве гимназии». Методические рекомендации, представленные в пособии, имеют как теоретическое, так и практическое значение для всех заинтересованных в проблеме одарённости образовательных учреждений, и могут быть использованы в практике работы любого образовательного учреждения (организации). В этом актуальность представленного пособия.

Данное пособие прошло экспертизу на кафедре андрагогики и педагогики СПбАППО, получило на экспертизе высокую оценку и рекомендовано к распространению и увеличению тиража профессором С.Г.Вершловским и доцентом Т.В.Щербовой.

Инновационный продукт раскрывает теоретический подход к проблеме одарённости, которого придерживается гимназия, а также построение системы управленческих, организационных и иных действий по реализации программы работы с одарёнными учащимися в образовательном пространстве образовательного учреждения (организации).

Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентностного  подхода,  введение новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач, можно расценивать как социальный заказ.

Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.
Новизна подхода авторов пособия заключается в признании того факта, что  способны все дети,  только эти способности различны по спектру и характеру проявления, а  одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий. Отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности в каждом отдельном случае и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.

Основополагающими элементами системы  работы гимназии с одаренными детьми являются следующие:

  • культивирование одаренности из общей среды;

  • инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы); 

  • обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  

  • а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью.

В основу    работы гимназии заложены следующие методические требования к ее организации и практической реализации:

  • исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»;

  • экспертизу имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей;

  • организацию необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся;

  • разработку системы мер по повышению квалификации педагогических кадров,  работающих с одаренными детьми;

  • создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми;

  • ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми  учащимися, принятие  необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений;

  • обогащение и распространение опыта педагогов,  работающих с одаренными детьми;

  • создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

 Пособие состоит из трёх разделов:

  1. Работа с одарёнными учащимися в условиях общеобразовательной школы.

  2. Внутришкольные нормативные документы и локальные акты, регламентирующие работу с одарёнными учащимися.

  3. Сценарии праздников и конкурсов.

Первый раздел содержит 9 статей педагогов гимназии, раскрывающих систему работы гимназии по данному направлению.

В статье директора гимназии И.Г.Баевой «Работа с одарёнными детьми – один из вызовов времени» раскрывается основная суть работы с одарёнными учащимися и тот теоретико-практический подход к проблеме одарённости, который лёг в основу всей работы гимназии, а также обрисовываются промежуточные результаты и перспективы данной работы государственной важности.

Статья заместителя директора гимназии по учебной работе Г.А.Иоффе «Пути сопровождения одарённых учащихся в образовательном процессе» носит сугубо практический характер и обрисовывает круг конкретных мероприятий, дел и прочих управленческих действий, которые гимназия предпринимает по отношению к каждому из субъектов образовательного процесса – педагогам, обучающимся и родителям обучающихся.

Автором третьей статьи является педагог-психолог гимназии В.А.Шрамм и называется «Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов». В статье обрисовывается проблема снижения учебной мотивации учащихся от начальной школы к средней и представлен один из основных путей её поддержания и повышения. Этот путь – погружение всех субъектов образовательного процесса в исследовательскую и проектную деятельность через конкретное функционирование конкурса проектных работ «Открытие» и гимназического научного общества «Поиск».

В статье заместителя директора гимназии по учебной работе В.Ю.Сорокиной «Работа с одарёнными учащимися в рамках тематических декад и предметных олимпиад» подробно описывается то, как потенциал работы предметных кафедр (или методических объединений) используется гимназией в работе с одарёнными учащимися. Особое внимание уделяется проведению кафедрами тематических декад, а также большой работе педагогов по выращиванию победителей предметных олимпиад. В статье приведены примеры конкретных планов проведения тематических декад.

Заместитель директора гимназии по воспитательной работе в статье «Развитие творческих способностей учащихся в образовательном пространстве гимназии» раскрывает все секреты погружения учащихся гимназии в творческую деятельность. В статье содержатся схема погружения учащихся в творческую деятельность, а также схема всевозможных творческих объединений в гимназии. Даётся перечень конкурсов, фестивалей, выставок (сборных и персональных), в которых участвуют гимназисты. В заключении статьи схематически показаны все возможные поощрения для творческих гимназистов.

Статья учителя английского языка Л.С.Баклановой содержит опыт индивидуального сопровождения одарённого учащегося на протяжении нескольких лет обучения. В первой части статьи рассказывается об индивидуальном сопровождении ученицы гимназии Я.Давидович, а во второй части даются методические рекомендации для такого рода сопровождения в форме чёткого алгоритма действий педагога: от выявления одарённости, через организацию сотрудничества и планирование - к педагогическому сопровождению учащегося, оказанию помощи, определению путей, в конечном итоге – к творчеству как наивысшему этапу самовыражения личности.

Заместитель директора гимназии по учебной работе Т.В.Горина в статье «Работа с одарёнными учащимися начальной школы в рамках ФГОС» рассматривает одарённость как природное качество каждого ребёнка, которое нужно вовремя и точно заметить и непременно развивать. Отмечается, что в гимназии работа с одарёнными ведётся одновременно по двум направлениям – на уроке и вне урока, как и требует ФГОС. Представлены виды образовательных программ, формы обучения по каждой из программ и общие принципы поддержки интереса к знаниям.

И.В.Кудряшова – автор статьи «Развитие одарённости через Отделение дополнительного образования детей». В статье описывается опыт работы ОДОД гимназии № 293, схематически показаны задачи ОДОД по выявлению и сопровождению одарённых учащихся, элементы педагогических технологий, используемых на занятиях в ОДОД, формы обучения детей и формы проведения занятий в ОДОД.

Завершает первый раздел статья научного руководителя гимназии, кандидата психологических наук Н.М.Бабаевой «О психолого-педагогической готовности педагогов к работе с одарёнными детьми», в которой показаны формы изучения этой готовности (анкеты, опросы, беседы и т.д.). В статье даётся перечень и программа семинаров, которые систематически проводятся для педагогов гимназии с целью повышения их компетентности в работе с одарёнными учащимися.

Второй раздел пособия носит исключительно документальный характер, иллюстрируя управленческий механизм, который действует в гимназии в работе с одарёнными учащимися.

Здесь публикуется сама программа «Выявление и сопровождение одарённых учащихся в образовательном пространстве гимназии на 2011 – 2014 годы». В ней указаны не только цели и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза, но и основные этапы опытно-экспериментальной работы и её детальное планирование.

Далее приводятся в полном объёме следующие положения (локальные акты) гимназии:

  • о методической кафедре гимназии;

  • о смотре-конкурсе современных образовательных технологий в гимназии;

  • об Отделении дополнительного образования детей;

  • о школьном спортивном клубе;

  • о фестивале творческой самодеятельности гимназии «Звонок»;

  • о фестивале патриотической песни «Салют, Победа!»;

  • о гимназическом конкурсе «Лучший класс года» и «Ученик года»;

  • о проектной деятельности учащихся;

  • о научно-практической конференции исследовательских работ гимназии;

  • о портфолио индивидуальных достижений учащегося «Я расту»;

  • о проведении промежуточной аттестации учащихся 10-х классов в форме обязательной защиты проектной работы.

Раздел содержит также так называемую «Модель выпускника гимназии № 293» - как идеальный образ, к которому могут стремиться все обучающиеся в гимназии.

В третьем разделе помещены сценарии трёх праздников и фестивалей для учащихся и одного праздника для учителей. С какой целью? Именно через систему фестивалей, праздников, конкурсов, выставок и других творческих дел в гимназии в том числе проводится линия творческой самореализации одарённых учащихся и одарённых учителей. Поэтому опыт такого рода творческих «фейерверков» может быть чрезвычайно полезен для других образовательных учреждений, которые получают возможность пользоваться представленным пособием.

Глоссарий (5 основных понятий)

  1. ОДАРЁННОСТЬ – наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности.

  2. РАЗНОВИДНОСТИ ОДАРЁННОСТИ:

  • учебная (академическая);

  • проектно-исследовательская;

  • творческая;

  • социально-общественная.

  1. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – интерес к учёбе как основной механизм высокой учебной результативности.

  2. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – участие в создании проектов или в написании и защите исследовательских работ.

  3. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ – система связей между образовательными учреждениями и способ деятельности по совместному использованию образовательных ресурсов.


Аналоговый анализ инновационного продукта

Аналоги представленного продукта

Среди аналогичных представленному продукту выделяются следующие публикации на бумажных носителях или в «Интернет»:

  1.  Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Просвещение, 2006. 

  2.  Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997а. – С. 275-294.

  3. 6.                      Бабаева Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности //

  4.  Богоявленская М.Е. Выявление одаренных детей на основе анкетирования педагогов // Материалы конференции «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы». – М., 2000. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1995.

  5.   Ермолова Т. Одаренный ребенок: подарок или наказание судьбы? / Эстетическое воспитание. – 2001. – № 3.

  6.  Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. – 2003. – № 6

  7.  Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч. – 1999. – № 6.

  8.  Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. – 2001. – № 4.

  9.  Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

  10.   Юркевич В.С. Одаренность: подарок судьбы или испытание? // PsyJournals. – 2010. – № 2.

Сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом

Перечень подобного рода публикаций можно продолжить. Большинство из них представляют собой один из ниже перечисленных вариантов:

  • теоретические статьи по проблемам одарённости;

  • статьи об одарённых детях и работе с ними;

  • публикации о диагностике одарённости или о принципах их педагогической и психологической поддержки;

Ни в одной из приведённых в перечне публикаций не ставится задача распространения опыта лучших учителей в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.

В подавляющем большинстве эти публикации носят на практический, а сугубо теоретический характер, дают научное представление о проблеме.

Отличие предлагаемого продукта от аналогов

Предлагаемый на конкурс инновационных продуктов сборник «Как работать с одарёнными детьми. Методические рекомендации для средних общеобразовательных учреждений из опыта работы гимназии № 293» издан по принципу соединения теоретических положений, касающихся проблем одарённости, с практикой непосредственного построения системы работы с одарёнными учащимися в образовательном простран6стве гимназии, что существенно отличает его от многочисленных аналогов. Все статьи 1 раздела пособия тесно связаны по смыслу, взаимодополняют друг друга, постепенно выстраивая представление о системе работы.

Сама публикация является не теоретическим трактатом на тему одарённости, а практико- ориентированным пособием по работе с одарёнными детьми, предназначенным для переноса опыта гимназии на другие образовательные учреждения (организации).

Второй раздел пособия представляет перечень и примерное содержание большинства локальных актов образовательного учреждения, которые могут применяться в управлении образовательным процессом любой другой школы. Точно так же третий раздел пособия предлагает примеры конкретных сценариев, позволяющих разнообразить работу с одарёнными учащимися не только на индивидуальном уровне, но и на уровне массовых мероприятий.

В отличие от аналогов, предлагаемый сборник прямо ставит и решает задачу распространения передового педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Этому служит как сам сборник, так и прилагаемый к нему дополнительный продукт – стендовый доклад на тему одарённости в бумажном и электронном вариантах.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Применение продукта не требует каких-либо особых, из ряда вон выходящих условий. Главный требуемый ресурс – наличие квалифицированного и заинтересованного в работе с одарёнными учащимися педагогического коллектива, готового применять представленные приёмы, методики и технологии на своих уроках и во внеклассной работе.

Технология внедрения инновационного продукта

Вступительная статья, открывающая сборник «Как работать с одарёнными детьми. Методические рекомендации для средних общеобразовательных учреждений из опыта работы гимназии № 293», представленный на конкурс инновационных продуктов, а также стаьи В.А.Шрамм «Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов» и статья Н.М.Бабаевой «О психолого-педагогической готовности педагогов к работе с одарёнными детьми», обеспечивают необходимый теоретический взгляд на актуальную проблему одарённости, без которого любое дальнейшее внедрение представленного содержания будет лишено целевого компонента, осмысленности и необходимости.

Остальные статьи 1 раздела пособия, а также весь второй и весь третий разделы пособия представляют собой передачу практического опыта выявления, сопровождения одарённых учащихся в образовательном процессе, а также управления образовательным процессом в условиях опытно-экспериментальной работы, посвящённой проблемам одарённости.

Технологией внедрения инновационного продукта является прямое перенесение всего описанного опыта или творческое использование компонентов описываемого опыта. Полному или частичному перенесению подлежат следующие представленные в пособии компоненты:

  • понимание четырёх основных видов одарённости в соотнесении с управленческими, организационными и психолого-педагогическими механизмами практической деятельности образовательного учреждения – с.6

  • конкретные пути сопровождения одарённых учащихся в образовательном процессе в работе с каждым из субъектов образования с.6-8

  • индикаторы одарённости – с.15

  • изучение готовности педагогического коллектива к работе с одарёнными детьми – с.16

  • примерные программы фестиваля естественных наук, недели экологии, декады словесности, читательского форума – с. 19-23

  • схемы развития творческих способностей учащихся, воспитательного пространства для творческого развития учащихся и методов и способов поощрения – с. 24-26

  • алгоритм действий педагога по индивидуальному сопровождению одарённого учащегося – с.28-29

  • перечень образовательных программ для учащихся начальной школы в рамках ФГОС – с. 31

  • схемы задач отделения дополнительного образования детей по выявлению и сопровождению одарённых учащихся, элементов педагогических технологий, используемых на занятиях в ОДОД, форм проведения занятий в ОДОД – с. 32-35

  • план обучающих семинаров для педагогов по проблемам работы с одарёнными детьми – с. 37

  • проект программы работы ОУ с одарёнными учащимися – с. 39-41

  • примеры готовых текстов школьных положений об ОДОД, о школьном спортивном клубе, о фестивалях «Звонок» и «Салют, Победа!», о конкурсе «Лучший класс года», о научно-практической конференции исследовательских работ, о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащегося «Я расту», о проектной деятельности учащихся, о порядке проведения смотра-конкурса современных образовательных технологий, о проведении промежуточной аттестации учащихся 10-х классов в форме проектной работы, о методической кафедре, модели выпускника – с. 39-76

  • сценарии новогодней ёлки для 1-4 классов, праздника «Последний звонок», фестиваля «Иностранная культура на берегах Невы. Французы в Петербурге», празднования Дня учителя «Под крышей дома своего» - с. 77- 99.

Предлагаемый продукт предназначен для перенесения опыта учителей гимназии № 293 в практику работы других учителей других образовательных учреждений.

Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта

Самый первый и, возможно, главный эффект, достигаемый при использовании представленного продукта, - это перенос внимания образовательных учреждений (организаций) на столь важную составляющую образовательного процесса, какой является работа с одарёнными учащимися, без которой трудно в нынешних условиях всерьёз рассчитывать на повышение качества образования как основную цель сегодняшней модернизации образования.

Более частными эффектами являются следующие: образовательные учреждения, которые будут использовать представленный опыт:

  • будут иметь представление о выявлении одарённых учащихся на стадии обучения в начальной школе и о конкретных путях их сопровождения в образовательном процессе на всех уровнях образования и для всех субъектов образовательного процесса;

  • получат возможность использовать организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся с целью повышения их учебной мотивации;

  • смогут использовать в практике своей работы опыт работы предметных кафедр (или методических объединений), организации и проведения тематических декад и предметных олимпиад с целью творческой самореализации одарённых учащихся;

  • будут иметь практическое руководство по индивидуальному сопровождению учителем одарённого учащегося на протяжении длительного срока его обучения в данном образовательном учреждении;

  • перенесут опыт организации всей внеклассной воспитательной работы образовательного учреждения, направленной на реализацию потенциала одарённых учащихся во всех видах учебной, организаторской и творческой деятельности в пределах образовательного пространства, в том числе и через систему дополнительного образования;

  • будут вооружены знанием системы основных управленческих усилий и локальных актов образовательного учреждения, связанных с организацией работы с одарёнными учащимися;

  • получат примеры конкретных текстов и конкретного содержания внутришкольных нормативных документов, регламентирующих работу с одарёнными учащимися;

  • смогут использовать в своей внеклассной работе примеры конкретных сценариев праздников и конкурсов, направленных на творческую самореализацию одарённых учащихся.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

Наибольшая сложность при использовании продукта заключается в недооценке педагогическими коллективами степени важности проблемы одарённости в работе по повышению качества образования.

Другая сложность заключается в недостаточной педагогической, психологической и мотивационной готовности педагогических коллективов и отдельных педагогов к работе с одарёнными учащимися и в неправильном понимании проблемы одарённости, когда работа с одарёнными противопоставляется подходу «школа для всех», что является результатом подмены понятий. Подход, представленный в пособии, заключается в том, что практически каждый обучающийся без всяких отборов признаётся одарённым в том или ином направлении учебной или любой другой деятельности, и проблема одарённости рассматривается в двух ипостасях: как сугубо индивидуальная работа с конкретным учащимся и как оптимальное использование всех видов массовых форм для раскрытия потенциала одарённости в каждом учащемся.

Ещё одним препятствием могут являться определённые концептуальные несогласия использующих продукт учителей с теми или иными положениями или подробностями. Это препятствие легко преодолимо, так как продукт рассчитан на творческое использование его образовательными учреждениями и отдельными педагогами, что оставляет им возможность либо частичного использования, либо дискуссионного подхода при использовании, либо собственного дополнения, корректировки материалов. Любая статья сборника, любой из представленных видов планов, схем, документов, сценариев не является догмой, а представляет собой попытку современной разработки, оставляющей для пользователей возможность взять её за основу и внести любые виды исправлений и дополнений. При этом всегда остаётся возможность полного переноса представленных материалов на практику работы любого ОУ.

Ещё одной сложностью является недостаточно большой тираж публикации сборника. Путь преодоления – выделение средств на расширение тиража издания с целью повышения уровня его доступности.

Определённую сложность представляет задача распространения опыта использования продукта на другие образовательные учреждения, однако эта сложность преодолевается посредством проведения для школ-партнёров семинаров, конференций, мастер-классов, консультаций. Гимназия № 293 имеет опыт такой работы в статусе районного ресурсного центра (до 2011 года), а также в статусах районной опытно-экспериментальной площадки и городской школы-лаборатории при СПбАППО (с сентября 2011 года).

Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного продукта:

  • согласны с условиями участия в данном конкурсе;

  • не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке материалов и допускают правку перед публикацией материалов;

  • принимают на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.



Директор ГБОУ гимназии № 293 И.Г.Баева

М.П. 30 января 2014 г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





1 Общее описание

Реферат: 1 стр.